ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Гедонистические потребности Потребность в эмоциональном насыщении Потребность в свободе Потребность в восстановлении энергии

БИОГЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Потребность в безопасности и самосохранении Потребность в эмоциональном контакте Ориентировочная потребность Потребность в двигательной активности, в игре

Мотив (от фр. motiver - двигать, быть источником движения, управлять или побуждать) - это любой внутренний психологический или физиологический по своей природе источник поведения, отвечающий за его активность и целенаправленность.

Мотив в отличие от мотивировки - это реально действующий, действительный источник поведения. Мотивировка - это объяснение поведения, предложенное человеком. Мотивировка поведения может, как совпадать, так и расходиться с его реальным мотивом. Совпадение мотива и мотивировки наблюдается тогда, когда, во-первых, человек осознает мотивы своего поведения, во-вторых, готов их раскрыть и открыто их признать.

А. Н. Леонтьев заметил, что сама по себе потребность не может быть мотивом поведения по той причине, что, как состояние нужды, она способна породить только ненаправленную активность организма и поддерживать ее на определенном уровне, усиливая или уменьшая соответственно силу возникшей нужды до тех пор, пока она не будет полностью устранена. Направленность и организованность, т. е. целесообразность и разумность, поведения могут обеспечить только конкретный мотив - предмет данной потребности. Поэтому для полноценной мотивации, т. е. для стимулирования и направления поведения в определенное русло, необходимы, по меньшей мере, два мотивационных фактора: потребность и мотив.

Различие между потребностями и мотивами усматривается не только в связи с их различной ролью в мотивации поведения как процессе, но и в другом. Всякая существующая потребность, степень ее удовлетворения или неудовлетворения проявляются субъективно и, как правило, неосознанно, в эмоциях. Мотив же выступает в сознании человека как объект, или цель, на которую направлено в конечном счете поведение. Это необязательно должен быть сам предмет, способный удовлетворить существующую потребность здесь и теперь; это может быть какой-то промежуточный результат, ведущий к нему.

Мотив всегда, так или иначе, связан с процессами познания: восприятием, мышлением, памятью и речью. Вот почему мы говорим, что мотивы как потенциально осознаваемые (т. е. способные стать осознанными) стимулы поведения есть только у человека.

Опредмечивание - это акт, в котором рождается мотив. Мотив определяется как предмет потребности или как «опредмеченная потребность». В акте опредмечивания потребность преобразуется - становится определенной, то есть потребностью именно в данном предмете, достигает конкретизации и осознанности. С появлением мотива резко меняется и тип поведения - оно приобретает направленность, задаваемую мотивом.

Процесс опредмечивания можно также представить как переход от хаотичного поиска предмета, подходящего для удовлетворения данной потребности, к целенаправленному действию.

Устанавливая различие между потребностями и мотивами, можно сказать, что определение потребности дает нам ответ на вопрос, «почему» запускается конкретное поведение, тогда как мотив - это ответ на вопрос: «Зачем, ради чего?». Разница между потребностью и мотивом - это разница между голодом (диффузное «хочу есть!») и желанием съесть конкретное блюдо, указанное в меню; между потребностью в общении как таковой и потребностью поговорить с конкретным (значимым) человеком.

В определенный момент мотив может находиться па одном из пяти этапов своего формирования:

1. На этапе осознания побуждения, когда мотивационное побуждение осознается и начинает выполнять направляющую функцию. Отсутствие этого этапа ведет к слепому поиску, импульсивному поведению.

2. На этапе принятия мотива, который предполагает преобразование осознанного побуждения в личностный мотив. При этом происходит соотнесение и включение побуждения в иерархию субъективно-личностных ценностей. Если мотив внутренне не принимается, возникает чувство раздвоенности, неопределенности, нерешительности. В этом случае возможно формирование второй, как бы параллельной, системы мотивов.

3. На этапе реализации, когда происходит наполнение или насыщение его содержания. Как правило, в этом случае невозможность реализации мотива вызывает фрустрацию побуждения.

4. На этапе закрепления, который обусловлен тем, что многократное повторение ведет к преобразованию мотива в черту характера человека, в постоянную побудительную потенцию. Если же закрепления мотива не происходит, то формируется нецельность характера, возникает ощущение социально-ролевой неадекватности.

5. На этапе актуализации, когда побуждающая сила мотива откладывается в сознании человека, отражается в проявлении черт его характера. С этого времени может начаться новый цикл формирования мотивационных образований личности.

Е. П. Ильин исключает из структуры мотива стимулы и исполнительские действия и предлагает говорить о трехкомпонентной структуре мотива. Эти компоненты, в соответствии со стадиями формирования мотива, можно отнести к трем блокам: потребностному, «внутреннему фильтру» и целевому. В потребностный блок входят следующие компоненты: биологические и социальные потребности, осознание необходимости, долженствования; в блок «внутреннего фильтра» – нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, предпочтения и т.п.; в целевой блок – образ предмета, который может удовлетворить потребность, потребностная цель, представление процесса удовлетворения потребности.

Однако будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив не определяет ее конкретных характеристик. Один и тот же мотив не может реализоваться в разных видах деятельности. Важно иметь в виду, что на почве одного и того же мотива могут формироваться разные цели.

Классификации мотивов

1. Актуальные и потенциальные мотивы. Актуальные – то, что совершается (профессиональный выбор, досуг); потенциальные – те, которые могут организовать действие. Определяют возможные варианты жизни человека.

2 Ведущие и второстепенные мотивы. Мотивационная сфера личности иерархизируется. Деятельность мотивируется несколькими мотивами. Деятельность человека полимотивированная, то есть одновременно регулируется двумя или несколькими мотивами.

3 Смыслообразующие и мотивы-стимулы. Человек в своей деятельности объективно реализует целую систему отношений: к предметному миру, к окружающим людям, к обществу и к самому себе. Одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл – их называют ведущими или смыслообразующими. Другие, сосуществующие с ними мотивы выполняют роль дополнительных побуждающих факторов – положительных или отрицательных – порой весьма могучих – это мотивы-стимулы (часто приурочены к действиям, подключаются, заимствуются из другой деятельности).

4 По предметному содержанию можно выделить предметные, функциональные; нормативные. Предметные – организуют финальную направленность деятельности, указывают предполагаемый конечный результат. Функциональные мотивы не имеют финальной направленности, они мотивируют саму деятельность (например, потребность в общении). Нормативные мотивы не организуют, а ограничивают деятельность (например, нравственные мотивы).

5 По степени осознания. Осознаваемые и неосознаваемые. Часто человек не осознает мотивы своего поведения и выдумывает причины. Мотивировка – сознательно представляемый мотив, который с реальным не имеет ничего общего.

Мотивационные состояния

К мотивационным состояниям относятся: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки и состояние мотивационного потока.

Интерес (от лат. interest – имеет значение) - эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость. Интерес – мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемы иерархией сформированных потребностей. Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов. Выступая в качестве ориентационной основы поведения личности, интересы становятся основными психологическим механизмом поведения. Интересы не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней.

Состояние мотивационного потока характеризуется максимальным вхождением в деятельность, при этом наблюдается отвлечение от других видов деятельности и ощущение сжатости времени. В состоянии потока ориентация в основном на получение удовольствия от самой деятельности, то есть доминируют функциональные мотивы поведения.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Желание связано со стремлением – повышенным эмоциональным тяготением к объекту желания.

Страсть – очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения. Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей.

Состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов – влечение. Оно может быть естественным и сформированным в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере регулируются сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. Влечения человека в отличие от инстинктов животных социально обусловлены. Чем более глубоко социализирован человек, тем более дисциплинированы его влечения. Одна из основных особенностей развитого человеческого сознания – способность осуществлять разумный выбор среди собственных влечений.

Намерение – сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия. В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения. Сознательным обоснованием намерения называется мотив.

Установка – состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях; это нейродинамически закодированная устойчивая модель поведения. Установка – константная, устойчивая основа поведения человека. Различаются два вида установки – общая и дифференцированная (фиксированная): общая установка возникают в отношении больших классов явлений; дифференцированная – по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательно поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы, определяет «норму его реакции».

Установка лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него ситуациях.

Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Различают смысловые, целевые и операционные установки:

· смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Смысловые установки индивида особенно интенсивно формируются в референтной (значимой) для него микросреде;

· целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий; они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда ведет к ригидности, негибкости поведения;

· операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для индивида средств.

В сложном механизме регуляции поведения его сознательные компоненты (цели, мотив, решения, программирование, выбор средств реализации) непрерывно взаимодействуют с подсознательными, установочно-стереотипными компонентами.

Направленность личности

Совокупность наиболее устойчивых мотивов, задающих направление личностной активности и относительно независимых от наличной ситуации, получила название направленность личности. Эта иерархически организованная сфера личностных проявлений включает в себя влечения, желания, стремления, интересы, склонности, убеждения и идеалы человека. Для ее обозначения использовались различные понятия, в частности, «динамическая тенденция» (СЛ. Рубинштейн), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили). Под «направленностью» понимаются системно взаимосвязанные мотивационные установки, ставшие свойствами личности и наиболее устойчивыми элементами ее структуры.

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

Виды направленности личности

Д.И. Фельдштейн и И.Д. Егорычева выделяют следующие типы личностной направленности: гуманистическую, эгоистическую, депрессивную и суицидальную.

Гуманистическая направленность характеризуется положительным отношением личности к себе и к обществу. Внутри этого типа авторы выделяют два подтипа: с альтруистической акцентуацией, при которой центральным мотивом поведения являются интересы других людей или социальной общности, и с индивидуалистической акцентуацией, при которой для человека наиболее важным является он сам, окружающие люди при этом не игнорируются, но их ценность, по сравнению с собственной, несколько ниже.

Эгоистическая направленность характеризуется положительным отношением к себе и отрицательным – к обществу. Внутри этого типа также выделены два подтипа:

а) с индивидуалистической акцентуацией – ценность для человека собственной личности так же высока, как и при гуманистической направленности с индивидуалистической акцентуацией, но при этом ценность окружающих еще более низкая, хотя об абсолютном отвержении и игнорировании их речи нет;

б) с эгоцентрической акцентуацией – ценность собственной личности для человека не очень высока, концентрируется он только на себе самом; общество для него не представляет почти никакой ценности, отношение к обществу резко отрицательное.

Депрессивная направленность личности характеризуется тем, что для человека он сам не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое.

Суицидальная направленность наблюдается в тех случаях, когда ни общество, ни личность для самой себя не представляют никакой ценности.

С точки зрения Б.И. Додонова термин «направленность» целесообразно применять лишь для обозначения тех личностных образований, которые обуславливают ее инициативное поведение, выходящее за рамки ответных реакций на внешние воздействия. Поэтому он называет направленностью только то в личности, что результативно выявляет себя в следующем:

а) в одной и той же жизненной ситуации побуждает разных индивидуумов ставить перед собой разные задачи,

б) создает у конкретного индивидуума неслучайную последовательность выдвигаемых целей, противостоящую случайным изменениям ситуаций.

Основное в направленности личности – это устойчивое доминирование какой-либо потребности, интереса, вследствие чего человек «настойчиво ищет средства возбуждать в себе нужные ему переживания как можно чаще и сильнее» (Б.И. Додонов).

 

 

Тема 9. Ощущение

  1. Понятие ощущения и виды
  2. Свойства ощущений
  3. Закономерности ощущений

4. Понятие восприятия

5. Свойства восприятия

6. Типы восприятия

Понятие ощущения и виды

Ощущение - это простейший психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей (стимулов) на соответствующие им органы чувств (рецепторы). Под «отдельными свойствами» подразумеваются конкретные биофизические и биохимические характеристики объекта (или шире - среды), которые даны нам в ощущении при отсутствии знания о целостной структуре или совокупности, их включающей.

Отражение посредством ощущений носит активный характер в отличие от пассивного отражения, не связанного с какой-либо специальной активностью и характерного для неживой природы («безразличие» зеркала к тому, что в нем отражается); соответственно, ощущение является не просто продуктом воздействия внешнего объекта на организм, а скорее результатом взаимодействия среды, ее специфических характеристик (физических и химических свойств)с познающим субъектом, обеспечивающим себе посредством сенсорной информации ориентацию в меняющихся условиях жизнедеятельности.

Ощущение может рассматриваться как простейший акт познания. Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира.

Ощущения объективны, поскольку непосредственно связаны с внешним раздражителем, отражают его интенсивность и качественные характеристики и, одновременно, субъективны, т.к. зависят от состояния нервной системы, индивидуальных особенностей организма и психики, мотивационных факторов, специфики ведущей деятельности.

Ощущения человека являются продуктом его культурно-исторического развития. Этим объясняется качественное отличие присущих человеку форм чувственного познания от досоциальных, биологических.

Любое ощущение представляет собой реакцию нервной системы на тот или иной раздражитель и ноет рефлекторный характер. Соответственно, физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии стимула на адекватный ему анализатор.

Под анализатором понимается нервный аппарат, осуществляющий функции: приема и анализа стимулов, исходящих из внешней и внутренней среды организма, и преобразования их в специфические ощущения.

Термин «анализатор» был предложен И.П. Павловым для обозначения функциональной единицы нервной системы, ответственной за прием и анализ сенсорной информации определенного типа (модальности).

По модальности различают: зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, вестибулярный, двигательный анализаторы, а также анализаторы внутренних органов.

Согласно И.П. Павлову, анализатор состоит из трех отделов:

1) периферического отдела -рецептора, осуществляющего прием и преобразование энергии воздействующих раздражителей в процесс нервного возбуждения;

2) проводникового отдела, включающего проводящие пути и подкорково-стволовые структуры мозга;

3) центрального отдела, представленного корковым мозговым окончанием.

Виды ощущений

Ощущения классифицируются по различным основаниям, в частности:

· по модальности или по виду раздражителя;

· по наличию или отсутствию непосредственных контактов рецептора с объектом, вызывающим ощущение;

· по локализации (месту расположения) рецепторов;

· по времени возникновения анатомо-физиологического субстрата ощущений в ходе эволюции.

Модальность является качественной характеристикой, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала в отличие от сигнала нервного (Л.М. Веккер). Со времен Аристотеля бытует устойчивое представление о существовании у человека пяти разновидностей чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. XIX в. ознаменовался открытием новых групп ощущений, таких как вестибулярные, вибрационные, кинестетические и др. В отдельную группу были выделены болевые ощущения.

К зрительным ощущениям принято относить ощущения света и цвета. Цвета подразделяются на спектральные (хроматические) и нейтральные (ахроматические). К первой группе относятся все элементы цветового спектра (от красного до фиолетового цвета). К нейтральным принято относить белый, серый и черный цвета.

Цветовые ощущения различаются по тону, насыщенности и светлоте. Цветовой тон зависит от того, какие именно длины волн преобладают в световом потоке, отраженном конкретным предметом. Насыщенность определяется как степень выраженности данного цветового тона, то есть степень отличия определенного цвета от серого, одинакового с ним по светлоте. Насыщенность цвета зависит от того, насколько в световом потоке преобладают те длины волн, которые детерминируют цветовой тон. Все цвета также различаются по светлоте, причем наиболее светлым нам кажется желтый свет, а наиболее темным - синий.

Слуховые (аудиальные) ощущения подразделяются на: ощущения звуковых тонов и шумов. Согласно Вундту, шумы бывают моментальные или мгновенные (треск, хлопок), продленные (свист, скрежет) и тональные (возникающие в результате одновременного и беспорядочного звучания тонов, как при падении крупного предмета на клавиатуру фортепиано). Слышимые нами звуки дифференцируются по высоте, громкости и тембру. Высота определяется частотой колебания звуковых волн, громкость - их амплитудой, а тембр - формой колебания. Высота звука измеряется в герцах - с помощью этой единицы измерения фиксируется количество колебаний звуковой волны в секунду. Аудиальная чувствительность человека простирается в пределах от 16-20 Гц до 22000 Гц в детском возрасте (верхний показатель снижается в среднем до 15000 Гц в преклонном возрасте).

Обонятельные ощущения (запахи), согласно классификации Э. Геринга (1834 - 1918), распадаются на шесть разновидностей: пряный, смолистый, горелый, цветочный, гнилостный и фруктовый запахи. В свою очередь, ощущения вкуса охватывают четыре различные субмодальности: сладкий, горький, соленый и кислый вкус. Некоторые исследователи добавили к этой группе еще два вида вкусовых ощущений: алколивный и металлический.

К осязательной модальности относят: 1) тактильные ощущения - ощущения прикосновения и давления, а также более дифференцированные ощущения твердого и мягкого, острого и тупого, сухости и сырости; 2) температурные ощущения (ощущения тепла и холода, причем каждый из этих видов представляет самостоятельную форму чувствительности, а не минимальную степень выраженности ощущений противоположного вида); 3) ощущения вибрации, впервые описанные Д. Катцем.

Отдельную группу составляют кинестетические ощущения (как их обозначил Бастиан), поставляющие индивиду информацию о его двигательной активности и перемещениях в пространстве. Кинестетическая модальность объединяет ощущения движения, сопротивления и усилия. Крайне диффузную и слабо дифференцированную форму чувствительности представляют ощущения равновесия, позволяющие субъекту почувствовать нарушение равновесия своего тела и рефлекторно восстановить его.

Органические ощущения отражают состояние наших внутренних органов и жизненно важных подсистем организма, в совокупности образуя основу общего физического самочувствия индивида. Они представляют форму субъективного отражения всех физиологических процессов, обеспечивая субъекту возможность своевременно принять меры для их оптимизации в случае необходимости. В отдельную подгруппу выделяются болевые ощущения, выполняющие функцию своеобразных сигналов нарушения телесного благополучия и имеющие первостепенное значение для выживания и полноценного функционирования организма.

Наиболее разработанной и логически строгой признана классификация, предложенная английским физиологом Ч. Шерриштоном (1857-1952), который выделил три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные, возникающие при воздействии стимулов на рецепторы, расположенные на внешней/наружной поверхности тела (например, на коже);

2) интероцептивные или органические, сигнализирующие о процессах или изменениях, происходящих в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.); рецепторы расположены во внутренних органах (например, в стенках желудка);

3) проприоиептивные, поставляющие информацию о движении или положении различных частей тела в пространстве; рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях1.

Общую массу экстероцептивных ощущений Ч. Шеррингтон в свою очередь подразделил на две группы: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые) ощущения. Обонятельные ощущения занимают в этой группировке промежуточное положение.

Свойства ощущений

Любое ощущение может быть описано через присущие ему свойства. К основным свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, длительность и пространственная локализация.

Качество - это специфическая особенность данного ощущения, отличающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности. Например, к качествам зрительной модальности относятся яркость, насыщенность, цветовой тон; качества слуховых ощущений - высота, громкость, тембр; тактильных - твердость, шероховатость и т. д. В зарубежной литературе синонимом понятия «качество ощущения» выступает термин «субмодальность».

Интенсивность ощущения - характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Интенсивность ощущения изменятся значительно медленнее, чем сила раздражителя. Когда сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии (в N раз), интенсивность ощущения увеличивается лишь в арифметической профессии (на N).

Длительность ощущения - его временная характеристика, определяемая длительностью воздействия раздражителя и функциональным состоянием анализатора. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». Для тактильных ощущений латентный период составляет 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс. При прекращении действия раздражителя ощущение не исчезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения» или «эффект послеобраза». Непродолжительное по времени сохранение сенсорного следа воздействия раздражителя осуществляется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам вызвавшему его стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в дополнительный цвет). Так, если долго всматриваться в предмет ярко красного цвета, а затем перевести взгляд на белую стену, на ее фоне возникает зеленое пятно аналогичной формы и тех же размеров.

Пространственная локализация - это характеристика ощущения, позволяющая определить местонахождения воздействующего раздражителя.

Закономерности ощущений

К основным закономерностям ощущений принято относить: существование порогов чувствительности, сенсорную адаптацию и взаимодействие ощущений.

1. Пороги чувствительности.

Попытки математически точно определить закономерное соотношение субъективнойи объективной шкал ощущений были предприняты уже XIX в. в рамках психофизики.

В результате многочисленных экспериментов был установлен факт существования порогов чувствительности.

Минимальная величина раздражителя, необходимая для возникновения ощущения, называется нижним порогом абсолютной чувствительности (или нижним абсолютным порогом ощущения).

Величина нижнего абсолютного порога ощущения характеризует абсолютную чувствительность. Чем слабее раздражитель, вызывающий ощущение, и, соответственно, чем ниже величина абсолютного порога, тем выше абсолютная чувствительность соответствующего анализатора.

Верхний порог абсолютной чувствительности - это максимальная интенсивность раздражителя, при которой соответствующее ему ощущение теряет свою модальную специфичность. Если сила раздражителя достигает этой предельной величины, нередко возникают болевые ощущения - например, неприятная резь в глазах при слишком ярком свете или боль в ушах при слишком громком звуке. Поэтому верхний абсолютный порог называют также «болевым порогом».

Интервал между нижним абсолютным порогом и верхним носит название «диапазона чувствительности».

Порог различения или разностный (дифференциальный) порог - это величина характеризующая минимальное различие между двумя раздражителями одной модальности или минимальное изменение свойств отдельного раздражителя, вызывающее изменение ощущения. Порогу различения соответствует разностная или относительная чувствительность.

Закон Вебера - Бугера развернуто формулируется так: порог различения (или дифференциальный порог) имеет постоянную относительную величину, то есть всегда выражается в виде отношения, показывающего, какую часть первоначальной величины раздражителя нужно добавить, чтобы получить минимальное различие в ощущениях. В свою очередь, оперативный порог различимости сигналов -это та величина различия между раздражителями, при которой точность и скорость различения достигают максимума. Оперативный порог приблизительно в 10-15 раз превышает величину дифференциального порога.

2. Сенсорная адаптация.

Сенсорная адаптация - это закономерное изменение чувствительности анализаторов под влиянием постоянно действующих раздражителей. Яркий пример адаптации: пловец, прыгнув в холодную воду, вскоре привыкает к ее температуре, и вода уже не кажется ему такой холодной. Это означает, что его температурная чувствительность постепенно адаптировалась к действию постоянного раздражителя - к температуре воды.

Выделяют три вида сенсорной адаптации.

· Адаптация как полное исчезновение ощущения, наиболее характерное для тактильной чувствительности (в течение дня человек может практически не ощущать вес одежды и ее соприкосновение с кожей, не различает тиканья наручных часов и т.д.).

· Адаптация как уменьшение чувствительности под влиянием сильного раздражителя (например, зрительный анализатор достаточно быстро снижает свою чувствительность, когда человек переходит из темного помещения в ярко освещенное).

· Адаптация как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (обратный пример: зрительная чувствительность повышается, когда человек попадает в затемненное пространство).

Явление адаптации крайне полезно для организма: оно позволяет освободить сенсорную систему от обработки тех стимулов, значение которых уже оценено, что предотвращает бессмысленную трату психических ресурсов и предохраняет психику от информационной перегрузки.

Взаимодействие ощущений

Взаимодействие ощущений (или интерсенсорное взаимодействие) - это закономерное изменение чувствительности анализатора при раздражении других органов чувств.

Явление контраста заключается в том, что предшествующее ощущение оказывает влияние на последующее. После того, как человек съедает что-то сладкое, кислое кажется ему еще более кислым, а если дотронуться до холодного предмета после прикосновения к горячему, то ощущение холода будет более интенсивным. Наиболее полно явления контраста исследованы в рамках зрительной модальности.

Повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем получило название «сенсибилизация».

Специфическую форму взаимодействия анализаторов представляет явление синестезии - возникновение ощущений одной модальности при действии раздражителя другой модальности.

Понятие восприятие

Восприятие - это процесс познания (отражения) окружающего мира в виде целостных предметов и явлений. Способностью воспринимать мир в виде образов наделены не только люди, но и высшие животные.

Образ восприятия от набора ощущений отличает ряд характерных для него свойств.

1. В отличие от ощущений, восприятие выступает как субъективно соотносимое с действительностью, представленной не в виде отдельных видов энергии, а в форме целостных предметов и явлений.

2. Ощущения субъективно как бы находятся в нас самих; воспринимаемые же нами предметы, их образы и свойства субъективно локализованы в окружающем нас пространстве. Этот процесс, характерный именно для восприятия отличия от ощущений, называется объективацией.

3. Итогом формирования ощущений являются переживания отдельных свойств окружающего мира (например, яркости, громкости, солености И т. п.), в то время как в результате восприятия складывается целостный образ, включающий в себя комплекс различных, определенным образом взаимосвязанных друг с другом ощущений, приписываемых человеческим сознанием какому-либо предмету или явлению.

4. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят в виде образа, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, на построение и уточнение его образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

5. Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает простого воздействия стимула на их периферические органы - рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, указывающие на свойства воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и осязательное восприятие. Четыре анализатора - зрительный, слуховой, кожный и мышечный - чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

6. Восприятие является осмысленным (включающим принятие решений об адекватности образа и о его принадлежности определенному предмету и явлению) и «означенным» (связанным с речью) синтезом разнообразных ощущений, получаемых от воздействия предметов или явлений на многие органы чувств. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их познания человеком.

7. Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающегося в процессе восприятия. Такими свойствами отдельные ощущения не обладают.

Свойства восприятия

Восприятие характеризуется специфическими свойствами, принципиально отличающими его от процессов ощущения. К таким свойствам принято относить: целостность, константность, структурность, избирательность и осмысленность.

Целостность (свойство «все или ничего»).

Восприятие - это, прежде всего, построение целостного образа предмета. Целостность есть центральное свойство восприятия проявляется в закономерном объединении и оформлении разрозненного «материала» ощущений.

Всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, тыльную сторону вещи).

Способность целостного зрительного восприятия предметов не является врожденной, она формируется в практике и является системой перцептивных действий, которыми необходимо овладеть.

Константность восприятия - это способность перцептивной системы поддерживать постоянство наиболее существенных признаков воспринимаемого предмета, несмотря на изменения в его «внешнем облике», обусловленные многообразием положений в пространстве и условий предъявления. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п.

Многократное восприятие одних и тех же объектов при различных условиях, в разных проекциях и ориентациях по отношению к воспринимающему позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта.

Ж. Пиаже акцентировал три основных аспекта константности:

1) сохранение воспринятого свойства предмета, несмотря на преобразования других свойств;

2) «феноменальное раздвоение», позволяющее одновременно воспринимать и сохраняемые (константные), и преобразованные свойства;

3) компенсация, обеспечивающая константность некоторого свойства в зависимости от происходящих преобразований.

Согласно современным представлениям, константность восприятия - не врожденное, а приобретенное свойство. Нарушение константности происходит, когда человек попадает в незнакомую стимульную ситуацию.

Структурность восприятия. В акте восприятия мы фактически выделяем абстрагированную от непосредственных ощущений обобщенную структуру. Один и тот же элемент, будучи включенным в различные перцептивные структуры, воспринимается по-разному (например, два одинаковых круга кажутся не равными по величине, когда один из них окружен большими, а другой маленькими кругами).

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими. Избирательность восприятия связана с процессами внимания. Выделяемый и в силу этого более отчетливо отражаемый объект восприятия выступает в качестве «фигуры», тогда как остальные объекты образуют его «фон». Предпочтительное выделение конкретных объектов (или их составляющих) при прочих равных условиях обусловлено:

1) высокой степенью интенсивности их воздействия;

2) биологической значимостью (так, для голодного организма объекты, связанные с пищей, обладают качеством фигуры);

3) связью с актуальными потребностями, установками, целями и задачами деятельности. Последнее подтверждается эффектами восприятия нескольких смешанных речевых потоков, из которых выделяется личностно значимая информация.

Целостность восприятия и его избирательная направленность на определенные объекты иногда объединяются в особое свойство - предметность. Суть этого свойства в том, что все впечатления и сведения, получаемые из внешнего феноменального мира, оформляются предметно, то есть связываются с конкретными объектами.

Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением и пониманием характера, природы и сущности явлений окружающего мира. Осознанно воспринять какой-либо объект - значит мысленно назвать его, отнести к некоторой категории или классу объектов. Даже сталкиваясь с незнакомым предметом, мы спонтанно сопоставляем его с уже известными нам предметами и пытаемся определить для себя его значение в контексте ранее приобретенного опыта. Следовательно, восприятие не ограничивается простой комбинацией сигналов, приходящих от органов чувств, но предполагает постоянную интерпретацию вновь поступающих данных сенсорного опыта.

Субъективность: одни и те же предметы и явления люди воспринимают по-разному, субъективно, то есть в зависимости от своих интересов, знаний, потребностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факторов. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности связывается с фундаментальным понятием апперцепции.

Виды восприятия

Выделяют несколько видов перцептивной деятельности: восприятие пространства, времени, движений.

1. Восприятие пространства, обеспечивающее ориентацию субъекта в окружающей среде, в свою очередь включает: восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, восприятие глубины и удаленности.

Восприятие формы обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Наиболее информативный признак, выявляемый при ознакомлении с формой, - это контур, граница объекта, определяемая посредством микродвижений глаз и прослеживающих движений или, аналогичным образом, посредством осязания.

Восприятие величины. Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их отображения (проекции) на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению разноудаленных объектов осуществляется за счет двух механизмов:

· аккомодации, изменения преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны, производимого цилиарной мышцей;

· конвергенции, сведения зрительных осей на воспринимаемом предмете.

Комбинация двух раздражителей - величины проекции предмета на сетчатке и напряжения глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции - является условно-рефлекторным сигналом о размере воспринимаемого объекта.

Восприятие глубины и удаленности возможно благодаря бинокулярному строению зрения. На сетчатке обоих глаз выделяются так называемые корреспондирующие точки, которые соответствуют друг другу и совпали бы при наложении одной сетчатки на другую и при совмещении вертикальной и горизонтальной осей. Возбуждение этих корреспондирующих точек порождает ощущение единого объекта в поле зрения. Если изображение предмета попадает на различно удаленные от центра некорреспондирующие или диспарантные точки сетчатки обоих глаз, возникает один из двух возможных эффектов: либо двойное изображение, либо впечатление большей/меньшей удаленности объекта. Это явление получило название бинокулярная диспарантность.

Кроме того, зрительная система способна оценивать угол, который образуют при схождении оси зрения, идущие от каждого глаза, и на основании этой оценки судить о расстоянии до пункта, совпадающего с точкой схождения осей. Для восприятия удаленности и глубины имеет также большое значение взаиморасположение светотеней.

Субъект может судить об удаленности и глубине и на основании данных, полученных посредством одного глаза. В связи с этим принято говорить о так наз. монокулярных признаках расстояния. К ним относятся признаки относительного размера, интерпозиции, относительной четкости, относительной яркости, градиента текстуры, относительного движения и др. Рассмотрим некоторые из них.

Относительный размер. Из двух равных по размерам объектов дальше от нас находится тот, чья проекция на сетчатке окажется меньше. Если проекция одного и того же объекта на сетчатке увеличивается, это оценивается как его приближение к наблюдателю, если уменьшается - как удаление.

Интерпозиция. Если изображение одного объекта частично перекрывает другое, мы воспринимаем первый объект как расположенный на более близком расстоянии.

Относительная четкость и яркость. Так как свет, отражаемый отдаленными объектами, рассеиваетсявбольшей степени, менее яркие и нечеткие объекты кажутся нам расположенными дальше, чем объекты с яркими и выразительными деталями.

Градиент текстуры. Последовательная смена крупных элементов какой-либо текстуры более мелкими и более тесно расположенными, оценивается как сигнал увеличения расстояния). Иными, словами, как отмечал Гибсон (1950), по мере роста удаленности видимая текстура становится для наблюдателя все более плотной.

Относительное движение (двигательный параллакс). Согласно законам оптики, проекции близко расположенных к глазу объектов перемещаются с большей амплитудой и скоростью, чем проекции таких же по размеру удаленных объектов. Оценка относительной скорости перемещения сетчаточных изображений позволяет определять расстояние между объектами.

Выделяются также бинауральные признаки удаленности объектов. Это особенности стимулов, воздействующих на оба уха, различия в которых обеспечивают возможность локализации источника звука. Одинаковые звуковые волны, исходящие из одного источника, проявляют разные характеристики, достигая правого и левого уха. Главными бинауральными признаками являются различия звуковых волн по фазе и интенсивности.

2. Восприятие времени есть отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде.

Ориентировка во времени у человека осуществляется с помощью корковых отделов мозга. Восприятие времени осуществляется при помощи ряда анализаторов, объединяющихся в систему и действующую как единое целое. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, затухание возбудительного и тормозного процессов в центральной нервной системе, в больших полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, однако наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестезические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл кинестезический анализатор органом восприятия пространственных и временных отношений. Двигательные ощущения обеспечивают достаточно точное отражение длительности, скорости и последовательности явлений. Особую роль играет кинестезический анализатор в восприятии ритма. Под ритмом с психологической точки зрения понимается восприятие серии объектов как серии групп стимулов. Последовательные группы обычно строятся по одному образцу и воспринимаются как повторение. Характер воспринимаемой группировки в значительной степени определяется особенностями серии стимулов: относительная интенсивность стимулов, их абсолютная и относительная длительность, расположение во времени.

Слуховые ощущения отражают временные особенности действующего раздражителя: его продолжительность, ритмический характер и т.п. ИМ. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память - памятью времени.

Восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии. Эксперименты по ограничению сенсорной информации показали, что в условиях сенсорной изоляции наблюдается чрезвычайно медленное субъективное течение времени.

Восприятие времени изменяется и в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные - субъективно несколько растягивают временные промежутки.

3. Восприятие движения, то есть отражение изменений положения объектов в пространстве, осуществляется, главным образом, за счет работы зрительного и кинестетического анализаторов. Зрительное восприятие движения обеспечивается двумя способами: фиксацией взгляда, при которой изображение объекта, видоизменяясь, перемещается по сетчатке, и с помощью прослеживающих движений глаз. Кроме того, человек узнает о приближении объекта по усилению его звукового сигнала.

 

Тема 10 Мышление.

1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности

2. Виды мышления

3. Основные операции мыслительной деятельности

4. Воображение и его виды.

5. Речь и ее виды.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности

1. Мышление - это процесс решения задач, где под задачей понимается цель, которую можно достичь путем преобразования заданных условий.

2. Мышление - это познание окружающей действительности в тех ее свойствах, которые непосредственно, с помощью органов чувств не воспринимаются человеком (например, познание структуры микромира или химического состава вещества).

3. Мышление - это обобщенное познание человеком действительности, т. е. получение знаний о ней в форме понятий и идей (в отличие от ее конкретного познания через непосредственное восприятие с помощью органов чувств).

4. Мышление - это опосредствованное познание мира, то есть получение знаний о нем при помощи специальных средств: логики мышления, инструментов, приборов, машин и т. п.

5. Мышление в его абстрактном выражении - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Итогом мышления как процесса является не образ, а некоторая мысль или идея.

6. Мышление - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее умственных и практических действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

Выделяют следующие качества мышления (ума):

Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы - малой ее подвижностью. "Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми" (Г. Айзенк).

Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Виды мышления

У человека имеется множество разных видов мышления. Их, в свою очередь, можно выделять и делить по следующим основаниям:

· по продукту;

· по характеру действий, с помощью которых мышление реализуется как познавательный процесс;

· по использованию логики;

· по типу решаемых задач;

· по уровням развития и по ряду других признаков.

По продукту мышление можно разделить на теоретическое и практическое, творческое и нетворческое.

Теоретическое - это мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем оперирования понятиями, в содержании которых эти знания представлены.

Практическое - это мышление, предполагающее реальные действия человека с материальными предметами. В таком мышлении человек ставит и решает практические задачи, в число которых входят многие задачи, за исключением тех, которые решаются при помощи теоретического мышления.

Творческое мышление (его иногда называют продуктивным') - это мышление, в результате которого человек получает новые знания, придумывает или создает нечто такое, что до него никто еще не придумал и не создал.

Нетворческое (репродуктивное) - это мышление, открывающее для человека уже известные знания. Например, если учащийся на уроке математики в школе решает обычные учебные, тренировочные задачи, то он, несомненно, будет заниматься мышлением. Однако его мышление в данном случае ничего нового не открывает и поэтому называется репродуктивным мышлением.

По характеру действий, включенных в процесс мышления, выделяются следующие его виды:

• мышление, совершаемое в уме (с помощью действий с образами или понятиями);

• мышление, совершаемое с помощью практических действий. По использованию логики мышление делится на логическое и интуитивное.

Логическое - это развернутое, строго последовательное мышление, в ходе которого человек неоднократно обращается к использованию логических операций и умозаключений, причем ход этого мышления можно проследить с начала и до конца и проверить его правильность, соотнося с известными требованиями логики.

Интуитивным называют мышление, в котором человек в поиске истины или на пути к намеченной цели руководствуется не логикой, а тем, что называют здравым смыслом. Основу здравого смысла составляет особого рода чувство, которое подсказывает человеку, что он на правильном пути. Интуитивно мыслящий человек не всегда может объяснить, каким образом он пришел к тому или иному решению, не в состоянии его обосновать, но, тем не менее, найденные им решения не менее часто оказываются правильными, чем решения, предлагаемые логически мыслящим человеком.

По типу решаемых задач мышление можно разделить на виды, руководствуясь, в свою очередь, деятельностями, в которых возникают соответствующие задачи. Так, например, можно выделить математическое, техническое, физическое, химическое, психологическое и множество других подобных видов мышления. Их специфика заключается в том, что для решения соответствующих задач человеку необходимо хорошо ориентироваться в данной области профессиональной деятельности.

По уровням (генезису, последовательности появления в процессе интеллектуального развития человека) можно выделить следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами.

В элементарной форме наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. В развитой форме оно свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик).

Наглядно-образное мышление - это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Такое мышление характерно для дошкольников и, отчасти, для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры), Использование наглядности в обучении - это использование наглядно-образного мышления учеников.

Абстрактное (отвлеченное, словесно-логическое, теоретическое) мышление - это мышление понятиями.

Развитие отвлеченного мышления у школьников вовсе не означает, что их наглядно-действенное и наглядно-образное мышление перестает развиваться или вообще исчезает. Наоборот, эти первичные и сходные формы всякой мыслительной деятельности по-прежнему продолжают развиваться вместе с отвлеченным мышлением и под его влиянием. Не только у детей, но и у взрослых постоянно развиваются все виды мышления.

Выделяются три основные формы словесно-логического мышления:

1. понятие;

2. суждение;

3. умозаключение.

Понятие - это результат обобщения, фиксирующий специфические (отличительные) и существенные признаки объектов и явлений.

Различаются понятия:

· общие, охватывающие определенную группу/класс однородных объектов, субстанций или явлений, которым присваивается единое название («человек», «животное», «общество», «система», «материя», «состояние», «организм» и др.),

· единичные, отражающие объекты, существующие в единственном числе («Москва», «Юпитер», «Волга» и т. д.).

Различаются наиболее обобщенные «ядра понятий», которые формируются в процессе научения, и прототипы, складывающиеся на основе личного опыта.

Суждения формируются посредством соотнесения и синтеза понятий и отражают отношения между объектами/явлениями или группами объектов/явлений. Суждение как форма мыслительной деятельности основано на понимании многообразия связей конкретного предмета с различными аспектами (сторонами) познаваемой действительности и определяется уровнем развития у конкретного индивида способности к такому пониманию.

Умозаключение является высшей формой логического мышления, суть которой заключается в формировании новых суждений путем преобразования уже имеющихся.

В логической структуре мыслительной деятельности обнаруживаются три основных типа умозаключений (или рассуждений): дедуктивное, индуктивное и рассуждение по аналогии.

Дедуктивное умозаключение предполагает переход от общего положения или закона (совокупности истинных суждений о целом классе явлений) к частному случаю, факту, событию. Например: «Все люди смертны (большая логическая посылка).

При индуктивном умозаключении осуществляется переход от частных случаев к общему положению. Индуктивное рассуждение позволяет сделать общий вывод (установить закономерность) из ряда регулярно повторяющихся частных случаев. Индукция позволяет построить только вероятностные или правдоподобные умозаключения, которые нуждаются в дальнейшей верификации (проверке).

Умозаключение по аналогии обеспечивает переход знания в пределах одного уровня общности (от общего к общему, или от частного к частному). Этот тип рассуждения позволяет на основе сходства двух объектов в одних признаках сделать вывод об их сходстве в других признаках. Принцип аналогии часто используется в доказательствах, при объяснении или решении каких-либо задач. Например:«Лев - это четвероногое хищное животное. Как и у льва, у зайца четыре лапы. Значит, заяц тоже хищник».

Основные операции мыслительной деятельности

Мыслительная деятельность людей совершается посредством специфических операций, к которым относятся: сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение, классификация и систематизация.

Сравнение - это мысленное сопоставление предметов и явлений с целью установления сходства и различий между ними. Любой предмет или феномен познается в сравнении с другими, уже известными субъекту, путем обнаружения общих с ними характеристик и специфических отличий. При этом важнейшей выступает проблема критерия сравнения: какие свойства и признаки сравниваемых предметов или явлений следует признать существенными для сопоставления и на каком основании? Сравнение может производиться двумя способами: непосредственно и опосредованно. Когда два объекта сравниваются в процессе их одновременного восприятия, имеет место непосредственное сравнение. Опосредованное сравнение осуществляется на основе косвенных признаков, посредством умозаключения.

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на составляющие его части, выделение в нем конкретных элементов, признаков и свойств. Применяя операцию анализа, субъект определяет, из каких частей и компонентов состоит познаваемый объект, и получает возможность изучить эти части отдельно. Кроме того, он может наблюдать за проявлением конкретных свойств объекта, установить его структуру. Анализ бывает простым и сложным, то есть сводится к выявлению либо единичных признаков познаваемого объекта, либо целого множества характерных признаков и связей между ними. Анализ осуществляется как на основе данных восприятия, так и с опорой на образы памяти, в плане представления и воображения.

Синтез - операция, противоположная анализу, которая выражается в мысленном соединении отдельных элементов, частей и признаков познаваемого объекта в единое целое. Операция синтеза постоянно осуществляется и на уровне обыденного, повседневного мышления.

Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом - в их единстве обеспечивается целостная мыслительная деятельность. В онтогенезе обе эти операции первоначально возникают и осуществляются во внешнем, материальном плане, как необратимые физические действия по расчленению предметов на части (так ребенок ломает свои игрушки, стремясь понять их устройство) и соединению частей в целое (детская мозаика или конструктор).

Абстрагирование - это мысленное отвлечение от второстепенных признаков и выделение только наиболее существенных особенностей и свойств познаваемого объекта. Сущность абстракции - в оптимальном сокращении избыточного объема информации, что, в свою очередь, сокращает время ее переработки и принятия (или нахождения) решения. Благодаря отвлечению от множества деталей и фиксации самого существенного возможно использование в мышлении абстрактных понятий, моделей, схем, формул, пиктограмм и т. д.

Операция абстрагирования широко используется при формировании новых понятий, когда требуется выделение и фиксация наиболее существенных признаков, общих для определенной группы предметов или явлений.

Конкретизация - это мысленный переход от общего к частному, то есть операция, противоположная абстрагированию. К разряду операций конкретизации относятся переход от абстрактного понятия к конкретному феномену, описание общих законов и принципов с опорой на конкретные примеры - частные случаи их проявления.

Обобщение - основанное на анализе выделение свойств и характеристик, общих для некоторой группы предметов или явлений. Причем «общее» понимается двояко: как сходные признаки и как наиболее существенные свойства. Всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной категории однородных объектов, но не наоборот. Далеко не каждое общее (сходное) свойство оказывается существенным для исследуемой группы.

Классификация - это разделение и последующее объединение познаваемых объектов или феноменов в классы по каким-либо критериям (основаниям).

Систематизация - также разделение и последующее объединение, но уже не отдельных объектов познания (как при классификации), а их групп или классов.

Воображение, виды воображения

Воображение - особый процесс человеческой психики, стоящий отдельно от остальных психических процессов и занимающий вместе с тем промежуточное положение между восприятием, памятью и мышлением. Специфика этого процесса состоит в том, что воображение как идеальный процесс рождает идеальное - образ, представляющий собой нечто такое, чего в реальной действительности не существует. Воображение, по-видимому, характерно только для человека; во всяком случае, нет убедительных доказательств его наличия у животных.

В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности. Строго говоря, для того, чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол; как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.

Воображение - психический процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто, соответствующее им, не воздействует на органы чувств.

Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика.

В жизни человека воображение выполняет несколько различных функций.

· Представление действительности в образах и составление возможности пользоваться ими, решая задачи

· Регулирование эмоциональных отношений

· Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

· Формирование внутреннего плана

· Планирование и программирование деятельности

Фомы выражения

1. Построение образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта.

2. Создание программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенная.

3. Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность.

4. Создание образов, соответствующих описанию объекта.

Виды воображения

По предмету, материалу деятельности: эмоциональное, образное, словесно-логическое;

По виду деятельности, содержанию труда: художественное, техническое, музыкальное;

По способам активности: активное, пассивное; преднамеренное, непреднамеренное;

По результатам: воссоздающее, творческое.

Активным называют такое воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что-либо и далее выполняет ее. Активным этот вид воображения называется потому, что в любой момент времени, создавая соответствующий образ, человек может остановиться, т. е. он в состоянии управлять данным процессом и прекратить его по своей воле.

Пассивное - это воображение, в котором образы рождаются и изменяются спонтанно, без участия воли человека. Он в данном случае не в состоянии контролировать ни начало, ни течение, ни окончание соответствующего процесса. Примерами пассивного воображения являются галлюцинации и сновидения.

Продуктивным (творческое) называют воображение, в образах которого имеется много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно.

Репродуктивное (воссоздающее) - это воображение, в продуктах которого имеется немало уже известного, хотя есть и отдельные элементы нового. Таким, например, является воображение начинающего поэта, писателя, инженера, художника, которые поначалу создают свои творения по известным образцам и мотивам, тем самым обучаясь профессиональному мастерству. Безусловно, и в продуктах их фантазии можно отыскать немало такого, что они придумали сами, но в целом эти продукты все же напоминают нечто, кем-либо уже сделанное (сотворенное).

Галлюцинациями называются продукты воображения, рождаемые измененными (не нормальными) состояниями сознания человека. Эти состояния могут возникать по разным причинам: заболевание, гипноз, воздействие психотропных веществ типа наркотиков, алкоголя и т. п. Психотропные вещества иногда также называют галлюциногенами, поскольку они порождают галлюцинации (галлюцинации - это всегда результат нарушения нормального процесса функционирования психики человека).

Мечты - это продукты воображения, нацеленного на желаемое будущее. В мечтах содержатся более или менее реальные и в принципе осуществимые планы человека. Мечты как форма воображения особенно характерны для людей молодого возраста, у которых большая часть жизни еще впереди. У взрослых и особенно у пожилых людей размышления о своем будущем, то есть мечты, занимают гораздо меньше места и времени и ориентированы на ближайшую перспективу.

Грезами называют своеобразные мечты, которые, как правило, являются оторванными от реальной действительности и в принципе не осуществимыми. Грезы занимают промежуточное положение между мечтами и галлюцинациями, но их отличие от галлюцинаций состоит в том, что грезы являются продуктами активности нормального сознания человека.

Особый интерес для ученых и одну из наиболее сложных загадок психики человека всегда представляли и до сих пор представляют сновидения.

Современные ученые склоняются к тому, что в сновидениях могут отражаться процессы обработки информации мозгом человека, причем содержание сновидений не только функционально связано с этими процессами, но может включать в себя новые ценные идеи и даже открытия.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Наиболее элементарная форма синтезирования образов -агглютинация - предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон - сочетание фортепьяно и баяна).

По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан - огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и т.д.

Возможный путь создания образа фантазии - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры (рис. 18). В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Хороший пример схематизации - создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Речь и виды речи

Наиболее важным средством опосредования мышления является речь и язык. Человеческое мышление - это речевое мышление, т.е. неразрывно связанное с речью. Его становление происходит в процессе общения людей друг с другом. Формирование человеческого мышления в онтогенезе возможно лишь в совместной деятельности взрослого и ребенка.

Речь - это высшая психическая функция, опосредованная особой системой знаков - языком и имеющая коммуникативную направленность, то есть ориентированная на общение, взаимопонимание между людьми и их взаимовлияние друг на друга.

Речь является не только основным специфически человеческим средством коммуникации, но также важнейшим внутренним регулятором поведения и деятельности; иными словами, относится как к внешнему (интерперсональному), так и к внутриличностному плану психической активности. Согласно Л.С. Выготскому, слово выступает в качестве особого инструмента, с помощью которого индивид овладевает собственными психологическими операциями, подчиняет своей власти течение психических процессов и направляет их на разрешение стоящей перед ним задачи.

В речи представлены два основных компонента: внешний, или чувственный, и внутренний, смысловой. Речевая деятельность включает в себя процессы порождения (конструирования) и восприятия (понимания) сообщений и может направляться на такие цели, как информирование, побуждение или убеждение собеседника, регуляция и контроль выполняемой деятельности, закрепление запоминаемого материала, выражение эмоций и т.д.

Речь выполняет функции:

1. Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказ от них.

2. Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

3. Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.

4. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

Свойства речи:

· содержательность - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

· понятность - это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения;

· выразительность - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.

· действенность - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь и язык

Язык и речь неразрывно взаимосвязаны и находятся в отношении взаимообогащающего обмена. Нет языка без речи и нет речи за пределами языка. Язык является тем культурным достоянием, которое сохраняется и транслируется только в практике речи, в вербальном общении индивидов. Генетически речевые феномены предшествуют языковым: овладение языком в онтогенезе происходит на фоне звучащей речи, который создается социальным окружением субъекта. В историческом и онтогенетическом плане язык оказывается как продуктом, так и инструментом речи.

Важно отличать речь от языка. Их основное различие заключается в следующем. Язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значения и смысл. Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов, предмет специальной науки - языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Как психологический процесс речь является предметом раздела психологии, называемым "психолингвистикой".

Выделяются следующие признаки языка:

· исторически сложившееся средство общения;

· развивается относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением;

· отражает психологию народа;

· система условных знаков, с помощью которой передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.

Всякий язык имеет определенную систему значащих слов, названную лексическим составом языка. Язык также имеет систему различных форм слов и словосочетаний, что составляет грамматику языка, в также определенный звуковой, или фонетический, состав, свойственный только конкретному языку.

Язык обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.

Формы и виды речи

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах. В психологии в основном различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.

1. Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли.

Внешней речи могут быть присущи: жаргон, интонация.

Жаргон - стилистические особенности (лексические, фразеологические) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.

Внешняя речь включает следующие виды:

устную: диалогическую и монологическую;

письменную

Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой.

Диалог (от греч. dialogos - разговор, беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией ( в том числе и паузами, молчанием, жестами) двух и более субъектов. Диалогическая речь - это разговор, в котором участвуют не менее двух собеседников. Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника - отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Отличительной чертой диалога является эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса.

Монолог - вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника. Монологическая речь - это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны:

· последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;

· грамматически правильное оформление;

· выразительность голосовых средств.

Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая.

Письменная речь - это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

2. Внутренняя речь (речь "про себя") - это речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь - это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. Она отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность - характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

В качестве своеобразного промежуточного звена между внешней и внутренней речью выступает эгоцентрическая речь.

Эгоцентрическая речь - одна из ранних и специфичных форм речи. Ее исследование позволяет установить общие закономерности формирования высших психических функций. Впервые описана швейцарским психологом Ж. Пиаже как особая разновидность детской речи, которая оказывается доминирующей на определенном этапе развития и постепенно преодолевается в процессе социализации.

Основные функции эгоцентрической речи, согласно Пиаже, - «скандирование мысли» и «ритмизация деятельности» ради обеспечения удовольствия, а не организация коммуникативного процесса. Эгоцентрическая речь не преследует целей диалога и взаимопонимания.

Типы речи

Речь человека может быть как с понятийной, так и с лингвистической точек зрения двух типов:

развернутой;

сокращенной.

В развернутом типе речи говорящий использует все возможности символического выражения смыслов, значений и их оттенков, предоставленные языком. Этот тип речи характеризуется большим словарным запасом и богатством грамматических форм, частым употреблением предлогов для выражения логических, временных и пространственных отношений, использованием безличных и неопределенно-личных местоимений, употреблением подходящих понятий, уточняющих прилагательных и наречий для обозначения того или иного специфического положения дел, более выраженным синтаксическим и грамматическим структурированием высказываний, многочисленной подчинительной связью компонентов предложения, свидетельствующей о предвосхищающем планировании речи.

Сокращенное речевое высказывание достаточно для понимания среди хорошо знакомых людей и в знакомой обстановке. Однако оно затрудняет выражение и восприятие более сложных, абстрактных мыслей, связанных с тонкими различениями и дифференциальным анализом скрытых взаимосвязей. В случае теоретического мышления человек чаще пользуется развернутой речью.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.