Тема 4. Категория деятельности в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Деятельностный подход в психологии

2. Структура и основные процессы деятельности

3. Механизм освоения деятельности

4. Виды деятельности

5. Сознание

Деятельностный подход в психологии

Деятельностный подход к изучению психики – это принцип изучения психики, в основу которого положена разработанная К. Марксом категория предметной деятельности. А также это теория, рассматривающая психологию как науку о порождении, функционировании и структуре отражения психического в деятельности индивидов.

Основные принципы деятельностного подхода.

1. Принцип развития, историзма, предметности

2. Принцип активности, включающей активность надситуативную как специфическую особенность человеческой психики

3. Принцип интериоризации – экстериоризации как механизмов усвоения общественно-исторического опыта.

4. Принцип единства строения внешней и внутренней деятельности

5. Принцип системного анализа психики.

6. Принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

Результаты применения данного подхода к изучению психики – разработаны представления:

- ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе

- об иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности

- о значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознания

- об уподоблении как механизме формирования образа

- о структуре деятельности.

Деятельностный подход в психологии указывает на то, что в основе психических образований лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное взаимодействие с ней.

Деятельность это междисциплинарная категория, поэтому она изучается в философии, истории, педагогике, психологии и многих других науках.

Категория деятельности в отечественной психологии является центральной. Деятельность понимается как специфически человеческая, предметная, исторически обусловленная форма активности, которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов. Содержание категории «деятельность» помогает раскрыть механизмы психики человека, так как ориентирует на изучение не готовых структур сознания, а на процесс, в результате которого они возникают.

Таким образом, категория деятельности в отечественной психологии используется не столько в качестве предмета психологического анализа, сколько в качестве объяснительного принципа при анализе психических явлений (деятельностный подход к изучению психики, а также психологическая теория деятельности).

Итак, в психологической науке деятельность трактуется как специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого себя.

Психологическая теория деятельности разрабатывается в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века одновременно и независимо двумя отечественными учеными С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. Они опирались на труды Л.С. Выготского и философскую теорию диалектического материализма (в частности на главный тезис теории: не сознание определяет бытие, деятельность человека, а наоборот, бытие, деятельность человека определяют его сознание). Развитие данной теории связано с именами таких известных отечественных психологов, как А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я. Гальперин и др.

Данная теория является одной из основополагающих. Благодаря психологической теории деятельности доказаны:

1. Решающая роль деятельности в происхождении сознания и развития психики человека.

2. Главенствующая роль деятельности в проявлении психических феноменов человека (в том числе и сознания).

С.Л. Рубинштейн формулирует ведущий принцип отечественной психологии – принцип единства сознания и деятельности (Сознание и деятельность не тождественные и не противоположны. Сознание, развиваясь в деятельности, создает ее программу.).

Наиболее полно теория деятельности изложена в трудах А.Н. Леонтьева.

Основные положения психологической теории деятельности

1. Предметом психологии является изучение целостной деятельности субъекта во всех ее формах и видах, в их взаимопереходах и трансформациях в филогенетическом, онтогенетическом и историческом развитии

2. Генетически исходной и основной является внешняя предметная, чувственно-практическая деятельности, от которой производна внутренняя психическая деятельность индивидуального сознания, обе эти формы деятельности имеют общественно-историческое происхождения и принципиально общее строение.

3. Структурными компонентами деятельности являются: потребность, мотив, цель, задачи и соотносимые с ними деятельность, действия и операции.

4. Главными процессами деятельности выступают интериоризация внешней ее формы, приводящая к субъективному образу действительности, и экстериоризация ее внутренней формы как опредмечивание образа, как его переход в идеальное свойство предмета.

5. Конституирующим свойством деятельности является предметность; первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом.

6. Предметная детерминация деятельности возможна благодаря ее особому качеству – универсальной пластичности, уподобляемости свойствам, отношениям и связям объективно-предметного мира.

7. Предметный характер деятельности реализуется через нужду субъекта, переходящую в потребность, и через поисковые, опробывающие действия, имеющие функцию уподобления.

8. Деятельность и ее составляющие по определенному закону дробятся и укрупняются, чему соответствуют дифференциация и интеграция ориентирующих их субъективных образом.

9. Отмеченные выше особенности деятельности по сути дела альтернативны двухчленной схеме поведения и другим вариантам схемы реактивного поведения.

10 Метод психологического анализа деятельности человека направлен:

- на выявление ее конкретно-исторической природы,

- на определение строения,

- на выявление предметного содержания и взаимопереходов ее форм и составляющих, происходящих в соответствии с их системными связями и отношениями.

1. Структура и основные процессы деятельности

Структурными компонентами деятельности являются: потребность, мотив, цель, задачи и соотносимые с ними деятельность, действия и операции.

Структура деятельности

Динамика деятельности

Структура деятельности по А.Н. Леонтьеву включает три уровня

Первый уровень – предметное содержание деятельности (потребность, мотив, цель, условия, задачи). Потребности – внутреннее состояние нужды, выражающее ее зависимость от конкретных условий существования. Мотив – побуждение к деятельности, предмет потребности. Цель – то, на что направлена непосредственно деятельность, образ конкретного результата деятельности. Задачи – цель в конкретных условиях.

Второй уровень деятельности – структурное содержание деятельности (операции, действия, деятельность). Операция – частный акт действия. Действие – относительно законченные элементы деятельности направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву.

Виды действий:

Материальное действие (Реальное преобразование объекта с целью установления его свойств. Материализованное действие осуществляется с помощью знаково-символических средств: схем, диаграмм, чертежей и др.).

Рецептивное действие (идеальное преобразование реальных или знаково-символических объектов в плане восприятия).

Речевое действие (Осуществляется как громкая речь или внешняя речь про себя, которые различаются по своей функции: сообщение чего-либо другому или себе).

Умственное действие (действие во внутреннем плане, которое осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства).

Третий уровень деятельности – динамика деятельности (на графике изображен стрелками), т.е. взаимные переходы и превращения ее отдельных структурных элементов (мотива – в цель, деятельности – в действие, цели – в условие ее реализации и т.д.).

Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональная и структурный характер. Какой бы сложной ни была деятельность ее можно описать используя универсальные единицы.

Главными процессами деятельности выступают интериоризация внешней ее формы, приводящая к субъективному образу действительности, и экстериоризация ее внутренней формы как опредмечивание образа, как его переход в идеальное свойство предмета.

Один из основных вопросов: каким образом реальные внешние действия становятся идеальными (то есть каким образом, формируется внутренний план деятельности). В психологии данный процесс получил название интериоризация. Интериоризация – это процесс преобразования внешних практических действий во внутренний план (или процесс перехода внешней деятельности во внутреннюю форму). Обратный эму процесс экстериоризации – процесс перехода внутренней деятельности во внешнюю.

3. Механизм освоения структуры деятельности

Любое действие может выполняться различными способами, с разной степенью автоматизированности.

В психологии выделяют этапы освоения действия: 1) элементарное умение, 2) навык, 3) умение (мастерство), 4) привычка.

I. Начальный этап освоения деятельности – элементарное умение, это действие, возникшие на основе знаний, представлений или в результате подражания.

II этап освоения деятельности – навык.

Каждое действие (материальное, рецептивное, речевое, умственное)состоит из моторного, сенсорного и центрального компонента. При формировании навыка изменения происходят в каждом компоненте.

Таблицам1. Изменения в компонентах действия в процессе формирования навыка

 

Компонент Функция Изменения в процессе формирования навыка
Моторный (двигательный) Исполнение Экономность всех двигательных сторон: ряд частных движений сливаются в акт; устраняются лишние (бесполезные) движения; ускоряется темп выполнения движения; повышается качество выполнения действия.
Сенсорный (чувствительный) Контроль Понижается зрительный контроль, который заменяется мускульным контролем, а другие виды контроля повышаются; увеличивается объем и точность восприятия.
Центральный Управление Внимание человека останавливается не на своих действиях, а на объектах и условиях; развернутое действие превращается в операцию.

 

 

Навыки разнообразны:

Двигательные навыки (моторные). Их можно наблюдать в самых различных видах деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно выполнение трудовых операций, невозможно обучение школьников письму, чтению.

Мыслительные навыки (умственные). К важнейшим из этих навыков относятся навыки конспектирования книги, записи лекций, навыков заучивания, построения доказательств с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;

Сенсорные навыки. Выработка данных навыков приводит к развитию чувствительности, к образованию новых систем сенсорных связей внутри анализатора и между анализаторами, она связана совершенствованием чувственного отражения действительности.

Навыки поведения. Они складываются на основе знаний о нормах и поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения.

Навык формируется в упражнении. Упражнение – целенаправленное, многократно выполняемое действие, осуществляемое с целью его совершенствования. Новый навык формировать легче, чем перестраивать неправильно сформированный. В создании положительного отношения к вырабатываемому навыку важны оценка (и переживание успеха). Каждый навык складывается в систему навыков, где происходит взаимодействие. Интерференция - отрицательное влияние ранее сложившихся навыков на будущие. Причина: большая прочность ранее сложившихся связей по сравнению с поздними. (Например, навык беглого чтения мешает учителю-филологу видеть ошибки в словах.) Положительное влияния навыков ранних на поздние - перенос. (Например, достаточно выработать навык на одной левой руке, и хирург может успешно выполнять эти действия обеими руками).

III этап освоения деятельности – умение (мастерство). Умение – это способы выполнения действия соответствующие цели и условиям, в которых приходится действовать. Умение предполагает процесс экстериоризации – воплощение знаний в физические действия.

В отличие от элементарного умения, умение как уровень мастерства основано на взаимодействии навыков.

IV этап освоения деятельности - привычка – это потребность совершать определенные действия. Привычка формируется в результате неоднократного повторения. При формировании привычки, следующее действие не обязательно совершено. Привычки бывают положительные и отрицательные

Таким образом, навыки и привычки представляют собой фундамент поведения личности. На основе навыков и привычек формируются черты характера.

Виды деятельности и общая характеристика

Человек занимается разнообразными видами деятельности. Условно обобщив, свойственные всем людям виды деятельности можно выделить основные виды деятельности: игра, учение и труд.

Игра – это особый вид деятельности, результатом которого не является продукт. То есть игра как деятельность является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Так, например, С.Л. Рубинштейн считает, что игра – это порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительности и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преобразовывать мир. Впервые проявляясь в игре, эта самая человеческая способность в игре и формируется. В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.

Основное различие между игровой деятельностью и трудовой заключается в ином общем отношении к своей деятельности. Трудясь, человек делает не только то, в чем испытывает потребность, но и то в чем у него нет необходимости. Играющие не связаны некой общественной необходимостью, они выполняют деятельность (играют) потому что им нравится. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни, она исходит из непосредственных побуждений – интересов и потребностей.

Мотивы игры заключаются в многообразных переживаниях, значимых для ребенка сторон действительности. В отличие от деятельности взрослых мотивы игровой деятельности отражают более непосредственное отношение личности к окружающему. В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию.

Таблица 2.Типы игры

Тип Содержание
Предметные Включение в игровую деятельность предметов
Сюжетная Игра, разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.
Ролевая игра Поведение человека в игре ограничено выполнением определенной роли.
Игра с правилами Игра, регулируемая определенной системой правил поведения ее участников.

Помимо этих видов игр педагоги выделяют еще индивидуальные и групповые игры, дидактические игры, подвижные игры и т.п. Помимо сказанного игры бывают смешанными: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т.п.

Другая характерная особенность игры заключается в том, что игровое действие реализует многообразные мотивы специфически человеческой деятельности, но они не связаны с тем целями, средствами и условиями действия, которыми эти действия осуществляются внеигровом, практическом плане. Игра моделирует реальный мир и вместе с ним мотивы человеческой деятельности. Одни предметы в игровой деятельности могут замещаться другими, приобретая значение, определяемое выполняемой в игре функцией. Содержание игры от воспроизведения предметных действий все больше переключается на изображение отношений людей. При этом чувства, желания и т.п., которые испытывает играющий – подлинны (ребенок реально их испытывает). Принимая на себя игровую роль, ребенок расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность.

Следующий этап развития – игра по правилам – характеризуется тем, что теперь действия регулируются не представлениями ребенка о роли взрослого, а внешними требованиями и правилам. В такой игре появляется выигрыш, что сближает игру с трудовой деятельностью.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является:

o усвоения информации о свойствах окружающих предметов и явлений (знания);

o приемов и операций, из которых складываются основные виды деятельности (навыки);

o овладения способами использования указанной информации для правильного выбора приемов и операций в соответствии с целями и условиями деятельности (умение).

Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых люди учение может приобретать характер самообразования. Обучение есть двусторонний процесс передачи и усвоения знаний и включает в себя взаимодействие ученика и учителя; учение - не пассивное восприятие, не просто прием передаваемых учителем знаний, а их освоение. Обучение влияет на личность ребенка – этот процесс называют воспитанием.

Учение существенно отличается от игры и сближается с трудом по общей установке: в учении, как и в труде, надо выполнять задания, соблюдать дисциплину, учебная работа строится на обязанностях. Общая установка личности в учении уже не игровая, а трудовая.

Основная целью учения – это подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности, а основное средство – освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим трудом человека.

Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.

Исторически первичным видом человеческой деятельности является труд. Труд в целом – не психологическая, а социальная категория. Поэтому мы сконцентрируем внимание на психологических компонентах трудовой деятельности.

Труд (по К.Марксу) – это сознательная целенаправленная деятельность, которая направляется на осуществление результата и регулируется волей в соответствии с ее сознательной целью. Труд – это основной путь формирования личности. В трудовой деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.

Особой стороной труда выступает отношение человека к труду. Именно в нем заключены мотивы трудовой деятельности человека. Специфика труда состоит в том, что цель деятельности заключена в её продукте. Так как ни один человек не производит все предметы, нужные для удовлетворения его потребностей, то мотивом деятельности становится продукт общественной деятельности.

Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества.

А.Н. Леонтьевым также введено понятие «ведущий вид деятельности» - это такая деятельность, которая занимает длительный период, и в процессе которой 1) формируются другие, частные виды деятельности; 2) развивается интеллект как совокупность сенсорно-перцептивных, мнемических и аттенционных функций; 3) формируется личность субъекта деятельности.

Таким образом, в психологии выделяются основные виды деятельности (игра, учение, труд), ведущий вид деятельности, а также специфический вид деятельности (общение).

Сознание – это высший уровень психического отражения, формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего он способен познавать и преобразовывать окружающую действительность.

Сознание возникло тогда, когда произошел переход от жизни, заключавшейся в приспособлении к природной среде, к жизни, в основе которой лежал труд, как общественный процесс преобразования природы. Именно труд (орудийная, продуктивная деятельность) явился первым и важнейшим фактором, благодаря которому сформировался человек и возникло его сознание. Вторым условием возникновения сознания является речь (язык, как система символов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, признаки и отношения между ними). Она возникла из тех форм общения, в которые вступали люди в процессе труда. Значение языка для формирования сознания заключается в том, что он проникает во все сферы сознательной деятельности человека, выводя на новый уровень развития и протекания его психических процессов. Следует различать общественное и индивидуальное сознание. К явлениям общественного сознания принадлежат создаваемые обществом знания о природе, обществе, о человеческом мышлении. Индивидуальное сознание – высшая форма отражения действительности конкретным человеком.

Особенности сознания
1. Категориальность – отражение действительности через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение на основе концептуальных схем.

2. Отражение существенных в данной ситуации взаимосвязей.

3. Осознание целей деятельности.

4. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.

5. Сознание – концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

Структура сознания (А. В. Петровский):

1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в его структуре обнаруживаются все познавательные процессы.

2. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. Только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию – способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий.

4. В структуру сознания входят также определенные отношения.

Каждая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется и их сознание. В данный исторический момент развитие сознания людей осуществляется ускоренными темпами, вызванными техническим, научным и культурным прогрессом.

 

 


Тема 5. Личность

1. Понятие личности в психологии

2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»

3. Психологическая теория личности

Понятие личности в психологии

Психология понимает личность как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. В психологической науке личность также рассматривается по-разному. Каждая из отраслей определяет свой аспект в исследовании личности.

Таблица 1. Определение понятия в научной психологии

 

ПСИХОЛОГИЯ

Общая Социальная Педагогическая Дифферен-циальная Личность рассматривается как некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психологические процессы индивида и придающее его поведению последовательность и устойчивость Выводит структуру личности из структуру ее взаимодействия с другими людьми и социальным целом Рассматривает особенности развития личности в учебно-познавательной деятельности Делает акцент на изучении индивидуально-психологических особенностей личности и различий между людьми

Понятие личности в психологической науке многогранно и охватывает широкий спектр разных, зачастую противоречивых теоретических представлений. Из всего множества определений, которые даются в психологии личности, можно выбрать несколько.

А.Н. Леонтьев утверждает, что понятие личности, выражает целостность субъекта жизни, личность не состоит из кусочков, это не «полипняк». Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная гипотетически: личностью не родятся, личностью становятся… Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и генетического развития человека ( С. 245).

Согласно С.Л. Рубинштейну, личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (в эти внутренние условия включаются психические явления – психические свойства и состояния личности ).

По мнению К.К. Платонова, личность - это "человек как носитель сознания";

Согласно Б.Г. Ананьеву, "личность - субъект общественного поведения и коммуникаций";

С точки зрения И.С. Кона, понятие личности означает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты.

Зарубежные персонологи также предлагали множество трактовок понятия личности. Г. Айзенк определяет понятие личность как, более менее, стабильное и сформированное образование характера человека, его темперамента, интеллекта и конституции, которое определяет его уникальное взаимодействие с окружением, его единственную индивидуальную адаптацию к среде.

Г. Оллпорт в монографическом исследовании «Личность» привел около пятидесяти определений личности, некоторые из них подчеркивают объективно наблюдаемое поведение, тогда как другие уделяют внимание внутренним структурам. В качестве примера последнего можно обратиться к известному определению понятия «личности» предложенному самим Г. Оллпортом «Личность – это динамичное образование внутренних индивидуальных психофизиологических систем, которые определяют уникальность приспособления человека к окружающей его обстановке».

По К. Ясперсу, "индивида называют личностью в том случае, когда он обладает чувством самодовлеющего существования, чувством собственного, неделимого Я".

Ланьон и Гудстейн считают, что личность – это абстрактное понятие, характеризующее человека с позиции его межличностных контактов.

С. Мадди указывает, что личность – это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявления (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека.

Категория «личность» в английской энциклопедии (Personality //encyclopaedia Britannica. London, 2002) рассматривается как присущий индивиду способ мышления, чувств и поведения; охватывает настроение, систему отношений, мнений человека и выражается наиболее явственно во взаимодействии с другими людьми. Личность – это те поведенческие характеристики, наследственные и приобретенные, которые отличают каждого индивида и могут наблюдаться в отношениях индивида с окружением и с социальной группой. Как психологическое понятие «личность» имеет два основных значения. Первое выделяет различия, которые существуют между людьми: в этом отношении изучение личности фокусируется на классификации и объяснении относительно стабильных психологических характеристик человека. Второе выделяет качества, которые делают всех людей похожими друг на друга и которые отличают человека от других видов; оно направляет персонологов (психологи, которые занимаются изучением личности) на поиск закономерностей, определяющих природу человека, и факторов, влияющих на ход жизни.

При всем разнообразии трактовок в подавляющем большинстве определений личности можно выявить следующие общие положения.

1. Личность предполагает совокупность индивидуальных, специфичных и уникальных характеристик человека, отличающих его от других людей. В конкретной личности всегда угадывается индивидуальность.

2. При всей уникальности личность представляет собой определенную форму социального бытия человека. Индивидуальные свойства личности являются одновременно и социально значимыми, а их формирование происходит в процессах социализации, взаимодействия и общения с другими людьми.

3. Личность предстает как организованное целое, имеющее относительно устойчивую структуру. Отдельные черты личности существуют не автономно, но иерархически взаимосвязаны и интегрированы в сложную многоуровневую систему.

4. При постоянстве ее общей структуры, личность динамична и должна рассматриваться в аспекте ее закономерного развития и всестороннего взаимодействия с социальным окружением.

5. Личность является особой формой самоорганизации, позволяющей реализовывать специфичные для человека индивидуальные и социально обусловленные формы поведения. С личностью связаны непрерывность, преемственность и целесообразность психической деятельности, интегрированность всех ее компонентов.

В качестве критериев сформировавшейся личности можно выделить следующие:

1) наличие сложившейся иерархии мотивов и способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради осуществления социально значимых целей; способность к сознательному руководству собственным поведением и произвольной саморегуляции;

2) опосредованность поведения социальным опытом индивида;

3) наличие самосознания как особой инстанции, связанной с функциями самоопределения и самоконтроля.

Сформировавшаяся личность характеризуется:

1) активностью - стремлением субъекта расширить сферу своей жизнедеятельности, выйти за ситуативные ограничения, действовать независимо от социальных ожиданий и ролевых предписаний;

2) направленностью - устойчивой доминирующей системой мотивов, интересов, убеждений, идеалов, в которых отражаются доминирующие потребности человека;

3) наличием глубинных смысловых структур или динамических смысловых систем (в терминологии Выготского), относительно устойчивых, обуславливающих индивидуальное сознание и поведение;

4) степенью осознанности собственных отношений к различным аспектам действительности.

В противоположность данной точке зрения существует несколько зарубежных теорий о поведении человека, которые не используют понятие личность, убеждая, что слово «личность» включает внутренние структуры (например, «активность», «мотивация») использование которых лженаучно.

Таким образом, личность – это уникальная саморегулирующаяся динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих психологических и физиологических свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Личность – это социальный индивид, субъект общественных отношений, деятельности и общения. Личность характеризуется: активностью, направленностью, глубинными смысловыми структурами, обусловливающими ее сознание и поведение; степенью осознанности своих отношений к действительности.

2. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»

В целом понятие личности используется для обозначения особенностей, качеств, состояний индивида, обусловленных его предметной деятельностью и общением с другими людьми. Личность – это человек как типичный представитель сформировавшего его общества. Понятие человека шире понятия личности и обозначает субъекта познания, общения и деятельности. Термин "индивид" применяется в тех случаях, когда человека рассматривают как одного из многих представителей некоторой общности (группы, коллектива, вида) без указания на особые качества и условия деятельности. Индивид – это человек как типичный представитель своего рода, носитель типичных, природно-обусловленных свойств. Понятие «субъект» используется при описании человека как типичного носителя видов человеческой активности. Термин "индивидуальность" обозначает совокупность уникальных, неповторимых особенностей, которые в своем своеобразном сочетании образуют характер человека, отличающий его от других людей; это человек, охарактеризованный в аспекте его неповторимости, непохожести на других людей.

3. Психологическая теория личности

Общие постулаты теории личности в отечественной психологии

Отечественные концепции личности, при наличии определенных вариаций, сходятся в следующих общетеоретических положениях.

1. Биологическое существует в личности в превращенной форме - как социальное. Природные (органические) характеристики выступают в структуре личности в качестве ее социально обусловленных элементов.

2. Активность личности приводит к снятию ограничений, первоначально присущих ситуации. Ограничения и препятствия на пути к достижению цели побуждают специальную деятельность, направленную на их преодоление.
3. Личность есть системное качество, приобретаемое индивидом в социуме. Эта специфическая форма самоорганизации постепенно «надстраивается» над врожденными индивидными свойствами. Личность не равно индивид (А.Н. Леонтьев).

4. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей. Согласно базовым положениям отечественной психологии (А.Н. Леонтьев), эти связи опосредствуются содержанием, ценностями и смыслом совместной деятельности.

5. Постулат максимализации: личность рождается из стремления индивида к максимальной персонализации (АВ. Петровский). Из этого постулата вытекают теоретические гипотезы.

а. Любое переживание, воспринимаемое индивидом как имеющее ценность в плане обозначения его индивидуальности, актуализирует потребность в персонализации и определяет поиск значимого другого, в котором индивид мог бы обрести идеальную представленность.

б. В любой ситуации общения индивид стремится определить и реализовать те стороны своей индивидуальности, которые в данном конкретном случае доступны персонализации. Невозможность ее осуществления ведет к поиску новых возможностей в себе самом или в предметной деятельности.

в. Из двух или более партнеров по общению субъект при прочих равных условиях предпочитает того, кто обеспечивает максимально адекватную персонализацию. Аналогично предпочтение будет отдано тому, кто может обеспечить наиболее долговременную персонализацию.

6. Источником развития личности выступает возникающее в системе межиндивидных отношений противоречие между потребноетью в персонализации и заинтересованностью включающей индивида конкретной группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют групповым задачам, нормам и условиям функционирования.

7. Личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях ее онтогенеза. Характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена (интегрирована).

В отечественной психологии не сложилось единое представление о структурной организации личности.

С.Л. Рубинштейн различал в структуре личности темперамент, характер, способности, направленность и самосознание.

А.Н. Леонтьев считал, что личность – исключительно социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности, а также знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур; они составляют лишь условия формирования этого социального образования.

А.Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

-темперамент (структуру природных свойств);

- направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

-способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Очень характерен в этом направлении блочный подход К.К. Платонова, понимающего под личностью некую биосоицальную иерархическую структуру. Ученый выделил в ней следующие подструктуры:

 

 

Таблица 2. Структура личности (по К.К. Платонову)

Подструктура Содержание подструктуры Соотношение биологического и социального
Направленность Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Опыт Знания, умения, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Формы отражения Особенности познавательных процессов (памяти, мышления, внимания, ощущений, восприятия) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального).
Подструктура конституцио-нальных, биологических свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения, торможения и т.п., половозрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует).

Основный недостаток обозначенного подхода состоял в том, что общая структура личности интерпретировалась, главным образом, как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленных особенностей. По меткому замечанию Е.А. Климова споры о доминировании «социального» или «биологического» в человеке столь же «уместны» и «логичны», как и споры о доминировании книжного и бумажного в книге.

К концу 70-х годов, ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией к применению системного подхода.

Б.Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно: субординационному и координационному. В структуру личности входят такие свойства:

o определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

o динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках, интеграция личностных свойств – в характере человека и его склонностях;

o мотивация поведения и ценностные ориентации;

o статус и социальные функции-роли;

o структура и динамика отношений.

Структура личности по Б.Г. Ананьеву формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

o онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

o становление деятельности история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

o жизненный путь человека (история личности).

Таким образом, общая трактовка категории личности, её свойств и качеств, процесса формирования напрямую связана со стратегией исследования личности.

В.С. Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, в которой описываются две группы индивидуальных особенностей:

· «свойства индивида», объединяющие подструктуру темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов;

· «свойства индивидуальности», в которые входят три подструктуры мотивы и отношения; характер; способности. Все указанные подструктуры связаны благодаря опосредующему звену – деятельности.

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 304.