Д – демонстрационный экземпляр;
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек).
Результаты реализации программы представлены в следующем параграфе нашей работы.
2.2. Анализ мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой старшеклассников
Практическое исследование состояло в разработке и внедрении программы по формированию мотивационно-ценностного отношения старшеклассников к физической культуре посредством занятий по общей физической подготовке. Сущность нашей методики заключалась в том, что ученикам экспериментальной группы (ЭГ) была предложена для заполнения программа самообразования (Приложение 8).
Программа самообразования составлена в соответствии с требованиями программы по физической культуре для учащихся 10-11 классов.
В содержание программы вошли следующие разделы:
- Результаты самоконтроля.
- Приоритетное направление – развитие физических качеств, коррекция телосложения, совершенствование двигательных действий в избранном виде спорта, профессионально-прикладная физическая подготовка и др.
- Комплексы физических упражнений, направленных на самосовершенствование в избранном направлении.
- Периодичность занятий.
- Продолжительность занятий.
У школьников ЭГ во внеучебное время увеличена недельная двигательная активность за счет выполнения комплексов физических упражнений в совершенствовании выбранного направления. Программа самообразования направлена на то, чтобы занимающийся научился контролировать свои жизненные показатели такие как: сон, аппетит, самочувствие, настроение, дыхание, измерять частоту сердечных сокращений до и после занятий физкультурно-спортивной деятельностью, а также осуществлять самодиагностику физической подготовленности после сдачи нормативов.
С целью повышения физкультурной образованности школьникам ЭГ предлагалось изучение литературы по избранному направлению.
Систематически нами осуществлялась проверка заполнения и реализации программы самообразования учащимися, а при необходимости оказывалась помощь при выборе приоритетного направления самообразования и давались рекомендации по выполнению тех или иных упражнений.
Учащиеся контрольной группы (КГ) занимались только по традиционной программе по физической культуре.
В педагогическом наблюдении особое внимание уделялось корректировке педагогического воздействия с обратной связью между учителем и учеником с помощью ведения программы самообразования как формы самостоятельных занятий в процессе физического воспитания школьников.
Педагогическое наблюдение осуществлялось:
- За уровнем физической подготовленности и физического развития учащихся;
- За уровнем теоретических знаний в области физической культуры и спорта при помощи написания рефератов и проведения бесед;
- За жизненными показателями (самочувствие, настроение, сон, аппетит, дыхание и болевые ощущения);
Для получения эмпирической информации использовался метод анкетирования.
Самооценка состояния здоровья учащихся определялась по анкете В.П. Войтенко (Приложение 2).
Изучение иерархии жизненных ценностей и расхождения между значимыми и доступными ценностными ориентациями у учащихся, осуществлялось по методике Е. Б. Фанталовой (Приложение 1), согласно которой ученикам был предложен список ценностей для сравнения их попарно между собой, каждое своему критерию: первое - по значимости, второе - по доступности.
Математическая статистика применялось для обработки цифрового материала, полученного в результате исследования:
s w:val="28"/><w:lang w:val="EN-US"/></w:rPr><m:t>n</m:t></m:r></m:den></m:f></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>">
M – средняя арифметическая;
∑- сумма;
V- варианты;
n – количество выборки участников исследования.
В результате проведенных исследований были получены данные об особенностях учащихся ЭГ и КГ.
В результате изучения жизненных ценностей учащихся ЭГ (Приложение 3, таблица 1), в октябре 2017 г. мы выявили, что по критерию значимости у девушек ЭГ ведущими являются: «Свобода как независимость», «счастливая семейная жизнь» и «наличие хороших и верных друзей». Менее значимыми – «активная деятельность жизни», «творчество» и «познания». В мае 2018 г. изучение жизненных ценностей у девушек ЭГ по критерию значимости ведущими являются: «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «наличие хороших и верных друзей». Менее значимыми – «красота природы и искусство», «творчество», «познание».
У юношей ЭГ по критерию значимости в октябре 2017 г. ведущими являются: «любовь» «счастливая семейная жизнь», «здоровье». Менее значимыми – «творчество», «познание» и «красота природы и искусство». В мае 2018 г. по критерию значимости у юношей ЭГ «здоровья» «наличие хороших и верных друзей» «счастливая семейная жизнь», являются более значимым; менее значимые – «творчество», «красота природы и искусство», «познание».
У девушек KГ в октябре 2017 г. значимыми являются ценности: «счастливой семейной жизни», «свобода как независимость» и «любовь», менее значимыми – «красота природы и искусство», «познание» и «творчество». В мае 2018 г. у девушек КГ по критерию значимости ведущими являются: «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе», «наличие хороших и верных друзей». Менее значимыми ценностями являются «красота природы и искусство», «творчество», «познание».
У юношей КГ в октябре 2017 г. значимыми являются ценности «наличие хороших и верных друзей» «Свобода как независимость», «счастливая семейная жизнь». Менее значимыми «познание», «творчество», «активная деятельность жизни». В мае 2018 г. для юношей КГ значимыми являются ценности: «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «уверенность в себе». Менее значимыми «красота природы и искусство», «творчество», «познание».
По критерию доступности приоритеты у девушек ЭГ октябре 2017 г. связаны со следующими ценностями: «уверенность в себе», «здоровье» и «счастливая семейная жизнь». Менее доступны для девушек ЭГ ценности «интересная работа», «познание» и «любовь». В мае 2018г. приоритеты у девушек ЭГ связаны с такими ценностями как «здоровья», «наличие хороших и верных друзей», «любовь», «счастливая семейная жизнь»; ценности менее доступные для девушек – «творчество», «красота природы и искусства» и «интересная работа».
У юношей ЭГ по критерию доступности в октябре 2017 г. ведущими являются следующие ценности: «счастливая семейная жизнь», «здоровье» «наличие хороших и верных друзей», и менее доступными — «материально обеспеченная жизнь», «познание» и «красота природы и искусства». В мае 2018г. у юношей ЭГ по критерию доступности ведущими являются следующие ценности: «наличия хороших и верных друзей», «здоровье» «счастливая семейная жизнь»; менее доступными — «творчество», «красота природы и искусства», «познание».
У девушек КГ в октябре 2017 г. доступными являются ценности «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе» и «наличие хороших и верных друзей», менее доступными — «свобода как независимость», «красота природы искусства», и «творчество». В мае 2018 г. у девушек КГ доступными являются — «на наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе». Менее доступные ценности — «свобода как независимость», «красота природы искусства», «творчество».
У юношей КГ в октябре 2017 г. доступными являются ценности «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе», «наличие хороших и верных друзей». Менее значимыми — «творчество», «материально обеспеченная жизнь», «свобода как независимость». В мае 2018г. у юношей КГ доступными являются — «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь», «свобода как независимость». Менее доступные ценности: «творчество», «познание», «красота природы и искусства» (Приложение 4, таблица 2).
Таким образом, значительно возросли значимость и доступность ценностей «здоровье» и «познание нового, неизвестного ранее» у учащихся ЭГ в сравнении со школьниками КГ. Эти изменения произошли, на наш взгляд, вследствие осознанной самостоятельной работы школьниками ЭГ в ходе заполнения и реализации программ самообразования.
В целом в КГ за период проведения эксперимента индексы физкультурно-спортивных потребностей, мотивов и самостоятельной физкультурно-спортивной активности достоверных изменений не имели, однако выявлено снижение мотивации к академическим занятиям физической культурой. Физкультурно-спортивная активность у девушек и юношей КГ значительно снизилась. У учащихся ЭГ индексы всех изучаемых показателей имели достоверные положительные изменения, причём развитие физкультурно-спортивных потребностей и мотивов занятий физической культурой способствовало повышению физкультурно-спортивной активности.
На наш взгляд, данные факты объясняются тем, что у учащихся ЭГ самостоятельная работа была организована в соответствии с их физкультурно-спортивными интересами и выходила за рамки учебной работы, в то время как самостоятельная работа учащихся КГ сводилась лишь к элементарным домашним заданиям.
В начале учебного года большинство девушек, давая оценку компетентности своих умений, утверждают, что смогут составить комплекс утренней гигиенической гимнастики (74,3%), дать рекомендации по коррекции телосложения (62,1%), а также дать рекомендации по закаливанию (52,8%). В конце учебного года девушки ЭГ ответили, что смогут организовать самоконтроль за психофизическим состоянием во время занятий физическими упражнениями (92,3%), составить комплекс утренней гигиенической гимнастики (89,7%) и дать рекомендации по коррекции телосложения (83,4%).
В результате изучения самооценки и компетентности учащихся ЭГ, как в начале, так и в конце учебного года большинство опрошенных юношей считают, что в состоянии составить комплекс утренней гигиенической гимнастики (88,9% и 44,3%), дать рекомендации по коррекции телосложения (66,7% и 91,4%), организовать самоконтроль за психофизическим состоянием во время занятия физическими упражнениями (34,7% и 72,6%).
Большинство опрошенных юношей КГ в октябре 2017 г. также, как и юноши ЭГ уверены, что смогут дать рекомендации по коррекции телосложения (94,1%), составить комплекс утренней гигиенической гимнастики (64,1%) и могут дать рекомендации по рациональному режиму труда и отдыха (38,4%). В конце учебного года юноши КГ также утверждают, что в состоянии дать рекомендации по коррекции телосложения (96,4%), составить комплекс утренней гигиенической гимнастики (85,7%) и могут сделать самомассаж или массаж другому человеку (42,8%).
Девушки КГ в начале и в конце учебного года одинаково считают, что смогут провести учебно-тренировочное занятие (74,3% и 87,5%), дать рекомендации по коррекции телосложения (73,9% и 93,6%), и составить комплекс утренней гигиенической гимнастики (44,8% и 77,3%) (Приложение 5, таблица 3).
В результате изучения самооценки физкультурных умений старших школьников, мы выяснили, что самооценка компетентности учащихся ЭГ в сравнение КГ после эксперимента увеличилась в количественном отношении, т.е. девушки и юноши ЭГ в большем количестве утверждали, что смогут составить комплекс утренней гигиенической гимнастики, организовать самоконтроль за психофизическим состоянием во время занятий физическими упражнениями и др. На наш взгляд, это обусловлено тем, что старшеклассники ЭГ на протяжении учебного года составляли программы самообразования, тем самым совершенствуя свои теоретические и методические занятия в области физической культуры, а учащиеся КГ руководствовались лишь знаниями учителя, не опираясь на собственный двигательный опыт.
Анализ результатов изучения бюджета свободного времени в октябре 2017г. показал, что у большинства опрошенных девушек (58,7%) и юношей (46,3%) ЭГ он составил 3-4 часа, в то время как физическими упражнениями 36.3% юношей выделяли 3-4 часа в неделю дополнительно к академическим занятиям. В мае 2018г. результат изучения бюджета свободного времени показал, что у большинства девушек (53,7%) и юношей ЭГ (58,6%) оно сократилось и бюджет свободного времени составил 1-2 часа, однако физическим упражнениям 46,2% девушек и 48,7% юношей стали выделять 5-6 часов дополнительно к академическим занятиям (Приложение 6, таблица 4,5).
В октябре 2017г. результаты изучения бюджета свободного времени показал, что у большинства опрошенных девушек (51,3%) и юношей (56,7%) КГ составил 5-6 часов, в то время как физическими упражнениями 48,9% девушек и 51,7% юношей выделяли 3-4 часа в неделю дополнительно к академическим занятиям. В мае 2018 г. результат изучения бюджета свободном времени показал, что большинство девушек (51,3%) и юношей (58,3%) КГ он составил 5-6 часов, в то время как физическими упражнениями (51,2%) девушек (51,4%) юношей выделяли также 3-4 часа в неделю дополнительно к экономическим понятиям.
Проанализировав результаты самооценки состояния здоровья (по В. П. Войтенко) учениками старших классов, мы получили следующие результаты: до и после эксперимента большинство девушек оценивали свое состояние здоровье как «хорошие» (56,2%), в то время как 57,2% юношей ЭГ определяют свое состояние здоровья как «отличное» (Приложение 7, таблица 6).
Как в начале, так и в конце учебного года большинство девушек (41,4% и 68,2%) и юношей (63,8% и 77,7%) КГ дают высокую оценку своему здоровью. Мы связываем это с низким уровнем физкультурно-спортивной грамотности у учащихся КГ и с отсутствием у них навыков самодиагностики физического состояния (сопоставление результатов самодиагностики физического развития и физической подготовленности с нормативными таблицами).
Резюмируя выше изложенное, можно сделать следующие выводы.
Нами была разработана примерная программа по формированию мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой для старшеклассников, на основе занятий по общей физической подготовке.
В ходе реализации программы было проведено практическое исследование. Сущность нашей методики заключалась в том, что ученикам экспериментальной группы (ЭГ) была предложена для заполнения программа самообразования. Учащиеся контрольной группы (КГ) занимались только по традиционной программе по физической культуре.
Систематически нами осуществлялась проверка заполнения и реализации программы самообразования учащимися, а при необходимости оказывалась помощь при выборе приоритетного направления самообразования и давались рекомендации по выполнению тех или иных упражнений. В педагогическом наблюдении особое внимание уделялось корректировке педагогического воздействия с обратной связью между учителем и учеником с помощью ведения программы самообразования как формы самостоятельных занятий в процессе физического воспитания школьников.
Анализ жизненных ценностей у учащихся показал, что до эксперимента школьники ЭГ к более значимым ценностям отнесли «наличие хороших и верных друзей» и «счастливая семейная жизнь». Однако после эксперимента в данной группе учащихся значительно возросли значимость и доступность ценностей «здоровье» и «свобода как независимость» в то время как КГ значимость и доступность жизненных ценностей у школьников осталось неизменными «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь».
За период проведения эксперимента у учащихся ЭГ индексы физкультурно-спортивных потребностей, мотивов к самостоятельной физкультурно-спортивной активности имели достоверные положительные изменения, а в КГ индексы изучаемых показателей достоверных изменений не имели.
В результате изучения самооценки физкультурных умений старших школьников, мы выяснили, что самооценка компетентности учащихся ЭГ в сравнении с КГ после эксперимента увеличилась в количественном отношении, т.е. девушки и юноши ЭГ в большем количестве утверждали, что смогут составить комплекс утренней гигиенической гимнастики, организовать самоконтроль за психофизическим состоянием во время занятий физическими упражнениями.
Сопоставление результатов изучения бюджета свободного времени и затрат времени на физические упражнения в неделю показало, что в ЭГ при уменьшении количества свободного времени к концу учебного года (подготовка к экзаменам) затраты времени на физические упражнения увеличились, в то время как в КГ результаты изучения данных показателей в течение учебного года остались неизменными.
На наш взгляд, положительным изменениям в жизненных ценностях, показателях мотивации к занятиям физической культурой, самостоятельной физкультурно-спортивной активности способствовала разработанная и внедренная нами в учебно-воспитательный процесс учащихся программа для формирования мотивационно-ценностного отношения посредством занятий по общей физической подготовке, а также внедрение дневника самообразования, направленного на формирование индивидуальных личностных смысловых ориентиров физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников.
Заключение
Мотивация деятельности человека в интерпретации справочных изданий и словарей, а также с позиции российских и зарубежных исследователей, выступает как сложный процесс: от возникновения потребности через ее опредмечивание и действие к достижению цели, удовлетворению потребности. Мотивация как прoцесс, содержит потребности, стимулы, мотивы, вознаграждение.
Мотив - это то, что вызывает действия, порожденные личными потребностями, чувствами, убеждениями человека. Oдин мотив может быть вызван в зависимости oт обстановки, либо действием, либo внутренней мотивационной структурой.
Ценности - это идеи, идеалы, цели, к которым стремится человек и общество.
Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, реализует в ней свой гуманистический образ жизни, готовность принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от обстоятельств и ситуаций, складывающихся в ее жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, преобразовывать себя как личность.
Мотивация обучающихся к занятиям физической культурой является важным моментом в организации учебного процесса. При наличии внутреннего желания, интереса обучающихся к занятиям, их учебная деятельность будет проходить результативно.
На первом месте в мотивации учебной деятельности старшеклассников стоит мотив самоутверждения, на него воздействуют такие достижения как успехи в учебной деятельности, неизменное положение в коллективе сверстников, самооценка.
На втором месте - мотив саморазвития, соединенный со стремлением к развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля у обучающихся.
На третьем месте по значимости два мотива, познавательный и мотив общения с взрослыми.
Мотивация к занятиям физической культурой в старших классах понижается. Это ведет к ухудшению индивидуального здоровья, физической и умственной работоспособности, физической подготовленности и физического развития подрастающего поколения.
Важное значение имеет мотивационно–ценностное отношение школьников к физической культуре, которое является одним из проявлений сложных процессов мотивационной сферы. Интерес вырабатывается только вследствие внутренней мотивации.
Под мотивационно-ценностным отношением понимают эмоциональное отношение к занятиям физической культурой, потребности в ней, систематизированные знания, интересы и мотивы, концентрирующие и направляющие волю личности, а также практическую и познавательную деятельности в сторону освоения ценностей физкультуры, здорового образа жизни и физического совершенствования.
Формирование мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям по физической культуре у старшеклассников предполагает овладение ими следующими ценностями физической культуры: ценнoсть процесса получения продукта, ценнoсть саморазвития, ценнoсть самоизменения, понимания себя действующего, ценнoсть получения конечного продукта, а также формирование мотивов самостоятельных занятий физической культурой, как мотив самоутверждения, мотив саморазвития и познавательный мотив.
Успешное развитие мотивационно-ценностной ориентации к физической культуре старшеклассников может быть благополучным, если в учебной деятельности применять педагогические воздействия, стимулирующие компоненты, относящиеся к духовной сфере учащихся: любознательность, познавательно-творческий интерес; стремление к лидерству, к успеху в физкультурно-спортивной деятельности; чувство неудовлетворённости достигнутыми результатами в физическом развитии; потребности в самовыражении; стремление к физическому самосовершенствованию.
При обобщении теоретического материала, нами было выдвинуто следующее предположение: положительная мотивация к самостоятельным занятиям физической культурой у старшеклассника формируется при условии новизны, практической значимости нового материала, духа соперничества, индивидуального подхода к каждому, учете личного интереса при разработке уроков физического воспитания. Это предположение мы решили доказать и обосновать посредством разработки и внедрения «Программы формирования мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой для старшеклассников».
В ходе реализации программы было проведено практическое исследование. Сущность нашей методики содержалась в том, что ученикам экспериментальной группы была предложена для заполнения программа самообразования. Учащиеся контрольной группы занимались только по традиционной программе по физической культуре.
Систематически нами выполнялась проверка заполнения и исполнения программы самообразования учащимися, а при надобности оказывалась помощь при выборе приоритетного направления самообразования и давались советы по выполнению тех или иных упражнений. В педагогическом наблюдении особое внимание уделялось корректировке педагогического воздействия с обратной связью между учителем и учеником с помощью ведения дневника самообразования по организации самостоятельных занятий по физическому воспитанию школьников.
Из проведенного исследования и по результатам работы по программе, нами сделан вывод, что положительным изменениям в жизненных ценностях, показателях мотивации к занятиям физической культурой, самостоятельной физкультурно-спортивной активности способствовала разработанная и внедренная нами в учебно-воспитательный процесс учащихся программа для формирования мотивационно-ценностного отношения посредством занятий по общей физической подготовке, а также внедрение дневника самообразования, направленного на формирование индивидуальных личностных смысловых ориентиров физкультурно-спортивной деятельности старшеклассников. Следовательно, наше предположение было доказано и обосновано на практике.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.