ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс трансформации, затронувший на рубеже XX и XXI вв. ряд стран, в том числе и Республику Беларусь, характеризуются углублением острых со­циальных противоречий и проблем, включая падение доходов населения, возрастание бедности и неравенства, рост безработицы, ухудшение стан­дартов образования и здравоохранения. Перманентное возникновение и обострение сложных социальных проблем - явление объективное и не об­ходит ни одно из государств мира. Обращает на себя внимание устойчивая закономерность: периоды масштабных экономических преобразований, ломки традиционных стереотипов, представлений и существующих идеоло­гических парадигм, как правило, сопровождаются принципиальными изме­нениями в социальной сфере. Причем зависимость имеет выраженный детермини­рованный характер и развивается по принципу адаптивной связи. В одном случае экономические преобразования являются причиной обострившихся социальных противоречий и проблем, в другом - развитие социума, соци­альной сферы приводит к неизбежности экономических реформ.

Важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и проти­воречий призвана выступать социальная защита государства, которая должна не только смягчать негативные социальные явления, но и помогать населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовывать позитивные сдвиги в эко­номике, обеспечивать социальную ориентированность развития.

Переход белорусской экономики с плановой системы на рыноч­ные отношения вызвал изменения материальных, социальных, де­мографических, политических и духовных условий жизнедеятель­ности различных социальных групп, определил новые требования к стратегии и тактике поведения субъектов хозяйствования, каче­ству жизни населения и целевым программам государственного развития. Таким образом, трансформационные преобразования, затронувшие все сферы жизни белорусского общества, оказали су­щественное влияние на современные социально-экономические и политические процессы белорусской действительности. Это об­уславливает интерес к исследованию процессов, протекающих в социальной сфере современного белорусского общества, и необ­ходимость совершенствования социальной защиты государства.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления государством социальной защиты населения.

Предметом исследования является правовое обеспечение организации социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Цель дипломной работы заключается в исследовании административно-правового регулирования социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретико-правовые основы организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;

- исследовать административно-правовой механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь;

- проанализировать проблемы реализации механизма административно-правового регулирования социальной защиты населения в Республике Беларусь и пути его совершенствования.

Отдельные аспекты системы социальной защиты населения были исследованы Л. С. Боровик, Э.А. Вальчук, И. С. Корнеевец, С.И. Самыгиной, В.В. Николаевским, Т.А. Постоваловой, Д.М. Демичевым и другими авторами. При этом следует подчеркнуть, что социальная защита данными авторами рассматривалась как в правовом, так и в экономическом смысле. Вместе с тем ряд актуальных аспектов в сфере административно-правового регулирования социальной защиты не являлся предметом рассмотрения ученых-юристов и требует проведения дальнейших научных исследований.

Позитивно отметить то, что в республике сложилась достаточно обширная нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере социальной защиты населения.

При написании дипломной работы был использован широкий круг источников: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О го­сударственных минимальных социальных стандартах», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», «О социальной защите инвалидов» и другие.

 


 


Деятельность Министерства труда и социальной защиты

 

Политика, проводимая Министерством в области оплаты труда, была направлена:

- в реальном секторе экономики – на обеспечение роста заработной платы во взаимосвязи с ростом производительности труда, сохранение курса по либерализации оплаты труда работников коммерческих организаций и расширение прав нанимателей в стимулировании труда;

- в бюджетном секторе экономики – на обеспечение реального содержания заработной платы работников бюджетной сферы с целью достижения оптимального соотношения уровня их заработной платы к заработной плате в целом по республике;

- в области социальной защиты – на усиление роли минимальной заработной платы как государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда.

Министерством труда и социальной защиты в реальном секторе экономики проводится работа по обеспечению зависимости уровня заработной платы работников от эффективности деятельности, а повышение заработной платы – от роста производительности труда [47].

Рост заработной платы работников государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50 процентов, осуществлялся только при условии опережающих темпов роста производительности труда над темпом роста заработной платы.

В результате, в республике соотношение темпов роста производительности труда и заработной платы постоянно увеличивается. Так, за январь-ноябрь 2016 г. оно составило 1,056 [47].

В республике постоянно растет число организаций, применяющих гибкие системы оплаты труда. Так, на 1 января 2017 г. количество таких организаций по сравнению с началом 2016 года увеличилось на 19,5 процента (с 10 048 до 12 003 организаций), что составляет 8,4 процента от общего их количества в республике [47].

Номинальная начисленная заработная плата в республике в январе- декабре 2016 г. по сравнению с соответствующим периодом 2015 года увеличилась на 7,3 процента и составила 722 рубля, в том числе в декабре–801,6 рубля [47].

Повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы осуществлялось в основном путем увеличения размера тарифной ставки первого разряда.

С начала 2016 года дважды повышена тарифная ставка первого разряда: с 1 января – с 292 тыс. рублей до 295 тыс. рублей, с 1 апреля – с 295 тыс. рублей до 298 тыс. рублей. В настоящее время её размер с учетом деноминации составляет 29,8 рубля. Общий прирост тарифной ставки первого разряда по сравнению с декабрем 2015 г. составил 2,1 процента.

В целях социальной защиты низкооплачиваемых категорий работников минимальная заработная плата (далее – МЗП) с 1 января 2016 г. установлена в размере 2300 тыс. неденоминированных рублей [33].

С 1 января 2017 г. МЗП установлена в размере 265 рублей, что составило более 90 процентов минимального потребительского бюджета на одного члена семьи из четырех человек.

Министерство уделяет внимание вопросам реализации государственной политики в области охраны труда, выполнению мероприятий подпрограммы 2 «Охрана труда» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости на 2016–2020 годы (далее – подпрограмма «Охрана труда»). Ведется системная работа по обучению и повышению квалификации работников по вопросам охраны труда, пропаганде безопасных приемов и методов работы.

Органами государственной экспертизы условий труда в 2016 г. проведено 464 экспертизы, в том числе 137 экспертиз качества аттестации рабочих мест. Восстановлены законные права 260 работников на представление им компенсаций и гарантий за работу во вредных и (или) опасных условиях труда. Подготовлено 293 заключения в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» за неаттестованные по вине нанимателя периоды, из них в 236 случаях особые условия труда подтверждены [47].

В целях осуществления надзора за соблюдением трудовых прав граждан Департаментом в 2016 году проведена 7381 проверка [47].

В ходе надзорной деятельности государственными инспекторами труда было выявлено более 117 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда. В целях устранения выявленных нарушений, по результатам проведенных в отчетном периоде проверок, было выдано 4540 требований (предписаний) на устранение более 93,5 тыс. нарушений законодательства о труде и об охране труда, приостанавливалась (запрещалась) работа 112 проверяемых субъектов, 693 цехов (производственных участков) и свыше 9,9 тыс. единиц станков, машин и другого производственного оборудования, эксплуатация которых создавала угрозу жизни и здоровью работников [47].

За нарушения законодательства о труде и об охране труда привлечены к административной ответственности в виде штрафа 9572 уполномоченных должностных лица и 4503 нанимателя, к дисциплинарной ответственности – 8515 уполномоченных должностных лиц, из них 37 уволено [47].

Решение вопросов обеспечения занятости населения в 2016 г. осуществлялось через реализацию мероприятий подпрограммы 1 «Содействие занятости населения» Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 – 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. № 73 (далее – подпрограмма 1) [26].

В результате реализации мероприятий подпрограммы 1 уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2017 г. составил 0,8 процента к численности экономически активного населения и снизился по сравнению с 1 января 2016 г. (1,0) на 0,2 процентных пункта [47].

На 1 января 2017 г. на учете состояло 35,3 тыс. безработных, что на 18,5 процента меньше, чем на 1 января 2016 г. (43,3 тыс. человек) [47].

Содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий в январе-декабре 2016 г. оказано 1810 безработным (101,1 процента), для организации частного унитарного предприятия – 29, крестьянского (фермерского) хозяйства – 10, ремесленной деятельности – 216, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма – 11 безработным [47].

В целях стимулирования трудовой мобильности граждан оказано содействие в переселении на новое место жительства и работы 151 семье безработных (116,2 процента от ожидаемого результата).

В целях минимизации социальных издержек, связанных с оптимизацией численности работников организаций, осуществляющих реорганизацию производства, органами по труду, занятости и социальной защите осуществляется мониторинг состояния рынка труда организаций по вопросам использования рабочего времени, высвобождения персонала в связи с оптимизацией численности работников, а также проведения кадровой диагностики.

В целях содействия максимальной занятости высвобождаемых работников органами по труду, занятости и социальной защите проводятся информационные мероприятия по консультированию нанимателей и работников по вопросам трудового законодательства, законодательства о занятости населения, социальной защите, разъяснению ситуации на рынке труда региона, организованы «горячие линии».

С 1 июля 2016 г. в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 4 июня 2016 г. «Об альтернативной службе» в республике реализовано конституционное право гражданина на замену воинской службы на альтернативную.

Граждане проходят альтернативную службу в организациях здравоохранения, социальной сферы, жилищно-коммунального, сельского и лесного хозяйства, в организациях, занимающихся благоустройством территорий, строительством и ремонтом дорог и железнодорожных путей. Перечень организаций, в которых граждане проходят альтернативную службу, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты от 31 мая 2016 г. № 24.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «Об альтернативной службе» Министерство труда и социальной защиты определяет организацию, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу, а также день убытия гражданина к месту прохождения альтернативной службы. В целях реализации данной статьи приказом Министерства труда и социальной защиты от 13 октября 2016 г. № 120 создана Комиссия по определению организации, в которой гражданин будет проходить альтернативную службу [47].

В Министерство поступила информация о 60 гражданах, в отношении которых воинская служба заменена на альтернативную. К прохождению альтернативной службы приступил 51 человек. 9 человек отказались от ее прохождения [47].

В течение 2016 года реализовывались меры по социальной защите семей, воспитывающих детей, в том числе предусмотренные подпрограммой «Семья и детство» Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2016–2020 годы.

Системой государственных пособий (11 видов) охвачены 551,7 тыс. детей (30,2 процента от общего числа детей). Удельный вес детей в возрасте до 3 лет, обеспеченных государственными пособиями, составил 97,1 процента (347,2 тыс. детей) [47].

В 2016 году производился перерасчет размеров пособий в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ), а также в связи с ростом среднемесячной заработной платы работников в республике за квартал.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом среднемесячный размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличился на 8 процентов и составил 267,08 рубля, в том числе в декабре – 270,42 рубля.

В 2016 году в ОАО «АСБ Беларусбанк» открыто 18 983 депозитных счета «Семейный капитал» на сумму 189,83 млн. долларов США. За весь период реализации семейного капитала (с 2015 года) открыто 30 565 депозитных счетов на общую сумму 305,65 млн. долларов США [47].

По состоянию на 1 января 2017 г. на учете в территориальных центрах социального обслуживания населения состоят 88 462 многодетных семьи, 27 133 семьи, воспитывающие детей-инвалидов (на 1 января 2015 г. – 80 144 и 25 828 семей соответственно) [47].

С 1 декабря 2016 г. на основании решения Главы государства произведен перерасчет трудовых пенсий (в среднем на 4,8 процента). Также в феврале, в апреле (с доплатой за март), мае и августе 2016 г. были повышены минимальные и социальные пенсии, надбавки, повышения и доплаты к пенсиям в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В 2016 г. получателями государственной адресной социальной помощи (далее – ГАСП) стали 290,4 тыс. человек на сумму 72,4 млн. рублей [47].

По сравнению с 2015 годом, сумма ГАСП увеличилась на 30,5 процента, в том числе ежемесячного социального пособия – на 35,1 процента; единовременного социального пособия – на 14,7; социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников – на 32,7; социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации – на 33,5; обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни – на 26,1 процента [47].

Местными органами активно внедряются новые технологии социальной работы с нетрудоспособными гражданами. Открываются дома самостоятельного, сезонного проживания, в которых пожилые люди живут длительный срок либо только в течение осенне-зимнего периода на имеющиеся у них средства, самостоятельно организуют свое питание, солидарно оплачивают коммунальные услуги. Центрами организуется социальное обслуживание совместно проживающих пожилых людей.

Таким образом, в систему управления социальной защитой населения входят Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь; комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома; управления при горрайисполкомах; отделы по труду, занятости социальной защиты при местных администрациях; государственные организации, подчиненные Минтруда и социальной защиты, а также местным исполнительным и распорядительным органам.

Приоритетными направлениями деятельности органов управления в сфере социальной защиты в Республике Беларусь являются защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Вся проделанная работа свидетельствует о том, что социальная политика выступает важнейшей составляющей белорусской модели развития. В центре ее внимания – забота о здоровье граждан, непрерывные инвестиции в их профессиональное и духовное развитие, соблюдение принципа социальной справедливости для всех групп населения.

Политика в области социальной защиты направлена на сокращение малообеспеченности, усиление адресной социальной поддержки нуждающихся граждан, расширение социального страхования и социального обслуживания населения, рациональное использование выделяемых на социальную защиту средств.


 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе исследования выявлено, что социальная политика является основой социальной защиты населения. Вследствие этого социальная защита представляет собой механизм реализации социальной политики. На законодательном уровне определяются структурные элементы социальной защиты. По нашему мнению, нет однозначного определения понятия «социальная защита населения» в белорусском законодательстве. Указанное понятие равнозначно понятиям «социальная помощь», «социальное обслуживание», «социальное обеспечение» и т. д. На наш взгляд, социальная защита населения представляет собой деятельность институциализированных и неинституциализированных структур и организаций государства в интересах населения с целью обеспечения достойного уровня жизни граждан, в основе которой государственная социальная политика.

Основное внимание в правовом регулировании социальной защиты уделяется законодательным актам, направленным на поддержку семьи, материнства и детства, укрепление здоровья нации и др. Стратегическими целями социальных программ являются: 1) повышение качества управления и использования финансовых ресурсов; 2) реформирование социальной сферы; 3) развитие человеческих ресурсов для создания условий активного экономического роста.

В систему управления социальной защитой населения входят Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь; комитеты по труду, занятости и социальной защите облисполкомов, Минского горисполкома; управления при горрайисполкомах; отделы по труду, занятости социальной защиты при местных администрациях; государственные организации, подчиненные Минтруда и социальной защиты, а также местным исполнительным и распорядительным органам.

Приоритетными направлениями деятельности органов управления в сфере социальной защиты в Республике Беларусь являются защита интересов простых граждан и поддержка людей, находящихся в сложной жизненной ситуации. Вся проделанная работа свидетельствует о том, что социальная политика выступает важнейшей составляющей белорусской модели развития. В центре ее внимания – забота о здоровье граждан, непрерывные инвестиции в их профессиональное и духовное развитие, соблюдение принципа социальной справедливости для всех групп населения.

Политика в области социальной защиты направлена на сокращение малообеспеченности, усиление адресной социальной поддержки нуждающихся граждан, расширение социального страхования и социального обслуживания населения, рациональное использование выделяемых на социальную защиту средств.

Сегодня в республике сложилась эффективно действующая система справедливого распределения вознаграждения за труд, социальной защищенности малоимущих граждан и социальной защиты населения и целом. Вместе с тем, появляются новые социальные проблемы, которые требуют и новых подходов к их решению.

В частности, необходимо регулирование социально-экономических условий жизни различных слоев общества с учетом экономической ситуации в стране. В настоящее время назрела необходимость интенсивного развития сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, совершенствование механизма для более широкого привлечен их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг; содействие развитию системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, а также практики благотворительной деятельности граждан и организаций, и а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) и ряд других организационных механизмов в сфере социальной защиты населения. Использован инновационных технологий в социальной сфере, внедрение различных институт устанавливающих основы частно-государственного партнерства — это, по нашему мнению, те тенденции и пути в совершенствовании государственного управления в реализации конституционного права на социальное обеспечение.

Кроме того, принятие Социального кодекса Республики Беларусь будет способствовать более широкому обеспечению гарантий права населению республики на социальную защиту, значительно облегчит правоприменение социальных норм, которые находятся в разрозненных нормативных правовых актах.

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс трансформации, затронувший на рубеже XX и XXI вв. ряд стран, в том числе и Республику Беларусь, характеризуются углублением острых со­циальных противоречий и проблем, включая падение доходов населения, возрастание бедности и неравенства, рост безработицы, ухудшение стан­дартов образования и здравоохранения. Перманентное возникновение и обострение сложных социальных проблем - явление объективное и не об­ходит ни одно из государств мира. Обращает на себя внимание устойчивая закономерность: периоды масштабных экономических преобразований, ломки традиционных стереотипов, представлений и существующих идеоло­гических парадигм, как правило, сопровождаются принципиальными изме­нениями в социальной сфере. Причем зависимость имеет выраженный детермини­рованный характер и развивается по принципу адаптивной связи. В одном случае экономические преобразования являются причиной обострившихся социальных противоречий и проблем, в другом - развитие социума, соци­альной сферы приводит к неизбежности экономических реформ.

Важнейшим амортизатором накопившихся социальных проблем и проти­воречий призвана выступать социальная защита государства, которая должна не только смягчать негативные социальные явления, но и помогать населению адаптироваться к новым условиям, способствовать сохранению социальной поддержки реформ, реализовывать позитивные сдвиги в эко­номике, обеспечивать социальную ориентированность развития.

Переход белорусской экономики с плановой системы на рыноч­ные отношения вызвал изменения материальных, социальных, де­мографических, политических и духовных условий жизнедеятель­ности различных социальных групп, определил новые требования к стратегии и тактике поведения субъектов хозяйствования, каче­ству жизни населения и целевым программам государственного развития. Таким образом, трансформационные преобразования, затронувшие все сферы жизни белорусского общества, оказали су­щественное влияние на современные социально-экономические и политические процессы белорусской действительности. Это об­уславливает интерес к исследованию процессов, протекающих в социальной сфере современного белорусского общества, и необ­ходимость совершенствования социальной защиты государства.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления государством социальной защиты населения.

Предметом исследования является правовое обеспечение организации социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Цель дипломной работы заключается в исследовании административно-правового регулирования социальной защиты населения в Республике Беларусь.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретико-правовые основы организации социальной защиты населения в Республике Беларусь;

- исследовать административно-правовой механизм социальной защиты населения в Республике Беларусь;

- проанализировать проблемы реализации механизма административно-правового регулирования социальной защиты населения в Республике Беларусь и пути его совершенствования.

Отдельные аспекты системы социальной защиты населения были исследованы Л. С. Боровик, Э.А. Вальчук, И. С. Корнеевец, С.И. Самыгиной, В.В. Николаевским, Т.А. Постоваловой, Д.М. Демичевым и другими авторами. При этом следует подчеркнуть, что социальная защита данными авторами рассматривалась как в правовом, так и в экономическом смысле. Вместе с тем ряд актуальных аспектов в сфере административно-правового регулирования социальной защиты не являлся предметом рассмотрения ученых-юристов и требует проведения дальнейших научных исследований.

Позитивно отметить то, что в республике сложилась достаточно обширная нормативная правовая база, регулирующая отношения в сфере социальной защиты населения.

При написании дипломной работы был использован широкий круг источников: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь «О го­сударственных минимальных социальных стандартах», «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, ос­тавшихся без попечения родителей», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан», «О социальной защите инвалидов» и другие.

 


 


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 218.