В соответствии со ст. 1 Конституции Республики Беларусь наше государство провозгласило себя как унитарное, демократическое, социальное, правовое, в котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. В Конституции Республики Беларусь провозглашено, что человек является высшей ценностью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2) [1]. Всем гражданам страны гарантирована охрана здоровья, выплата заработной платы, государственных пенсий и пособий. В социальной сфере приоритетом является сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта.
Согласно Конституции, Республика Беларусь — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих своим гражданам достойную жизнь и свободное развитие [1].
Появление термина «социальное государство» фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные функции. А значит, оно берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.
Конституционная интерпретация понятия социального государства включает два основных вектора его деятельности: первый - это общая стратегия, касающаяся любого члена общества (проведение политики, которая направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); второй — решаемые государством дополнительные задачи в отношении отдельных групп и слоев населения (установление различных гарантий социальной защиты). Признание на конституционном уровне значимости социальной защиты (как составного элемента понятия социального государства), а также конституционно закрепленная взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения неизбежно вызывают интерес науки права социального обеспечения к этому феномену общественной жизни [40, с. 40].
Среди основных социально-экономических прав и свобод граждан республики в настоящее время важнейшее место занимает право на социальную защиту. Несмотря на то, что это важнейшее социально-экономическое право, в Конституции Республики Беларусь это не закреплено. Но оно широко употребляется в принятых в последние 10-12 лет законах и в подзаконных нормативно правовых актах [43, с. 69].
Проблемы социальной защиты граждан всегда волновали и продолжают волновать ученых разных направлений (юристов, социологов, экономистов). С 1947 года указанная проблема встала в повестку для созданного для этих целей Международного общества социальной защиты. В 1958 году в Стокгольме и в 1960 году в Белграде состоялись специальные Международные конгрессы социальной защиты, в которых активное участие принимали видные советские экономисты, социологи, юристы. Несмотря на многие теоретические проработки, к сожалению, акцентировать внимание на сущности и содержании понятия «социальной защиты» не удалось, и сегодня оно оценивается далеко неоднозначно [40, с. 48].
Социальную защиту можно определить как комплекс мер в сфере денежного и натурального обеспечения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан, создание условий для их самореализации и самообеспечения, а также осуществляемых за счет бюджетов и фондов социальной поддержки населения, других источников сверх традиционно реализуемых системой социального обеспечения. Данное определение адресное и в нем делается акцент на том, что социальная защита может быть эффективной только в том случае, когда она обеспечивает не просто материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, душевный комфорт.
В нашей стране все виды социальной защиты населения можно разбить на две основные формы: социальное страхование, к которому относятся все социальные выплаты (пенсии по возрасту и инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком, по утрате кормильца, по безработице), и социальная помощь (государственная адресная социальная помощь, предоставление льгот на строительство жилья, социальное обслуживание населения).
Действие базовых институтов социальной защиты в Республике Беларусь распространяется практически на все нуждающиеся в защите категории населения, однако их результативность невысока. Низкая степень охвата остается основной проблемой программ государственной адресной социальной помощи (ГАСП). В них все еще преобладают категориальные льготы, в то время как на долю программ, основанных на оценке нуждаемости, приходится незначительная часть расходов. Несмотря на то что 82% населения из наименее обеспеченной децильной группы домашних хозяйств отмечают факт получения того или иного вида пособий, их адресная направленность остается низкой, так как пособия и льготы имеют также семьи с высокими доходами [40, с. 49].
Большая часть расходов приходится на внебюджетный Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты населения Республики Беларусь.
Основные направления деятельности органов власти государства и общественных организаций по защите населения – благотворительность, социальное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная поддержка, социальная реабилитация, медицинское обслуживание, социальное страхование и др. Указанные виды защиты граждан можно объединить общим названием «социальная защита населения», которая является неотъемлемой частью государственной социальной политики. Поэтому социальная защита населения – одна из основных сфер реализации социальной политики [60, с. 45].
Реализация конституционных прав граждан на труд, здоровые и безопасные условия труда, на доступную среду и социальное обеспечение в старости и в случае инвалидности являются важнейшими задачами социальной политики государства.
Одним из приоритетов государственной политики является создание условий для качественного развития человеческого потенциала, здоровой и достойной жизни населения, в том числе на основе реализации комплекса мер по предоставлению комфортных условий жизнедеятельности, предупреждению инвалидности и реабилитации инвалидов, социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан [25].
Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения.
В Республике Беларусь разработана стратегия проекта по реализации Концепции формирования единой программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.
Особое внимание уделяется в республике жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.
Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии. Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.
В Беларуси сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и повышения социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.
Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
- гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
- гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
- гарантиях права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
- гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;
- гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;
- гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.
Цель социальной политики белорусского государства — формирование стабильного и высокоразвитого общества, в котором нет нищеты и резких социальных контрастов, неоправданного высокого расслоения, розни между нациями, конфессиональными, поселенческими, возрастными и другими группами, достигнут приемлемый уровень и качество жизни, созданы условия для развития человеческого потенциала, имеется достаточная степень общественного согласия, солидарности и преемственности поколений, а возникающие противоречия разрешаются без острых конфликтов.
Объектом социальной политики является социальная сфера. В социологической литературе существует несколько определений данного понятия. Первая попытка его категоризации состояла в выделении специфических социальных отношений, по аналогии с краткими дефинициями других сфер общества. Так, политика понимается как отношения между группами людей по поводу власти, ее завоевания, сохранения и использования; экономика — как отношения по поводу производства материальных благ, товаров и услуг, их обмена, распределения и т. д.; духовнокультурная жизнь - как отношения по поводу духовного производства, сохранения и приумножения культурных ценностей. По этой же логике социальная сфера определялась как отношение по поводу общественного положения групповых субъектов, их образа и уклада жизни [60, с. 45]. Это определение широко используется при анализе проблематики статусно-ролевой дифференциации, социальной мобильности, паттернов повседневных межгрупповых отношений, образа жизни и др.
Несколько иное понимание введено Г. И. Осадчей. Она определяет социальную сферу как «подсистему общества, порожденную объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального развития» [60, с. 46]. В ее концепции, помимо общественного положения, учитываются также потребление, уровень личностного развития, тип общественного сознания и образ жизни.
Экономисты обычно говорят о социально-трудовой сфере, имея в виду тесную взаимосвязь социальных и трудовых отношений. Профессор Н. А. Волгин включает в нее отрасли социокультурного комплекса, рынок труда, мотивацию труда, социальную защиту и страхование, пенсионную систему, охрану труда [58]. На наш взгляд, такой подход несколько смещает анализ в сторону экономики труда.
Еще более широко видит данное понятие В. М. Рутгайзер. Он пишет: «Социальная сфера общества, охватывая интересы классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, охраны здоровья и организации досуга, ориентирована на запросы и потребности каждого члена общества» [60, с. 46]. При таком «перечневом» подходе, с одной стороны, сложно перечислить все, с другой - часто остаются неучтенными очень важные моменты, и в перечень включаются избыточные для данной темы предметы. Так, автор затронул работу отрасли услуг, аренду предприятий, налог с оборота и другие интересные темы, но выходящие за обозначенное предметное поле. В то же время остались без внимания образование, социальная защита, пенсионное обеспечение и другое, с чем связаны ожидания людей относительно социальной сферы.
С теоретической точки зрения только социально ориентированная модель способна сделать доступными для семьи те услуги, которые по принятой экономической парадигме требуют для своего производства и распределения рыночного механизма [62, с. 47].
Дата: 2018-12-28, просмотров: 241.