Консультирование в ситуации виктимного поведения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Специфика организации консультативного контакта будет напря­мую зависеть от типа виктимного поведения. В любом случае кон­сультирование начинается с установления консультативного контак­та между консультантом и клиентом.

После выстраивания контакта необходимо предоставление ана­лиза поведения клиента и выявление закономерностей виктимной поведенческой реакции, Такое предоставление информации позво­лит клиенту на уровне когнитивного понимания выявить определен­ные закономерности реагирования.

Консультирование клиента с агрессивным типом виктимного пове­дения имеет несколько разновидностей в зависимости от специфиче­ского наполнения паттернов реализации виктимности. В случае агрес­сии, которая является следствием высокого уровня враждебности ро­дителей при ощущении социального признания, консультирование должно быть направлено на выявление и проработку конфликта вну­три семьи. С этой точки зрения максимально подходящими являют­ся направления семейной психотерапии и гештальт-терапии. На сле­дующем этапе консультирования необходимо снизить напряженность и тревожность, связанные в первую очередь с попыткой достижения социального признания. Важным в консультировании данного типа личности является повышение стремления соответствовать социаль­ным ожиданиям и обучение другим, «невиктимным» способам до­стижения уважения со стороны окружающих.

Для клиентов с гиперсоциальным (инициативным) виктимным по­ведением свойственны такие характеристики, как: высокий уровень самостоятельности; зависимость от мнения окружающих; высокий уровень самоконтроля; озабоченность социальным принятием; стремление к социальной желательности. Необходимо отметить, что, по нашим исследованиям, для данной группы клиентов существует разница в специфике семейного воспитания отцом и матерью. Со стороны отца наблюдается пристальный позитивный интерес, вплоть до гиперопеки при непоследовательности воспитательных воздей­ствий. Со стороны матери — ярко выраженная директивность и не­принятие. Такая совокупность воспитательных воздействий часто приводит к саморазрушительному поведению. Характерной чертой для клиентов с таким типом поведения является стремление жерт­вовать собственными интересами и безопасностью ради социально­го блага. Такой тип клиентов склонен к формированию созависимых отношений. С этой точки зрения консультирование должно быть на­правленно на разрешение возникающих двойственных ожиданий от родителей и снижение значимости оценки социального окружения. Достаточно часто клиенты такого типа имеют «героические» сцена­рии и психологические игры, что необходимо также отслеживать в рамках консультативного взаимодействия. Потребность в героизме может являться следствием попыток преодолеть материнское непри­нятие и субъективное ощущение нарушенных базовых прав челове­ка (право на существование, любовь, принятие). Отсутствие возмож­ности существования без героизма часто приводит к выбору специ­фических профессий: психолог, спасатель, милиционер и т.д. В рам­ках консультирования необходимо такого клиента научить безопас­ным видам поведения, распознанию собственных потребностей и их удовлетворению, научить рационально распределять усилия не толь­ко для достижения блага общества, но и собственного. Важным аспектом консультирования таких клиентов является умение прини­мать поддержку от окружающих, просить помощи. Еще один аспект работы с таким клиентом — это снижение чувства вины, которое бы­вает гипертрофированно и генерализировано: связанно с виной за собственное рождение и недостаточную «хорошесть». Последним этапом консультирования таких клиентов является смещение свой­ственного им контроля над окружающими в область собственной жизни. То есть им необходимо перестать контролировать других и начать контролировать себя.

Консультирование клиента пассивного типа поведения. Актуаль­ными характеристиками клиентов этого типа являются высокая по­дозрительность, низкая смелость в общении, погруженность в соб­ственные переживания, кроме того, такому клиенту свойственны при нереализованной потребности включенности в социальные от­ношения эмоциональная неустойчивость, беспечность, моральная нормативность и душевная мягкость. То есть это тип клиента с клас­сическим зависимым поведением, который испытывает сложности в налаживании контактов, плохо понимает собственные потребно­сти. Такой клиент склонен следовать общепринятым правилам, од­нако часто оказывается жертвой в результате собственной беспечно­сти. По нашим данным, такой пассивный тип реагирования на про­исходящие события объясняется директивностью, непоследователь­ностью и негативным интересом со стороны обоих родителей. В на­шей типологии выделяется еще один тип клиента с пассивным по­ведением, который характеризуется высоким самоуглублением и де­прессией, приводящими к асоциальным типам реагирования, напри­мер алкоголь, наркотики. Данные клиенты достаточно дисфоричны (злобная тоска) и испытывают ощущение невозможности измене­ния ситуации. Консультирование клиентов с пассивным типом виктимного поведения должно быть направленно в первую очередь на консультирование сформированной в родительской семье пассив­ности и зависимости для обретения поведенческой компетентности, потеря которой изначально связана с непредсказуемостью родитель­ской реакции. Важным является актуализация мышления такого клиента для осознания собственной ролевой позиции «жертвы» и обучение; его другим способам удовлетворять потребность в принятии, жалости и сочувствия со стороны окружающих. Необходимым аспек­том консультирования таких клиентов является выстраивание гра­ниц личности, отделение «Я» от «не Я». Достаточно часто в направ­лении консультирования подобного типа клиентов используют гештальт-тералию, арт-терапию, трансактный анализ.

Клиенты с некритичным типом поведения содержат внутренние противоречивые качества. С одной стороны, они готовы к риску и беспечны, с другой — характеризуются высокой степенью душевной мягкости при наличии внутренней фрустрации и раздраженности. Характерным признаком таких клиентов является высокий уровень доверительных отношений с родителями как максимально значимы­ми объектами. Что приводит, с одной стороны, к зависимости от них, с другой — к попыткам перекладывания ответственности за проис­ходящие события в жизни на других. Достаточно часто клиенты дан­ного ти па характеризуются высокой тревожностью, доверчивостью, социальной наивностью, консервативностью во взглядах при неу­своенных моральных нормах. Социального одобрения такие клиен­ты часто добиваются за счет лжи, вызванной потребностью в одобре­нии окружающих. Консультирование таких клиентов должно начи­наться с возвращения им ответственности за все события их жизни, усиления чувства реальности. Важным аспектом в консультировании данного типа является развитие критичного взгляда на происходя­щие события, самого себя и окружающих. В рамках консультативно­го взаимодействия необходимо научить клиентов данного типа до­биваться социального признания социально приемлемыми способа­ми без стремления к ярко выраженному риску.

Самоповреждающее виктимное поведение. Бывает нескольких ти­пов клиентов с самоповреждающим поведением. В первую очередь, это клиент замкнутый и неуверенный в себе с плохо простроенны­ми социальными контактами и высоким чувством одиночества, в основе которого лежит внутренний конфликт. Специфика самопо­вреждения связана с чувством вины и внутренним ощущением не­обходимости самонаказания через самоизоляцию. Таким клиентам часто кажется, что они не достойны любви и любить их нельзя. Вто­рой тип клиентов с самоповреждающим поведением содержит склонность к наркотизации и алкоголизации, социально нежелатель­ному поведению, эгоистичности и ориентированности на собствен­ные потребности. Такие клиенты обычно воспитываются в семьях с гиперопекающей матерью и агрессивно-директивным отцом. Они неплохо приспособлены к жизни, однако ограничены в эмоциональ­ном плане, отстранены от собственных чувств, алекситимичны. До­статочно часто к характеристикам таких клиентов добавляется склонность к суицидальному поведению. Консультирование клиен­тов такого типа необходимо начинать с признания факта наличия аутодеструкции и проработки нарушений типов выражения агрессии. Важным аспектом является заниженная самооценка и ощущение низ­кой социальной поддержки. Такие клиенты нуждаются в позитивном принятии со стороны консультанта с поэтапным формированием по­зитивного своего образа, повышении собственной значимости.

 

Вопросы для самоконтроля и самостоятельного изложения

1. Чем невротическая тревога отличается от нормативной?

2. Перечислите методы маскирования тревоги. •

3. Какие техники со страхами Вы помните?

4. Какие три правила адекватного выражения агрессии существуют?

5. В чем состоит отличие катарсического метода работы с агрессией?

6. Охарактеризуйте реактивную депрессию.

7. Бывает ли депрессия у детей, и если да, то как она проявляется?

8. Что такое послеродовая депрессия?

9. Какие методы самопомощи при депрессии Вы знаете?

10. Что такое антисуицидальные факторы личности?

11. Какими качествами должен обладать консультант при работе с суици­дальными клиентами?

12. В чем смысл консультирования чувства вины?

13. Укажите, какую специфику детской агрессивности должен выделить пси­холог в плане консультативной работы с ней?

14. Выделите, какие правила безопасности должен соблюдать консультант по работе с депрессиями?

15. Какие методы выявления депрессии вы знаете?

16. Опишите какой-либо метод работы с фобическими реакциями (на Ваш выбор: страх пауков, змей, агорофобия, клаустрофобия и т.д.).

17. Как Вы думаете, каково будет изменение структуры консультирования в зависимости от типа делинквентного поведения?

18. Что такое виктимное поведение?

19. Чем обусловлена разница консультирования в разных типах виктимного поведения?

 

Литература для углубленного изучения темы

1. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологиче­ский практикум) / Н.Н. Ежова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Ака­демический проект, 1999.

3. Романов И.А. Новое в терапии депрессии. — М.: ЧеРо, 2001.

4. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.: Когито-Центр, 2005.

5. Лаут Г.В. и др. Коррекция поведения детей и подростков. Ч. 2. — М.: Академия, 2005.

 

Список использованной литературы

1. Андронникова О.О. Виктимное поведение подростков: факторы воз­никновения и профилактика: Монография. — Новосибирск: НГИ, 2005.

2. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктим- ного поведения подростков: Диссертация на соискание ученой сте­пени кандидата психологических наук. Новосибирск. НГПУ, 2005.

3. Андронникова О.О. Характерологические особенности подростков с суицидальным поведением // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 9. С. 120— 126.

4. Амбрумова А.Г., Трайнина Е.Г., Ратинова Н.А. Аутоагрессивное пове­дение подростков с различными формами социальных девиаций // Шестой Всероссийский съезд психиатров, г. Томск, 24-26 октября 1990 г.: Тез. докл. — Т. 1. — М., 1990.

5. Амбрумова А.Г. Психология одиночества и суицид // Актуальные про­блемы суицидологии: Сб. н. тр. — М.: Московский НИИ психиатрии М3 РСФСР, 1981.

6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния вос­питания и семейных отношений. — М., 1999.

7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. — М.: «Социальное здоровье России», 1994.

8. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования лично­сти в детстве: Норма и отклонения. — М.: Педагогика, 1990.

9. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. — М.: Академический Про­ект, ОППЛ, 2000.

10. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

11. Вагин Ю.Р. Тифоанализ (теория влечения к смерти). — Пермь: Изд-во ПОНИЦАА, 2003.

12. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. — СПб., 2001.

13. Диагностика личности / Сост. Т.Н. Разуваева. — Шадринск, 1993.

14. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога (Психологиче­ский практикум) / Н.Н. Ежова. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

15. Ефремов В.С. Основы суицидологии. — СПб.: «Издательство «Диа­лект», 2004.

16. Захаров А.И. Неврозы у детей. — СПб., 1996.

17. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1993.

18. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. — М., 2001.

19. Кооб О. Темная ночь души. Пути выхода из депрессии. — М.: Эниден- тис, 2002.

20. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности /Л.М. Костина. — СПб.: Речь, 2005.

21. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. — СПб.: Питер, 2001.

22. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. — М.: Ака­демический проект, 1999.

23. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психоте­рапия. — М., 2002.

24. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. — Новоси­бирск: Наука, 1990.

25. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: практ. руковод­ство / Пер. с нем. — Т. 1: Стратегия и методы / Г.В. Лаут, У.Б. Брак, Ф. Линдеркамп. — М.: Academia, 2005.

26. Лаут Г.В. Коррекция поведения детей и подростков: практ. руковод­ство / Пер. с нем. — Т. 2: Отклонения и нарушения / Г.В. Лаут, У.Б. Брак, Ф. Линдеркамп. — М.: Academia, 2005.

27. Ллойд-Джонс М. Духовная депрессия. — СПб., Мирт, 2000.

28. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2002.

29. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. — 6-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2008.

30. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. — СПб.: Речь, 2005.

31. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кри­зисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005.

32. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер. с англ, т.к. Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

33. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Из­дательство «Питер», 2000.

34. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотера­пии. — М., 1997.

35. Погодин И.А. Психологические проблемы современной суицидоло- гии. — Минск: Изд-во БГПУ им. М. Танка, 2004.

36. Послеродовая депрессия: описание, психопатология и методы лече­ния // Обзор современной психиатрии. Вып. 9. 2001.

37. Попов Ю.В., Бруг А.В. Аддиктивное суицидальное поведение подрост­ков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2005. — №2.

38. Райс Ф, Должин К. Психология подросткового и юношеского возрас­та. — М.: Питер, 2010.

39. Романов И.А. Новое в терапии депрессии. — М.: ЧеРо, 2001.

40. Руденский Е.В. Личная виктимность субъекта учения — фактор риска формирования дефекта социализации в системе образования. Пре­принт. — Новосибирск: Издание СибПСИ, 2001.

41. Рыбалкин Н.Н. Природа безопасности // Вестник Московского уни­верситета. Сер. 7, Философия. — 2003. — № 5. — с. 36-52.

42. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. — М.: «Когито-Центр», 2005.

43. Старшенбаум Г.В. Динамическая психиатрия и клиническая психо­терапия. — М.: Изд-во Высшей школы психологии, 2003.

44. Тихоненко В.А. Классификация суицидальных проявлений //Актуаль­ные проблемы суицидологии. — М., 1978.

45. Туляков В.А. Виктимность и ее выражение // Юридична освгга i пра- вова держава. — Одеса, 1997.

46. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. — СПб.: Речь, 2007.

47. Хелл Д. Ландшафт депрессии. — М.: Алетейа, 1999.

48. Хэмбли. Г. Телефонная помощь. Руководство для тех, кто желает по­могать по телефону / Пер. Ю. Донец / Ред. Моховиков А.М.— Одес­са, 1993.

49. Щербатых Ю.В. Психология страха. — М.: Эксмо. 2002.

50. Циркин С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. — СПб.: Питер, 1999.

51. Лебединский В.В., Никольский О.С., Баенская Е.Р., Либ.шны М.М. Эмо­циональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М., 1990.


Тема 6. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТОВ С ЛИЧНОСТНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 1060.