ГОСУДАРСТВО В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государство -:по громадная фикция, посредством которой все стараются жить  за счет  всех.

Ф.Ьастиа

 

-         «ПРОВАЛЫ  РЫНКА»,  ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА, ПРОБЛЕМА  «БЕЗБИЛЕТНИКА})

 

Рынок может  решить  многие вопросы  и с его помощью  можно достичь многих экономических целей,  однако не всегда и не в лю­ бых ситуациях.  В случаях, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов и производство необходимого количества  благ, говорят о несостоятельности или о

«провалаХ>I рынка.  Известны наиболее типичные его «провальР>.

В первую очередь обычно  называют нарушения условий со­ вершенной конкуренции, выражающиеся в ограничении досту­ па к различного рода  ресурсам. Это могут  быть  искусственные (квоты, лицензии,  прямые запреты и т. п.) или  естественные барьеры. В последнем случае возможно появление естественных монополий.

 

EcmecmвeJUlaя монополия- это такая рыночная ситуация, при которой минимум средних производственных затрат достигает­ ся при наличии  одной фирмы, производящей данный  продукт или услугу; возникает там, где отсутствуют  реальные  альтерна­ тины, нет близких  заменителей, ныпускаемый продукт в извест­ ной степени уникален, кроме  того,  увеличение числа фирм  в этой отрасли вызывает рост средних  затрат.

 

Примерами естественных монополий являются  нефтедобыва­ ющие компании,  электроэнергетические комnании,  железные до­ роги, телефонные  компании, космическая  и военно-промышленная отрасли.

Другим  «Провалом'> рынка считают его  неспособиость обе­

спечить  доступ к полной  и совершенной информации о товарах, продавцах,  условиях  коммуникации всем участникам  рынка.  Воз­ можны ситуации, когда продавец  знает о том, что его товар неодно­ роден, что качество  отдельных единиц  товара  может существенно

 

133


отличаться,  а покупатель  не имеет об этом четкого представления. В таких случаях говорят об асимметрии информации.

 

Асимметрия  информации- рыночная  ситуация,  которая об­ разуется  тогда, когда одна часть участников рыночной сделки располагает  важной  информацией, а другая -нет.

 

Примеры асимметрии информации, взятые из опыта страховых компаний,  свидетельствуют  о том, что люди часто скрывают истин­ ное положение  дел со своим имуществом или состоянием  здоровья (здесь речь идет об объекте  страхования) .

При приеме на работу работодатель не может составить четкого представления о профессиональных и иных  качествах  работника

только по анкетным данным.  Банкир  не имеет возможности вник­ нуть во все тонкости  бизнеса и точно оценить риск проекта,  для реализации которого у него просят кредит.

Подобные ситуации разрешаются различными  способами, но во всех способах есть общий момент.  В каждой ситуации  велика роль рыночных  сигналов  о качестве  предлагаемого товара  или услуги. Так, для страховой  фирмы сигналом  будет возраст  страхующего­ ел,  для работодателя-диплом о профсссиональном образовании и т. д.

Другое  условие,  которое может снизить эффективность ры­

ночного  механизма,- иммобилизация ресурсов. Это относится,

в частности,  к человеческим ресурсам. Множество причин сегодня стоят  на пути российского рабочего,  который  пожелает сменить место  работы  в одном  городе,  и еще  больше  таких  причин  воз­ никнет, если он решит переехать в другой город. Это и отсутствие многих социальных гарантий,  различия в уровнях жизни  в разных регионах,  неопределенностъ правоного  статуса  гражданина и т.д. В результате образуются :'4онопсонии на рынках труда, снижается эффективность производства, увеличивается разрыв  в уровне  до­ ходов различных  слоев населения. В других случаях иммобилизу­ югся активы предприятий, когда средства,  вложенные в основные фонды,  не могут быть  быстро  высвобождены и снова  пущены  в оборот.

 

Внешние эффекты  (экстерналии)  -затраты отдельных людей или общества,  не получившие  отражения в ценах  (отрицатель­ ные экстерналии) или выгоды, которыми  пользуются  лица,  не участвующие  в сделке  (положительные экстерналии); затраты или выгоды '<Третьей стороны>•.

 


134


Внешние эффекты от экономической деятельности могут  быть как  положительными, так и отрицательными.

Примерам положительного внешнего эффекта можно считать

случай,  когда  геологоразведочная экспедиция случайно находит древнее городище (как  это  было, наnример,  с Аркаимам в Че­ лябинской области}. К сожалению, хозяйственная деятельность гораздо богаче на примеры отрицательных экстерналий. Читатели сами могут найти  достаточное количество информации о подобных случаях  и обсудить их на семинарских занятиях. Здесь мы рассмо­ трим  один  весьма характерный пример, который пригодится и в дальнейшем.

Летом 2001  г. в одной из  телевизионных информационных программ был показан сюжет о том,  что в Екатеринбурге в подъ­ ездах и на чердаках жилых домов  появилось большое количество летучих мышей - ушанов. Экологи уrверждают, что это существа безобидные, но не каждому приятно, когда к нему  на голову  в cy­

:vrepкax планирует нечто  пищащее и когrистое {это случается,  когда

на голове белая  кепка или  платок)  и затем пытается устроится на ночлег  в его квартире.

Оказывается, туристы из  разных краев и областей стали  чаще,

чем  раньше, посещать расположенные в окрестностях города  пе­ щеры,  где обитают летучие мыши. И потревоженные ушаны вы­ нуждены теперь искать новое,  более  спокойное пристанище. Так и в других ситуациях с отрицательными эффектами; кто-то получает выгоду или удовольствие, а другие  вынуждены нести  в связи с этим определенные затраты.

Еще одним  типом  проявлений внешних эффектов считается су­ ществование общественных благ. Общественные блага - это такой тип благ, которые необходимы людям, производство которых требует затрат, и порой немалых,  но частные фирмы такие блага производить не могут по причинам их неизбирательности и неисключаемости в потреблении.

 

НеизбuрйпlеАьность б.лага означает, что его потребление одним человеком не снижает возможности других людей получить это же  благо;  увеличение числа потребителей не  влечет за собой снижения полезности, предоставляемому каждому из  них  (не­ соперничество}.

НеисКАючаемость б.лага означает, что никому  нельзя  запретить потребление этого  блага,  даже  если человек отказывается за это платить; ограничение доступа  потребителей к такому благу прак- тически невозможно.


Такие  блага,  как национальная оборона, услуги метеослужбы, городское  освещение улиц, национальныепаркии лесные  хозяй­ ства обладают свойствами  неизбирательности и неисключаемости в потреблении.  Но они, безусловно, необходимы обществу, поэтому их производят государственные компании  или частные,  но за счет государственного финансирования, и называют их общественными благами.

Существуют  чисто общественные блага и такие,  производство которых оплачивается потребителями частично. Чисто обществен­ ное благо  потребляется всеми  гражданами, независимо от того, платят они за него или нет.

Производство частичного общественного блага поддерживает­ ся государственными субсидиями. Так, бухгалтерия московского метрополитена в 1999 г. представила обществу отчет,  согласно которому стоимость поездки одного  пассажира в отчетном пе­ риоде составила порядка девяти рублей. Однако фактически пассажиры платили не более четырех  рублей, не считая льготных категорий.

Но, так как благо - общественное, появляется  соблазн  не пла­ тить за него совсем. «Безбилетника>> в чистом виде каждый может наблюдать в общественном транспорте. Но есть и другой тип без­ билетника. Это гражданин, который  пользуется  общественными благами, но при этом отказывается оплачивать свою долю расходов. В небольшой группе это может быть ситуация,  когда жители одного двора собрались  на уборку территории, но некоторые не приняли в этом участия.

В государстве  это ситуация, когда предприниматель пользуясь выгодами  общественного разделения труда, достуца к ограничен­ ным ресурсам, принадл.ежащим обществу, услугами государствен­ ных служб, получив прибыль, отказывается платить определенную законом сумму налога. Это также является одним  из примеров песостоятельности рынка.

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В УСТРАНЕНИИ

«ПРОВАЛОВ» РЫНКА  И ПРОИЗВОДСТВЕ

ОБЩЕСТВЕННЫХ БЛАГ

 

Государство является органом, которому общество поручает про­ изводство общественных благ и контроль  уровня  удовлетворения потребностей общества  в таких благах. Государство в этом случае может быть представлено любым органом общественного управле-

 



136


ния на федеральном или местном уровнях, которому предоставлено право  принимать  решения,  реrулирующие деятельность экономи­ ческих агентов.

Задачи такого органа  сводятся  к тому, чтобы свести  к миниму­ му потери  общества  от провалов  рынка,  добиться  максимального снижения трансакционных затрат. За  столетия существования экономики рыночного типа накопился  богатый опыт  решения  по­ добных вопросов.

«Лечение)} болезни монополизации проводится на базе  анти­

монопольного законодательства, путем стимулирования развития малого  бизнеса, инноваций и государственного контроля  за дея­ тельностью  монополий.

Проблемы  песовершеиной информации решаются с помощью

мер по защите  прав  потребителей, авторских прав  и контроля за рекламной  деятельностью.

Мобильность трудовых  ресурсов обеспечивается при  помощи

программ повышения профессиональной подготовки и переподго­ mвки  кадров, системы льгот и кредитов на получение образования и т. д.

Решение проблем отрицательных внешних эффектов может быть найдено в трансформации внешних эффектов во внутренние. Смысл этого действия  заключается в том, чтобы частные предель­ ные затраты  (выгоды) приблизились к соответствующим социаль­ ным  предельным затратам (выгодам). Очевидно, это пелростая задача, состоящая  из многих этапов.

Так,  возвращаясь к нашему примеру с летучими мышами из

Екатеринбурга,  начало решения  проблемы  могло выразится в том, если бы некий общественный орган рассчитал ущерб, нанесенный жителям города  в результате действий неосторожных туристов. Для выполнения следующего этапа решения  задачи экономическая теория имеет в запасе,  как минимум, два варианта.

Первый вариант был в свое время предложен английским эконо­

мистом А Пиrу ( 1877-1959). Он состоит во введении специального корректирующего налога на потребителей или на производителей экономических благ, из-за действий  которых появляются  социаль­ ные затраты.  Ставка  налога должна  быть такой, чтобы собранная в результате сумма покрыла все потери жителей  города. Но здесь возникают новые проблемы.

Во-первых, нужно решить вопрос,  кто этот налог будет платить. Пещеры с мышами  расnолагаются на территории заповедника. Значит,  это может быть его дирекция. Но это, по всей видимости, будет несправедливо, так как директор заповедника туристов спе-

 


137


циально  в пещеру  не звал. Да и доходов таких  у заповедника нет, с которых налог  можно было  бы платить. Эта государственная организация сама живет  за счет бюджета.  Общественность снова будет недовольна.

Непонятно также,  как можно брать налог с туристов.  Каким об­

разом и где. В пещере?  На вокзале?  В магазине,  который продает

туристическое снаряжение?

Во-вторых, если представить, что кто-то каким-то образом этот налог собрал,  возникает другая проблема.  Каким образом  следует компенсировать нанесенный моральный  и материальный ущерб? К тому же  о них  самих {о мышах)  тоже  надо  позаботиться. Зна­ чит, нужно  создавать  новый  общественный орган,  который  будет заниматься решением  и этих проблем. Но известно, что на обще­ ственных  началах конкретные экономические задачи решаются  не самым лучшим образом.

Другой  подход к проблеме  предложил  Р. Кауз -американский

экономист,  лауреат  Нобелевской премии  по экономике за 1991 г. Главным в подобных ситуациях он считал вопрос о правах соб­ ственности. Если они будут четко определены,  то собственник сам должен  решать, выгодно ему получать благо и при этом платить по социальным  счетам,  или нет.

Так, одно из решений проблемы,  возникшей в Екатеринбурге, согласно рекомендациям Кауза могло бы заключаться в том, что ру­ ководство заповедника сдает пещеру в аренду коммерческой фирме

{в ином случае-продает), но с условием, что все ушаны останутся

на месте и экология и местные  жители  не пострадают.  А собствен­

ник (пусть и частичный,  но с четко определенными правами)  сам разберется и с летучими мышами,  и с туристами.

Р. Кауз вел теоретический спор с А Пигу ( 1960-е гг.) на примере взаимоотношений владельцев железных дорог и арендаторов полей, пшеница  на которых загоралась от искр, ВЫI\.етающих из-под колес вагонов и паровозных топок, а также обсуждая условия предостав­ ления  услуг маяков  капитанам кораблей, проблемы фабричных труб и кроликов,  опустошающих посевы. Но, во всех этих случаях очевидна необходимость активного участия  государства в реше­ нии проблем, возникающих во взаимоотношениях экономических агентов.

Упование на действенность принцила  (<laissez faire, laissez passeЛJ (<<nусть идет, как идет» - основной  тезис  либеральной рыночной экономики), на самом  деле,  не соответствует рекомендациям ни одного из направлений экономической теории.  Разные  экономи· ческие  школы спорили  и продолжают вести спор  о формах  госу-

 


138


Л•iрственного управления экономикой, но никто  не сомневается в том,  что  такое  управление необходимо. В теории это  закреплено уже  самим существованием концепций «государство» и <<обще­

'Тненные блага».

Теория называет также и типичные случаи  «nровалов))  государ­

ства*, когда  оно  не  справляется с выполнением своих функций.

:>ти случаи  таковы:

1)  ограниченность необходимой для принятия решений информа­

ции. Часто  случается, что группы  с особыми интересами, кто не заинтересован в  принятии полезных мя общества решений, блокируют доступ  к информации или искажаю1' ее;

2)  несовершенство политического процесса. Не секрет,  что целые научные коллективы работают сегодня в интересах  отдельных политиков и финансово-промышленных групп,  используя лоб­ бизм,  манипулирование голосами, особенности рационального неведения избирателей и т. д.;

:!)  ограниченность контроля над бюрократией;

4)  неспособиость государства полностью предусмотреть и кон1'ро­ лировать ближайшие и  отдаленные последствия припятых им же решений. В качестве примера можно рассмотреть провал программ  реформирования  российской  экономики  в  1992-

2000  гг. В качестве «мягкой>} критики здесь  можно указать на

несколько  упущений,  очевидных с  точки  зрения  экономиче­

ской теории.

 

NB. ОбьяснАя  преимущества нового социально-экономического устройства, российская команда реформаторов  в начале 1990-х  гг. об­ ращалась  фактически к сравнительно небольшому сегменту обществен­ ного  сознаниА,  обозначенному на рис.  4.2 как «Логика».  Б6льшаА же часть области «всеобщего бессознательного» (доминант, residues) оста­ ется  незадействованной, что и обусловило конфликты рассогласования формальныхинеформальных институтов: конфликты между требаваниА­ ми существующих  в общественеформальных норм и требованиями но­ вых легальных правил, навязываемых сверху.

Попытки импортировать институты, свойственные капиталистической

модели развития  экономики, предполагали  неАвно, что «логика эконо­ мического развития»  будет способствовать формированию «правиль­ ных» с точки зрения  экономической рациональности привычек,  норм и правил поведения.  Однако  практика трансформации российской эко­ номики доказала ошибочность этого тезиса. Причинами ошибок, на наш взгляд,  Авилось то, что nонятия «nравильности» решений с точки зрения реформаторов и с точки зрения большинства  населения страны не со­ впали.

 

* В данно:vr контексте  нонятия  государства и правительства совпадают.

 


139


Процессы социализации в России  кардинальным образом от­ личаются от тех  процессов, которые происходили в западных странах (и даже  во многих  странах Восточной  Европы).  Если за­ дачам  наступающего капитализма в XVIII-XIX вв. соответство­ вало иревращение гражданина правовага государства (в основах своих  созданного усилиями реформаторов и просветителей) в

«экономического человека}), то российская ситуация во многом

выглядит  иначе.

Здесь  бывший «слуга народа))  (представитель номенклатуры,

по своему предназначению - «винтик») оказался вдруг  «на свободе)>. А как  ведет  себя  бывший раб  по отношению к иму­ ществу  хозяина истории давно  известно. В  нынешней ситуации россиянину необходимы не столько  социализация эгоизма (как в Европе  в XVIII в.), который здесь имеет  формы коллективного, сколько,  в первую очередь,  эмансипация доверия на совершенно иной  основе.

 

КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ

ОБЩЕСТВЕННОГО  БЛАГОСОСТОЯНИЯ

 

Вопрос об определении и критериях общественного благосо­ стояния не только экономический,  но и философский. Эта проблема была темой '<Диалогов» Платона, детальному ее обсуждению были посвящены работы  Ксенофонта, Аристотеля, других философов древности.

Как  вопрос жизни или  смерти он был поставлен известным библейским персонажем: '<Что есть истина?>>. Не менее дискусси­ онной  остается  эта тема и сегодня, особенно для России.

В теории этот вопрос формулируется как поиск  методологии оценки  альтернатив социально-экономического развития с точки зрения  общественной полезности.  Именно тогда, когда впервые  по­

явилась эта концепция {полезности), тема из области философских дискуссий  была перенесена в сферу  экономико-математического моделирования.

Общественное благосостояние было предложено  оценивать как сумму индивидуальных полезностей  всех граждан.  Согласно крите­ рию И. Бентама  (1748-1832)  общество  должно было стремиться  к ({возможно большей  сумме счастья  для возможно большего числа людей>>. Однако при этом за скобками оставался  вопрос о возмож­ ности унификации полезностей различных  людей.

 


140


В теориях  маржиналистов для оценки общественного благосо­ стояния был предложен соответствующий критерий- кардина­ листский.

Следуя закону убывания  предельной  полезности  в целях макси­

мизации общего  благосостояния, необходимо было стремиться к

наиболее равномерному распределению богатства. Однако кроме де­

нежного измерителя других величин для оценки богатства не было.

 

NB. «Всякое богатство состоит из вещей, которые мы желаем иметь, т. е. из вещей, которые прямо или косвенно удовлетворяют потребности человека; но не все такие вещи считаются  богатством. Привязаннасти друзей, например, составляют важный элемент благополучия, однако их не рассматривают в качестве богатства, разве только в виде поэтическо­ го образа" (А. Маршалл*).

 

Лишь  в 30-х гг. ХХ столетия был совершен переход к «новой экономике  благосостоянию)  благодаря  появлению  работ В. Парето

( 1848-1923]. В соответсшии с критерием Парето любое изменение,

которое улучшает положение  хотя бы одного человека, не ухудшая при этом ничье другое, увеличивает  уровень общественного благо­ состояния. Таким образом, не нужно сравнивать между собой полез­ ности различных  людей, достаточно сравнить  полезности одного и того же человека в разных состояниях. Но и это -уязвимое месrо. Мы должны помнить о том, что вкусы и предпочтения отдельного ин­ дивида меняются с течением времени и с изменением обстоятельств. При отсутствии подобных ограничений даже кривую спроса посгро­ ить нельзя, не то что функцию общественного благосостояния.

Появиласьдрутая альтернатива-критерий Роулса (1971 г.). Он предложил искать индивида, оказавшегося в наихудшем  положе­ нии и максимизировать его благосостояния. То есть, если вы хоти­ те сравнить благосостояния в различных странах, найдите  в них самых бедных граждан, и пусть они между собой поспорят,  кто из них счастливее. Но и туг не все гладко.  А что если тот, который самый  бедный,  стал таким  из-за  своей  чрезмерной склонности к риску?  Был богатым,  а потом  сшродал картины и кров)>, накупил на все деньги лотерейных билетов и ничего  не выиграл.

В данном подходе проявляется уже новая идея-игровой под­

ход. Не в том смысле, что «вся наша жизнь-игрю>, хотя это тоже не зря сказано.

Примерно с середины прошедшего столетия  в экономических

исследованиях стали  активно применяться методы  теории игр.

 

* Маршалл А  Принцилы экономической  науки. -М. : Проrресс,  Универс,

1993.- т. 1.- с. 112.

 


141


Boilllli в обиход такие понятия,  как справемивая и несправедливая игра, игры с нулевой и иенулевой суммой, достоверный эквивалент, склонность  и несклониость к риску и АР· С развитием новых под­ ходов стали появляться  и новые  критерии оценки  общественного благосостояния.  Среди них нужно назвать критерий  Калдора-Хикса (М.Калдор, 1908-1986; Дж. Хикс, 1904-1989) и критерий Бергсона (А. Бергсон,  1914-2003).

Критерий Калдора-Хикса (компенсационный) требует,  чтобы те, кто выигрывает в результате  тех или иных  преобразований и увеличивает  при этом свое благосостояние, компенсировали своим согражданам возможные потери.

Критерий Бергсона требует,  чтобы  при  оценке выигрышей и проигрышей делалась поправка  на значимость для общества благо­ состояния той или иной социальной группы.

Следует выделить также  группунеиндивидуалистских функций общесгвенного благосостояния. Так, некоторые из них предrюлага­ ют подход с точки зрения оценки эффективности выполнения госу­ дарством  своих функций производителя и защитника. Концепция

«специфического эгалитаризма>) Д. Тобина [Дж.Тобин,  1918-2002)

предусматривает  оценку распределения конкретных блаr: медицин­

ское обслуживание, образование и т. д.

 

Чистое экономическое благосостояние - показатель  общего уровня  жизни и благосостояния в стране.  Предложен У. Норд­ хаузам  и Дж. Тобина м с целью корректировки показателя  ВВП путем  включения в него нематермальных форм  богатства: ис­ пользование свободного  времени  для повышения образования, воспитания детей,  культурного развития. Показатель должен учитывать также  экологическое состояние  окружающей среды, системы здравоохранения, негативные nоСll.едствия урбанизации и прочие отрицательные внешние  эффекты.

 

Отметим, что количество новых критериев оценки общественного благососгояния в поСJI.еднее время растет довольно интенсивно.  Ве­ роятно вы и сами могли бы предложить свой собственный критерий, начав с определения функции общей полезности  своей группы.

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

 

1.  В каких случаАх рынок оказываетсА не в состоннии обеспечить производство необходимого количества благ?


2.  Являются ли общественные  блага зконоМИ'-Iес::кими или сво·

бодными?

3.  Кто такой «безбилетник» с то'-lки зрения теории общественного выбора?

4.  Каким образом государство решает nроблему монополизации?

Приведите примеры из современной российской  практики.

5.  Какие  способы решения  проблемы отрицательных  внешних эффектов предлагаются в экономической теории?

6.  Почему в современных условиях государство не всегда сnрав·

ляется с выполнением своих функций?


КОНЦЕПЦИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Глава  8. Агрегированнь1е макроэкономические показатели, ВВП

Глава  9. Расчеты макроэкономических покаэателей

Глава 1О. Национальная экономика






Глава 8

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.