Понятие «мотивация» (от лат. movere) – это побуждение к действию, впервые встретилось в статье А. Шопенгауэра «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910) [23]. Вскоре оно прочно вошло в психологический обиход для истолкования причин поведения людей и животных. В настоящий момент мотивация как психическое явление определяется по-разному. У ряда авторов - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мaдсен; Ж. Годфруa), у других - как совокупность мотивов (К.К. Платонов), у третьих - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность [2].
Процесс мотивации напрямую зависит от потребностей человека, которые являются основным объектом влияния на человека с целью побудить его к действию. В общем, потребности - это такие виды «нехватки» чего-то определенного человеком здесь и сейчас. Потребности могут быть физиологическими (например, потребность в пище), психологическими (например, потребность в самоутверждении) или социальными (потребность в социальном общении) [23]. До тех пор, пока потребность есть, человек чувствует дискомфорт, и таким образом, он будет стараться всеми средствами, удовлетворить потребность. Необходимость устранена (удовлетворена) теряется, но не навсегда. Большинство потребностей возродились, изменив форму проявления, перейдя на другой уровень иерархии потребностей.
Потребности считаются основным источником деятельности человека в различных областях. Осмысленная и выраженная человеком потребность не всегда может приводить к действию по её устранению. Патрахина Т. Н. считает, что для этого требуется конкретное условие-наличие достаточно сильного желания изменить ситуацию, удовлетворить потребность на уровне ощущений. Это условие определяется как одно из основных, поскольку оно определяет направление усилий по предоставлению ресурсов (материальных, финансовых, временных) для осуществления действий и развития потенциала, знаний, навыков для удовлетворения потребностей [19].
Стимул - это передовой компонент управления человеческими ресурсами, являющийся побуждением к деятельности снаружи. Стимулы и меняют потребности и в мотивы, т.е. в личностно-значимую причину действий, личностную заинтересованность [15]. Стимулы могут быть материальными или мнимыми объектами, воздействием окружающих людей, обязательствами и обещаниями, внутренним изменением в себе, то есть тем, что человек хотел бы получить для установленных действий. Но стимул к действию не всегда выходит наружу (стимуляция), а может идти от самого человека (мотив). Здесь источником стимула является мотивационная структура человека, которая формируется под влиянием субъективных факторов, образования и обучения. Мотивы рождают самого человека, по пути которого возникает проблема или задача, например, мотив достижения, знания и т.д.
Мотив-это то, что вызывает конкретные действия, вызванные личными потребностями, чувствами, убеждениями человека [10]. Причина может быть вызвана в зависимости от ситуации либо внешним действием, либо внутренней мотивационной структурой. Например, интерес, как мотив, может быть вызван естественным любопытством или опытными действиями руководителя. Мотив заставляет человека действовать так, чтобы возникшая потребность была сохранена. Поведение человека приводит к конкретному результату, который сразу же оценивается.
Таким образом, мотивация деятельности человека в интерпретации справочных публикаций и словарей, а также позиции российских и зарубежных исследователей - это сложный процесс: от появления потребности через ее определение и действие до достижения цели, удовлетворения потребности. Мотивация как процесс включает в себя потребности, стимулы, вознаграждение.
В нашем исследовании под мотивационно-ценностным отношением будем понимать совокупность индивидуально-личностных установок так же учащихся, которые определяют индивидуальные потребности в получении и применении новых способов действий с информацией в процессе обучения.
С целью управления развитием мотивационно-ценностного отношения к образовательной деятельности необходимо иметь структурированное представление о характере управляемого объекта. Исходя из сформулированного определения понятия "мотивационно-ценностное отношение" и принимая в качестве основы исследование Патрахиной Т. Н. [19], давайте выделим его компоненты:
- интеллектуальный, преисполненный решимости достичь высокого уровня знаний и навыков в процессе обучения;
- эмоциональный, последовательный с удовлетворением духовных и моральных потребностей в процессе обучения;
- цель, которая включает в себя понимание ценностей учебных мероприятий;
- воля, ориентированная на развитие потенциала для преодоления индивидуальных трудностей в процессе обучения.
Патрахина Т.Н. [19] подчеркивает, что развитие мотивационно-ценностного компонента должно осуществляться по определенным показателям:
- влияние ценностей обучения на цель обучения и мотивацию процесса обучения;
- понимание личности структуры ценностей обучения, принимать их как социально значимые;
- понимание важности жизненных ценностей, таких как стремление к саморазвитию, знание и самореализация.
Возраст оказывает значительное влияние на формирование мотивационной сферы обучающихся. В нашей работе мы проанализируем особенности мотивационной сферы учащихся старшего звена школы. Временные ограничения старшего школьного возраста определяются в психологии и педагогике по-разному. Чаще всего исследователи выделяют раннюю юность от 15 до 18 лет, переходный период от подросткового возраста к самостоятельной жизни, что является предпосылкой для нового социального положения в области развития. Автoры Л.И. Бoжoвич, И.С. Кон, А.В. Мудрик считают пятнадцатилетие переломным периодом, так как меняется внутренняя позиция, проявляется индивидуальность.
Старший школьный возрaст, по словам И. С. Кон, является период выбора профессии и начала вступления во взрослую жизнь, воспитания мировоззрения, стремительного роста самосознания, окончания физического развития. Область мотивации также претерпевает ряд изменений. Переориентация социального положения учащихся старших классов изменяет его отношение к образованию в школе, его содержание, цели. Отношение ко многим частям школьной жизни меняется с точки зрения пользы, по мнению исследователей, в этом возрасте наиболее интересными областями деятельности являются производство, музыкальная или художественная деятельность, спорт и т. д.
Учащиеся, мотивированные исследованием, все больше заинтересованы в теоретических знаниях, есть желание обобщить некоторые факторы и установить общие принципы и модели [21]. Старшие школьники готовы приложить много физических и умственных усилий. Есть понимание его физической силы, здоровья и привлекательности.
Исследование авторов Л.И. Божoвич, И.Д. Демакова, И.С. Кона, А.В. Э. Эриксoна показало, что старший школьный возраст с решимостью выбирает те качества, которые ему нужны для самостоятельной смены, чтобы быть не таким, как все, но уникальным, чтобы показать свою индивидуальность. Самосознание в этом возрасте развивается во всех областях: самосознание в деятельности, в отношениях со сверстниками, с представителями противоположного пола, его внешность [11].
Кроме того, старший школьный возраст характеризуется растущим стремлением к самостоятельности в оценке себя и окружающей реальности. Но оценки и самооценки в старшем школьном возрасте не всегда адекватны, и можно судить, какой из них является наиболее опасным – завышенным или недооцененным, только с учетом общей характеристики личности, условий ее социальной среды. Поэтому необходим индивидуальный подход к педагогическому воздействию на личность, главной особенностью которой, по мнению исследователей, считается такт и продолжительность [21]. Ильин Е. П. [7], отмечает, что одна из целей учителя заключается в том, чтобы помочь учащимся адекватно понять варианты своего будущего, организовать условия для развития способностей к разнообразной деятельности во всех сферах жизни современного общества.
Характер интересов и потребностей в этом возрасте становится более стабильным, проявляются личные особенности и черты личности, изменяется структура мотиваций и личных отношений. Необходимо уделять гораздо больше внимания развитию их физического улучшения. Как отмечает Белякова С.Г. [1], старший школьный возраст изучает не только окружающий мир, но и формирует свою точку зрения, в этом возрасте есть необходимость самостоятельно разобраться во всех проблемах, по его мнению по вопросам нравственности. Стремление учащихся к самоуважению и обеспечению того, чтобы их мотивы основывались на их собственном мнении, а не на мнении других.
В этом возрасте содержание основных областей мотивации коренным образом изменяется, и, прежде всего, проявляется в рационализации, интеграции всех систем их интересов и потребностей [25]. Первое место в мотивации образовательной деятельности обучающихся старшего звена школы является мотивом самоутверждения, на него влияют такие моменты: прогресс в образовательной деятельности, стабильная ситуация в коллективе одноклассников, внутренняя самооценка подростка. Второе место занимает мотив саморазвития, который лежит в стремлении развить такие личные качества, как приверженность, воля учащихся. Третье место по существу делится на два мотива: когнитивный и мотив общения с взрослыми [25]. Авторы называют основные мотивы старшеклассников: самоутверждение, саморазвитие, когнитивный мотив, мотив общения.
Самоутверждение-это желание человека сохранить свою собственную высокую самооценку и подтвердить ее в оценках других людей. Потребность в самоутверждении реализуется подлинно в любой деятельности или иллюзорно, когда молодой человек сознательно или бессознательно стремится показать себя, как он хочет, создавая видимость достижения. Самоутверждение, как правило, занимает в структуре сферы мотивации молодого человека обычное или доминирующее положение[15].
Природа молодого человека и его способ самоутверждения во многом зависят от характеристик его системы притязаний, его способностей. Саморазвитие-это развитие личности самостоятельной деятельностью, без влияния внешних сил [10].
Когнитивный мотив определяется самим содержанием или процессом доктрины [8]. Мотивом общения является связь между темами, которая выражается в передаче партнеру словесной и невербальной информации, появлении взаимного психологического контакта, и целью которого является поиск взаимопонимания и ожиданий [2]. По словам И. А. Барилака [2], содержание мотивов для образовательной деятельности у мальчиков и девочек разнообразно. У девочек есть образовательный и познавательный мотив, а у мальчиков есть социальная мотивация. У молодежи также есть основания для успеха.
Некоторые различия возникают в отношении физической культуры и спорта. Большая часть мальчиков посещают дополнительные занятия в тренажерном зале, бассейне, на барах, чтобы сохранить свой социальный статус в команде из-за привлекательного внешнего вида, спортивные игры предпочитают мотивированных мальчиков, чтобы выиграть. Тем не менее, была такая тенденция, что мальчики, мотивированные учиться, остаются в старших классах.
Спортсмены, как правило, продолжают обучение в технических школах и других учебных заведениях. То же самое можно сказать и о девушках: школьницы часто проводят все время, изучая другие предметы. В исследованиях современных учителей отмечается, что взрослые девушки, вместо того, чтобы заниматься физической культурой и спортом с целью поддержания хорошей физической формы, выбирают новые диеты и дни отдыха.
Все это приводит к снижению уровня индивидуального здоровья, физической и умственной работоспособности, физической подготовки и физического развития восходящего поколения.
Таким образом, особенно остро стоит проблема формирования мотивации учащихся старшего звена школы к физической культуре.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 355.