1. Минутка чистописания.
Написание цифры 2.
2. Состав числа 2.
(Два – это 1 и 1.)
10 – это 9 и сколько? (1.)
3. Работа с фишками.
– Отсчитайте 9 красных фишек и положите их в строку.
– Возьмите 2 желтых фишки и расположите их в той же строке поодаль.
– Прибавляя 2, будем придвигать по очереди каждую желтую фишку к красным.
– Придвинув первую фишку, сколько получили? (10.)
– Теперь придвинем еще 1 фишку. Сколько получим? (11.)
4. Работа по шкале линейки.
Рассматриваются способы прибавления к 9 числа 2: по частям; по шкале линейки.
Еще раз обращается внимание на то, что сначала к 9 прибавили 1, получили 10, а затем еще 1, получили 11. После рассмотрения всех трех способов сложения учащиеся выбирают, какой способ решения понравился больше.
5. Решение примеров (задание 9 на с. 30 учебника).
Дети записывают на доске и в тетрадях данные примеры. При выполнении задания учащиеся вспоминают правило. (Складывать числа можно в любом порядке. Удобнее к большему числу прибавлять меньшее.)
6. Решение задач.
1) Решение задачи 10 (1), с. 31 учебника.
Дети читают задачу и оформляют запись в тетрадях.
– Сколько в озере плавает уток? (2.)
– Нарисуйте два красных круга.
– Сколько плавало утят? (9.)
– Дорисуйте в строку девять желтых кругов.
– Сколько всего птиц на озере? (11.)
– Как получили? (2 + 9 = 11.) Запишите ответ. (Ответ: 11.)
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
В синем небе – голубь сизый.
Он летит так ВЫСОКО,
Что его отсюда снизу
Различить мне нелегко.
А бабочка летает НИЗКО.
Она нарядна, как артистка,
Вспорхнула на тюльпан, на мак
И села вдруг на мой башмак.
2) Решение задачи 10 (2), с. 31 учебника.
Работа по задаче ведется аналогично, в тетрадях появляется запись: 9 – 2 = 7
Отве т: 7.
3) Работа над таблицей, с. 32.
Дети закрывают ответы полоской бумаги; учитель вразбивку читает примеры, учащиеся называют ответ и сверяются с ответом в таблице.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Работа с «машинами» (задание 2 на с. 41 в тетради).
Первый пример ученики решают самостоятельно с объяснением.
Рассматривая вторую машину, учитель предлагает учащимся представить следующую ситуацию:
Катя задумала какое-то число, ввела его в машину, машина вычла из него 2, и из нее вышло число 1. Какое число задумала Катя?
Дальнейшие рассуждения учащихся:
К неизвестному числу стрелка не идет, поэтому изобразим обратную машину «+2». Двигаемся по стрелке, выполняя действие: 1 + 2 = 3. Проверим решение, идя по верхней стрелке: 3 – 2 = 1.
– Какое число задумала Катя? (Катя задумала число 3.)
Решение оформляется в тетради:
V. Работа над задачами.
1. Решение задачи 3 на с. 41 в тетради.
Дети подчеркивают возможные решения. (4 + 4 = 8, 4 · 2 = 8.)
2. Решение задачи 4 на с. 41 в тетради.
а) У белки было 2 гриба, еж принес еще 2 гриба. Сколько грибов стало у белки? (4.) (2 + 2 = 4.)
б) Четыре гриба еж с белкой разделили между собой. По сколько грибов досталось белочке и ежу? (По два, 4 : 2 = 2.)
VI. Итог урока.
– Чем мы сегодня занимались на уроке?
– Что усвоили недостаточно хорошо?
Урок 73
Вычитание числа 2
Цел ь: познакомить с приемами вычитания числа 2.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Счёт в прямом и обратном направлениях, начиная с любого числа.
– Продолжите счет, называя шёпотом числа через одно.
(Один, два (шёпотом), три, четыре (шёпотом)…)
– Продолжите ряд, уменьшая числа от 10 через одно (10, 8, 6 и т. д.).
2. Игра «Продолжай – не зевай».
1-й ученик: 1 + 1 = 2.
2-й ученик: 2 + 1 = 3.
3-й ученик: 3 + 1 = 4. И т. д.
(Аналогично: 10 – 1 = 9; 9 – 1 = 8. И т. д.)
3. Игра «День – Ночь».
Описание. Учитель говорит: «Ночь».
Дети закрывают глаза и внимательно слушают. Учитель называет последовательность из нескольких действий с числами:
4 – 1 – 1 + 2 + 1 – 3
Произносит: «День». Дети открывают глаза и говорят ответ.
П р и м е р ы действий с числами при слове учителя: «Ночь»:
5 – 1 + 2 + 1 – 3; 10 – 1 + 1 – 3 + 1; 6 –1 – 2 + 1 + 2
4. Задача для смекалистых.
Два автобуса ехали в город. По дороге они встретили 3 грузовика. Сколько машин ехало в город? (Два.)
III. Работа над темой.
1. Постановка цели и задачи.
2. Упражнение с числом 2 по линейке и по частям.
– Как вы умеете прибавлять число 2 к другому числу? (По линейке и по частям.)
– А как будете вычитать число 2? (По линейке и по частям.)
– Объясните, как по линейке вычесть число 2 из числа 5.
I прием
Объяснение учащихся с опорой на задание 4, с. 34 учебника:
Наведем на шкале штрих с числом 5 и отступим от него влево 2 шага по одному: один, два. Получим число 3.
Значит, 5 – 2 = 3.
Проводится аналогичная работа с остальными примерами задания 6, с. 35.
II прием
– Как можно еще вычесть число 2? (Называя два предыдущих числа.)
– Объясните, как вычесть 2 из числа 7, называя 2 предыдущих числа.
Объяснения детей с опорой на задание 3 на с. 34 учебника:
7 – 2 = (6) 5. Ответ: 5.
Аналогично решить остальные примеры.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Сначала мыльный пузырёк
Был крохотный, как ноготок.
Сначала был он МАЛЕНЬКИЙ,
Трепещущий и аленький.
Его я начал раздувать,
Стал пузырёк цвета менять.
Я дую осторожно –
Он розовый и голубой,
А главное, такой БОЛЬШОЙ,
Представить невозможно.
3. Самостоятельная работа.
1) Выполнение задания 14, с. 37 учебника.
– Какие примеры решены верно? Докажите.
2) Выполнение задания 3 на с. 20 в рабочей тетради № 1.
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Сколько элементов в красном множестве? (10.)
– Что еще можно сказать о красном множестве? (В него входят зеленое и синее множества.)
– Сколько элементов в зеленом множестве? (8.)
– В зеленый флажок какое число запишете? (8.)
– Сколько элементов не хватает в синем множестве? (2.)
– Дорисуйте 2 элемента в синее множество.
– Сколько элементов в синем множестве?
– В синий флажок какое число запишете? (5.)
– Давайте посчитаем: 5 + 8 = 13, а надо 10. Почему так получилось?
Ответ: 3 элемента являются общими, они входят и в синее, и в зеленое множество.
3) Решение задач на умножение и деление.
Задачи 16, 17 на с. 38 учебника решаются с помощью фишек.
IV. Итог урока.
– Чем занимались на уроке?
– Что больше всего понравилось делать?
– В чем затруднялись? Над чем еще надо поработать?
Урок 74
Вычитание числа 2
с переходом через разряд
Цел и: развивать умение вычитать разными способами; повторить состав числа 2; добиться усвоения таблицы ±2 с переходом через 10.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Индивидуальная работа.
Работа с «машинами». Трое учащихся работают у доски. По окончании работы тех, кто решит правильно, ожидает сюрприз.
2. Фронтальная работа.
Назовите сумму чисел: 8 и 1; 2 и 1; 1 и 6; 1 и 9.
Назовите разность чисел: 8 и 1; 6 и 1; 1 и 1; 10 и 1.
Чему равна сумма чисел: 2 и 2; 7 и 2; 2 и 4; 2 и 5; 6 и 2?
3. Проверка индивидуальной работы.
4. Решение задачи устно.
На лужайке растут 7 березок и 3 клена. Сколько всего растет деревьев? (10; 7 + 3.)
Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.