В рамках консультирования психолог должен решить три основные задачи:
1) уловить сигналы о наличии суицидальных мыслей, намерений, условий совершения суицида;
2) оценить степень опасности суицидальных действий;
3) проявить заботу о клиенте и помочь ему в принятии решения, исключающего суицидальные мысли и действия.
В рамках консультирования выделяется ряд требований к консультанту: консультант должен быть заинтересован клиентом, способным выразить эмпатию и уважать любое принятое решение клиентом. Важным в консультировании таких клиентов является признание их права на суицидальные мысли и решения, при четком отслеживании причин возникновения суицидальных мыслей и обсуждением эффективности суицидальных действий для решения возникающих задач. Так, если причиной суицидального намерения подростка является «Чтобы родители поняли, что они не правы...», то суицид как способ доказательства — неэффективен. Консультант должен иметь возможность спокойно относиться к самой идее о суициде и с уважением обсуждать эту идею с клиентом, без обвинений в адрес клиента и чтения нравоучений.
Из специфических действий, которые должен произвести консультант при взаимодействии с суицидальным клиентом, выделяют следующие:
• выразить заинтересованность самим клиентом, его личностью, жизнью, увлечениями;
• выяснить образ суицидального действия;
• выяснить причины и условия формирования суицидального намерения;
• выразить чувства, возникающие в связи с проблемной областью клиента;
• выяснить степень изоляции клиента;
• быть готовым к вовлечению в длительные консультативные отношения с клиентом. Существует достаточно много подходов к суициду, некоторые из них направлены на активное предотвращение суицидальных действий, вплоть до выезда к клиенту, другие же — противокационные, третьи направлены на самоопределение клиента. Среди различных подходов к консультированию суицида чаще всего применяют кризисную психотерапию.
В рамках кризисной психотерапии выделяются четыре основные стадии, обязательные для консультативных отношений.
1. Стадия принятия направлена на установление доверительных отношений с клиентом, учитывая специфику эмоционального состояния клиента (чаще клиенты ощущают печаль, гнев, вину, сомнение).
2. Стадия проблемы направлена на выявление базовой проблемы или конфликта, лежащих в основе принятия решения о суициде.
3. Стадия альтернатив — задача преодоления туннельного видения клиента, для поиска других способов решения проблемы, кроме суицидального.
4. Стадия принятия решения наступает в ситуации, когда клиент начинает рассматривать кризис как управляемую ситуацию и готов продолжать свою жизнь.
Необходимо помнить, что в рамках кризисной терапии, консультант не может останавливаться ни на какой другой стадии, кроме четвертой.
Достаточно активно используется метод групповой работы с суицидальными клиентами, например метод М.Л. Покрасса «Терапия поведением», основанный на идее, что при суицидальном поведении объединяющей является скрытая депрессия при выраженной инфантильной жизненной позиции.
Работая с суицидальными клиентами необходимо помнить, что клиент все же может совершать суицид. В случае возникновения такой ситуации важно принять право человека на собственную жизнь, и направить усилия на предотвращение повторной попытки, если клиент остался жив. Дело в том, что суицидальная попытка как серьезное кризисное событие будет переживаться человеком по принципу острого горя. Что означает поэтапное прохождение переживания печали с нормативной стадией депрессии на третьем—четвертом месяце после первой суицидальной попытки.
Если же суицидальное действие клиента завершилось летальным исходом, консультант должен помнить о важных аспектах, сохранения собственной профессиональной и эмоциональной компетентности. Во-первых, переживание суицида клиента консультантом будет проходить по принципу острого горя. То есть сам консультант переживет все стадии реагирования на смерть своего клиента, включая депрессию, снижение ощущение эмоциональной стабильное», профессиональную несостоятельность и т.д. В этом случае консультанту необходима помощь другого специалиста или супервизора. Во-вторых, при работе с суицидальным клиентом необходимо вести протокол сессий для предоставления в суд в случае возникновения такой необходимости. В-третьих — это необходимость помнить о памятных датах (годовщинах смерти), в которые сам консультант может испытывать необъяснимое беспокойство, а могут появиться родственники умершего, для того чтобы поговорить или просто вспомнить о своем близком.
Особое направление работы консультанта — это общение с суицидальным клиентом в ситуации высокой готовности или попытке совершения суицида. В этой ситуации необходимо удерживать человека от суицидального действия через организацию диалога с ним, переключить его внимание на какое-то другое явление жизни. В рамках диалога консультант должен создать субъективный контакт с таким клиентом, выражая ему симпатию, принятие, понимание. Нужно помнить, что на самом деле практически все чувства суицидника амбивалентны, что дает возможность, опираясь на эту амбивалентность, предотвратить суицидальное действие, актуализируя его желание жить. В этом процессе может помогать активизация ресурсов клиента или поиск дополнительных смыслов существования.
Необходимо убедить суициданта в том, что существуют люди, которые могут ему помочь, позволить высказаться.
Если же в рамках экстренного консультирования, клиент все же совершает суицидальный поступок, то необходимо помнить, что вины консультанта в этой ситуации нет.
В отечественных источниках также предлагается ряд приемов, знание которых необходимо каждому спасателю:
• структурирование ситуации через задавание вопросов для последовательного изложения картины ситуации, приводящей к суициду;
• снятие остроты ситуации для того, чтобы появилось время на обдумывание;
• терапия успехами и достижениями;
• планирование в виде побуждения к формированию планов деятельности, отличной от суицидальных.
Категорически запрещено при общении с активным суицидантом проявлять сарказм, враждебность. Нельзя спрашивать прямо о месте нахождения.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 294.