В системе труда и социальной защиты находятся:
1) Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь;
2) комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома; управления при горрайисполкомах; отделы по труду, занятости социальной защиты при местных администрациях;
3) государственные организации, подчиненные Минтруда и социальной защиты, а также местным исполнительным и распорядительным органам [40, с. 457-458].
Республиканским органом государственного управления областью труда и социальной защиты является Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь. Министерство труда и социальной защиты осуществляет государственную политику в этой сфере является [40].
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. N 1589 «Вопросы министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (в ред. постановлений Совмина от 19.09.2016 N 737) утв. «Положение о Министерстве труда и социальной защиты» [24]. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь (Минтруда и соцзащиты) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику, осуществляющим управление в области труда и охраны труда, занятости населения, социальной защиты, демографической безопасности, альтернативной службы, координирующим деятельность по этим направлениям других республиканских органов государственного управления, а также осуществляющим организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Национального комитета по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь.
Минтруда и соцзащиты в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах компетенции:
- разрабатывает с участием заинтересованных республиканских органов государственного управления предложения по основным направлениям и приоритетам государственной политики в области труда, условий и охраны труда, содействия занятости, демографической безопасности, социальной защиты и альтернативной службы;
- представляет в Совет Министров Республики Беларусь доклады по вопросам труда, содействия занятости, демографической безопасности, социальной защиты и предложения к государственным программам (прогнозам) социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу;
- участвует в разработке, организует выполнение социальных программ и осуществляет контроль за их реализацией;
- организует и проводит мониторинг в области труда, включая контрактную форму найма работников, содействия занятости, демографической безопасности и социальной защиты;
- вносит в установленном порядке предложения о принятии дополнительных мер по предотвращению нарушений трудовых прав работников, работающих по контракту;
- вносит в установленном порядке предложения по государственным минимальным социальным стандартам в области труда, пенсионного обеспечения, социальной поддержки и социального обслуживания;
- разрабатывает и утверждает в установленном порядке нормы питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем в государственных организациях, подчиненных Минтруда и соцзащиты, осуществляющих стационарное социальное обслуживание;
- разрабатывает и утверждает положения, устанавливающие порядок организации деятельности учреждений социального обслуживания, примерные нормативы численности их работников, а также нормы питания, обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем в учреждениях социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание;
- разрабатывает и реализует государственные программы, концепции и иные мероприятия в области социального обслуживания, а также организует и координирует проведение научных исследований в этой области;
- организует повышение квалификации, стажировку и переподготовку руководящих работников, специалистов, рабочих, служащих учреждений социального обслуживания;
- разрабатывает с участием республиканских органов государственного управления предложения по внедрению социальных стандартов;
- утверждает в установленном порядке нормы и нормативы материального, кадрового и технического обеспечения организаций, подчиненных Минтруда и соцзащиты;
- вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию системы социальных пособий, компенсационных выплат, а также порядка и условий оказания государственной социальной помощи и предоставления социальных услуг;
- разрабатывает и вносит предложения по повышению материального стимулирования и эффективности труда, регулированию тарифной части заработной платы в отраслях экономики;
- осуществляет тарификацию работ, обеспечивает координацию работы по нормированию труда в отраслях экономики, устанавливает тождественность профессий рабочих и должностей служащих;
- подготавливает с участием республиканских органов государственного управления предложения по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, государственных служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований;
- осуществляет согласование штатного расписания аппаратов государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
- устанавливает по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, численность работников государственных учреждений, подчиненных Минтруда и соцзащиты;
- разрабатывает и утверждает порядок и условия индексации денежных доходов населения в связи с инфляцией, а также при несвоевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий [24].
В структуру центрального аппарата Минтруда и соцзащиты входят главные управления, управления, отделы, секторы, департаменты с правами юридического лица: Департамент государственной инспекции труда (далее - Департамент) и Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (далее - Фонд).
В систему Минтруда и соцзащиты входят структурные подразделения областных и Минского городского исполнительных комитетов, осуществляющие государственно-властные полномочия в области труда, занятости и социальной защиты, территориальные органы Департамента и Фонда в количестве согласно приложению, государственные организации, подчиненные Минтруда и соцзащиты, согласно перечню, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь.
Министерство труда и социальной защиты действует на основании Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь [24].
Главное предназначение Минтруда и социальной защиты — проводить государственную политику в области труда и охраны труд осуществлять управление в области труда и охраны труда, занятости и социальной защиты, демографической безопасности, координации деятельности по этим направлениям других республиканских органов государственного управления.
Основными задачами Минтруда и соцзащиты являются:
- разработка предложений и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по вопросам содействия занятости населения, оплаты, условий и охраны труда, государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, демографической безопасности, социального партнерства, урегулирования коллективных трудовых споров, социального обслуживания и социальной помощи, альтернативной службы, улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи, обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, социальных гарантий населению;
- совершенствование законодательства о труде, занятости и социальной защите населения;
- осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства о пенсионном обеспечении, занятости населения, государственном социальном страховании, труде и об охране труда, по вопросам предоставления компенсаций работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- осуществление международного сотрудничества в данных областях деятельности [24].
В области занятости населения оно проводит государственную политику, содействует занятости населения, возглавляет и организует и работу государственной службы занятости населения, осуществляет анализ занятости населения, разрабатывает прогнозную оценку состоит рынка труда, организует и координирует разработку и реализацию государственной и региональных программ содействия занятости населения, вносит предложения о совершенствовании порядка регистрации граждан безработными, координирует правоведение оплачиваемых общественных работ, организует профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных [24].
Государственными организациями, подчиненными Министерству труда и социальной защиты, являются:
1. Учреждение «Научно-исследовательский институт труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
2. Государственное учреждение образования "Республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
3. Республиканское унитарное предприятие «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр»;
4. Государственное учреждение «Республиканский реабилитационный центр для детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
5. Государственное учреждение «Республиканский интернат ветеранов войны и труда»;
6. Государственное учреждение «Республиканский санаторий «Ясельда» для ветеранов войны, труда и инвалидов»;
7. Государственное учреждение «Республиканский санаторий «Березина» для ветеранов войны, труда и инвалидов»;
8. Государственное учреждение «Республиканский санаторий «Белая вежа» для ветеранов войны, труда и инвалидов»;
9. Государственное учреждение «Республиканский санаторий «Вяжути» для инвалидов с нарушениями опорно - двигательного аппарата»;
10. Республиканское унитарное предприятие «Республиканский центр охраны труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
11. Государственное учреждение «Центр информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»;
12. Учреждение «Редакция журнала «Охрана труда и социальная защита».
Органом, осуществляющем осуществление надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда и выявление и пресечение нарушений законодательства о труде и об охране труда является Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является структурным подразделением центрального аппарата Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с правами юридического лица, наделенным государственно-властными полномочиями и осуществляющим надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
- осуществляет надзор за исполнением органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, работодателями законодательства о труде и об охране труда;
- заслушивает на заседаниях коллегии Департамента уполномоченных должностных лиц государственных органов, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и работодателей по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда, получает от них объяснения по фактам выявленных нарушений;
- вносит в установленном порядке предложения о приостановлении или отмене действия противоречащих законодательству о труде и об охране труда нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов;
- вносит предложения соответствующим государственным органам и нанимателям о привлечении к ответственности работников, в том числе должностных лиц, допустивших нарушения законодательства о труде и об охране труда, вплоть до освобождения их от занимаемых должностей;
- осуществляет надзор за проведением государственными органами, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, нанимателями работы по обучению руководителей и специалистов организаций по вопросам законодательства о труде и об охране труда и требует в необходимых случаях проведения внеочередной проверки знаний по этим вопросам;
- в случаях выявления нарушений требований по охране труда, создающих угрозу сохранению жизни, здоровью и работоспособности работающих в процессе их трудовой деятельности, информирует для принятия мер государственные органы, имеющие право приостанавливать действие специального разрешения (лицензии), аттестацию, аккредитацию и аннулировать свидетельства и сертификаты;
- участвует в приемке законченных строительством объектов производственного и социально-бытового назначения;
- требует путем выдачи предписания внесения изменений в технологическую документацию на производственное оборудование, технологические процессы на соответствие требованиям по охране труда;
- проводит специальные расследования несчастных случаев на производстве и участвует в установленном порядке в расследовании профессиональных заболеваний, а также осуществляет надзор за соблюдением работодателями законодательства о расследовании и учете несчастных случаев на производстве;
- согласовывает в установленном порядке в пределах своей компетенции проекты технических нормативных правовых актов;
- осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством [37].
Деятельность Министерства труда и социальной защиты
Политика, проводимая Министерством в области оплаты труда, была направлена:
- в реальном секторе экономики – на обеспечение роста заработной платы во взаимосвязи с ростом производительности труда, сохранение курса по либерализации оплаты труда работников коммерческих организаций и расширение прав нанимателей в стимулировании труда;
- в бюджетном секторе экономики – на обеспечение реального содержания заработной платы работников бюджетной сферы с целью достижения оптимального соотношения уровня их заработной платы к заработной плате в целом по республике;
- в области социальной защиты – на усиление роли минимальной заработной платы как государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда.
Министерством труда и социальной защиты в реальном секторе экономики проводится работа по обеспечению зависимости уровня заработной платы работников от эффективности деятельности, а повышение заработной платы – от роста производительности труда [47].
Рост заработной платы работников государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, осуществлялся только при условии опережающих темпов роста производительности труда над темпом роста заработной платы.
В результате, в республике соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы постоянно увеличивается. Так, за январь-ноябрь 2016 г. оно составило 1,056 [47].
В республике постоянно растет число организаций, применяющих гибкие системы оплаты труда. Так, на 1 января 2017 г. количество таких организаций по сравнению с началом 2016 года увеличилось на 19,5 процента (с 10 048 до 12 003 организаций), что составляет 8,4 процента от общего их количества в республике [47].
Номинальная начисленная заработная плата в республике в январе- декабре 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом 2015 года увеличилась на 7,3 процента и составила 722 рубля, в том числе в декабре–801,6 рубля [47].
Повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы осуществлялось в основном путем увеличения размера тарифной ставки первого разряда.
С начала 2016 года дважды повышена тарифная ставка первого разряда: с 1 января – с 292 тыс. рублей до 295 тыс. рублей, с 1 апреля – с 295 тыс. рублей до 298 тыс. рублей. В настоящее время её размер с учетом деноминации составляет 29,8 рубля. Общий прирост тарифной ставки первого разряда по сравнению с декабрем 2015 г. составил 2,1 процента.
В целях социальной защиты низкооплачиваемых категорий работников минимальная заработная плата (далее – МЗП) с 1 января 2016 г. установлена в размере 2300 тыс. неденоминированных рублей [33].
С 1 января 2017 г. МЗП установлена в размере 265 рублей, что составило более 90 процентов минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек.
Министерство уделяет внимание вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, выполнению мероприятий подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016–2020 годы (далее – подпрограмма «Охрана труда»). Ведется системная работа по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы.
Органами государственной экспертизы условий труда в 2016 г. проведено 464 экспертизы, в том числе 137 экспертиз качества аттестации рабочих мест. Восстановлены законные права 260 работников на представление им компенсаций и гарантий за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Подготовлено 293 заключения в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» за неаттестованные по вине нанимателя периоды, из них в 236 случаях особые условия труда подтверждены [47].
В целях осуществления надзора за соблюдением трудовых прав граждан Департаментом в 2016 году проведена 7381 проверка [47].
В ходе надзорной деятельности государственными инспекторами труда было выявлено более 117 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда. В целях устранения выявленных нарушений, по результатам проведенных в отчетном периоде проверок, было выдано 4540 требований (предписаний) на устранение более 93,5 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда, приостанавливалась (запрещалась) работа 112 проверяемых субъектов, 693 цехов (производственных участков) и свыше 9,9 тыс. единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников [47].
За нарушения законодательства о труде и об охране труда привлечены к административной ответственности в виде штрафа 9572 уполномоченных должностных лица и 4503 нанимателя, к дисциплинарной ответственности – 8515 уполномоченных должностных лиц, из них 37 уволено [47].
Решение вопросов обеспечения занятости населения в 2016 г. осуществлялось через реализацию мероприятий подпрограммы 1 «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73 (далее – подпрограмма 1) [26].
В результате реализации мероприятий подпрограммы 1 уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2017 г. составил 0,8 процента к численности экономически активного населения и снизился по сравнению с 1 января 2016 г. (1,0) на 0,2 процентных пункта [47].
На 1 января 2017 г. на учете состояло 35,3 тыс. безработных, что на 18,5 процента меньше, чем на 1 января 2016 г. (43,3 тыс. человек) [47].
Содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий в январе-декабре 2016 г. оказано 1810 безработным (101,1 процента), для организации частного унитарного предприятия – 29, крестьянского (фермерского) хозяйства – 10, ремесленной деятельности – 216, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – 11 безработным [47].
В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 151 семье безработных (116,2 процента от ожидаемого результата).
В целях минимизации социальных издержек, связанных с оптимизацией численности работников организаций, осуществляющих реорганизацию производства, органами по труду, занятости и социальной защите осуществляется мониторинг состояния рынка труда организаций по вопросам использования рабочего времени, высвобождения персонала в связи с оптимизацией численности работников, а также проведения кадровой диагностики.
В целях содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами по труду, занятости и социальной защите проводятся информационные мероприятия по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда региона, организованы «горячие линии».
С 1 июля 2016 г. в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 4 июня 2016 г. «Об альтернативной службе» в республике реализовано конституционное право гражданина на замену воинской службы на альтернативную.
Граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. Перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты от 31 мая 2016 г. № 24.
В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе» Министерство труда и социальной защиты определяет организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы. В целях реализации данной статьи приказом Министерства труда и социальной защиты от 13 октября 2016 г. № 120 создана Комиссия по определению организации, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу [47].
В Министерство поступила информация о 60 гражданах, в отношении которых воинская служба заменена на альтернативную. К прохождению альтернативной службы приступил 51 человек. 9 человек отказались от ее прохождения [47].
В течение 2016 года реализовывались меры по социальной защите семей, воспитывающих детей, в том числе предусмотренные подпрограммой «Семья и детство» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы.
Системой государственных пособий (11 видов) охвачены 551,7 тыс. детей (30,2 процента от общего числа детей). Удельный вес детей в возрасте до 3 лет, обеспеченных государственными пособиями, составил 97,1 процента (347,2 тыс. детей) [47].
В 2016 году производился перерасчет размеров пособий в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), а также в связи с ростом среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом среднемесячный размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличился на 8 процентов и составил 267,08 рубля, в том числе в декабре – 270,42 рубля.
В 2016 году в ОАО «АСБ Беларусбанк» открыто 18 983 депозитных счета «Семейный капитал» на сумму 189,83 млн. долларов США. За весь период реализации семейного капитала (с 2015 года) открыто 30 565 депозитных счетов на общую сумму 305,65 млн. долларов США [47].
По состоянию на 1 января 2017 г. на учете в территориальных центрах социального обслуживания населения состоят 88 462 многодетных семьи, 27 133 семьи, воспитывающие детей-инвалидов (на 1 января 2015 г. – 80 144 и 25 828 семей соответственно) [47].
С 1 декабря 2016 г. на основании решения Главы государства произведен перерасчет трудовых пенсий (в среднем на 4,8 процента). Также в феврале, в апреле (с доплатой за март), мае и августе 2016 г. были повышены минимальные и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В 2016 г. получателями государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) стали 290,4 тыс. человек на сумму 72,4 млн. рублей [47].
По сравнению с 2015 годом, сумма ГАСП увеличилась на 30,5 процента, в том числе ежемесячного социального пособия – на 35,1 процента; единовременного социального пособия – на 14,7; социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников – на 32,7; социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации – на 33,5; обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни – на 26,1 процента [47].
Местными органами активно внедряются новые технологии социальной работы с нетрудоспособными гражданами. Открываются дома самостоятельного, сезонного проживания, в которых пожилые люди живут длительный срок либо только в течение осенне-зимнего периода на имеющиеся у них средства, самостоятельно организуют свое питание, солидарно оплачивают коммунальные услуги. Центрами организуется социальное обслуживание совместно проживающих пожилых людей.
Таким образом, в систему управления социальной защитой населения входят Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь; комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома; управления при горрайисполкомах; отделы по труду, занятости социальной защиты при местных администрациях; государственные организации, подчиненные Минтруда и социальной защиты, а также местным исполнительным и распорядительным органам.
Приоритетными направлениями деятельности органов управления в сфере социальной защиты в Республике Беларусь являются защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Вся проделанная работа свидетельствует о том, что социальная политика выступает важнейшей составляющей белорусской модели развития. В центре ее внимания – забота о здоровье граждан, непрерывные инвестиции в их профессиональное и духовное развитие, соблюдение принципа социальной справедливости для всех групп населения.
Политика в области социальной защиты направлена на сокращение малообеспеченности, усиление адресной социальной поддержки нуждающихся граждан, расширение социального страхования и социального обслуживания населения, рациональное использование выделяемых на социальную защиту средств.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 222.