Взаимоотношениями воспитанников
Нормы поведения дошкольников в процессе общей деятельности:
1) справедливое распределение ролей, материалов;
2) ответственное отношение к выполнению своего задания;
3) осознание себя членом сообщества;
4) осознание необходимости взаимопомощи, проявление гуманных чувств к партнерам, взаимоконтроля;
5) качественное выполнение своего задания.
Положение ребенка в группе сверстников (Я. Л. Коломинский): «звезды» (наиболее популярные в группе дети), «предпочитаемые» (имеющие ребят, желающих с ними играть, общаться), «не принятые» (не имеющие взаимной симпатии). Детское сообщество образуется на основе равноправного положения каждого участника в нем: «лидерства — подчинения».
Структура коллективной деятельности: общая цель, распределение обязанностей между всеми участниками, обобщение результатов.
Понятие качества общественности включает: умение войти в коллектив сверстников, наладить отношения с ними, подчиниться общему замыслу, предложить свой, встретиться с отношением к себе и др. (А, П. Усова).
Условия формирования коллективистической направленности личности:
— учет интересов каждого ребенка, создание условий для их реализации;
- обеспечение эмоционального комфорта;
- положительная оценка результатов деятельности каждого ребенка, значимость результата для всей
группы;
- развитие справедливых партнерских взаимоотношений;
- воспитание взаимопомощи, поддержка каждого
ребенка со стороны членов группы;
- развитие интересов способствующих устойчивости игровых объединений.
Наиболее эффективно детское сообщество будет формироваться при следующих психолого-педагогических условиях:
1) организация педагогом интересной и содержательной жизни в группе;
2) основное место в организации детского коллектива принадлежит игровой деятельности детей;
3) организация коллективного и совместного труда;
4) участие детей в подготовке и проведении различных праздников и развлечений.
Задачи воспитания коллективизма у дошкольников:
- формировать гуманные взаимоотношения в группе сверстников (дружеские отношения, внимание, уважение мнения другого, взаимопомощь и др.);
- приобщать детей жить и работать сообща, играть и трудиться вместе со всеми детьми в группе;
- научить считаться с интересами друг друга, подчинять свои интересы интересам коллектива;
- научить заботиться, помогать друг другу, поощрять и поддерживать дружбу между детьми.
Таким образом, при целенаправленном руководстве воспитателя происходит постепенное формирование детского сообщества - от межличностного общения и сотрудничества, возникновения небольших группировок к установлению сравнительно устойчивых дружеских взаимоотношений, способствующих внутренней общности детей.
Тема 10. Воспитание культуры поведения
1. Понятие «культуры поведения дошкольников». Содержание культуры поведения детей.
2. Связь внешней культуры с внутренней, с нравственными чувствами и сознанием. Условия воспитания культуры поведения у дошкольников.
3. Методика воспитания культуры поведения у детей разных возрастных групп.
4. Современные исследования проблем воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Понятие «культуры поведения дошкольников». Содержание культуры поведения детей
Частью общечеловеческой культуры является культура взаимоотношений между людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо воспитывать культуру поведения, которая не ограничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на основе нравственных обычаев, традиций и привычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным, постоянным. С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. В. Черняк).
Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятельности.
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внешняя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведения, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и понятиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непременно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.
Содержание культуры поведения включает в себя три компонента: культура деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.
1. Культура деятельности проявляется у ребенка в различных видах деятельности (трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка культуру деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он занимается какой-либо деятельностью.
2. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками с использованием соответствующего словарного запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение воздерживаться в определенных ситуациях, своевременно тормозить свои желания, уважать окружающих.
3. Культурно-гигиенические навыки — это важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду. Необходимость этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений.
Причины нарушения правил поведения детьми ран него и дошкольного возраста: утомление, отсутствие единства требований, нарушение режима, неудовлетворительная организация предметно-игровой среды, недостаточное внимание взрослого к деятельности ребенка, недостаточная осознанность соответствующего правила, отрицательный пример, стремление привлечь внимание к себе, капризы и упрямство.
Этапы воспитания культуры поведения:
1) накопление ребенком множества единичных фактов в поощряемом воспитателем и родителями
поведении;
2) объяснение правил, когда и как нужно себя вести;
3) осознание детьми значимости правил этикета;
4) обучение детей конкретным способам поведения
и выражения отношений и чувств.
В дошкольном возрасте формируются нравствен но-волевые качества такие как; дисциплинированность, настойчивость, целеустремленность, ответственность.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1094.