Тема 2. Методологические основы психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Разделы методологии

2. Общая методология

3. Принципы современной психологии

4. Методы психологии

Разделы методологии науки

Применительно к науке различаются методология философская, общенаучная и специально-научная.

Методология философская включает общее теоретическое обоснование принципов познавательной деятельности, прояснение базовых условий и границ научного познания, а также возможностей познавательного аппарата отдельных наук. В качестве методологической основы конкретных научных направлений, как правило, выступают различные философские учения.

Методология философская не содержит жестких норм или указаний на необходимость определенных технических приемов, а только предлагает основные ориентиры познания и способы решения самых общих гносеологических проблем. К этому же уровню методологии относится анализ универсальных форм научного мышления.

Методология общенаучная объединяет попытки установления и обоснования универсальных правил, средств и форм научного познания, применимых не только к какой-либо конкретной науке, но к широкому кругу дисциплин. При этом методология общенаучная, в отличие от методологии философской, остается в рамках собственно научного познания и не восходит к уровню мировоззренческого осмысления. На этом уровне разрабатываются общие проблемы построения научного исследования, способы осуществления теоретической и эмпирической деятельности, в частности, общие проблемы организации эксперимента, наблюдения или моделирования.

Методология специально-научная разрабатывает те же проблемы, что и методология общенаучная, но в рамках конкретных наук, исходя из особенностей объекта науки и ее предметной области, формирование этой разновидности методологии осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, которые различаются по объяснительным принципам и способам исследовательской и практической работы.

Описанные уровни методологии - философский, общенаучный, специально-научный - взаимосвязаны и должны рассматриваться системно.

Общая методология

В качестве общей методологии психологии выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. При рассмотрении предмета психологии наука опирается на следующие положения:

1. Окружающий нас мир состоит из материи, т.е. материален.

2. Материя первична, сознание вторично.

3. Материя существует вечно, находится в непрерывном движении, развитии:

а) Движущие силы развития окружающего мира, материи подчиняются следующим законам: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицание отрицания.

б) движение определяет собой качественные характеристики всех явлений объективной реальности и собственно психики.

4. Свойство отражения присуще всей материи, но с ее усложнением это свойство усложняется.

Выделяют следующие виды отражения:

а) физическое – простейший вид отражения, способный отражать лишь простейшие (начальные) формы движения. Характерно для не живой природы. Например: след на песке, отражение в зеркале.

б) биологическое. Характерно для живой природы. Живой организм реагирует на биологически значимый раздражитель.

Например: растение поворачивается к свету.

в) психическое отражение. Характерно для живых организмов имеющих нервную систему и органы чувств. Психическое отражение подготовлено всем ходом развития материи. Суть психического отражения заключается в том, что живой организм реагирует на сигнальный раздражитель. При этом у человека или животного, возникают образы – идеальные модели вещей. Это значит, что психика дает идеальный образ окружающего мира, именно идеальный, а не материальный. Психика дает субъективный образ объективного мира, т.е. отражает не мозг, а субъект в целом. Все особенности психической жизни субъекта накладывают отпечаток на отражение действительности. Критерием истинности отражения является практика.

Важно отметить, что психический образ является регулятором поведения и практической деятельности.

Принципы современной психологии

В настоящее время принято выделять четыре основных объяснительных принципа научного познания, опираясь на которые наука способна адекватно теоретически отражать свой предмет.

Принцип детерминизма (от лат. determinare - определять). Согласно принципу детерминизма все явления взаимосвязаны и взаимообусловлены закономерным образом. Психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Изменение психики животных определяется естественным отбором.

Существуют факторы, определяющие происхождение и функционирование, содержание и выражение психического.

С.Л. Рубинштейн сформулировал принцип детерминизма (специально для психологии) в строгой форме «внешние причины действуют через систему внутренних условий», т.е. действительность обусловливает психическую жизнь опосредованно, преломляясь через личностные и познавательные свойства субъекта.

Принцип развития. Согласно принципу развития, в связи с тем, что имеет место необратимое, направленное, разворачивающееся не только в пространстве, но и во времени закономерное изменение материальных и идеальных объектов, то и познание сущности психического явления требует раскрытия условий и причин возникновения, а также факторов и форм его преобразования. Развитие может быть прогрессивным (улучшение, усложнение, совершенствование) или регрессивным (ухудшение, упрощение, деградация) и носить как эволюционный, так и революционный характер. Результатом развития психики является возникновение ее качественно новых состояний, что фиксируется в структурных изменениях.

Принцип системности. Согласно принципу системности сложные объекты (в том числе и психика) должны анализироваться как системы. Система - это «совокупность компонентов, обладающих генетической общностью, отношения между которыми носят характер взаимодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром».

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание образует внутреннюю программу деятельности. Сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности. Деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности.

Данный принцип позволяет психологам изучать деятельность, поведение, выявлять внутренние психологические механизмы, которые обеспечивают успешность достижения целей действий, т.е. позволяет открывать объективные закономерности психики.

Методы психологии

Основные методы психологии

Наблюдение - древнейший, генетически первичный метод познания, который предполагает целенаправленное и осознанное отслеживание изменений в каких-либо процессах или событиях, при условии невмешательства в них наблюдающего. Многие выдающиеся ученые, придерживавшиеся естественнонаучного подхода, от Ч. Дарвина до К. Лоренца, признавали наблюдение главным источником получения научных фактов.

Характеристики научного наблюдения:

  1. Целенаправленность - наличие цели наблюдения.
  2. Планомерность - наличие плана наблюдения (единицы наблюдения)
  3. Систематичность - наличие системы наблюдения.
  4. Фиксация результатов - ведение дневника наблюдения (заполнение протокола).

Данный метод предполагает выполнение определенных требований:

· наличие предварительно разработанного плана наблюдений;

· выбор адекватного способа фиксации результатов наблюдения;

· возможность сведения этих результатов к формализованным данным;

· минимизация влияния наблюдающего на наблюдаемые им явления.

Общая процедура наблюдения включает следующие этапы:

1) определение целей и задач наблюдения;

2) выбор объекта;

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и обеспечивающего сбор необходимой информации;

4) выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) обработка и интерпретация полученной информации.

Единица наблюдения:

  1. Мимика и пантомимика человека.
  2. Позы и походка.
  3. Темпоральные характеристики деятельности.
  4. Характеристики речи человека: громкость, интонация, паузы, скорость и т.п.
  5. Поступки и действия человека.
  6. Высказывая человека.
  7. Физиологические реакции: покраснение кожи, тремор, потовыделение, тики и т.п.

Различают следующие дополняющие друг друга виды наблюдения:

· кратковременное (срез) и продолжительное/лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);

· непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);

· выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).

Особую разновидность составляет включенное наблюдение, при котором наблюдатель становится членом исследуемой группы, наблюдая за происходящими в ней процессами «изнутри» (например, при исследовании малых групп в социальной психологии). В зависимости от выбранного объекта, внешнего (поведенческие акты, действия, физиологические изменения) или внутреннего (переживания, мысли, психические состояния и процессы), различаются две основные вариации метода наблюдения: объективное наблюдение и самонаблюдение.

Метод объективного наблюдения - это стратегия исследования с регистрацией внешних (поведенческих, психофизиологических и др.) характеристик или изменений наблюдаемого объекта. Как правило, эта разновидность наблюдения выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением эксперимента.

Метод самонаблюдения - это стратегия получения эмпирических данных посредством наблюдения за самим собой, собственными психическими состояниями и процессами.

К методам самонаблюдения относятся классическая интроспекция, разработанная в рамках интроспективной психологии (В. Вундт), и феноменологическое самонаблюдение.

К основным недостаткам наблюдения следует отнести его пристрастность (эмоциональную окрашенность), непосредственный характер связи наблюдателя и наблюдаемого, сложность (в ряде случаев - невозможность) проведения повторного наблюдения, затраты времени.

А.А. Ершов (1977) выделил ряд типичных ошибок наблюдения, среди которых:

1) гало-эффект - формирование обобщенного впечатления, игнорирование тонких нюансов и различий;

2) ошибка корреляции - оценка одного наблюдаемого признака на основании другого (например, оценка интеллектуальных способностей по темпу и др. особенностям речи);

3) ошибка центральной тенденции - стремление давать усредненную оценку наблюдаемому явлению;

4) ошибка первого впечатления - оценка дальнейшего поведения наблюдаемого на основе устойчивого первого впечатления;

5) ошибка контраста - склонность наблюдателя приписывать наблюдаемому черты, противоположные собственным и др.

Достоинства наблюдения - богатство изучаемой феноменологии, дешевизна, объективность исследования.

Эксперимент - проведение исследования в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о существовании некоторой причинно-следственной связи (В.Н. Дружинин).

Эксперимент является активным методом познания, т.к. экспериментатор «не только задает вопросы природе, но и «вынуждает» ее на них отвечать» (он же). Формой такого «принуждения» становится планомерное и целенаправленное воздействие на объект изучения, позволяющее измерять его различные состояния. Данная операция называется экспериментальным воздействием.

Эксперимент, наряду с наблюдением, - один из основных методов научного познания вообще и психологического исследования, в частности. Это наиболее сложный комплексный метод, включающий в качестве необходимых компонентов процедуры наблюдения и измерения, но не сводимый к ним. Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальную организацию ситуации исследования и активное вмешательство в нее исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирующего сопутствующие изменения в «поведении» изучаемого объекта. Проводить эксперимент, экспериментировать - значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.

Структура эксперимента:

  • Проблема - это противоречие или пробел в научном знании, которые необходимо решить.
  • Цель - это выявление каузальной связи между явлениями.
  • Задачи - это пути достижения цели исследования.
  • Объект- это та часть психической реальности, которая подвергается воздействию.
  • Переменные: зависимая, независимая, дополнительная.

Независимая переменная - это условие (воздействие), которое вводит экспериментатор.

Независимая переменная - это реакция испытуемого на воздействие независимой переменной.

Дополнительная переменная - это условие, которое может повлиять на независимую переменную помимо той переменной, которую ввел экспериментатор.

  • Гипотеза-это научное предположение о наличии связи между переменными, которое должно быть доказано или опровергнуто.
  • Выборка - это та часть генеральной совокупности, которая принимает участие в эксперименте.
  • Экспериментальная ситуация - это ситуация ввода независимой переменной.
  • Методы контроля и оценивания зависимой переменной - методики, помогающие замерять исследуемое психическое явление.
  • Методы контроля дополнительной переменной - способы обеспечение надежности и валидности эксперимента (достаточный объем выборки, наличие контрольной группы, соблюдение правил проведения эксперимента, наличие двух экспериментаторов и т.п.).

Эксперимент предполагает относительно полный (тотальный) контроль над введенными переменными. Если при наблюдении часто не удается предвидеть значимые изменения, то в эксперименте их можно не только прогнозировать, но и планировать, сознательно вызывать. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем.

Основное достоинство психологического эксперимента в том, что он предоставляет возможность специально вызывать определенные психические процессы и явления, воздействовать на их характеристики, устанавливать зависимость психических явлений от изменяемых внешних условий. Правильно организованный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь только констатацией связи - корреляции - между психологическими переменными. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов в сфере психического получена именно экспериментальным путем.

Но эксперимент применим не ко всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он - объект исследования. Если это не удается, то более чем вероятны желание испытуемого повлиять в выгодном для себя направлении на результаты эксперимента, его сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки, скованность и пр.

Принято выделять два основных вида эксперимента:

1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;

2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.

Лабораторный эксперимент - это исследовательская стратегия, направленная на моделирование деятельности индивида в искусственно созданных условиях, с использованием специальных исследовательских средств (например, аппаратуры), тщательно разработанных инструкций и т. д. Ведущим признаком лабораторного эксперимента является обеспечение воспроизводимости исследуемой характеристики и условий, необходимых для ее проявления. Главное достоинство лабораторного эксперимента - высокая точность контроля над переменными, главный недостаток - информированность испытуемых о самой ситуации исследования.

Естественный эксперимент - исследовательская стратегия, впервые предложенная А.Ф. Лазурским в 1910 г. Проводится в условиях, близких к повседневной жизнедеятельности испытуемого, причем последний не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается высокая чистота эксперимента. Данный метод позволяет психологу активно влиять на экспериментальную ситуацию, не нарушая ее естественности для участников. Наиболее этичным вариантом естественного эксперимента следует признать психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей учащегося, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Особую разновидность представляет полевой эксперимент, предполагающий использование минимума оборудования в ситуации, максимально приближенной к естественной (экспериментирование в полевых условиях проводится, в частности, в этнопсихологии при исследовании особенностей «национального характера», кросс-культурных различий, форм межэтнического общения).

Если исследуемая область сравнительно мало изучена и система гипотез отсутствует, то применяется пилотажный эксперимент, результаты которого помогают уточнить направление дальнейшего исследования. Когда выдвигаются две конкурирующие гипотезы и эксперимент позволяет выбрать одну из них, говорят о решающем эксперименте (лат. experimentum crucis). Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей на так называемой контрольной группе испытуемых, которая в силу определенных характеристик не чувствительна к действию исследуемого фактора.

В зависимости от позиции экспериментатора, различают эксперимент констатирующий и эксперимент формирующий. В первом случае исследовательская задача сводится к обнаружению и констатации структур и связей, складывающихся в ходе индивидуального развития. Во втором - исследование осуществляется в процессе обучения испытуемого и направленного формирования его психических особенностей и процессов, таких как восприятие, внимание, память, мышление и др.

Вспомогательные методы психологического исследования

Психодиагностические методы направлены на выявление устойчивых качеств и структурных компонентов личности - личностных черт; иными словами, распространяются на весь класс специфических проявлений психики, относимых к психическим свойствам. Применяются не только в психологических исследованиях, но и в различных областях социальной практики, при решении таких прикладных задач, как:

1) профориентация и профотбор;

2) прогнозирование социального поведения субъектов, например, стабильности брака, тенденции к поведенческим девиациям (отклонениям), характера реагирования на экстремальные ситуации и др.;

3) оптимизация процессов воспитания и обучения;

4) консультативная и психотерапевтическая помощь;

5) патодиагностическое обследование пациента (в медицинской или клинической психологии);

6) судебная психолого-психиатрическая экспертиза;

7) прогнозирование психологических последствий изменения социальной среды, смены места постоянного проживания, привычного вида деятельности и т. д. Наиболее разработанным и распространенным психодиагностическим инструментом следует признать метод тестирования.

Психологическое тестирование - метод объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные ответы на определенным образом сформулированные вопросы или через другие поведенческие проявления. Родоначальником тестирования считается Д. Кэттел, однако впервые этот метод был крупномасштабно и обоснованно применен Ф. Гальтоном. которого называют «Галилеем психодиагностики».

Методический инструмент тестирования представляет собой систему специальных заданий - тест.

Тест (от англ. test- испытание, проверка) - стандартизированная процедура психологического измерения (иначе - психометрическая процедура), позволяющая определить степень выраженности у индивида тех или иных психических характеристик, свойств, способностей. Обычно включает ряд относительно коротких (по времени) испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, смоделированные ситуации. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний личности, их значения переводятся в стандартные (нормированные) данные. Выделяют тесты интеллекта, способностей, личностные тесты, а также тесты достижений, при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах или видах профессиональной деятельности.

Разработка тестов предполагает их статистическую проверку по критериям валидности, надежности, однородности, дифференцирующей силы, достоверности и прогностичности.

Все тестовые методики могут быть подразделены на вербальные (опосредованные речевой активностью испытуемого) и невербальные, предполагающие использование перцептивных, моторных и др. невербальных способностей. В другой классификации выделяются следующие разновидности тестовых (психометрических) процедур:

1) объективные тесты - методики, предполагающие правильный ответ, верное решение задачи, нормативное выполнение задания;

2) стандартизированные самоотчеты, методики, ориентированные на использование вербальных способностей, мышления, памяти и воображения испытуемого; в свою очередь включают:

а) тесты-опросники, представляющие собой стандартизированные наборы вопросов или утверждений, относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух- или трехальтернативный выбор возможных ответов);

б) открытые опросники, не предусматривающие стандартизированного ответа, развернутые, предполагающие последующий контент-анализ;

в) шкальные методики, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда (оценка выраженности того или иного качества определенного объекта по заданной шкале, например: «сильный - слабый»);

г) методики классификации;

3) проективные техники, в которых недостаточно структурированный и неоднозначный по содержанию материал, выступающий в качестве стимула, активизирует процессы воображения и служит своеобразным экраном для проецирования эмоционально значимых тем и переживаний испытуемого.

Методы опроса и диалогические методы обеспечивают исследование личностных особенностей (психических свойств) на основе вербальной коммуникации между исследователем и испытуемым.

Анкетирование - основной метод получения первичной социально-психологической информации на основе опроса испытуемого. Методическое средство - анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом, для получения от респондента (опрашиваемого) каких-либо сведений. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить собственные.

К числу основных диалогических методов относят беседу и ее разновидность - интервью.

Беседа в психологии - это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Подобно анкетированию, относится к методам опроса. Широко применяется в социальной, медицинской, детской психологии и др. психологических дисциплинах. Кроме того, представляет собой основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования или воздействия - от строгой инструкции в психофизическом эксперименте до свободного, непосредственного общения в психотерапии.

Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов, особенно наблюдения.

Выделяются специфические виды беседы:

1) «введение в эксперимент» - способ привлечения потенциального испытуемого к сотрудничеству с исследователем;

2) «беседа экспериментальная», в ходе которой проверяются или уточняются рабочие гипотезы;

3) интервью.

Интервью - вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.

В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, их большую детализацию и развернутость. Часто вопросники для интервью строятся по типу социологических анкет, ставящих целью получение распределения типичных ответов по большому количеству вопросов. Такой подход нужен лишь на первой стадии исследования для первичной ориентировки в проблеме.

Различаются два вида интервью:

· интервью свободные, не регламентированные изначально заданной темой и формой беседы;

· интервью стандартизованные, по форме похожие на анкету с закрытыми вопросами. Границы между этими видами подвижны и зависят от сложности проблемы, цели или этапа исследования.

Степень свободы участников определяется формой вопросов, уровень получаемой информации - богатством и сложностью ответов.

Интервьюер может оказаться в одной из следующих ситуаций:

1) респондент (опрашиваемый) знает, почему он поступил или поступит так, а не иначе;

2) респонденту недостает информации о причинах своего поведения;

3) интервью ставит целью получить симптоматическую информацию, хотя респонденту она таковой не кажется.

Анализ продуктов деятельности базируется на предпосылке, что в любых проявлениях творческой активности человека находят отражение (проецируются вовне) значимые личностные свойства, актуальные потребности, эмоциональные состояния, особенности самовосприятия и самооценки. Данный вид анализа распространяется на рисунки, тексты, характерные признаки почерка, сложные художественные объекты и т. д.

Один из методов данной группы - контент-анализ (дословно «анализ содержания») предполагает исследование документов или любых других источников и позволяет выделить определенные смысловые единицы содержания и формы передачи информации в каком-либо тексте. На основе изучения характерных элементов формы и содержания некоторого сочинения делаются выводы о психологических особенностях его автора, социальной группы или эпохи. Контент-анализ может применяться при обработке результатов психодиагностики (проективных методик, заданий типа «Завершение неоконченного предложения»), клинических бесед, интервью, любой устной или письменной продукции испытуемого и нередко используется как вспомогательный метод. В последнем случае предполагается анализ грамматических и стилистических конструкций речи испытуемого путем установления количества «тематических высказываний», наиболее частотных глаголов, логических «гнезд» и т. д. Важнейшей методической задачей является определение категорий анализа - ключевых семантических и экспрессивных элементов речевой продукции, которые регистрируются в соответствии с задачами исследования (или обследования).

 

Тема 3. Мозг и психика

1. Мозг и психика

2. Строение нервной системы человека

3. Модель функциональной системы по П.К. Анохину

4. Функциональные блоки мозга по А.Р. Лурия

5. Уровни развития психики

6. Психическое отражение

Психика и мозг

Одна из фундаментальных теоретических проблем психологии как науки о явлениях и закономерностях психики - это проблема взаимосвязи психической и нейрофизиологической организации человека, или психофизиологическая проблема.

Благодаря кропотливым нейрофизиологическим исследованиям ряда выдающихся ученых XVII-XIX вв. (среди которых выделяются Д. Хартли, Л. Гальвани, А. Галлер, И. Прохазка, Ч. Белл) в западноевропейской науке постепенно закрепляется представление о нервной системе как «анатомическом начале» или первоисточнике всего многообразия душевных проявлений и животного, и человека. Своего расцвета это экспериментальное направление достигает во второй половине XIX - XX вв., что связывается с научной деятельностью таких великих физиологов, как И.М. Сеченов, ИЛТ. Павлов, Ч. Шеррингтон, позднее - Дж. Экклс, А. Ходжкин, А. Хаксли, Б. Катц, П. Олдс, Дж. Милнер, Р. Сперри, X. Дельгадо, К. Прибрам и др.

В наше время существует несколько альтернативных теорий, призванных ответить на вопрос, как связаны психика и мозг.

Согласно теории психофизиологического параллелизма, психическое и физиологическое составляют два самостоятельных ряда явлений, соответствующих друг другу, но не пересекающихся и непосредственно не влияющих друг на друга. Тем самым допускается существование души, которая соотносится с конкретным физическим телом, но действует независимо от него, по собственным (имманентно присущим ей) законам.

В теории механического тождества психические процессы рассматриваются как физиологические по своей природе и происхождению. Отсюда следует известная максима: мозг продуцирует психику подобно тому, как печень выделяет желчь. Данная теория не учитывает качественных отличий психических и нервных процессов.

В теории системного единства мозга и психики постулируется, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но при этом различаются по существенным качественным характеристикам. Поэтому психические явления соотносятся не с отдельными нейрофизиологическими процессами, а с их организованными совокупностями - функциональными системами мозга. Тем самым утверждается, что психика - это системное свойство мозга, которое реализуется посредством многоуровневых функциональных систем, формирующихся у человека на протяжении жизни в процессах индивидуальной и совместной деятельности, обучения и общения.

В современной психологии наибольшее распространение получили корреляционный подход к пониманию связи мозга и психики и принцип дополнительности.

Сторонники корреляционного подхода избегают каких-либо обобщений относительно характера данной связи, но лишь объективно фиксируют тот факт, что определенные воздействия на индивида приводят к регистрируемым изменениям как в сфере психического, так и в сфере физиологического. Они допускают, что за этими изменениями стоит какой-то неведомый «третий фактор», оказывающий влияние и на то, и на другое, однако в настоящий момент этот фактор остается непознанным.

Принцип дополнительности перенесен в психологию из квантовой физики и сводится к следующему: психическое и физиологическое выступают как две стороны одного и того же явления. По мнению С.Л. Рубинштейна, физиологическое и психическое - это два аспекта единой отражательной деятельности, рассматриваемые соответственно психологией и физиологией в разных отношениях. Для целостного понимания природы человека необходимо кропотливо изучать обе указанные составляющие процесса отражения.

Принципы организации психики.

Принцип рефлекторной деятельности мозга был впервые сформулирован Р. Декартом. Впоследствии понятие «рефлекс» стало широко применяемым научным термином, его конкретно-научная разработка связана, прежде всего, с именами И. Унцера и И. Прохазка, а позднее - И.М. Сеченова.

Рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, отраженный) - это опосредованная нервной системой ответная реакция живого организма на воздействие какого-либо фактора внешней или внутренней среды. Необходимой предпосылкой рефлекса является возбуждение рецепторов определенного анализатора; на телесном уровне рефлексы проявляются в сокращения/мышц, секреции желез или в других физиологических эффектах.

Схема действия любого рефлекса получила обозначение «рефлекторная дуга» или, в более сложном и точном варианте, - «рефлекторное кольцо». Эта схема отражает характер связей между воспринимающими и исполнительными отделами нервной системы, то есть между анализатором, поставляющим и перерабатывающим сенсорную информацию, и эффектором - двигательным органом, обеспечивающим ответную приспособительную реакцию.

Согласно фундаментальной теории И.П. Павлова, различаются безусловные и условные рефлексы.

Безусловный рефлекс - это наследственно закрепленная (врожденная) и стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Этот тип рефлекса всегда реализуется при непосредственном воздействии на организм определенных раздражителей, на основе генетически обусловленной нервной связи между органами восприятия и исполнительными органами. Согласно И.П. Павлову, качественно своеобразный класс безусловных рефлексов составляет генетическую основу прижизненного формирования сложных иерархических условно-рефлекторных связей.

Выделяются простые безусловные рефлексы, обеспечивающие элементарную работу отдельных органов и их систем (сужение зрачков под действием света, кашель при попадании в гортань инородного тела), и более сложные, лежащие в основе инстинктов. Среди важнейших обычно упоминаются рефлекс пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный и пр.

Огромное значение для осуществления активного и целесообразного поведения живого существа имеет ориентировочный рефлекс - сложная реакция животных и человека на новизну стимула, названная Павловым рефлексом «что такое?». Его биологический смысл - создание предварительных условий для лучшего восприятия действующего раздражителя.

В отличие от условных рефлексов, служащих приспособлению организма к изменяющимся условиям, врожденные безусловные рефлексы обеспечивают приспособление к относительно постоянным условиям и факторам среды и не зависят от наличия внешнего подкрепления. Однако в чистом виде безусловные рефлексы практически не существуют. В онтогенезе на их основе надстраиваются сложные системы условных рефлексов, определяющие в единстве с безусловными рефлексами гибкость и динамизм поведения.

Условный рефлекс - это приобретенный, то есть прижизненно сложившийся рефлекс, образующийся за счет сближения во времени любого первоначально безразличного стимула с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. В результате образования условного рефлекса раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает ее вызывать, становясь сигнальным раздражителем (или условным, то есть обнаруживающимся при определенных условиях).

Отсюда следует один из важнейших принципов высшей нервной деятельности - принцип замыкания условных (временных) связей. Он формулируется так. Если при достаточно сильном возбуждении участка коры под воздействием раздражителя, вызывающего врожденную (безусловно-рефлекторную) реакцию, в другом участке коры создается возбуждение действием раздражителя, который сам по себе не запускает безусловного рефлекса, то есть является нейтральным, то это второе возбуждение связывается с первым. В результате при многократном повторении и закреплении такой связи нейтральный раздражитель (например, звук или свет) начинает самостоятельно вызывать безусловно-рефлекторную реакцию (например, слюноотделение), которую до этого вызывал безусловный раздражитель (пища). Первоначально нейтральный раздражитель становится условным раздражителем, а вызванный им рефлекс - условным рефлексом. Так происходит замыкание новой нервной связи.

Различаются два вида условных рефлексов:

1) условные рефлексы классические, получаемые указанным способом;

2) условные рефлексы инструментальные (оперантные) - при их выработке безусловное подкрепление дается лишь при возникновении необходимой двигательной реакции по принципу награды (например, в форме поощрения для закрепления поведенческого навыка).

Принцип сигнальности.

В теории рефлекторной деятельности мозга основным принципом, объясняющим ориентацию живого существа в окружающем мире, служит принцип сигнальности. Согласно этому принципу, животное или человек ориентируются в среде своего обитания благодаря сигнальным системам, которые складываются при жизни на основе условных рефлексов.

Сигнальные системы - это аппараты ориентировки живого существа на определенные признаки окружающей среды. Благодаря функционированию этих систем мозг получает сигналы из окружающего мира, позволяющие активно регулировать поведение индивида или особи.

В соответствии с терминологией И.П. Павлова разделяют первую и вторую сигнальные системы.

Первая сигнальная система - это аппарат ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сенсорных сигналов, то есть ощущений цвета, звука, запаха и пр.

Вторая сигнальная система - это аппарат ориентировки и регуляции поведения живых существ в окружающем мире, при котором свойства среды воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка. Система вербальных сигналов специфична для человека и не обнаруживается у животных. Имеет особое значение: именно она лежит в основе волевой деятельности, обеспечивающей регуляцию сложных опосредованных форм поведения и социального взаимодействия; именно благодаря ей человек может отображать мир в обобщенной (понятийной) форме и выступать активным участником речевого общения.

Вторая сигнальная система возникает в культурно-историческом развитии человека как «чрезвычайная прибавка», определяющая новый принцип работы центральной нервной системы. Она взаимодействует с первой сигнальной системой и образует совместно с ней качественно новое целое.

Строение и функции нервной системы

Согласно научным представлениям, сформированным в рамках физиологии высшей нервной деятельности, а также в психофизиологии, психика является интегральным продуктом функционирования нервной системы. Таким образом, нервная система и высшая нервная деятельность составляют анатомо-физиологический субстрат (основу) психической активности организма.

Нервная система - это иерархическая структура нервных образований (нейронных элементов и связей) у животных и человека; центральный регулятор, обеспечивающий жизнедеятельность организма как целого.

Выделяются следующие основные функции нервной системы.

1. Организация взаимодействия индивида с окружающим миром:

а) переработка и интеграция сенсорной информации, поступающей из внешней и внутренней среды организма;

б) программирование адекватной ответной реакции и, в более широком смысле, поведения индивида (или особи).

2. Координация работы внутренних органов.

3. Постановка и реализация целей поведения/деятельности.

4. Активная и целостная адаптация организма к условиям существования.

Возникновение нервной системы - результат длительной эволюции органического мира, выражавшейся в непрерывном усложнении и дифференциации физиологических механизмов поведения.

В качестве структурного и функционального элемента нервной системы (независимо от уровня ее организации) выступает нейрон. Это нервная клетка, основная составляющая нервной ткани. Назначение нейрона состоит в том, чтобы генерировать и проводить возбуждение, передавать нервный импульс от одного отдела нервной системы к другому.

Структура нейрона идентична у всех животных; она включает тело клетки и отростки, среди которых различаются дендриты - древовидные ветвящиеся волокна, воспринимающие возбуждение, и аксон - волокно, по которому возбуждение передается другим нейронам. Пункт соединения аксона одного нейрона с дендритами или телом клетки другого называется синапсом. В этом пункте осуществляется функциональная связь между нейронами. Синапс играет ведущую роль в формировании новых функциональных связей в нервной системе. При установлении этих связей благодаря химическим или структурным изменениям в синапсах обеспечивается избирательное проведение нервных импульсов в определенном направлении. Синапс способен блокировать возбуждение и представляет собой своего рода барьер, возникающий на пути нервного импульса. Некоторые барьеры легко преодолимы, другие - труднее, а иногда возникает ситуация выбора одного из путей распространения возбуждения.

 

Нервная система подразделяется на два отдела:

· центральный, состоящую из головного и спинного мозга;

· периферический, состоящую из:

- афферентных нервов, передающих импульсы от рецепторов к мозговым центрам;

- эфферентных нервов, передающих импульсы от головного и спинного мозга к исполнительным органам (скелетным и гладким мышцам, железам);

- межпозвоночных и черепно-мозговых нервных узлов (где локализуются тела чувствительных нейронов).

Мозг - центральный отдел нервной системы животных и человека, главный орган, обеспечивающий функционирование психики, ее нейрофизиологический субстрат и аппарат. Пользуясь метафорой Шекспира, это «дом души».

Мозг образован нервными и глиальными клетками и их отростками. Нервные клетки (нейроны) специализируются на приеме, генерации и передаче нервных импульсов, обеспечивающих коммуникацию между различными органами и подсистемами организма и их согласованное взаимодействие. Глиальные клетки выступают посредниками между кровеносными сосудами и нейронами, поддерживают постоянство внутренней среды мозга и его питание (трофику).

Мозг покрыт тремя оболочками - твердой, паутинной, или сосудистой и мягкой. Нервная ткань мозга состоит из серого вещества, представляющего скопление тел нервных клеток и дендритов, и белого (скопление отростков нервных клеток - миелинизированных аксонов).

Анатомически различают головной мозг, помещенный в полости черепа, и спинной, находящийся в позвоночном канале. Различные отделы мозга выполняют разные по характеру и уровню сложности виды нервной деятельности. Сложность повышается по мере восхождения от спинномозговых отделов к головным. Чем выше расположен тот или иной отдел мозга, тем сложнее его функции.

Отделы головного мозга

Если спинной мозг регулирует работу отдельных групп мышц и внутренних органов, то расположенные над ним отделы головного мозга выполняют более тонко дифференцированные функции, координируя сложные формы жизнедеятельности организма и психики.

В головном мозге выделяются такие важные специализированные отделы, как замозжье, задний, средний, промежуточный и передний (конечный) мозг. Наиболее значительную часть последнего (и по размерам, и по функциональной важности) составляет кора больших полушарий.

Кора больших полушарий подразделяется на древнюю, старую, межуточную и новую. Древняя и старая кора интегрирует инстинкты, эмоции, обеспечивает функции памяти и интуиции. Главные структуры древней и старой коры - миндалина, эволюционно происходящая из базальных ганглиев и названная так за свою ореховидную форму, и гиппокамп (напоминает по форме морского конька). Специализация структур переднего (конечного) мозга заключается в обеспечении «высших» («интеллектуальных») психических функций.

Кора головного мозга состоит из участков, называемых долями, получивших название по их местоположению:

· затылочная доля (ответственна за зрительное восприятие);

· височная доля (слух, у человека также слуховое восприятие речи);

· теменная доля (реакции на кожные и проприоцептивные сенсорные стимулы и поддержание схемы тела);

· лобная доля (интеграция функций других областей коры, координация движений, программирование и управление поведением, у человека - также моторика речи и мышление).

В психической деятельности человека особая роль принадлежит лобным долям, занимающим 30% общей поверхности коры больших полушарий. Поражение лобных долей (в результате интоксикации, механического повреждения и т. п.) сказывается не столько на элементарных, сколько на высших формах поведения, связанных с интеллектом, научением, мыслительной деятельностью. Многочисленные клинические факты показывают, что поражение лобных долей мозга, наряду со снижением умственных способностей, влечет за собой ряд нарушений и в личностной сфере человека, в его характере.

Установлено также, что психические функции определенным образом распределены между левым и правым полушариями. Оба полушария способны получать и перерабатывать информацию как в виде образов, так и в форме вербальных стимулов (слов), но существует межполушарная функциональная асимметрия головного мозга - различная степень выраженности/представленности тех или иных функций в левом и правом полушариях, первое из которых условно определяется как «словесно-логическое», а второе - как «образное».

3 Понятие «функциональной системы»

Поведение и рефлекторная деятельность человека должны рассматриваться как целостный, определенным образом организованный процесс, направленный, во-первых, на адаптацию организма к среде и, во-вторых, на активное се преобразование. В их основе лежит деятельность функциональных систем психики, изученных П. К. Анохиным.

Функциональная система (ФС) - это такая организация активности элементов нервной системы и органов тела человека, действие которой направлено на достижение полезного приспособительного результата и позволяет продуктивно выполнять задуманное действие.

Достижение приспособительного результата осуществляется с помощью специфических механизмов, из которых наиболее важными являются:

1) афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации;

2) принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия;

3) собственно действие;

4)сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия;

5)коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия.

Состав функциональной системы не определяется пространственной близостью структур или их анатомической принадлежностью. В ФС могут включаться как близко, так и отдаленно расположенные системы организма. Она может вовлекать отдельные части любых целостных в анатомическом отношении систем и даже части отдельных органов. При этом отдельная нервная клетка, мышца, часть какого-либо органа, весь орган в целом могут участвовать в достижении полезного приспособительного результата, только будучи включены в соответствующую функциональную систему. Фактором, определяющим избирательность этих соединений, является биологическая и физиологическая архитектура самой ФС, а критерием эффективности этих объединений является конечный приспособительный результат.

Функциональные системы характеризуются:

· степенью пластичности, т. е. способностью менять составляющие их компоненты. Например, ФС дыхания состоит преимущественно из стабильных (врожденных) структур и поэтому обладает малой пластичностью: в акте дыхания, как правило, участвуют одни и те же центральные и периферические компоненты. В то же время ФС, обеспечивающая движение тела, пластична и может достаточно легко перестраивать компонентные взаимосвязи;

· индивидуальными и меняющимися требованиями к афферентации. Именно количество и качество афферентных импульсов характеризует степень сложности, произвольности или автоматизированности функциональной системы;

· способностью к саморегуляции, которая присуща ей как целому. При возможном дефекте ФС происходит быстрая перестройка составляющих ее компонентов, так чтобы необходимый результат, пусть даже менее эффективно (как по времени, так и по энергетическим затратам), но все же был бы достигнут.

Афферентный синтез. Начальную стадию поведенческого акта любой степени сложности, а следовательно, и начало работы ФС, составляет афферентный синтез. Важность афферентного синтеза состоит в том, что эта стадия определяет все последующее поведение организма. Задача этой стадии - собрать необходимую информацию о различных параметрах внешней среды. Благодаря афферентному синтезу из множества внешних и внутренних раздражителей организм отбирает главные и создает цель поведения. Поскольку на выбор такой информации оказывает влияние как цель поведения, так и предыдущий опыт жизнедеятельности, то афферентный синтез всегда индивидуален. На этой стадии происходит взаимодействие трех компонентов: мотивационного возбуждения, обстановочной афферентации (т. е. информации о внешней среде) и извлекаемых из памяти следов прошлого опыта. В результате обработки и синтеза этих компонентов принимается решение о том, «что делать», и происходит переход к формированию программы действий, которая обеспечивает выбор и последующую реализацию одного действия из множества потенциально возможных. Команда, представленная комплексом эфферентных возбуждений, направляется к периферическим исполнительным органам и воплощается в соответствующее действие.

Акцептор результатов действия. Необходимой частью ФС является акцептор результатов действия - центральный аппарат оценки результатов и параметров еще не совершившегося действия. Таким образом, еще до осуществления какого-либо поведенческого акта у живого организма уже имеется представление о нем, своеобразная модель или образ ожидаемого результата.

В процессе реального действия от акцептора идут эфферентные сигналы к нервным и моторным структурам, обеспечивающим достижение необходимой цели. Об успешности или неуспешности поведенческого акта сигнализирует поступающая в мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения конкретного действия (обратная афферентация). Оценка поведенческого акта как в целом, так и в деталях невозможна без такой точной информации о результатах каждого из действий. Этот механизм является абсолютно необходимым для успешной реализации каждого поведенческого акта. Более того, любой организм немедленно бы погиб, если бы подобного механизма не существовало.

4. Концепция трех функциональных блоков в работе мозга

Мозг работает согласованно, как целостная, интегрированная система; поэтому, выделяя его отдельные анатомические структуры, необходимо помнить о функциональных связях между ними. Структурные компоненты мозга объединяются в подсистемы или блоки, специализирующиеся на выполнении определенных функций. Таким образом, наряду с анатомической структурой мозга, выделяется и его характерная функциональная организация.

Основные положения концепции функциональной организации человеческого мозга сформулировал видный отечественный психолог А.Р. Лурия (1902-1977).

Согласно А. Р. Лурии, в головном мозге выделяются три основных функциональных блока.

1. Блок тонуса коры (энергетический блок), основная функция которого - постоянное поддержание оптимального уровня возбудимости (тонуса) коры головного мозга. Оптимальный тонус коры - необходимое условие нормальной жизнедеятельности, активного бодрствования и саморегуляции поведения, основная предпосылка успешного осуществления всех прочих видов мозговой деятельности.

2. Блок приема, переработки и хранения информации включает структуры, расположенные в задних отделах коры головного мозга (в теменной, височных и затылочной долях) и представляющие корковые компоненты анализаторов. В отличие от аппаратов первого блока, имеет модально-специфический характер и осуществляет прием, анализ и синтез зрительных, слуховых, тактильных сигналов, обеспечивая человека сенсорной информацией

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности включает аппараты, расположенные в передних отделах больших полушарий головного мозга; ведущее место в нем занимают лобные доли. Этот блок обеспечивает формирование намерений, разработку соответствующей поведенческой стратегии и программы действий, ее реализацию в конкретных внешних (двигательных) или внутренних (умственных) актах.

Исследования А.Р. Лурии и его учеников показали, что двустороннее поражение лобных долей мозга приводит к неспособности прочно удерживать намерения, сохранять сложные программы действий, тормозить не соответствующие этим программам отвлекающие импульсы, концентрировать внимание на задаче и регулировать деятельность на различных ее этапах.

 

Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект

Первичная, наиболее примитивная стадия психики, которая свойственна огромному количеству видов живых существ от простейших насекомых до некоторых позвоночных, получила название элементарной сенсорной психики. Элементарная сенсорная психика характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостный нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании.

Известный отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри выделяет низший и высший подуровни элементарной сенсорной психики. При переходе на более высокий подуровень наблюдается усложнение поведения и развитие поисковой активности. Более того, именно на стадии возникновения высшего уровня элементарной сенсорной психики наблюдается своеобразный «прорыв» в развитии нервной системы - она дифференцируется, появляются ее разнообразные формы: сетчатая, кольцевая, радиальная. Рыбы, рептилии, земноводные обладают наиболее филогенетически древними структурами головного мозга.

Перцептивная психика характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Объект для носителей перцептивной психики выступает отдельно от условий, в которых он дан восприятию. В образе предмета интегрируются его многочисленные свойства, так что одновременное восприятие нескольких свойств предмета делает его в большей степени представленным в психике животного. В активности животных появляется новая структурная единица - операция. Операции - это акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Перцептивная стадия характеризуется бурным развитием головного мозга, возникновением коры больших полушарий. На разных уровнях перцептивной стадии развития психики стоит большинство позвоночных животных.

Важной особенностью перцептивной стадии развития психики является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, т.е. генетически наследуемые элементы поведения. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. На перцептивной стадии развития психики появляются многообразные виды активности животных, в первую очередь навык и игра. Навык определяется как закрепленные, стабилизированные операции. Многие животные эффективно переносят сформированные навыки из одной ситуации в другую.

Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире - интеллектуальной. Исследованиями интеллекта человекообразных обезьян («ручного мышления») активно занимались представители гештальтпсихологии. Наиболее широкую известность приобрели работы В. Келлера, проведенные им на острове Тенерифе.

Интеллектуальная стадия развития психики предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия развития психики характеризуется следующими особенностями: 1) активное использование «орудий»; 2) явление инсайта, т.е. мгновенного нахождения решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок; 3) закрепление эффективного способа решения после единственной удачной попытки; 4) возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач; 5) способность решать «двухфазные» задачи, т.е. к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций. Хотя некоторые видные исследователи, например К.Э. Фабри, отрицали существование интеллектуальной стадии развития психики у высших животных, в последнее время получены данные, что человекообразные обезьяны, имеющие головной мозг со значительно развитой корой больших полушарий, могут достичь некоторых успехов в овладении зачаточными формами «речи».

Таким образом, можно считать, что предпосылки создания языка - главного орудия собственно человеческой психики - подготавливаются на высших ступенях эволюции еще до появления человека.

Психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность человека. Таким образом, специфические человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя по меньшей мере 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей;
• оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;
• сам психический образ формируется в процессе активней деятельности человека;
• психическое отражение углубляется и совершенствуется;
• обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
• преломляется через индивидуальность человека;
• носит опережающий характер.
Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения н деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Психическое отражение – это особая форма активного взаимодействия индивида с миром, в результате которого происходит формирование новых потребностей, взглядов, представлений, а также совершение выбора. Каждый человек способен моделировать собственную реальность и отражать ее в художественных или каких-либо иных образах.

Психическое отражение сопровождается рядом характерных условий, которые являются его специфическими проявлениями.

Активность Индивид воспринимает окружающее пространство не пассивно, а стремясь воздействовать на него определенным образом. То есть у каждого из нас имеются свои представления о том, как должен быть устроен этот мир. В результате психического отражения происходит изменение сознания личности, выход на новый уровень понимания действительности. Мы все постоянно меняемся, совершенствуемся, а не стоим на месте.

Целенаправленность Каждый человек действует в соответствии с решаемой задачей. Никто не будет проводить время за каким-то занятием просто так, если оно не приносит материального или же морального удовлетворения. Психическое отражение характеризуется осознанностью и намеренным стремлением к преобразованию существующей действительности.

Динамичность Процесс, называемый психическим отражением, имеет свойство претерпевать со временем значительные изменения. Меняются условия, в которых действует индивид, меняются сами подходы к преобразованиям.

Неповторимость Не следует забывать и о том, что каждая личность обладает яркими индивидуальными характеристиками, собственными желаниями, потребностями и стремлением к развитию. В соответствии с данным обстоятельством каждый человек отражает психическую реальность сообразно своим индивидуальным качествам характера. Внутренний мир человека настолько многообразен, что нельзя подходить ко всякому с одинаковой меркой.

 








Дата: 2018-12-28, просмотров: 284.