Цель изучения главы
Целью изучения главы на лекционных этапах является достижение вами второго уровня её освоения. Это означает, что после них вы сможете осознано приступить к изучению содержания её отдельных параграфов на рабочих этапах обучения. При этом вы будете использовать ваш конспект (макет записи на аудиторной доске), СЛС, кадры ЛОС, текст лекции и другие, в том числе и компьютерные интерактивные, средства обучения.
Конечной целью изучения главы является усвоение её содержания на четвертом уровне. Он будет достигнут вами на заключительных этапах обучения. Здесь вы должны будете показать умение воспроизводить содержание всей главы, опираясь лишь на её структурно-логическую схему (к. 5), это означает, что уровень усвоения всей главы – четвертый. Вместе с тем вы должны будете уметь ответить на контрольные вопросы, подобные тем, которые будут приведены в конце главы. Им приписан пятый уровень усвоения (выполнение действия путём припоминания, без внешних опор).
Вопросы, знание которых необходимо
для эффективного усвоения материала содержания главы[1]
1) Какие требования выдвигает внешняя среда к организациям?
2) Какие качества менеджера важны в его профессиональной успешности для обеспечения жизнеспособности организации?
Продолжая введение, рассмотрим более подробно содержание главы. Обратимся к ее структурно-логической схеме (к. 6). Здесь отражена логика её изучения, раскрывается система смысловых связей между всеми параграфами главы и их основными элементами.
Кадр ЛОС № 6 | Лидерство – это ведущее положение в области неформальных отношений, которые проявляются в группе при взаимодействии людей (к. 6-1). Группа людей может иметь формальную и неформальную структуру (к. 6-2). Поэтому в практике управления используют приёмы формального и неформального менеджмента (к. 6-3). Искусство менеджера заключается в сочетании формального и неформального менеджмента (к. 6-4). Для того чтобы занять лидирующее положение в группе необходимо, чтобы качества лидера соответствовали ценностям группы (к. 6-5). Неправильно |
отождествлять понятия лидера и менеджера, так как они совпадают далеко не во всех аспектах (к. 6-6). Между лидером и менеджером существуют различия (к. 6-7), но есть и общее (к. 6-8) – это и является основанием для рассмотрения главы «Лидерство и стили менеджмента» в курсе «Основы менеджмента». Выделяются три группы теорий лидерства: теории лидерских качеств, поведенческие теории, ситуативные теории (к. 6-9). Изучая лидерство, необходимо обратить внимание на разновидности проявления лидерства и на роли, которые может играть лидер в коллективе (к. 6-10).
Совокупность методов, форм и приемов, которые использует менеджер в своей работе, составляют его стиль (к. 6-11). Традиционно при рассмотрении стилей менеджмента выделяют авторитарный, демократический и либеральный (пассивный) стили (к. 6-12).
Природа лидерства.
Формальный и неформальный менеджмент (К. 8÷20)
Эти уровни умений будут вами достигнуты на рабочих, а в отдельных случаях – и на заключительных этапах обучения.
Теперь обратимся к содержанию параграфа.
Подумайте и назовите лидера вашей группы. Обоснуйте свой выбор.
Рассмотрим понятие группы.
Формальная структура группы отражает документально зафиксированные связи между должностями и соподчиненность между ними, фиксирует отношения «руководитель – подчиненный». А неформальная структура отражает неформальные отношения в группе, которые формируются благодаря неформальным связям в группе, возникающим как следствие индивидуальных усилий и развивающимся на основе общих интересов и дружбы.
Признаками формального менеджмента являются формально действующие организационные положения, а неформального – опора на личностные отношения.
Каждое из перечисленных умений должно быть усвоено на пятом уровне (выполнение действия замедленно, без внешних опор). Этот уровень умений будет вами достигнут на рабочих, а в отдельных случаях – и на заключительных этапах обучения.
Теперь обратимся к содержанию параграфа.
Качества успешного лидера
Запись на доске: какие качества позволяют считать себя лидером?
Любая организация может рассматриваться в двух планах: как формальная и как неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа – должностные, функциональные; второго – психологические, эмоциональные.
Изучение личностных качеств лидера привело к выделению трех групп параметров (к. 23): интеллектуальные способности, черты характера личности и приобретенные умения.
Запись на доске: 1. Качества успешного лидера: интеллект. спос-сти, черты хар-ра личности, приобрет. умения, к. 23 .
Связь с лидерством интеллектуальных качеств (к. 23-1) проявляется в том, что большинство исследователей отмечают более высокие интеллектуальные характеристики у лидеров. Этому способствует то, что лидер должен делать эффективный вклад в деятельность группы.
Черты характера (к. 23-2) могут иметь как наследственную основу, так и воспитательную. Изучение их взаимосвязи привело к появлению очень длинного списка этих качеств, но самое главное – этот список никогда не признавался исчерпывающим.
Приобретенные умения (к. 23-3) связанны с выполнением лидером своих функций, к ним чаще всего относят: умение заручаться поддержкой, умение брать на себя риск и ответственность, умение убеждать и пр.
Ценности в менеджменте
Запись на доске: 2. Ценности в М.: абсолютные, операционные, к. 24 .
Ценностная ориентация личности определяет практически все ее действия, в том числе и профессиональное поведение. Ценности личности (к. 24-1) можно разделить на абсолютные и операционные. Абсолютные ценности (к. 24-2) определяют устремление личности, в частности, те цели, которые человек ставит в жизни. Операционные ценности (к. 24-3) регулируют способ достижения целей. Перечень ценностей, приведенный на к. 24, не является исчерпывающим.
Проявления лидерства
Запись на доске: 3. Проявления лидерства , к . 25.
В чем суть основных черт и проявлений лидерства (к. 25)?
Во-первых, лидер группы, как правило, выдвигается во взаимодействии людей, ее составляющих (к. 25-1). Он есть олицетворение ценностей, мотивов (заинтересованности) и стремлений ее членов (к. 25-2).
Важно отметить, что лидерство личности проявляется в признании ее эффективного вклада в деятельность коллектива (к. 25-3). Необходимо, чтобы в коллективе были его последователи (к. 25-4) и четко определена и зафиксирована его лидерская роль (к. 25-5).
Вопросы для проверки (к. 30).
Резюме по § 4.2.2
Кадр ЛОС № 29 | 1. Для достижения успеха лидеру необходимы соответствующие интеллектуальные качества, унаследованные и воспитанные черты характера и приобретенные умения. 2. Атрибутивные характеристики лидерства: признание ведущего положения индивидуума, обусловленное его вкладом в эффективное функционирование колектива; наличие у него последователей; определение и фиксирование его лидерской роли. 3. Роль менеджера заранее определена, оговорен круг функций реализующего ее лица – существует официальная должность |
Менеджера. Роль лидера возникает стихийно, в результате неформальных отношений – в штатном расписании ее нет. Лидер не обязан быть менеджером. Лидерство есть психологический феномен, а менеджмент – социальный. Менеджмент ограничен формальными, официальными рамками, лидерство же встречается и в формальных, и в неформальных отношениях.
Каждое из перечисленных умений должно быть усвоено на пятом уровне (выполнение действия замедленно, без внешних опор). Этот уровень умений будет вами достигнут на рабочих, а в отдельных случаях – и на заключительных этапах обучения.
Теперь обратимся к содержанию параграфа.
Разновидности лидерства
Запись на доске: как проявляется феномен лидерства?
Итак, выдвижение в позицию лидера обусловлено, главным образом, вкладом члена коллектива в эффективность его функционирования (см. п. 4.2.2.3). Это основное условие восприятия человека в качестве лидера.
Нельзя говорить о лидерской роли без учета структуры лидерства, которая проявляется в его разновидностях (к. 33). В системе неформальных отношений возникают отношения, как делового плана, так и эмоционального. Двум типам указанных отношений соответствуют две основные лидерские роли: роль делового лидера (к. 33-1) и роль эмоционального лидера (к. 33-2).
Запись на доске: 1. Разновидности лидерства, к. 33 Деловой лидер. Эмоциональный лидер
Вот что пишут Н. Кузнецова (магистр прикладной психологии, начальник отдела диагностики и оценки персонала) и А. Гаврилова (специалист по организационной психологии, сотрудник отдела диагностики и оценки персонала) в своей статье «Кто он, антилидер?» (к. 33-3):
Запись на доске: антилидер.
«Вы пытались когда-нибудь задать лидеру вопрос, удовлетворён ли он собой, своими достижениями, своим положением? Наверно, не задавали. Потому что трудно представить себе ситуацию, при которой внешне сложившийся и удачливый человек мог бы быть недоволен собой. Вместе с тем, если встать на позицию, что состояние неудовлетворенности собой – это состояние уходящее и приходящее в разных жизненных ситуациях, то лидеры, как и все люди, его испытывают. А тем более, если мы говорим о ситуационном лидерстве. Для примера можно вспомнить ситуации, когда даже у безусловных лидеров понижалась самооценка. Скандал, связанный с адюльтером американского президента не прошел для него даром. Что произошло с его самооценкой? Можно предположить, что, скорее всего, она понизилась. Следуя хронике событий, далее последовала бомбёжка Сербии.
В нашей практике встречаются менее масштабные примеры. Но все их объединяет одно – это яркие личности с лидерским потенциалом, но их поведение носит антисоциальный, в широком смысле этого слова, оттенок. Оно является разрушительным для внутригрупповых отношений, для всего коллектива предприятия в целом.
Более подробный анализ прецедентов такого поведения позволил нам высказать предположение, что антилидерство ситуативно.
Запись на доске: (антилидерство ситуативно, 2 типа).
На сегодняшний день мы выделили два типа антилидеров.
Первые отличаются тем, что антисоциальное поведение у них сопряжено с временным или ситуативным понижением удовлетворённости собой. На фоне такого состояния происходит ориентировочная поисковая активность. Эти люди, попадая в ситуацию поиска новых ценностей и отказа от старых, начинают искать выход из неё. Но куда поведёт за собой неудовлетворённый лидер? Только туда, где будут реализовываться его незрелые, деструктивные идеи. Такого человека можно сравнить с паровым котлом, у которого заклинило предохранительный клапан. В этом случае последствия могут быть самые неожиданные.
Отличие работников второго типа в том, что они не могут в силу сложившихся обстоятельств объективно видеть ситуацию. Что является причиной такого поведения, требует дополнительных исследований. Но на поведенческом уровне это проявляется в демонстративной уверенности в своей безошибочности. И это их внутреннее состояние проецируется на все внешние обстоятельства. Вследствие этого не замечаются, игнорируются объективные причины возможных ошибок. И если происходит ошибка, такие люди начинают говорить, что в ошибках они не виноваты. «Локус-контроль» перемещается вовне. Также их характеризует стремление блокировать информацию. Связано это с перекрытием тех информационных каналов, по которым может прийти негативная обратная связь. Как правило, они работают на референтную группу из вышестоящих руководителей. Грамотное ситуационное реагирование помогает антилидерам второго типа манипулировать руководителями. Сфера их лидерских интересов лежит не в группе, а в наборе личностных контактов. Общаясь в группе, они общаются с каждым по отдельности, заинтересованы в разрыве контактов между остальными членами коллектива. Наверняка, среди своих сослуживцев вы встречали таких людей. Себя они понимают, знают и любят, но не видят внешних объективных обстоятельств, поэтому проецируют свой внутренний мир вовне.
По работе с выявленными типами антилидеров можно дать следующие рекомендации.
По первому типу можно сказать, что поскольку пониженная «удовлетворённость собой» временна, то на неё можно влиять. В организации таким работникам нужно индивидуально планировать карьеру, влиять на них через постановку целей, через мотивирование, через расширение возможных способов реализации. Дать им возможность совершать реальные поступки, быть востребованными. Тренинги личностного роста, повышение квалификации, участие в реальных проектах будут способствовать повышению их самооценки. Если руководители предприятия не будут прилагать осознанных усилий по преодолению кризисов личностного роста у этих работников, это может привести к тому, что они в поисках себя уйдут к другому руководителю. И кадровый потенциал организации, которую они покинули, будет понижаться. Вспомните сколько талантливых работников работает сейчас на Западе, не получив возможности реализовать себя на Родине!
По второму типу очень сложно дать конкретные рекомендации. Мы только начали их изучать. Описанные выше, черты такого антилидера проявляются постепенно. Поэтому, есть опасность, что такой человек может занять руководящий пост, прежде чем они проявятся. Облаченные властью такие люди могут сильно манипулировать информационными потоками в собственных целях. Говорить об успешности организации, которой руководят антилидеры такого типа, не приходится».
[Журнал «Служба кадров», 2001, № 1].
Теории лидерства
Запись на доске: 3. Теории лидерства , к . 35 .
Выделяют три основных подхода к лидерству (к. 35): подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
Запись на доске: подход с позиции личных качеств.
Подход с позиции личных качеств (к. 35-1) сделал попытку определить соотношение между наличием конкретных личных качеств – таких как ум, логика, смелость, гибкость, интуитивность, энергичность и т. д., и эффективностью лидерства. Данный подход так и не смог создать завершенной теории лидерства.
Запись на доске: Поведенческий подход: авторитарный Л., демократичный Л., либеральный Л.
Поведенческий подход (к. 35-2) дал классификацию стилей лидерства, то есть манеры поведения руководителя с подчиненными. В рамках данного подхода существуют исследования Лайкерта, Блейка и Моутона, а также концепция трех лидерских стилей (считающаяся наиболее распространенной): авторитарного, демократического и либерального (пассивного, «попустительского»). Авторитарный лидер навязывает свою волю подчиненным путем принуждения или вознаграждения, используя командные методы. Демократичный лидер позволяет подчиненным участвовать в принятии решений и предпочитает оказывать влияние с помощью убеждения или харизмы. Он избегает навязывать свою волю подчиненным. Либеральный лидер дает подчиненным практически полную свободу.
Запись на доске: ситуац. подход: 4 модели.
Кроме поведения лидера и его личных качеств, имеются и другие факторы, влияющие на эффективность его деятельности. Сейчас прочно утвердилось мнение, что эффективность лидера имеет ситуационный характер.
Четыре ситуационных модели (к. 35-3) повлияли на развитие теории лидерства. Ситуационная модель Фидлера рассматривает три переменных: отношения между руководителем и членом группы, структура задачи и должностные полномочия. Подход «путь – цель» Митчела и Хауса исходит из того, что лидер мог сделать и сделал для облегчения пути или средств, с помощью которых подчиненные постигают цели. В рамках модели жизненного цикла лидера Херси и Бланшара утверждается, что наиболее эффективный стиль лидерства всегда разный – в зависимости от зрелости исполнителей. Модель принятия решений лидером Врума – Йеттона основана на пяти видах поведения и семи потенциальных ситуациях. Хотя ни одна из этих теорий не получила полного подтверждения в исследованиях, утверждение, что лидеры должны выбирать стиль сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Не существует какого-то одного оптимального стиля лидерства.
Резюме по § 4.2.3
Кадр ЛОС № 36 | 1. Выделяют следующие разновидности лидерства: деловой лидер, эмоциональный лидер, антилидер, ситуативный лидер, поливалентный лидер. Каждая из разновидностей соответствует определенным типам отношений. Для организации важно определить антилидера – так как человек, обладающий его качествами, способен создать сложности в достижении ее целей. |
Роли ситуативного лидера, по Л.И. Уманскому, таковы: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер-эрудит, лидер эмоционального притяжения, лидер-умелец. Ролевая структура лидерства опровергает тезис о том, что лидер не способен работать в группе.
Основные теории лидерства делятся на три группы: теории лидерских качеств – определение соотношения между наличием конкретных личных качеств и эффективностью лидерства; поведенческие – наиболее распространена концепция трех лидерских стилей (авторитарного, демократического и либерального); ситуационные – лидеры должны выбирать стиль сообразно ситуации.
4.2.4. Стили менеджеРА (К. 38÷47)
Понятие стиля менеджера
Слово стиль ( s t ylos ) греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой дощечке, а позднее стало употребляться в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Запись на доске: что такое «почерк» менеджера, к. 40 ?
Стиль менеджера – это совокупность своеобразных методов, форм и приемов практической деятельности менеджера по отношению к подчиненным с целью осуществления управленческого воздействия (к. 40).
Запись на доске: 1. Стиль менеджера , к . 40 .
Стиль менеджера – очень значимая характеристика в управлении, так как именно он оказывает влияние на эффективность деятельности организации в целом, на качество трудовой жизни, на поведение подчиненных, жизнеспособность организации, на качество персонала.
Вспомните огромное количество примеров в нашей российской практике – успешность организации всегда связывают с деятельностью «первого лица». В стиле менеджера соединяются его профессионализм и личность менеджера.
Запись на доске: стиль = профессионализм + личность.
Стили менеджера могут быть различными, поэтому необходима их классификация, которая способствует их оценке, пониманию и сознательному формированию наиболее эффективного стиля.
Вопросы для проверки (к. 49).
Резюме по § 4.2.4
Кадр ЛОС № 48 | 1. Стиль менеджера – это совокупность своеобразных методов, форм и приёмов практической деятельности менеджера по отношению к подчинённым с целью осуществления управленческого воздействия. 2. Факторами формирования стиля менеджера являются: его личность, квалификация подчиненных, квалификация самого менеджера, отношение персонала к целям управления, формальные и неформальные отношения в коллективе. |
Рассмотрев разные классификации стилей руководства, можно лишь отметить, что каждый стиль подбирается под конкретную ситуацию. Невозможно выделить «универсальный» стиль – можно лишь подобрать оптимальный стиль для организации и конкретной ситуации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (К. 50)
Кадр ЛОС № 50 | Обратимся к уже известной вам СЛС гл. 4.2 (к. 50). Итак, в начале главы мы поставили вопрос, что отличает эффективного менеджера; каким образом лидерство влияет на управление организацией; и как оттачивать мастерство менеджера, формируя богатство стиля. Теперь вы знаете, что: 1) лидерство, являясь ведущим положением в области неформальных отношений, оказывает серьезное влияние на успешность деятельности менеджера. Наибольших успехов организация добивается в случае, если менеджер, занимая должность, при этом является ещё и лидером; |
2) искусство менеджера заключается в сочетании формального и неформального менеджмента. Если происходит перекос в одну из сторон, то эффективность управления падает;
3) для понимания феномена лидерства необходимо учитывать, что оно проявляется в признании ведущего положения в группе, которое проявляется в наличии последователей и фиксировании лидерской роли;
4) между лидером и менеджером существуют различия, но лидер, занимая функциональное место управленца в организации, может сохранить свою лидирующую позицию, так как есть и общее между ними;
5) при работе в команде лидеры не являются помехой к ее эффективной работе, потому что существует ролевая структура лидерства;
6) в многообразии стилей менеджера ему предстоит выбрать оптимальный стиль для достижения поставленных целей.
Примерный перечень контрольных вопросов,
на которые обучающиеся должны будут дать ответы на восьмом этапе
Литература, рекомендуемая к использованию при изучении главы
Основная
1. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКа, 2004.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.
3. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. // 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. – М.: ИНФРА-М, 2004.
Дополнительная
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек. Стратегия, организация, прогресс: Учебник. – М.: МГУ, 1995.
2. Кричевский Р.А. Если Вы – руководитель…Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело, 1998. – 400с.
3. Роббинс С., Коултер М. Менеджмент: Пер. с англ. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД «Вильямс», 2002.
4. «Служба кадров», 2001, № 1.
5. Levin K. Patterns of Aggressive Behavior in Experimentally Created Social Climates. – N.Y., 1939.
[1] Рекомендуется поставить эти вопросы перед аудиторией и предложить обучающимся ответить на них в устной форме. После чего следует прокомментировать ответы и выделить (дать) правильные. Если сочтёте целесообразным, рекомендовать обучающимся записать правильные ответы в их конспекты.
Цель изучения главы
Целью изучения главы на лекционных этапах является достижение вами второго уровня её освоения. Это означает, что после них вы сможете осознано приступить к изучению содержания её отдельных параграфов на рабочих этапах обучения. При этом вы будете использовать ваш конспект (макет записи на аудиторной доске), СЛС, кадры ЛОС, текст лекции и другие, в том числе и компьютерные интерактивные, средства обучения.
Конечной целью изучения главы является усвоение её содержания на четвертом уровне. Он будет достигнут вами на заключительных этапах обучения. Здесь вы должны будете показать умение воспроизводить содержание всей главы, опираясь лишь на её структурно-логическую схему (к. 5), это означает, что уровень усвоения всей главы – четвертый. Вместе с тем вы должны будете уметь ответить на контрольные вопросы, подобные тем, которые будут приведены в конце главы. Им приписан пятый уровень усвоения (выполнение действия путём припоминания, без внешних опор).
Вопросы, знание которых необходимо
для эффективного усвоения материала содержания главы[1]
1) Какие требования выдвигает внешняя среда к организациям?
2) Какие качества менеджера важны в его профессиональной успешности для обеспечения жизнеспособности организации?
Продолжая введение, рассмотрим более подробно содержание главы. Обратимся к ее структурно-логической схеме (к. 6). Здесь отражена логика её изучения, раскрывается система смысловых связей между всеми параграфами главы и их основными элементами.
Кадр ЛОС № 6 | Лидерство – это ведущее положение в области неформальных отношений, которые проявляются в группе при взаимодействии людей (к. 6-1). Группа людей может иметь формальную и неформальную структуру (к. 6-2). Поэтому в практике управления используют приёмы формального и неформального менеджмента (к. 6-3). Искусство менеджера заключается в сочетании формального и неформального менеджмента (к. 6-4). Для того чтобы занять лидирующее положение в группе необходимо, чтобы качества лидера соответствовали ценностям группы (к. 6-5). Неправильно |
отождествлять понятия лидера и менеджера, так как они совпадают далеко не во всех аспектах (к. 6-6). Между лидером и менеджером существуют различия (к. 6-7), но есть и общее (к. 6-8) – это и является основанием для рассмотрения главы «Лидерство и стили менеджмента» в курсе «Основы менеджмента». Выделяются три группы теорий лидерства: теории лидерских качеств, поведенческие теории, ситуативные теории (к. 6-9). Изучая лидерство, необходимо обратить внимание на разновидности проявления лидерства и на роли, которые может играть лидер в коллективе (к. 6-10).
Совокупность методов, форм и приемов, которые использует менеджер в своей работе, составляют его стиль (к. 6-11). Традиционно при рассмотрении стилей менеджмента выделяют авторитарный, демократический и либеральный (пассивный) стили (к. 6-12).
Природа лидерства.
Формальный и неформальный менеджмент (К. 8÷20)
Запись номера параграфа на доске.
В референтных и нереферентных, малых и больших группах заслуженным авторитетом и уважением характеризуются менеджеры, являющиеся лидерами в этих группах. Их лидерское искусство определяется вкладом в эффективность функционирования групп – как формальных, так и неформальных, умением сочетать формальные и неформальные структуры. В соответствии с этим выделяют формальный и неформальный менеджмент. Со всем этим мы познакомимся при изучении § 4.2.1.
Цели изучения § 4.2.1
Конечной целью изучения (после прохождения всех этапов обучения) § 4.2.1 являются умения:
1) определить понятие лидер. Уровень усвоения – шестой;
2) объяснить природу лидерства. Уровень усвоения – пятый;
3) различать формальную и неформальную структуру группы. Уровень усвоения – пятый;
4) охарактеризовать формальный и неформальный менеджмент. Уровень усвоения – пятый;
5) объяснить смысл искусства менеджера. Уровень усвоения – четвертый.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.