Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Культурное развитие и гуманистическая направленность личности как цель социально-нравственного воспитания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальное развитие создает основу для усвоения ребенком нравственных ценностей, этических манер поведения, способов общения. Сформированные меж­личностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, чувств патриотизма, любви к родному краю, родной стране, доброго отношения к людям.

Важным фактором социального развития детей яв­ляется семья. Сотрудничество воспитателей и родите­лей — важное условие формирования социального опы­та ребенка, его саморазвития, самовыражения и твор­чества (Т. В. Антонова, Р. А. Иванкова, А. А. Рояк).

Общие условия сотрудничества воспитателей с роди­телями в работе по социальному развитию являются.'

- обеспечение эмоционального благополучия и удов­летворения важных потребностей ребенка в группе дет­ского сада;

- сохранение и поддержание единой линии положи­ тельного социального развития детей в ДОУ и в семье;

- уважение личности ребенка, осознание самоцен­ности дошкольного детства;

- формирование у ребенка уверенности в своих воз­можностях, ощущения того, что его любят;

- формирование социальной компетентности (уве­ренности); социальных способностей и навыков, пре­одоление неуверенного поведения при общении.

В настоящее время разработано ряд педагогиче­ ских технологий для решения проблем социального развития дошкольников, в которых важное место от­водится игре, игровым занятиям, затруднительным ситуациям. Так, педагогическая технология «Открой себя» ориентированна на формирование у детей со­циальной компетентности, навыков сотрудничества ребенка с педагогом. В программе разработано ряд игр («Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Найди свое место в ряду» и др.), с помощью кото­рых происходит формирование партнерской, совме­стной деятельности взрослого и ребенка. Программа «Я — человек» включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе?», «Кто такие взрослые люди?», «Человек -- творец», «Земля -- наш общий дом». Цели программы «Я— Человек*:

— формировать у детей представления о своей при­надлежности к человеческому роду, воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли;

- поддерживать и развивать интерес к миру взрос­лых, следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении; воспитывать познавательные интересы и стрем­ление к преобразующей деятельности, уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни лю­дей на земле, о своей стране, о достопримечательностях родного края.

Термин «социальное развитие» шире понятия «нрав­ственного развития», Социальное— все, что касается человека как существа общественного. Нравственное раз­витие, являясь по сути социальным, следует понимать как процесс приобщения детей к общечеловеческим мо­ральным ценностям Добро, Истина, Красота, Нравствен­ность, Полезность. Главное, чтобы они были общими для педагога и ребенка. В Концепции целостного развития личности социально-нравственное развитие рассматри­вается как диалог культур взрослого и ребенка, как осо­бая форма взаимодействия, сотрудничества и партнер­ства, с учетом возрастных, индивидуальных и личност­ных качеств ребенка с опорой на ярко выраженную суб­культуру детства дошкольного периода.

Содержание знаний о социальной действительности, сообщаемых детям: знания о ближайшем обществен­ном окружении, о труде людей, об отношениях между людьми, о родном крае, его природе, о жизни разных народов. Содержание социально-нравственного воспи­тания рассматривается в дополнительных образователь­ных программах: «Я — человек», «Наследие», «При­общение детей к истокам русской народной культуры», региональной программы «Северячок» и др.

Нравственное воспитание — целенаправленный про­цесс приобщения детей к моральным ценностям челове­чества и конкретного общества. Результатом нравствен­ного воспитания является проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

Теоретические основы нравственного воспитания: - знания о морали, содержании основных поня­тий «моральная норма», «моральное правило», «нрав­ственный поступок», «моральный выбор»;

- положение о прижизненном усвоении ребенком моральных норм общества;

- знание особенностей эмоционального и ролевого развития дошкольников;

- принцип единства воздействий на сознание, чув­ства и поведение;

- воспитание в деятельности нравственной куль­туры личности.

Нравственное воспитание  -  целенаправленное си­стематическое воздействие на сознание, чувства и по­ведение людей, формирующее у них моральные каче­ства; осознание моральных норм, регулирующих от­ношение человека к разным сторонам социальной дей­ствительности, активное поведение в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Нравственное воспитание дошкольников связано с эмоциональной сферой ребенка, его переживаниями.

Нравственное развитие - - результат воспитания (саморегуляция поведения, объективная оценка сво­их поступков и соответствующее направление своего поведения, требования морали становятся значимыми и соответствуют собственным устремлениям).

Исследователи проблем нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста: А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Н. М. Аксарина, Л. Н. Павлова, Г. М. Лямина, С. В. Петерина, И. Н. Курочкина и др.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 404.