Глава 1. Мотивационно-ценностные отношения к занятиям физической культурой старшеклассников как психолого-педагогическая проблема
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.1. Общая характеристика мотивационно-ценностной сферы старшеклассников………………………………………………………………..7

1.2. Мотивационно-ценностные отношения к занятиям физической культурой в старшем школьном возрасте………………………………………………….13

Глава 2. Исследование мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой старшеклассников

2.1. Программа формирования мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой для старшеклассников………………………………………………………………..29

2.2. Анализ мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой старшеклассников………………………….45

Заключение……………………………………………………………………...55

Список использованных источников………………………………………..59

Приложение 1…………………………………………………………………...63

Приложение 2………………………………………………...…………………65

Приложение 3……………………………………………………………….…..69

Приложение 4…………………………………………………………………...70

Приложение 5…………………………………………………………...………71

Приложение 6…………………………………………………………….……..72

Приложение 7………………………………………………………….………..73

Приложение 8………………………………………….………………………..74


Введение

На сегодняшний день проблема низкой мотивации учащихся старшеклассников к систематическому занятию физической культурой довольно острая. К выпускному классу многие учащиеся начинают недооценивать важность предмета физической культуры, а также начинают уделять меньше внимания самостоятельной физической деятельности. Это связано со многими причинами, начиная от «стереотипного» отношения к теме в семье, заканчивая повышенной рабочей нагрузкой и подготовкой к ЕГЭ. Этот факт совпадает с социально-экономическим положением страны, которое коренным образом изменило цели, цели, содержание в системе физического воспитания, привело к необходимости улучшения процесса физического воспитания учащихся [15].

Процесс обучения физической культуре в общеобразовательной школе, в соответствии с теорией физического воспитания, является обязательной формой физического воспитания учащихся, целью которой является обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности. Современные исследования показали, что традиционные уроки физической культуры недостаточно повышают уровень физической подготовки, физического развития и здоровья учащихся [8].

Исследователи подчеркивают, что для воспитания стабильного интереса и формирования позитивной мотивации к деятельности по физической культуре необходимо использовать активные методы обучения, внедрять на практике вопросы и задачи, которые потребуют активной исследовательской деятельности учащихся. Если стремление обучающихся к активности, творчеству будут удовлетворяться на уроке физической культуры, то это породит у обучающихся большую заинтересованность и в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Поэтому необходимо найти ряд эффективных методов, форм и способов поощрения учащихся старшего звена к физической культуре.

Проблемами формирования положительной мотивации к занятиям физической культурой занимались А. В. Попов, Д. С. Уманский, Широков К.Р. и др. По их мнению, занятия физической культуры и спорта будут более эффективными, если будут учитываться личные интересы обучающихся физического и спортивного воспитания, их потребности, вызванные внутренними мотивами.

Таким образом, существует противоречие между уменьшением интереса учащихся старшеклассников к урокам физической культуры и новыми тенденциями физического воспитания (введением третьего часа физической культуры, возрождением норм ГТО, новыми требованиями к урокам в рамках ФГОС), заставляя учителя найти новые способы мотивировать учащихся регулярно заниматься самостоятельными упражнениями.

Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: как сформировать ценностное отношение и повысить мотивацию к самостоятельным занятиям физической культурой у старшеклассников.

Всё вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной нами темы выпускного квалификационного исследования: «Формирование мотивационно-ценностного отношения старшеклассников к самостоятельным занятиям физической культурой».

Объект исследования: мотивационно-ценностное отношение к занятиям физической культурой у старшеклассников.

Предмет исследования: формирование мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой у старшеклассников. 

Цель нашего исследования: раскрыть пути формирования мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям кроме того  физической культурой у старшеклассников.

Для достижения цели нами выделены следующие задачи:

1. Дать общую характеристику мотивационно-ценностной сферы старшеклассников.

2. Раскрыть мотивационно-ценностные отношения к занятиям физической так же культурой в старшем школьном возрасте.

3. Разработать программу формирования мотивационно-ценностного отношения к самостоятельным занятиям физической культурой для старшеклассников.

4. Проанализировать мотивационно-ценностное отношение к самостоятельным занятиям физической культурой старшеклассников.

Методы исследования:

- теоретические (анализ, систематизация и обобщение психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования);

- эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, эмпирическое исследование, методы обработки данных).

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

- теории физической культуры и спорта (В.К. Бaльсевич, H.A. Бернштейн, В.В. Вальцев, М.Я. Виленский, Л.Ф. Лесгафт, Л.П. Матвеев, И.Т. Назаров, В.Л. Филин и др.);

- философские, педагогические, психологические и социологические концепции, раскрывающие многоаспектную природу мотивационно-ценностных ориентации личности и условий её формирования (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, A.C. Макаренко, В.А. Слaстенин, кроме того  В.А. Сухомлинский, Б.А. Тaхохов, К.Д. Ушинский и др.);

- психолого-педагогические положения изучения личности детей, подростков и юношей (A.B. Бабаян, Л.И. Бoжoвич, И.С. Кон, В.А. Крутецкий, A.B. Мудрик, Н.Б. Рoмaевa, Д.И. Фельдштейн и др.);

- концепции здоровья, здорового образа жизни, оздоровительных технологий (Г.Л. Апaнaсенкo, Н.В. Бaрышевa, Н.И. Брехaан, П.В. Зайцев, Е.П. Ильин, А.П. Лаптев, А.Г. Щедрина и др.).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

1. В результате обобщения педагогического опыта разработана батарея диагностических тестов (анкет) для изучения отношения школьников к урокам физической культуры и причин, лежащих в его основе. Анкеты могут применяться в практической деятельности учителя физического культуры общеобразовательных учебных заведений.

2. Составленная программа самообразования рекомендуется к применению в практической работе педагогов для планирования, организации и контроля самостоятельной физической деятельности учащихся.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 30 наименований, и 8 приложений. Объем работы 62 страницы.




Дата: 2018-12-28, просмотров: 403.