Лидер и менеджер. Лидерство как ресурс менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Запись на доске: 4. Лидер и менеджер, к. 26÷27 .

Как мы с вами выяснили ранее, менеджмент – феномен, имеющий место в системе формальных (или, как еще говорят, официаль­ных) отношений, а лидерство – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений (к. 26-1). Причем роль менеджера заранее определена «на таб­ло» социальной организации, оговорен круг функций ре­ализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно – в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет (к. 26-4).

Руководитель коллектива назначается извне, выше­стоящим руководством, получает соответствующие власт­ные полномочия, имеет право на применение санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких) ему по статусу (служеб­ному положению), он как бы «один из нас» (к. 26-3). Вместе с тем, лидер также может прибегать к санкциям в отно­шении кого-то из партнеров, но эти санкции носят не­формальный характер, право на их применение нигде официально не зафиксировано (к. 26-5).

Здесь следует обратить внимание еще и на такой любо­пытный момент. Как бы человек ни стремился стать лиде­ром (а это, что скрывать, мечта многих людей), он никогда им не станет, если окружающие не воспримут его так. А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от то­го, воспринимают его подчиненные соответствующим этой роли или нет (к. 26-5,6,7).

Короче говоря, менеджмент есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический (к. 26-2). И в этом – основное различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего (к. 27).

Запись на доске: менеджмент – социальный феномен, лидерство – психологич.

Общее между лидерством и менеджментом (к. 27):

Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими (к. 27-1). Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе формальных, официальных отношений, а дру­гой – в системе отношений неформальных, неофициаль­ных.

Во-вторых, оба феномена реализуют процессы соци­ального влияния в группе (коллективе) (к. 27-2). Но в одном слу­чае (руководство) это влияние идет главным образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидер­ство) – по неофициальным.

В-третьих, обоим феноменам присущ момент извест­ной субординации отношений (к. 27-3). Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и закреплен должност­ными инструкциями, а в лидерстве его присутствие го­раздо менее заметно и уж заранее никак не очерчено.

Лидерство есть важный ресурс менеджмента (к. 28).

Запись на доске: лидерство – важный ресурс менеджмента, к. 28 .

В практике управления нередко лидерство способно переходить в руководство, а руководитель – ста­новиться лидером и т.д. Примеров такого рода трансфор­маций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время хороший руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

Запись на доске: хор. рук-ль = лидер + эф. упр-ие, к. 28 .

Таким образом, необходимо еще раз сказать, что отличие понятие лидера от менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных отношениях, так и в неформальных… чего нельзя сказать о менеджменте.

Запись на доске: менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же не обязан быть менеджером.

Вопросы для проверки (к. 30).

Резюме по § 4.2.2

Кадр ЛОС № 29 1. Для достижения успеха лидеру необходимы соответствующие интеллектуальные качества, унаследованные и воспитанные черты характера и приобретенные умения. 2. Атрибутивные характеристики лидерства: признание ведущего положения индивидуума, обусловленное его вкладом в эффективное функционирование колектива; наличие у него последователей; определение и фиксирование его лидерской роли. 3. Роль менеджера заранее определена, оговорен круг функций ре­ализующего ее лица – существует официальная должность

Менеджера. Роль лидера возникает стихийно, в результате неформальных отношений – в штатном расписании ее нет. Лидер не обязан быть менеджером. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент – социальный. Менеджмент ограничен формальными, официальными рамками, лидерство же встречается и в формальных, и в неформальных отношениях.

  1. Общее между менеджментом и лидерством: оба феномена – средства координации, организации отношений членов социальной группы, средством управления ими; реализуют процессы соци­ального влияния в группе; обоим феноменам присуща субординация отношений.
  2. Лидерство – важный ресурс менеджмента. Лидерство способно переходить в руководство, а руководитель – ста­новиться лидером, и т. д. В наше время хороший руководитель организации – это человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 194.