Формальные и неформальные структуры в коллективной деятельности имеют разные причины возникновения (к. 14), и это необходимо учитывать и использовать в практике менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Запись на доске: – причины возникновения.

Так, например взаимодействие сотрудников в подразделении будет более эффективным, если при проектировании этого подразделения будет учитываться не только специализация труда, но и психологическая совместимость работников, которые будут выполнять эти работы.

В организации бывает крайне трудно отделить формальную структуру от неформальной: если они совпадают, то это, как правило, повышает эффективность взаимодействия в подразделении (к. 15).

Запись на доске: – орг-ция – совмещение Ф. и Н. стр-р.

Именно это отметил в своем исследовании Джим Коллинз. Завершая свое интервью с Джорджем Вайсманом из компании «Philip Morris», он сказал: «То, как вы описываете вашу работу в компании, похоже на историю любви». Джордж Вайсман хмыкнул и ответил: «Да, если не считать мою жену, то это была действительно самая сильная страсть моей жизни. Я не думаю, что многие поймут то, о чем я говорю, но мои коллеги поняли бы». Вайсман и многие другие руководители из его команды имели кабинеты в компании и регулярно приходили на работу даже после того, как они формально вышли на пенсию. Один коридор в головном офисе компании называется «холл волшебников бывшего города». Это коридор, по которому Вайсман, Калман, Максвелл и другие продолжают приходить в свои офисы, просто потому, что им нравиться проводить время друг с другом».

Основным принципом при проектировании формальных структур в великих компаниях являлся принцип «сначала кто, затем что».

Таким образом, неформальная структура становилась ведущей по отношению к формальной структуре организации, при этом эффективность управленческого воздействия возрастала. Так появляется в организации неформальный менеджмент.

Запись на доске: – Н. – ведущая по отн-ию к Ф.

4.2.1.3. Формальный и неформальный менеджмент (к. 16÷17)

В деятельности человека и в развитии производства все большую роль играет творческий подход к работе, личная инициатива. Именно они являются главными факторами качества и динамики развития. Но отношение к делу с позиций творчества и инноватики определяется в большей степени неформальным менеджментом, позитивной социально-психологической мотивацией.

Итак, в чем различия между формальным и неформальным менеджментом?

Запись на доске: 4. Ф. и Н. менеджмент, к. 16÷17 .

Формальный менеджмент в качестве управленческого воздействия использует директивно принятые меры (к. 16-1).

Неформальный менеджмент – это такой тип менеджмента, в котором основанием для управленческого воздействия являются сложившиеся в группе неформальные отношения (к. 16-2).

Иногда бывает ошибочным стремление менеджера к предельно четкой формальной организации. Конечно, она имеет определённые преимущества. Повышение ответственности, возможности контроля, продуманности в распределении функций, исполнительская дисциплина, некоторый автоматизм в работе, что способствует оперативности и своевременности решений. Однако существует и имеет определенное распространение такой вид забастовки – «работа по правилам». И такая забастовка, как правило, воспринимается руководством фирмы как бедствие. Это ведет к убыткам. Работа формальная, без творчества и энтузиазма, сегодня воспринимается как отрицательное явление (к. 16-1).

Рассмотрим приоритеты, которыми руководствуются управленцы при проектировании воздействия в формальном и неформальном менеджменте (к. 17).

Для любой структуры, как формальной, так и неформальной (хотя порой трудно отделить одну от другой), характерны в большей в большей степени одни приоритеты и в меньшей – другие.

Так, для формального менеджмента (к. 17-1) характерны такие приоритеты для воздействия, как максимум формальных требований (к. 17-3), детализация регламента (к. 17-4), исполнительство и дисциплина (к. 17-5).

Для неформального менеджмента (к. 17-2) характерными приоритетами в ходе воздействия являются интересы и ценности (к. 17-6), лидерство и группа (к. 17-7), творчество и индивидуальность (к. 17-8).

Если в любой структуре присутствуют и те, и другие вышеназванные приоритеты, то это повышает эффективность взаимодействия в подразделении.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 187.