Своеобразие коллектива у детей дошкольного возраста, этапы его развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Для детского сообщества характерны следующие признаки:

 

- организатор и руководитель детского сообщества: взрослый - воспитатель

 

- коллективные связи в дошкольном возрасте еще неустойчивы, они только складываются, поэтому легко возникают в различных вида деятельности и также легко могут распадаться;

 

- в детском сообществе преобладают личностные, а не деловые взаимоотношения, основанные на симпатии и ситуативном интересе к сверстнику;

 

- нет органов самоуправления, то есть действующего «актива», как, например, в коллективе школьников;

 

- в детском сообществе нет развитой системы межличностных и деловых отношений, общественного мнения.

 

Таким образом, можно констатировать слабую генерирующую функцию коллектива, когда им не вырабатываются собственные нормы и правила поведения. Эта функция находится преимущественно в руках воспитателя.

 

Главная цель коллектива дошкольников заключена в том, чтобы сформировать в их среде ту модель отношений, с которой они войдут в жизнь и которая позволит им как можно скорее с наименьшими потерями включиться в дальнейшем в процесс социального созревания, раскрыть свой интеллектуальный и нравственный потенциал.

 

Развитие детского сообщества осуществляется поэтапно.

 

На первом этапе под руководством воспитателя у детей формируются представления о нормах взаимоотношений в детском сообществе, появляется устойчивый интерес к деятельности, к сверстникам, усиливается сплоченность детей. В результате могут возникать стойкие игровые группировки по 3-5 человек. Малые группировки - это первоначальный этап сплочения детского сообщества. Воспитатель объединяет детей в интересной деятельности, однако уровень взаимоотношений детей еще не достаточно высок.

 

На втором этапе важно сделать эти объединения более устойчивыми и длительными. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности (например, коллективный труд в уголке природы). Воспитатель организует детское сообщество, помогает распределить обязанности, учит детей проявлять чувство доброты, чуткости, отзывчивости, дружбы, ответственности во взаимоотношениях, происходит естественный процесс объединения маленьких группировок. Дети проявляют большую самостоятельность, состав объединений становится более устойчивым.

 

Третий этап характеризуется ростом самостоятельности детей. Возрастает количество участников детского сообщества. Дети нередко сами объединяются по своему усмотрению в разнообразных видах деятельности, самостоятельно распределяют роли в игре, обязанности в трудовой деятельности, сами регулируют взаимоотношения в группе. Третий этап предполагает воспитание у детей навыков самоорганизации: от овладения элементами самоорганизации, носящими случайный характер, до осознания необходимости иметь организационные умения и навыки (умение планировать свою деятельность, осознавать свои обязанности; добиваться поставленной цели, считаться с товарищами). На данном этапе создается возможность для объединения нескольких малых подгрупп в одну большую группу для совместной деятельности детей: сюжетно-ролевую игру, объединяющую несколько сюжетов, коллективный, совместный труд. Очень важно, чтобы мотивы та­кой деятельности были социально значимыми. Каждый ребенок в таком сообществе чувствует себя членом коллектива. Существенно меняется на этом этапе позиция воспитателя. С развитием у детей навыков самоорганизации воспитатель от прямого воздействия на детей переходит к косвенным методам руководства детским сообществом.

Этапы развития детского сообщества объеди­нения детей на основе: а) совпадения интересов к занятию, игре; б) личных симпатий; в) общей дея­тельности, выполнения задания, работы с учетом разных интересов партнеров по деятельности; г) тя­готения к обществу ровесников (Е. Е. Шулешко, О. В. Пастюк).

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 380.