Кадр ЛОС № 22 | Обратимся к плану главы (к. 21) и ее СЛС (к. 22). Изучение § 4.2.2 позволит нам понять, какие качества наиболее часто встречаются у успешного лидера; какое значение имеют ценности группы в выборе лидера; что общего между лидером и менеджером, а что их отличает друг от друга. Лидера выделяют его интеллектуальные способности, унаследованные и воспитанные черты характера, приобретенные умения. Лидер не обязан быть менеджером, но менеджер, как правило, всегда лидер. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент – социальный. Лидерство – важный ресурс менеджмента. |
Цели изучения § 4.2.2
Конечной целью изучения § 4.2.2 являются умения:
1) определять качества успешного лидера;
2) выявлять атрибутивные характеристики лидерства;
3) выявлять различия между менеджером и лидером;
4) находить общее между менеджером и лидером;
5) охарактеризовать лидерство как ресурс менеджмента.
Каждое из перечисленных умений должно быть усвоено на пятом уровне (выполнение действия замедленно, без внешних опор). Этот уровень умений будет вами достигнут на рабочих, а в отдельных случаях – и на заключительных этапах обучения.
Теперь обратимся к содержанию параграфа.
Качества успешного лидера
Запись на доске: какие качества позволяют считать себя лидером?
Любая организация может рассматриваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа – должностные, функциональные; второго – психологические, эмоциональные.
Изучение личностных качеств лидера привело к выделению трех групп параметров (к. 23): интеллектуальные способности, черты характера личности и приобретенные умения.
Запись на доске: 1. Качества успешного лидера: интеллект. спос-сти, черты хар-ра личности, приобрет. умения, к. 23 .
Связь с лидерством интеллектуальных качеств (к. 23-1) проявляется в том, что большинство исследователей отмечают более высокие интеллектуальные характеристики у лидеров. Этому способствует то, что лидер должен делать эффективный вклад в деятельность группы.
Черты характера (к. 23-2) могут иметь как наследственную основу, так и воспитательную. Изучение их взаимосвязи привело к появлению очень длинного списка этих качеств, но самое главное – этот список никогда не признавался исчерпывающим.
Приобретенные умения (к. 23-3) связанны с выполнением лидером своих функций, к ним чаще всего относят: умение заручаться поддержкой, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать и пр.
Ценности в менеджменте
Запись на доске: 2. Ценности в М.: абсолютные, операционные, к. 24 .
Ценностная ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе и профессиональное поведение. Ценности личности (к. 24-1) можно разделить на абсолютные и операционные. Абсолютные ценности (к. 24-2) определяют устремление личности, в частности, те цели, которые человек ставит в жизни. Операционные ценности (к. 24-3) регулируют способ достижения целей. Перечень ценностей, приведенный на к. 24, не является исчерпывающим.
Система принятых ценностей в группе имеет большое значение для потенциального лидера, так как для того, чтобы большинство членов группы признали его лидирующую роль, ему необходимо их разделять.
Проявления лидерства
Запись на доске: 3. Проявления лидерства , к . 25.
В чем суть основных черт и проявлений лидерства (к. 25)?
Во-первых, лидер группы, как правило, выдвигается во взаимодействии людей, ее составляющих (к. 25-1). Он есть олицетворение ценностей, мотивов (заинтересованности) и стремлений ее членов (к. 25-2).
Важно отметить, что лидерство личности проявляется в признании ее эффективного вклада в деятельность коллектива (к. 25-3). Необходимо, чтобы в коллективе были его последователи (к. 25-4) и четко определена и зафиксирована его лидерская роль (к. 25-5).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.