Тема 8. Потребностно-мотивационная сфера личности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Мотивация и структура мотивационной сферы личности
  2. Потребность и мотив как компоненты мотивационной сферы
  3. Мотивационные состояния
  4. Направленность личности

Мотивация и структура мотивационной сферы личности

Термин «мотивация» имеет два значения: широкое и узкое. В широком значении понятие «мотивация» определяет область психологических исследований, связанных с выявлением и изучением факторов, побуждающих, направляющих и поддерживающих (на определенном уровне его активности) поведение человека. Эта область исследований выделилась в психологической науке и стала относительно самостоятельной в начале XX в. В более узком, специальном значении под мотивацией понимается совокупность причин, объясняющих поведение человека. Мотивация, кроме того, это процесс, управляющий поведением человека. Представление о мотивации поведения возникает при попытках его научного объяснения, т. е. в поисках ответов на вопросы типа: почему, зачем, ради чего, с какой целью человек действует или ведет себя определенным образом.

Говоря о мотивации и мотивационной сфере, мы подразумеваем внутриличностные факторы поведения и деятельности, выступающие в качестве побудительных движущих сил, скрытых за поступками и намерениями человека. Мотивация понимается как внутренний источник активности субъекта, как система, определяющая преимущественную направленность поведения личности (именно такое свойство, как направленность, составляет сущность мотивации).

Проблема мотивации актуализируется при анализе событий двух типов. Во-первых, когда обнаруживается, что в одной и той же ситуации два человека ведут себя по-разному. Во-вторых, когда один и тот же человек в различных ситуациях обнаруживает схожее (единообразное) поведение. В обоих случаях приходится предположить, что человек находится под влиянием ряда внутренних условий и факторов, которые объективно проявляются как в межиндивидуальной вариативности, так и в индивидуальной устойчивости поведения.

Исходя из современных психологических представлений (В.К. Вилюнас, В.И.Ковалев, Е.С.Кузьмин, Б.Ф. Ломов, К.К.Платонов и др.) мы будем изучать мотивацию как процесс формирования мотива, под влиянием системы факторов, детерминирующих поведение (намерения, цели, интересы, стремления).

При изучении мотивации выделяются два аспекта:

1. Направленность (активная, длительная и избирательная).

2. Динамика (изменяющаяся во времени, предполагающая усиление или ослабление побуждения).

Мотивационную сферу личности понимают как совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Понимая под мотивационной сферой – совокупность мотивов, как предметов потребностей, можно увидеть, что данная сфера структурно оформлена.

В структуру мотивационной сферы деятельности человека обычно входят потребности, мотивы и цели. Потребности - это нужда человека в чем-то. В свою очередь, мотивами называются внутренние побудительные силы человека, заставляющие его заниматься той или другой деятельностью. Цель же деятельности - это образ того результата, к которому человек стремится, осуществляя ее.

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по широте, гибкости и иерархической организации.

Широта мотивационной сферы - это качественное разнообразие мотивационных факторов, мотивов, потребностей и целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются книги, периодическая печать, общение с людьми.

Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархическая организация - это характеристика строения каждого из уровней мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивации. Один мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различии в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархичность мотивационной сферы.

Потребность и мотив как компоненты мотивационной сферы

Потребность – это объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающим предметным содержанием; это состояние нужды в чем-либо.

Потребности есть у всех живых существ. Они активизируют организм, направляют его на поиск того, что в данный момент необходимо организму. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности. В потребностях человека выражаются характер и степень его зависимости от конкретных условий существования.

Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

Б.Ф. Ломов определяет потребность как объективную необходимость.

В.А. Василенко понимает потребность как заложенную в нас природой и обществом программу жизнедеятельности.

По мнению Д.А. Леонтьева потребность есть объективное отношение между субъектом и миром.

М.С. Каган пишет, что потребность – это отражение объективного отношения между тем, что необходимо субъекту для его оптимального функционирования, и тем, в какой мере он этим реально обладает; это отражение отношения между необходимым и наличествующим.

Е.П. Ильин предполагает, что потребность – это отражение в сознании нужды (нужности, желанности чего-то в данный момент), часто переживаемое как внутреннее напряжение (потребностное состояние) и побуждающее психическую активность, связанную с целеполаганием.

Потребность - это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объективных условиях, предметах, объектам, без которых невозможно развитие и существование живых организмов(С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе, А. Пьерон, Л.И. Божович и др.).

Удовлетворение человеческих потребностей - это процесс, связанный с присвоением субъектом определенных форм деятельности, обусловленных общественным развитием.

Базовая специфика человеческих потребностей (по сравнению с мотивационной сферой представителей животного мира) заключается в том, что человек:

· активно включен в динамику опредмечивания существующих у него потребностей, то есть может осознанно выбирать и изменять предметы своих потребностей;

· способен в процессе деятельности производить новые предметы для удовлетворения потребностей;

· на определенном этапе развития приобретает возможность произвольной регуляции своих потребностей (например, может объявить голодовку в знак протеста или отказаться от пищи в пользу близкого человека).

Основные характеристики потребностей:

- сила (степенью потребностного напряжения),

- модальность (в чем именно возникает нужда)

- периодичность возникновения (частота повторения возникновения потребности),

- остротой переживания (интенсивность переживания неудовлетворенности потребности);

- предметное содержание потребности (т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена).

Классификации потребностей
В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилище), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т.п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т.п.).

П.В. Симонов считает, что потребности человека можно разделить на три группы: витальные, социальные и идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных – еще и потребности «для себя» (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и «для других» (осознаваемые как «обязанности»). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая П.В. Симоновым с волей.

Таблица Классификация потребностей.


ВЫСШИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Потребность в творчестве, в творческом труде

Потребность быть личностью Нравственная и эстетическая потребность Потребность смысла жизни Потребность подготовленности и потребность преодоления

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Потребность в самоутверждении Потребности в общении Потребность в познании Потребность в самовыражении

Дата: 2018-12-28, просмотров: 357.