Правовые основы управления социальной защитой населения в Республике Беларусь
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На современном этапе в стране в социальной сфере осуществляется переход от патерналистской к более эффективной модели социальной политики, когда ответственность за ее реализацию распределя­ется между государством и гражданами. Ее можно назвать субсидиарной моделью. Смысл этой модели заключается в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить достойной работой трудоспособное население, создать необ­ходимые рабочие места, тем самым обеспечить условия для повышения реальных доходов населения, предоставить качественные медицинские и образовательные услуги, подготовить высококвалифицированных специа­листов, необходимых для работы в новых условиях информационного об­щества, развивать новые наукоемкие технологии; с другой стороны, нуждаю­щимся гражданам (нетрудоспособным, малообеспеченным, находящимся по объективным причинам в трудной жизненной ситуации, неконкурентным на рынке труда) предоставить социальную защиту. Особое внимание при этом уделяется детям, молодежи, пенсионерам, ветеранам, инвалидам. Это те группы населения, которые нуждаются в государственной поддержке.

Выступая с Посланием белорусскому народу и Национальному собра­нию, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул: «Последние десять лет в отношении роста доходов населения, предостав­ления дополнительных социальных гарантий для семей с детьми, молодежи, пожилых людей, жителей села, малых городов у нас в Беларуси все делается по максимуму, на пределе финансовых экономических возможностей» [52, с. 34].

В Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, ут­вержденной Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 [23], осознанно выделены социальная и демографическая сферы.

В социальной сфере в качестве основных национальных интересов определены:

- удовлетворение основных социальных потребностей граждан, миними­зация негативных последствий социальной дифференциации и социальной напряженности в обществе;

- обеспечение общественной безопасности и безопасности жизнедея­тельности населения;

- снижение уровня преступности и криминализации общества;

- обеспечение занятости трудоспособных граждан и достойного уровня оплаты труда;

- развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала об­щества, сохранение и приумножение его культурного наследия, укрепление духа патриотизма;

- обеспечение гармоничного развития межнациональных и межконфес­сиональных отношений [23].

С начала работы Совета Республики Национального собрания Респуб­лики Беларусь, а первая сессия состоялась 13 января 1997 г., по настоящее время было рассмотрено более 1,6 тыс. законопроектов, из них более 30 кодексов. Свыше 40 % одобренных Парламентом законов имеют социаль­ную направленность [46, с. 244].

Сегодня уже созданы правовые основы регулирования трудовых, брачно-семейных, жилищных отношений, сфер занятости населения, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты. Сформирована и действует эффективная система социальных стандартов.

В Конституции провозглашено, что человек является высшей ценностью общества и государства; государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2). Указанная ответственность - одна из гарантий реализации практически всех социальных прав, закрепленных в Конституции и актах международно-правовых.

С целью обеспечения реализации закрепленных Конституцией социальных прав граждан, а также повышения уровня жизни и обеспечения устойчивого развития общества 11 ноября 1999 г. был принят Закон Республики Беларусь № 322-3 «О государственных минимальных социальных стандартах» [4], определивший правовые основы установления, формирования и применения государственных минимальных социальных стандартов.

В Законе определены государственные минимальные социальные стандарты в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, а также социальной поддержки и социального обслуживания. Реализация названных стандартов - необходимое условие выполнения государством своих обязательств в социальной сфере.

Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» [8] установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.

Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.

Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства Труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для разных социально-демографических групп населения [9].

Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений жизни населения и усиления социальной поддержки нуждающихся граждан.

В Республике Беларусь установлены социальные нормативы, которые являются основой для реализации мер социальной политики.

Сфера применения рассмотренных законов — это оценка материального положения различных групп населения, типов семей, оценка и прогнозирование уровня доходов граждан, обоснование размеров минимальных государственных социально-трудовых гарантий. Соотношение покупательной способности среднедушевых денежных доходов в каждой группе позволяет оценить степень экономического неравенства населения.

Бюджет прожиточного минимума характеризует минимальную границу потребления и представляет собой стоимостную оценку минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья (продукты питания, непродовольственные товары и платные услуги), а также обязательные платежи и взносы. Таким образом, данный бюджет является потребительским бюджетом минимума материальной обеспеченности и позволяет удовлетворять лишь самые насущные потребности людей.

В отличие от бюджета прожиточного минимума минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Данный социальный норматив представляет собой бюджет простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил человека.

В Конституции (статья 42) предусматривается гарантия лицам, работающим по найму, справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование.

Одной из важнейших государственных гарантий работникам по оплате труда является установление размера минимальной заработной платы. Наниматели обязаны выплачивать заработную плату в размере не ниже установленного размера минимальной заработной платы труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора. Минимальная заработная плата — это государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда. Месячная минимальная заработная плата — установленный законодательством низший размер оплаты труда работников за календарный месяц. Применяется при оплате труда на основе месячных тарифных ставок либо окладов, должностных окладов.

Наряду с правом на труд важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан, поскольку человек, его жизнь и здоровье - высшие первичные социальные ценности. Право на охрану здоровья гарантируется Конституцией: гражданам Республики Беларусь предоставляется бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; право граждан на охрану здоровья обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охраны труда (статья 45). В этих целях в республике принимаются меры политического, экономического, правового, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического характера, направленные на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Закон Республики Беларусь от 4 января 2002 г. «О демографической безопасности Республики Беларусь направлен на повышение демографической безопасности Республики Беларусь. Демографическая безопасность – состояние защищенности социально-экономического развития государства и общества от демографических угроз, при котором обеспечивается развитие Республики Беларусь в соответствии с ее национальными демографическими интересами [17, ст. 1].

Трудовой кодекс Республики Беларусь [3], вступивший в действие с 1 января 2000 года содержит значительное число материальных и процессуально-процедурных норм, регулирующих как материальные трудовые, так и трудовые процессуальные и процедурные отношения, возникающие при реализации гражданами республики права на труд, а также при защите и охране трудовых прав и свобод работников.

В законодательстве о труде предусмотрены механизмы защиты социально-трудовых прав работни­ков, повышение эффективности их труда, производственной и трудовой дисциплины, обеспечение безопасности жизни и здоровья работников.

В целях совершенствования организации труда, предупреждения нарушений законодательства в сфере трудовых отношений принят Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года № 29 (в редакции от 13 февраля 2012 г.) «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» [16].

Указ Президента Республики Беларусь от 15 июля 1995 года «О развитии социального партнерства в Республике Беларусь» направлен на регулирование отношений в сфере социального партнерства. Социальное партнерство - это эффективная форма формирования и реализации социально-экономической политики государства на основе согласования интересов различных слоев и групп общества (труда и капитала) посредством переговоров, отказа от конфронтации и насилия.

Основным правовым документом, регулирующим вопросы за­нятости и безработицы и определяющим деятельность государствен­ных органов, является Закон Республики Беларусь «О занятости на­селения Республики Беларусь», принятый 15 июня 2006 г. (в ред. от 30 мая 2013 г. № 28-З) [10]. Закон представляет собой нормативный акт, в котором определены право­вые, экономические, социальные и организационные основы регу­лирования занятости населения Республики Беларусь в условиях многоукладной рыночной экономики. Закон направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы.

Важным документов в области социальной политики является Положение о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2008 N 342 [39]. В данном Положении определяется порядок содействия органами государственной службы занятости населения безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

Предусмотрены меры социальной поддержки граждан, особо нуждающихся в социальной защите и неспособных на равных усло­виях конкурировать на рынке труда, и отдельных социально-профес­сиональных групп населения (молодежи, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающих граждан). Разработаны меры, способствующие вовле­чению этих категорий граждан в активную трудовую деятельность [40].

Специальный закон «Об охра­не труда» [16] призван улучшить ситуацию с производственным травматизмом, состоянием условий и охраны труда. Он повысил степень контроля за со­блюдением законодательства о труде распространением норм по охране труда не только на граждан, работающих по трудовым договорам, но и на выполняющих работу по иным основаниям.

Политика в области социальной защиты населения направлена на сокраще­ние малообеспеченности, усиление адресной социальной поддержки нуж­дающихся граждан, расширение социального страхования и социального обслуживания населения, рациональное использование выделяемых на социальную защиту средств.

Порядок назначения и выплаты пособий семьям воспитывающих детей определяется Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» [6]. Согласно ст. 3 указанного Закона, назначаются государственные пособия: пособия по материнству, семейные пособия, пособия по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком [6].

Помимо этого существует система льгот и адресная со­циальная помощь, направленная непосредственно на реше­ние проблемы бедности. Система адресной социальной по­мощи была создана в 2001 г., но ее активное применение сдерживалось очень низким уровнем доходов, при котором полагалась социальная помощь.

Изначально критерием предоставления ежемесячной по­мощи был располагаемый доход ниже 50 % от прожиточного минимума (60 % с октября 2001 г.). С отменой же большин­ства социальных льгот критерий нуждаемости для предостав­ления ежемесячной адресной социальной помощи был под­нят до 100 % от бюджета прожиточного минимума. Также был повышен критерий нуждаемости и для единовременного социального пособия с 60 до 120 % от бюджета прожиточного минимума. С 1 апреля 2012 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи», которым в единую систему государственной поддержки включено предоставление трёх видов социальных пособий (ежемесячного и (или) единовременного, пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников, пособия на оплату технических средств социальной реабилитации) и обеспечение бесплатными продуктами питания детей от рождения до двух лет жизни [19].

С 1 апреля 2012 г. введён новый вид социального пособия для инвалидов I группы и детей-инвалидов с 4 степенью утраты здоровья - пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников (не более двух раз в год). Пособие предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода гражданина (семьи) на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии (далее - ВКК) государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках.

Указом закреплено право на предоставление средств реабилитации инвалидам III группы вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также инвалидам III группы и детям в возрасте до 18 лет, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

В части обеспечения бесплатными продуктами питания детей первых двух лет жизни Указом предусмотрено, что при рождении двойни и более детей, продукты питания будут предоставляться независимо от величины среднедушевого дохода семьи [19].

Направлением социальной политики является материальное обеспечение при достижении установленного зако­ном возраста является пенсия по возрасту. Важнейшим правовым актом в этой сфере является Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» [11]. В соответствии с этим Законом назначаются следующие виды пенсий:

1. трудовые: по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед Республикой Беларусь,

2. социальные пенсии (детям - инвалидам до 18 - лет и лицам, не имеющим трудового стажа).

В Республике Беларусь существует распределительная пенсионная система, балансирующая между потребностями нетрудоспособного населения и интересами работающих. Но в условиях демографической проблемы соблюдать этот баланс становится все труднее. Уже сейчас на одного белорусского пенсионера приходится меньше двух работающих. Идет возрастание нагрузки пенсионной системы, что влечет за собой увеличение расходов, а значит, станет проблематичным выполнение долговременных обязательств пенсионной системы [55, с. 210].

В стране создана и про­должает совершенствоваться правовая база для функционирования систе­мы государственного социального страхования. Обязательному государ­ственному страхованию подлежат неработающие инвалиды, не дос­тигшие установленного пенсионного возраста, получающие ежемесячную страховую выплату, а также лица, получающие пособие по временной не­трудоспособности вследствие профессионального заболевания или несча­стного случая на производстве. При этом обязательные страховые взносы за них платит теперь Белгосстрах. От уплаты обязательных страховых взносов на пенсионное страхование были освобождены работодатели, применяющие труд инвалидов в части выплат, начисленных в пользу инва­лидов I и II групп, что является дополнительным стимулом для создания новых рабочих мест для этой категории граждан.

Закон «О профессиональном пенсионном страховании» изменил источ­ник финансирования досрочных пенсий [13]. Теперь они выплачиваются за счет целевых страховых взносов работодателей по накопительной схеме с постепенным освобождением общей пенсионной системы от их финанси­рования.

Закон «О социальном обслуживании» регламентирует вопросы предос­тавления и получения социальных услуг, деятельности юридических и фи­зических лиц по оказанию социальной поддержки гражданам и семьям, на­ходящимся в трудной жизненной ситуации [15].

Большое внимание уделяется законодательным ак­там, направленным на улучшение демографической ситуации, поддержку семьи, материнства и детства, укрепление здоровья нации, формирование ответственного родительства, борьбу с социальным сиротством.

С целью создания условий для полноценной социализации детей принят Закон «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [5].

В развитие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в Кодекс о браке и семье и иные законодатель­ные акты внесены нормы по созданию системы профилактики социального сиротства [18].

Законодательство о социальной защите инвалидов в Республике Беларусь состоит из:

1) Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. N 1224-XІІ «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» [14]. Данный Закон направлен на определение государственной политики Республики Беларусь в отношении инвалидов и имеет целью осуществление эффективных мер по их социальной защите, обеспечению равенства и полноправного участия в жизни;

2) Закона Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов» [12]. Закон направлен на определение правовых и организационных основ предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов в целях предотвращения случаев возникновения инвалидности, улучшения качества жизни инвалидов, их социальной адаптации и интеграции в общество, а также восстановления или компенсации нарушенных или утраченных функций организма и имеющихся ограничений жизнедеятельности инвалидов в соответствии с их интересами и потенциальными возможностями;

3) Закона Республики Беларусь «О социальном обслуживании» [15]. Законом регулируются общественные отношения, возникающие при организации и оказании социальных услуг. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;

4) Постановления Совета Министров Республики Беларусь «О некоторых вопросах оздоровления и санаторно-курортного лечения населения» Положение регулирует правовые отношения при направлении на санаторно-курортное лечение и оздоровление населения за счет средств республиканского бюджета и средств государственного социального страхования и выдаче путевок (курсовок) [31].

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки. Органы образования совместно с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное и внешкольное воспитание детей-инвалидов, получение инвалидами среднего, среднего специального и высшего образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Образование и профессиональная подготовка инвалидов осуществляются в различных формах, включая обучение на дому и по индивидуальным учебным планам.

Государство обеспечивает подготовку педагогических кадров специально для обучения и профессиональной подготовки инвалидов.

Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, другие юридические лица обеспечивают инвалидам необходимые условия для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным, производственным зданиям и сооружениям, беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации, местами отдыха и досуга.

Контроль за реализацией указанных мероприятий осуществляет Республиканский межведомственный совет по проблемам инвалидов.

Проектирование и застройка населенных пунктов, формирование жилых районов, разработка проектных решений, строительство и реконструкция зданий, сооружений, включая аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, речные порты, комплексы и коммуникации, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, в том числе индивидуальных, средств связи и информации без приспособления этих объектов и средств для доступа и использования инвалидами не допускаются.

Инвалидам гарантирована социальная помощь со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, единовременные выплаты), обеспечения техническими средствами, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы, а также путем оказания услуг по их реабилитации и бытовому обслуживанию.

Приняты законодательные акты и Программы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2016 г. N 73 утверждена «Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016 - 2020 гг.» [26]. Для ее реализации предусмотрен комплекс мероприятий, которые будут реализованы в рамках подпрограмм Государственной программы: подпрограммы 1 "Содействие занятости населения"; подпрограммы 2 "Охрана труда"; подпрограммы 3 "Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов"; подпрограммы 4 "Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц"; подпрограммы 5 "Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан".

Таким образом, в процессе исследования выявлено, что социальная политика является основой социальной защиты населения. Вследствие этого социальная защита представляет собой механизм реализации социальной политики. На законодательном уровне определяются структурные элементы социальной защиты. По нашему мнению, нет однозначного определения понятия «социальная защита населения» в белорусском законодательстве. Указанное понятие равнозначно понятиям «социальная помощь», «социальное обслуживание», «социальное обеспечение» и т. д. На наш взгляд, социальная защита населения представляет собой деятельность институциализированных и неинституциализированных структур и организаций государства в интересах населения с целью обеспечения достойного уровня жизни граждан, в основе которой государственная социальная политика.

Основное внимание в правовом регулировании социальной защиты уделяется законодательным актам, направленным на поддержку семьи, материнства и детства, укрепление здоровья нации и др. Стратегическими целями социальных программ являются: 1) повышение качества управления и использования финансовых ресурсов; 2) реформирование социальной сферы; 3) развитие человеческих ресурсов для создания условий активного экономического роста.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 186.