Эти уровни умений будут вами достигнуты на рабочих, а в отдельных случаях – и на заключительных этапах обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Теперь обратимся к содержанию параграфа.

Понятие и природа лидерства (к. 10)

Запись на доске: быть лидером и быть менеджером – это одно и то же или нет?

Слово лидер (англ. leader – от lead «вести») многозначно, в русском языке имеет следующие значения: «1) ведущий, руководитель; 2) корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером)». В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией (к. 10).

Лидерство ведущее положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы (к. 10-1).

Запись на доске: 1. Лидер – ведущее положение, к. 10 .

Управленческие взаимоотношения между лидером и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей снижают затраты на управление и поддерживают инновационную природу менеджмента.

Лидерство возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях (к. 10-2). Сущность лидерства состоит в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним. В этом проявляется природа лидерства (к. 10-3).

Запись на доске: 2. Лидерство – в групп. отн-иях, к. 10, 11 .

Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.

Подумайте и назовите лидера вашей группы. Обоснуйте свой выбор.

Рассмотрим понятие группы.

Понятие группы в менеджменте (к. 11)

Из гл. 2.2 мы с вами усвоили, что организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей. В организации люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп (к. 11), которые образуются как по приказу руководства, так и без его вмешательства. Эти объединения людей оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Менеджер должен знать их и взаимодействовать с ними.

Еще одним условием эффективного управления является умение работать в малых группах, созданных самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения со своими подчиненными.

Группа – это объединение индивидов, в котором на поведение и деятельность одного участника воздействует поведение и деятельность других участников (к. 11-1).

Взаимное расположение связей в группе задает ее структура (к. 11-2), которая может быть формальной и неформальной.

Запись на доске: 3. Формальная и неформальная структура группы, к. 12÷15 .

Формальная структура группы отражает документально зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними. Именно в рамках формальной структуры осуществляется распределение полномочий по уровням управления, которые фиксируют отношения «руководитель – подчиненный» и служат основой формального менеджмента, о котором мы будем говорить позже.

Опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективным оказывается не приказ и распоряжение, а доброжелательное и внимательное отношение, воодушевляющее на активность, самостоятельность, творческий подход к труду. Это неформальные отношения, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, которые возникают как следствие индивидуальных усилий и развиваются на основе общих интересов и дружбы.

Отражением таких связей является неформальная структура в группе (к. 13), которая фиксирует взаимосвязи личностей, в нее входящих.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 185.