Социальное развитие создает основу для усвоения ребенком нравственных ценностей, этических манер поведения, способов общения. Сформированные межличностные отношения, в свою очередь, становятся нравственной основой социального поведения, чувств патриотизма, любви к родному краю, родной стране, доброго отношения к людям.
Важным фактором социального развития детей является семья. Сотрудничество воспитателей и родителей — важное условие формирования социального опыта ребенка, его саморазвития, самовыражения и творчества (Т. В. Антонова, Р. А. Иванкова, А. А. Рояк).
Общие условия сотрудничества воспитателей с родителями в работе по социальному развитию являются.'
- обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворения важных потребностей ребенка в группе детского сада;
- сохранение и поддержание единой линии положи тельного социального развития детей в ДОУ и в семье;
- уважение личности ребенка, осознание самоценности дошкольного детства;
- формирование у ребенка уверенности в своих возможностях, ощущения того, что его любят;
- формирование социальной компетентности (уверенности); социальных способностей и навыков, преодоление неуверенного поведения при общении.
В настоящее время разработано ряд педагогиче ских технологий для решения проблем социального развития дошкольников, в которых важное место отводится игре, игровым занятиям, затруднительным ситуациям. Так, педагогическая технология «Открой себя» ориентированна на формирование у детей социальной компетентности, навыков сотрудничества ребенка с педагогом. В программе разработано ряд игр («Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Найди свое место в ряду» и др.), с помощью которых происходит формирование партнерской, совместной деятельности взрослого и ребенка. Программа «Я — человек» включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе?», «Кто такие взрослые люди?», «Человек -- творец», «Земля -- наш общий дом». Цели программы «Я— Человек*:
— формировать у детей представления о своей принадлежности к человеческому роду, воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли;
- поддерживать и развивать интерес к миру взрослых, следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении; воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности, уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на земле, о своей стране, о достопримечательностях родного края.
Термин «социальное развитие» шире понятия «нравственного развития», Социальное— все, что касается человека как существа общественного. Нравственное развитие, являясь по сути социальным, следует понимать как процесс приобщения детей к общечеловеческим моральным ценностям Добро, Истина, Красота, Нравственность, Полезность. Главное, чтобы они были общими для педагога и ребенка. В Концепции целостного развития личности социально-нравственное развитие рассматривается как диалог культур взрослого и ребенка, как особая форма взаимодействия, сотрудничества и партнерства, с учетом возрастных, индивидуальных и личностных качеств ребенка с опорой на ярко выраженную субкультуру детства дошкольного периода.
Содержание знаний о социальной действительности, сообщаемых детям: знания о ближайшем общественном окружении, о труде людей, об отношениях между людьми, о родном крае, его природе, о жизни разных народов. Содержание социально-нравственного воспитания рассматривается в дополнительных образовательных программах: «Я — человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», региональной программы «Северячок» и др.
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания является проявление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
Теоретические основы нравственного воспитания: - знания о морали, содержании основных понятий «моральная норма», «моральное правило», «нравственный поступок», «моральный выбор»;
- положение о прижизненном усвоении ребенком моральных норм общества;
- знание особенностей эмоционального и ролевого развития дошкольников;
- принцип единства воздействий на сознание, чувства и поведение;
- воспитание в деятельности нравственной культуры личности.
Нравственное воспитание - целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества; осознание моральных норм, регулирующих отношение человека к разным сторонам социальной действительности, активное поведение в ситуациях, заключающих в себе моральный смысл. Нравственное воспитание дошкольников связано с эмоциональной сферой ребенка, его переживаниями.
Нравственное развитие - - результат воспитания (саморегуляция поведения, объективная оценка своих поступков и соответствующее направление своего поведения, требования морали становятся значимыми и соответствуют собственным устремлениям).
Исследователи проблем нравственного воспитания детей раннего и дошкольного возраста: А. П. Усова, Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Н. М. Аксарина, Л. Н. Павлова, Г. М. Лямина, С. В. Петерина, И. Н. Курочкина и др.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 428.