Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Эмоции и их функции
  2. Характеристики и свойства эмоций
  3. Формы выражения эмоций
  4. Эмоции и чувства
  5. Воля и ее функции
  6. Структура волевого акта

Эмоции и их функции

Объективные свойства предметов и явлений окружающей действительности отражаются человеком посредством познавательных процессов. Каждый отражаемый объект, каждое событие вызывает определенное отношение человека. Это зависит от того, как они связаны с потребностями человека. Одни события являются для человека индифферентными, другие – значимыми, т.е. могут удовлетворить некоторые его потребности либо препятствуют этому.

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Эмоции – есть психическое отражение, психическая представленность актуального состояния потребности.

По мнению А.н. Леонтьева эмоции «непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности». Эмоции – это психическое отражение смыслов действия и условий их выполнения. Эмоция – психическая представленность смыслом, который образует мотив.

Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.

Эмоции сопровождают все проявления жизнедеятельности человека и выполняют важные функции в регуляции поведения и деятельности человека:

Уже Ч.Дарвин (1872) отмечал биологическую целесообразность эмоций как особых эволюционных факторов, расширяющих возможности выживания и приспособления организма к окружающей среде. Перечислим основные адаптационные функции эмоций, наиболее часто упоминаемые в психологической литературе.

Функция мобилизации заключается в том, что эмоциональные процессы (в первую очередь, стенические эмоции) обеспечивают определенный уровень возбуждения/активации, необходимый для запуска поведения по удовлетворению соответствующей потребности. Это проявляется и на физиологическом уровне: выброс адреналина в кровь при эмоциях страха и гнева повышает способность к бегству или оборонительному поведению, а понижение порогов чувствительности, наблюдающееся в состоянии тревоги, помогает индивиду лучше распознавать угрожающие стимулы, например, еле слышное приближение хищника.

Эмоции выполняют организующую функцию, т. е. способствуют организации некоторой деятельности, привлекая к ней силы и внимание, что, одновременно, может препятствовать параллельно осуществляемой деятельности, для которой та же эмоция окажется дезорганизующим фактором. Вместе с тем утверждать, что эмоции реализуют и функцию дезорганизации, на том основании, что их интенсивное переживание нарушает эффективное протекание деятельности, приводя к рассогласованию, хаотическим действиям или ступору, неправомерно. По мнению отечественного психолога В.К. Вилюнаса, «в положении о дезорганизующей функции эмоций столько же правды, сколько, например, в утверждении, что праздничная демонстрация выполняет функцию задержки движения автотранспорта». Даже такая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека и приводящая к сужению сознания, при определенных условиях может оказаться полезной (например, в ситуациях, когда индивиду приходится спасаться от серьезной опасности, полагаясь исключительно на физические ресурсы организма, не отвлекаясь на осознание, самоконтроль и анализ второстепенных деталей).

Эмоции могут выполнять и побудительную функцию, инициируя определенную деятельность, к осуществлению которой человек стремится ради особых эмоциональных переживаний, возникающих в ее процессе или результате.

Важнейшая функция эмоций состоит в том, что они служат одним из основных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей. Регуляторная функция, обсуждаемая в психологической литературе под различными названиями: функция закрепления - торможения (П.К. Анохин), следообразования (А.Н. Леонтьев), подкрепления (П.В. Симонов), - связана со способностью эмоций оставлять в индивидуальном опыте определенные «следы», закрепляя в его памяти те воздействия среды и, удавшиеся или неудавшиеся, действия самого субъекта, которые их возбудили. Благодаря наличию таких эмоциональных следов в памяти индивид получает возможность в аналогичных ситуациях подбирать адекватные (наиболее эффективные) поведенческие реакции и способы действия.

Суть функции следообразования состоит в том, что пережитые индивидом эмоции и аффекты как бы «помечают» вызвавшие их ситуации, и, ориентируясь по этим «меткам», каждый человек старается избежать негативного развития событий и приблизить их позитивный исход. Эмоции служат фактором подкрепления успешных форм поведения (функция подкрепления) и, вместе с тем, тормозят те действия и стереотипы реагирования, реализация которых обречена на неуспех или грозит опасностью. Открытый бихевиористами принцип «награды (поощрения) и наказания», лежащий в основе элементарных форм научения, объясняется этой специфической особенностью эмоциональных процессов.

Логическим продолжением регуляторной функции является предвосхищающая функция эмоций (O.K. Тихомиров, 1969), поскольку актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе. Эмоциональный след сам по себе не имел бы смысла, если бы не было возможности использовать его для прогнозирования будущего.

Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в виде непосредственного переживания значимость для индивида конкретных явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий. Оценочная функция рассматривается в качестве центральной в когнитивной психологии, в которой сложилось понимание эмоций как особого механизма интерпретации происходящих событий.

Некоторые авторы связывают с эмоциями функцию компенсации информационного дефицита. Она реализуется в тех ситуациях, когда субъекту не хватает информации для принятия рационального решения. В данном контексте эмоции рассматриваются как особый, «запасной» ресурс для решения сложных задач. Это в первую очередь относится к тем переживаниям, которые служат как бы эмоциональным «аккомпанементом» инсайта, интуитивного озарения, предвосхищая и сопровождая его.

Познавательная функция эмоций выражается в том, что они предоставляют человеку информацию о его актуальных потребностях, а также о возможности их удовлетворения в тех или иных ситуациях. Путем анализа эмоциональных состояний и процессов субъект приходит к осознанию собственной иерархии мотивов, приоритетов и ценностей, осмыслению и пониманию глубинных отношений к различным явлениям окружающей действительности, к другим и к самому себе, к миру в целом.

Наконец, эмоции выполняют и коммуникативную функцию, что, главным образом, относится к экспрессивному компоненту эмоциональных процессов. Выражение эмоций позволяет сообщить партнеру по общению важную информацию о внутреннем состоянии субъекта, его отношении к происходящему, предпочтениях и приоритетах и является важнейшей составляющей индивидуального самовыражения.

Характеристики и свойства эмоций

Эмоции обладают следующими характеристиками: модальность, характер переживания, динамика протекания эмоций, динамика внешнего выражения эмоций.

Качественные характеристики

Модальность - основная качественная характеристика эмоций, определяющая их вид по специфике и особой окрашенности переживаний. По модальности выделяются три базовые эмоции: страх, гнев и радость. При всем многообразии практически любая эмоция является своеобразным выражением одной из этих эмоций. Например, тревожность, беспокойство, боязнь, ужас представляют собой различные проявления страха; злоба, раздражение, ярость - гнева; веселье, ликование, торжество - радости.

Характер переживания определяет знак эмоций - положительные и отрицательные, в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам. По воздействию на организм и влиянию на последующее поведение человека эмоции разделяются на стенические и астенические. Стенические эмоции повышают жизнедеятельность и активность человека, астенические, напротив, снижают. Положительные эмоции чаще оказывают стенический эффект. Большинство отрицательных эмоций выражаются и в той, и в другой форме.

Характеристика динамики протекания

Эмоции характеризуются также интенсивностью, длительностью и осознанностью. Диапазон различий по интенсивности внутреннего переживания и внешних проявлений очень велик. Например, радость может проявляться как слабая по силе эмоция, например, когда человек испытывает чувство удовлетворения. Восторг - эмоция большей силы. Гнев проявляется в диапазоне от раздражительности и негодования до ненависти и ярости.

По длительности эмоции длятся от нескольких секунд до многих лет, иногда в течение всей жизни. Степень осознанности эмоций также может быть различной. Порой человеку трудно понять, какую эмоцию он испытывает и почему она возникает. Иногда имеет место одновременное взаимодействие противоположных эмоций, например любви и ненависти или радости и печали. В этом проявляется амбивалентность эмоций как следствие сложного и неоднозначного отношения человека к объекту, вызывающему переживание.

Характеристики динамики внешнего выражения

Эмоциональная экспрессия представлена в мимике, пантомимике, интонационной стороне речи.

Свойства эмоций

Универсальность состоит в независимости эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. То же можно сказать и в отношении эмоционального тона. Например, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления.

Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. На это свойство указывал еще В. Вундт в своей трехмерной схеме характеристики эмоций. Эмоциональное напряжение нарастает в ситуации ожидания: чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. Это же наблюдается при непрекращающемся действии на человека неприятного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения возникает при осуществлении события. Оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность. Т. Томашевски (Tomaszewski, 1946) на примере эмоции гнева выделил четыре фазы развития эмоции: фазу кумуляции (накопления, суммации), взрыв, уменьшение напряжения и угасание.

Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека. По существу об "этом свойстве писал А. Ф. Лазурский, обсуждая свойство взаимной согласованности чувствований: «Человек, у которого действие отдельных чувств достаточно между собой согласовано, всецело бывает охвачен известным настроением или эмоцией. Будучи сильно огорчен, он уже не рассмеется внезапной шутке; находясь в приподнятом, торжественном настроении, он не захочет слушать пошлостей» (1995, с. 154).

Суммация и «упрочение». В. Витвицкий (Witwicki, 1946) отмечает, что наиболее сильное удовольствие "или неудовольствие обычно человек испытывает не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя. В. С. Дерябин указывает на еще одно свойство эмоций - их способность к суммации. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего и их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость этого процесса: он происходит незаметно для человека, не отдающего себе отчета в том, на чем это основано. Наличие этого свойства подтвердилось при изучении страха: реакция на опасную ситуацию у лиц с низким уровнем смелости при повторном попадании в нее была больше, чем в первый раз (Скрябин, 1972; Смирнов, Брегман, Киселев, 1970). Правда, затем происходит адаптация к опасности, уровень страха снижается, так что это свойство проявляется, очевидно, только при первых предъявлениях эмоциогенного раздражителя.

Адаптация. Эмоциям, как и эмоциональному тону ощущений в особенности, свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Как писал Н.Н. Ланге, «чувство выдыхается» Так, длительное действие приятного раздражителя вызывает ослабление переживания удовольствия, вплоть до полного его исчезновения. Например, частое поощрение работников одним и тем же способом приводит к тому, что они перестают эмоционально реагировать на эти поощрения.

Пристрастность (субъективность). В зависимости от личностных (вкусов, интересов," нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции Опасность у одних вызывает страх, у других - радостное, приподнятое настроение.

Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника.

Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения».

Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти - эмоциональный. Устойчивость эмоциональной памяти хорошо выразил русский поэт К. Батюшков: «О память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!»

Иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все, что человеком воспринимается. Счастливому «все улыбается», кажется приятным и радостным. В стихотворении «Радость» К. Батюшков так описывает свое эмоциональное состояние после того, как девушка сказала ему: «Люблю!»

Перенос. Близким к иррадиации является свойство чувств переноситься на другие объекты. У влюбленного способностью вызвать сентиментальные эмоции обладает не только вид любимого человека, но и предметы, с ним соприкасавшиеся (платок любимой, ее перчатка, прядь волос, письмо, записка), с которыми человек может проделывать такие же действия, как и с самим объектом любви (гладить, целовать). Поскольку положительные чувства детства связаны с «малой родиной», они переносятся и на встретившихся вдали от нее земляков.

Амбивалентность. Это свойство выражается в том, что человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние (в связи с чем П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях). А. Н. Леонтьев (1971) подвергает сомнению наличие этого свойства и отмечает, что представления психологов об этом свойстве возникли в результате несовпадения чувства и эмоции, противоречия между ними. И действительно: «любовь никогда не бывает без грусти», «мне грустно потому, что я тебя люблю» - этот мотив постоянно встречается в стихотворной лирике, романсах, песнях. Но очевидно, что эмоция грусти возникает на фоне чувства любви. Можно ли в этом случае говорить об истинной амбивалентности эмоции грусти?

«Переключаемость. Это свойство означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция: мне стыдно своей радости; я наслаждаюсь страхом; я упиваюсь своей грустью и т. п.

Формы выражения эмоций

Основные формы выражения эмоций - чувственный тон, ситуативная эмоция, аффект, страсть, чувство, настроение и стресс.

Чувственный тон проявляется в том, что многие ощущения человека имеют определенную эмоциональную окраску. Мы не просто ощущаем какой-либо запах или вкус, а воспринимаем его как приятный или неприятный. Чувствуя тепло или холод, мы одновременно испытываем удовольствие или неудовольствие. Образы восприятия, памяти, мышления, воображения также эмоционально окрашены. А.Н. Леонтьев называл этот феномен «пристрастностью» отражения мира и считал его одной из существенных особенностей человеческого познания.

Ситуативные эмоции возникают в процессе жизнедеятельности человека чаще всех других эмоциональных реакций. Их основными характеристиками принято считать относительно небольшую силу, кратковременность, быструю смену эмоций, малую выраженность внешних проявлений. Ситуативные эмоции, как правило, не оказывают на поведение человека сильного влияния. В то же время при заметном преобладании в течение длительного периода положительных или отрицательных эмоций они способны изменить его настроение, повысить или снизить работоспособность.

Если происходящие события имеют для человека очень высокую значимость, а ситуация для него слишком сложна и он не справляется с ней, его эмоциональная реакция может выразиться в форме аффекта.

Аффект – это бурное, кратковременное протекание эмоций, сопровождающееся ярко выраженными поведенческими реакциями и вегетативными симптомами.

Отличительными особенностями аффектов являются:

1. Бурное внешнее проявление эмоционального переживания. Во время аффекта человек может не замечать окружающих, не отдавать себе отчета в происходящих событиях и в своих собственных поступках. Возбуждение охватывает подкорковые центры, которые, будучи освобождены в данный момент от сдерживающего и контролирующего воздействия всей коры, вызывают яркое внешнее проявление переживаемого эмоционального состояния.

2. Кратковременное, отличающееся своеобразными особенностями течение эмоционального переживания. Аффект, являясь интенсивным процессом, не может длиться долго и очень быстро себя изживает.

3. Известная безотчетность эмоционального переживания. Она бывает большей или меньшей в зависимости от силы аффекта и выражается в снижении сознательного контроля за своими действиями; в состоянии аффекта человек иногда совершенно не понимает, что он делает, не в состоянии руководить своими поступками, не способен держать себя в руках, он полностью захвачен эмоциональным переживанием и в то же время слабо сознает его характер и значение.

4. Резко выраженный диффузный характер эмоционального переживания. Сильные аффекты захватывают целиком личность человека и все его жизненно важные проявления. Особенно резкие изменения при аффектах наблюдаются в деятельности сознания, объем которого сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. При очень сильных аффектах нередко перестраиваются и резко изменяются привычные установки личности, характер и содержание отражения объективной действительности; многие явления и факты воспринимаются иначе, чем обычно, выступают в новом свете, происходит ломка сложившихся ранее установок личности.

В развитии аффекта выделяется два этапа: начальный, когда люди могут себя сдерживать и контролировать и переключаться на что-то другое. Вспышка – усиление аффекта.

Страсть – это сильное глубокое, длительное эмоциональное состояние с высокой степенью осознанности, порождающие высокую активность личности, направленную на достижение своей цели или предмета страсти.

Она направляет и подчиняет основные мысли и поведение человека, стимулирует его активность, цель деятельности людей, стремление удовлетворить свое желание.

Вызвать страсть может другой человек, идея, деньги, вещи и др. Так же как и аффекты, страсти характеризуются большой силой и доминантностью, но в отличие от аффектов это не кратковременные, а длительные эмоциональные состояния. Иногда человек обуреваем какой-либо страстью в течение всей жизни.

Выбор предмета страсти, форма проявления, степень подчинения ей человека, средства, которые он использует ради ее удовлетворения, во многом зависят от всей направленности психического облика личности. Справиться со своей страстью так же трудно, как и с аффектом. Страсти подвластны только сильным, волевым людям. Важную роль в управлении страстями играет осознание своих главных жизненных целей и ценностей и соотнесение с ними конкретной ценности предмета страсти.

Самая развитая и сложная форма эмоциональных процессов у человека - это чувства, которые представляют собой не только эмоциональное, но и понятийное отражение.

Настроение – более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность людей. Это целостное мироощущение, сохраняющееся в течение относительно продолжительного периода и окрашивающее все поведение человека.

Настроение характеризуется относительно большой силой, разной степенью продолжительности и осознанности: кратковременное (приходящее) и длительное (устойчивое).

Настроение всегда имеет причину (внешнюю или внутреннюю). К внешним причинам относятся: физическое самочувствие, хронические заболевания, свойства нервной системы, темперамент, характер. Внешние причины в основном связаны с соотношением успеха и неудач, характером межличностных отношений и т.д. Настроение разных людей, вызванное одной и той же причиной, может быть не одинаковым и даже противоположным.

Настроение в большинстве отечественных учебников по психологии характеризуется:

1) слабой интенсивностью;

2) значительной длительностью; настроение может длиться часами, а то и днями;

4) влиянием на активность человека; постоянно присутствуя у человека в качестве эмоционального фона, оно повышает или понижает его активность в общении или работе.

Стресс – состояние нервно-психического напряжения, длительное, степень осознанности долгая. Это общая неспецифическая реакция организма в ответ на интенсивное воздействие стрессоров.

Термин «стресс» ввел Г. Селье. По его мнению стресс представляет собой общий адаптационный синдром, обеспечивающий мобилизацию организма для приспособления к трудным условиям.

Причина стресса: дефицит времени, слишком сложная задача, необходимость быстрого ответа, повышенная ответственность, неблагоприятные условия. Стресс усиливается при взаимодействие этих факторов.

Существуют три группы признаков степени стресса:

· Физиологические проявления.

· Возрастание напряженности. Она проявляется субъективно.

· Изменение функционального уровня деятельности, которые проявляются в изменении его качественного показателя.

Фрустрация – психологическое состояние, выражающееся в крайней подавленности и дезорганизирующая сознание и деятельности людей. Она возникает, когда степень неудовлетворенности выше, чем человек может стерпеть. Она может быть вызвана объективными или воображаемыми причинами. Фрустрация может проявляться в форме агрессии, фиксации и депрессии.

Экстаз – это болезненно восторженное состояние. Достаточно сильное, но кратковременное. Средняя степень осознанности, т.е. человек осознает причину состояния, может управлять своим поведением, но контроль за поведением ослабевает.

К. Изард выделяет следующие виды эмоций: интерес - возбуждение, удовольствие – радость, удивление, горе – страдание, гнев – ярость, отвращение – омерзение, презрение – пренебрежение, страх – ужас, стыд – застенчивость, вина – раскаяние. Выделение данных эмоций определяется тремя основными факторами: а) наличием характерных мимических выразительных комплексов; б) уникальными субъективными переживаниями; в) специфическими нервными субстратами. Он отмечает, что существует огромное количество смешанных эмоций. Например, страх – стыд, интерес - удовольствие – удивление.

Эмоции и чувства

Чувства представляют высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они в значительной мере определяются воспитанием и общей культурной атмосферой становления личности, тогда как эмоции преимущественно рассматриваются как биологические факторы, связанные с первичными (витальными) потребностями и влечениями.

Чувства можно определить как устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они связаны с конкретными объектами, входящими в сферу культуры (например, произведения искусства, вызывающие эстетические чувства), видами деятельности и людьми, составляющими социальное и культурное окружение личности, значимо влияющими на сферу ее частной жизни. Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно. Он всегда испытывает чувство к кому-нибудь или чему-нибудь.

Предметный характер чувства приобретается в результате специфического обобщения эмоций, которые группируются вокруг устойчивого представления о некотором объекте или явлении. А.Н. Леонтьев отмечал, что чувства образуют ряд уровней: от непосредственных чувств к определенному объекту и до высших социальных чувств, относящихся к общественным ценностям и идеалам. Иными словами, развитие чувств неразрывно связано с возрастанием их обобщенности.

Эмоции и чувства взаимосвязаны. 1.Чувства развиваются на основе эмоций. 2.Одно и тоже чувство может выражаться в различных эмоциях. 3. Под влиянием чувств может меняться весь строй человеческих эмоций.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

♦ моральные (переживание человеком его отношений к другим людям, общественным нормам и ценностям);

♦ эстетические (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы);

♦ интеллектуальные (переживания, включенные в структуру познавательной активности);

♦ праксические (вся совокупность чувств, связанных с конкретной практической деятельностью человека).

Моральные чувства переживаются субъектом в процессе сравнения событий, собственных действий и поступков других людей с определенными нормами, выработанными культурным сообществом. Эта разновидность чувств проявляется на основе усвоенных индивидом этических принципов, заповедей, норм морали и правил социального поведения или - на высших уровнях самоопределения личности - под влиянием осмысленно принятых самим субъектом нравственных установок и ценностей. Примерами служат чувства долга, справедливости, вины. В свою очередь, эгоизм, жестокость, жадность могут с некоторой долей условности рассматриваться как следствия «деформации» моральных чувств.

Эстетические чувства связаны с восприятием и переживанием красоты, соразмерности, гармонии, словом, «прекрасного» как интегральной характеристики какого-либо объекта или перцептивного поля в целом. «Человек испытывает непреодолимое желание поправить криво повешенную картину», - писал А. Маслоу, подчеркивая заложенное в самой человеческой природе стремление к эстетическому переживанию. Уже в глубокой древности люди старались украсить свои жилища и предметы обихода, о чем свидетельствуют, в частности, образцы наскальной живописи, относящиеся к периоду около 30 тыс. лет назад. Переживания прекрасного в произведениях искусства - в живописи, музыке, литературе, архитектуре и т.д. - имеют более сложную природу; они переплетаются с когнитивными элементами и нравственными чувствами и в ряде случаев предполагают эмпатию, «вчувствование» - способность «делать своими чужие чувства» (Ф. Шиллер).

К высшему уровню эмоциональных проявлений человека относятся также интеллектуальные чувства, придающие особую окраску (тональность) мыслительной деятельности, выступающие ее регуляторами и играющие важную роль в решении сложных (в том числе и творческих) задач. В этот класс входит такое когнитивно-эмоциональное состояние, как сомнение, которое оказывает существенное регулирующее влияние на протекание интеллектуальных процессов и которое Р. Декарт возвел в высший методологический принцип организации мышления, назвав «матерью истины».

Формирование чувств перечисленных разновидностей с необходимостью предполагает приобщение субъекта к определенной культуре, усвоение ее норм, эталонов и ценностей.

Воля и ее функции

Под саморегуляцией в целом принято понимать целесообразную организацию деятельности живых развивающихся систем разных уровней сложности, в соответствии сих системными функциями и задачами.

Специфика психической саморегуляции заключается в том, что она осуществляется с помощью психических средств отражения и моделирования действительности, которые усложняются и совершенствуются по мере развития психических систем. Такими средствами или регуляторами выступают чувственные образы, представления, понятия, смыслы, убеждения, идеалы и т. д.

Соответственно, в рамках психологической теории саморегуляции все действия человека подразделяются на три категории: непроизвольные, произвольные и волевые действия.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они носят импульсивный характер, лишены отчетливого плана и осуществляются без участия воли.

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, и их очередности. Все действия, совершаемые сознательно и имеющие цель, названы так, поскольку они являются производными от воли человека. Особое значение для развития и совершенствования произвольной регуляции поведения имеет вторая сигнальная система: становление волевого ядра личности напрямую связано с овладением речью и с процессами вербального опосредования психической деятельности.

С.Л. Рубинштейн отмечает, что волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Волевая регуляция, согласно ВА Иванникову, предполагает произвольное изменение (усиление либо ослабление) побуждения к действию, сознательно принятому в силу внешней или внутренней необходимости и выполняемому субъектом по собственному решению.

Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной саморегуляции, отличающийся тем, что в ней используются личностные средства. Одно из таких средств - изменение смысла действий.

Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:

1) переоценкой значимости мотива;

2) привлечением дополнительных мотивов;

3) предвидением и предвосхищающим переживанием последствий действия;

4) актуализацией мотивов посредством воображаемой ситуации и др.

В.А. Иванников отметил, что волю можно охарактеризовать тремя положениями:

1. По психологическому статусу волевое действие есть действие с двумя смыслами: один из которых задается мотивом воображаемой ситуации, а второй мотивом реальной ситуации. Волевое действие совершается не только на основе исходного (недостаточного) мотива, в согласии с которым было принято решение о его реализации, но и под влиянием других, искусственно созданных мотивов.

2. По психологической ситуации: необходимость волевого поведения возникает тогда, когда обнаруживается недостаток побуждения к деятельности.

3. По организации действия: волевое действие есть действие дважды произвольное. Произвольным оно является по способу осуществления и по способу мотивации.

А.Н. Леонтьев считал:

1. Волевое действие - это действие, осуществляемое по выбору. Выбор есть признак волевого действия. Где нет выбора, там нет волевого действия. Волевой акт есть действие в условиях выбора, основанное на принятии решения. Выбор и принятие решения просто необязательные моменты, характеризующие волю.

2. Волевое действие также характеризуется наличием препятствий. Если действие совершается беспрепятственно, оно не может быть волевым, даже если оно с выбором и с принятием решения.

3. Волевое действие есть действие, осуществляющееся в условиях полимотивации, когда различные мотивы имеют различные аффективные знаки, т. е. одни являются положительными, а другие - отрицательными.

Воля направляет или сдерживает действия человека, а также организует психическую активность, исходя из имеющихся задач и требований. Она выступает в качестве инициирующего и мобилизующего компонента или внутреннего фактора деятельности.

Л.И. Божович в качестве главной характеристики воли и произвольности выделяла способность вести себя независимо от обстоятельств и даже вопреки им, руководствуясь лишь собственными целями. Развитие воли и произвольности Л. И. Божович связывала с формированием устойчивой иерархии мотивов, которая делает личность независимой от ситуативных влияний.

Выделяются следующие основные функции воли:

1) выбор мотивов и целей в ситуациях их конфликта (селективная функция);

2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации (регуляторная функция):

а) восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии у субъекта достаточной мотивации действовать (инициирующая функция);

б) ослабление избыточной мотивации при нежелательности действия (ингибирующая функция);

3) организация психических процессов в единую систему, адекватную выполняемой человеком деятельности (организующая функция);

4) поддержание выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (стабилизирующая функция);

5) мобилизация физических и психических ресурсов для преодоления препятствий в достижении поставленных целей (активизирующая функция);

6) контроль над выполнением внешних и внутренних действий (волевое внимание, функция контроля).

Таким образом, воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Структура волевого акта

Волевой акт - это внутренние действия, требующие для своего осуществления использования определенных средств.

Выделяют простые и сложные волевые акты.

К простому волевому акту относятся те действия, при которых человек идет к намеченной цели. Простой волевой акт осуществляется в два этапа: постановка цели и исполнение. Действия осуществляется без борьбы мотивов.

Простое волевое действие включает в себя ряд компонентов:

· побуждение к совершению волевого действия;

· представление и осмысление цели действия;

· представление средств, необходимых для достижения намеченной цели;

· намерение осуществить данное действие;

· осуществление намерения, контроль и сличение результата с образом цели.

Для сложного волевого акта характерны четыре основных фазы: возникновение побуждения и осознание цели; борьба мотивов; принятие решения и окончательный выбор цели; исполнение и достижение результата.

В сложном волевом действии наблюдается столкновение нескольких конкурирующих мотивов и выделяются следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее;

2) осознание ряда возможностей достижения цели;

3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов и выбор;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения, преодоление внешних препятствий при достижении поставленной цели;

7) контроль операций, совершаемых в ходе осуществления принятого решения.

Этап осознания цели и стремления достичь ее не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно для исполнителя, то остается только осознать и принять, сформировав у себя определенный образ будущего результата действия.

Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию оформления желания (в том случае, когда цель выбирается самостоятельно). Желание - это отраженное идеально, в сознании человека, содержание его потребности, принимающее форму стремления к ее удовлетворению. Принципиальное отличие желания от влечения заключается в том, что желание возникает не импульсивно, но при условии ясного осознания цели и мотива, побуждающего к действию; влечение же характеризуется как более диффузное (размытое) и неопределенное, переходное состояние.

Поскольку у человека в любой момент имеются различные, и в то же время значимые желания, одномоментное исполнение которых объективно исключено, происходит столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений, между которыми предстоит сделать выбор. Эту ситуацию и называют борьбой мотивов. На этапе осознания цели и стремления достичь ее борьба мотивов разрешается выбором цели действия, после чего мотивационное напряжение, вызванное этим внутренним «противоборством», ослабевает.

Этап осознания ряда возможностей достижения цели - это собственно мыслительное действие, входящее в состав волевого акта и приводящее к установлению причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и его вероятными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения Цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, Убеждений, чувств, норм поведения, ведущих потребностей. Иными словами, каждый из возможных путей анализируется в аспекте его соответствия ценностной иерархии конкретного субъекта.

Этап борьбы мотивов и выбора оказывается центральным в сложном волевом действии. Это ситуация столкновения равновозможных альтернатив («или - или»), конфликта разума и чувств, желания и долга, личного и общественного, эгоистического и морально-этического. Сила воли на этом этапе проявляется, в частности, в способности предпочесть менее экономный вариант решения, сопряженный с душевными затратами и жертвами, но в большей степени соответствующий нравственной и мировоззренческой позиции человека. Решающую роль при этом играет система ценностных ориентации личности. Иными словами, борьба мотивов может возникать дважды: при определении приоритетной цели актуальной деятельности и при выборе конкретного варианта достижения цели из ряда возможных альтернатив.

Важным элементом волевого акта является принятие решения. Человек обдумывает пути и средства достижения поставленной цели. Как правило, выбираются рациональные и морально обоснованные средства и способы действия. Принятие решения может протекать по-разному.

1. Иногда волевой акт осуществляется без осознанного принятия решения. Это происходит тогда, когда возникающее побуждение не встречает внутреннего противодействия, а для осуществления деятельности нет никаких внешних препятствий.

2. Решение наступает само собой, являясь полным разрешением конфликта, который возникает в результате борьбы мотивов.

3. Ситуация, когда каждый из мотивов сохраняет свою силу до самого конца. Тогда решение принимается потому, что осознана необходимость или целесообразность принести одни мотивы в жертву другому.

Все три случая отличаются тем, насколько решение выделяется в волевом процессе как особый акт. В первом случае, решение непосредственно слито с принятием цели. Во втором, не отделимо от борьбы мотивов, а в третьем – выделяется из борьбы мотивов и рассматривается как особый акт, наделенный максимальной степенью активности и осознанности.

Принятие решения приводит к заметному спаду интрапсихического напряжения, что связано с разрешением внутреннего конфликта. Однако на последующих этапах необходимость в поддержании волевого усилия не исчезает: оно требуется для преодоления препятствий, возникающих на пути реализации принятого решения, и для обеспечения сознательного контроля над осуществляемым действием.

В сложных волевых действиях за принятием решения следует планирование действия, т.е. определяется каким образом будет достигнута поставленная цель.

Этап осуществления принятого решения (исполнительный этап) волевого действия имеет сложную структуру. О человеке судят по тому, как он выполняет свои решения. На этом этапе приходится прилагать волевые усилия.

Волевые свойства личности.

В волевой деятельности проявляются и формируются волевые качества личности. Прежде чем сформировать положительные волевые качества необходимо научиться устанавливать власть своими эмоциями и действиями.

Среди волевых качеств выделяются:

1. Инициативность – умение легко взяться за реализацию возникающих идей по собственному желанию, не дожидаясь стимуляции из вне. Это качество позволяет успешно ставить перед собой и другими людьми новые цели. Существенную роль играет сила, яркость побуждений и интеллектуальные данные. Безынициативный человек - потенциальный исполнитель и подчиненный. Ему будет трудно если возникает необходимость взять на себя обязанности руководителя.

2. С инициативностью непосредственно связана такая характеристика воли как самостоятельность. Люди определяют свои поступки, самостоятельно принимают решение, ориентируясь не на окружающих, а на свои знания и убеждения. Подлинная самостоятельность предполагает сознательное мотивирование и обоснование деятельности. Человек видит объективные основания для того, что бы поступать так, а не иначе.

Противоположностью данного качества является внушаемость – это подверженность чужим влияниям. Внушаемость выражается в снижении сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания. Конформность заключается в тенденции изменять свое поведение, оценку ситуации и возможный действий под влиянием других. Для конформного человека важно, что бы его поведение соответствовало мнениям, оценкам и требованиям окружающих.

3. Решительность – это индивидуальное качество воли, связанное со способностью и умением самостоятельно принимать ответственное решение и неуклонно реализовать их в своей деятельности без лишних помех. Противоположным качеством является нерешительность. Нерешительный человек принимает решения долго, мучительно, неоднократно меняет его. Обычно он привлекает к обсуждению и принятию решения других людей, с тем, что бы в последствии возложить на них ответственность.

4. Настойчивость – это стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях. Настойчивость нельзя путать с упрямством. Упрямство – это отрицательное качество личности, когда человек, не смотря на разумные основания, старается настоять на своем.

5. Самообладание – высокий уровень волевой деятельности человека, проявляющийся в умении владеть собой. Это умение выражается в способности заставить себя выполнять принятое решение

С понятием воли тесно связано понятие локус контроль. Данное понятие предложено Д. Роттером. В его основу положено мнение, что люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями.

Локус контроль (от лат. Locus – место, местоположение и франц. Controle – проверка)– это качество, которое характеризует склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо себе (внутренний локус контроль), либо обстоятельствам (внешний локус контроль).

Исходя из преобладающего локус контроля выделяют соответственно два типа личностей: экстерналы и интерналы.

1) Экстерналы – это люди, у которых преобладающим является внешний локус контроль. Они считают, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действий других людей и т. п. Они чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они - «пешки» в этой жизни, и даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

2) Интерналы – это люди, у которых преобладает внутренний локус контроль. Они интерпретируют значимые события как результат собственных усилий. Интерналы считают, что большинство важных событий их жизни было результатом их собственных действий, и чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Они считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом достигать своих целей и в будущем. Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные события, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, страданиях. Такие люди считают свои действия важным фактором в организации собственного производства, в складывающихся отношениях в коллективе, в своих продвижениях. Такой человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение, симпатию, активно формировать свой круг общения. Интернал считает себя во многом ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей. Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.