Теперь обратимся к содержанию параграфа.
Понятие и природа лидерства (к. 10)
Запись на доске: быть лидером и быть менеджером – это одно и то же или нет?
Слово лидер (англ. leader – от lead «вести») многозначно, в русском языке имеет следующие значения: «1) ведущий, руководитель; 2) корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером)». В менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной, определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией (к. 10).
Лидерство – ведущее положение индивидуума в области неформальных отношений, обусловленное его вкладом в эффективность функционирования группы (к. 10-1).
Запись на доске: 1. Лидер – ведущее положение, к. 10 .
Управленческие взаимоотношения между лидером и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей снижают затраты на управление и поддерживают инновационную природу менеджмента.
Лидерство возникает в группе в процессе взаимодействия людей и проявляется в межличностных и деловых неформальных отношениях (к. 10-2). Сущность лидерства состоит в том, что группа признает лидерскую позицию индивида и начинает следовать за ним. В этом проявляется природа лидерства (к. 10-3).
Запись на доске: 2. Лидерство – в групп. отн-иях, к. 10, 11 .
Таким образом, следует сделать вывод, что лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации.
Подумайте и назовите лидера вашей группы. Обоснуйте свой выбор.
Рассмотрим понятие группы.
Понятие группы в менеджменте (к. 11)
Из гл. 2.2 мы с вами усвоили, что организация – это сознательное объединение людей для достижения определенных целей. В организации люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение формальных и неформальных групп (к. 11), которые образуются как по приказу руководства, так и без его вмешательства. Эти объединения людей оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность. Менеджер должен знать их и взаимодействовать с ними.
Еще одним условием эффективного управления является умение работать в малых группах, созданных самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения со своими подчиненными.
Группа – это объединение индивидов, в котором на поведение и деятельность одного участника воздействует поведение и деятельность других участников (к. 11-1).
Взаимное расположение связей в группе задает ее структура (к. 11-2), которая может быть формальной и неформальной.
Запись на доске: 3. Формальная и неформальная структура группы, к. 12÷15 .
Формальная структура группы отражает документально зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними. Именно в рамках формальной структуры осуществляется распределение полномочий по уровням управления, которые фиксируют отношения «руководитель – подчиненный» и служат основой формального менеджмента, о котором мы будем говорить позже.
Опытный менеджер прекрасно знает, что иногда более эффективным оказывается не приказ и распоряжение, а доброжелательное и внимательное отношение, воодушевляющее на активность, самостоятельность, творческий подход к труду. Это неформальные отношения, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, которые возникают как следствие индивидуальных усилий и развиваются на основе общих интересов и дружбы.
Отражением таких связей является неформальная структура в группе (к. 13), которая фиксирует взаимосвязи личностей, в нее входящих.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.