Тема 3.6.
Тема 6. Теория и методика социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1. Основные понятия. Значение социально-нравственного воспитания дошкольников.
Развитие теории социально-нравственного воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике.
2. Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Культурное развитие и гуманистическая направленность личности как цель социально-нравственного воспитания.
3. Задачи социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
4. Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
5. Классификация и характеристика методов социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Основные понятия. Значение социально-нравственного воспитания дошкольников.
Задачи социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
Задачи нравственного воспитания:
1) формирование нравственного сознания (осознание справедливости и значимости моральных норм общества; накопление оценочных представлений о добре и зле; положительные отношения к окружающему миру; осознание моральной сути доступных событий социальной действительности);
2) воспитание социальных эмоций, нравственных чувств (воспитание гуманных чувств, ормирование
оценочно-чувственного отношения ко всем сторонам социального окружения, социально-чувственное отношение к себе: чувство собственного достоинства, гордости, стыда, скромности, правдивости);
3) воспитание нравственно-волевх качеств и опыта поведения соответствующего моральным нормам: ответственность, настойчивость, самоорганизация, самооценка, самоконтроль;
4) воспитание практики культуры поведения и общения в дошкольном детстве, доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, коллективистической направленности личности, нравственных привычек;
5) воспитание основ ценностного отношения к труду в дошкольном детстве.
Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Средства нравственного воспитания:
1) ознакомление детей раннего и дошкольного возраста с разными сторонами социального мира: с трудом людей, с жизнью разных народов;
2) организация деятельности в целях приобретения детьми практического опыта нравственных поступков, проявления гуманных чувств и отношений, сформированности нравственных качеств;
3) формирование представлений о разных сторонах социального окружения, о нормах морали;
4) организация разных видов деятельности и решение задач воспитания в процессе руководства деятельностью.
Тема 3.9. Воспитание коллективизма
1. Воспитание коллективизма как условие успешной социализации ребенка.
2. Своеобразие коллектива у детей дошкольного возраста, этапы его развития.
3. Средства сплочения детского коллектива. Руководство коллективными
взаимоотношениями воспитанников.
4. Появление и развитие дружбы у детей дошкольного возраста. Конфликты между детьми, их причины.
Средства сплочения детского коллектива. Руководство коллективными
Тема 10. Воспитание культуры поведения
1. Понятие «культуры поведения дошкольников». Содержание культуры поведения детей.
2. Связь внешней культуры с внутренней, с нравственными чувствами и сознанием. Условия воспитания культуры поведения у дошкольников.
3. Методика воспитания культуры поведения у детей разных возрастных групп.
4. Современные исследования проблем воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Понятие «культуры поведения дошкольников». Содержание культуры поведения детей
Частью общечеловеческой культуры является культура взаимоотношений между людьми. Ребенок с ранних лет вступает во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения. Поэтому с ранних лет у детей необходимо воспитывать культуру поведения, которая не ограничивается «детским обществом». Поведение - это образ жизни и действий, формируемый на основе нравственных обычаев, традиций и привычек. Привычка - это сложившийся способ поведения, ставший для человека обычным, постоянным. С. В. Петерина, И. Н. Курочкина, Т. В. Черняк).
Ребенок должен с детских лет овладеть нормами этикета. Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека. Понятие «культура поведения» детей дошкольного возраста можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, общении, различных видах деятельности.
В дошкольной педагогике различают два понятия: «культура внешняя» и «культура внутренняя». Внешняя культура - это культура поведения, связанная с выполнением определенных правил этикета. Внутренняя культура связана с нравственными представлениями, чувствами и понятиями детей. Эти два понятия тесно переплетаются между собой. Если мы требуем от детей внешне привычных форм поведения, то это непременно влияет на их внутренний мир, и наоборот, поведение ребенка в обществе опосредовано сформированными у него представлениями о нормах и правилах этикета.
Содержание культуры поведения включает в себя три компонента: культура деятельности, культура общения и культурно-гигиенические навыки.
1. Культура деятельности проявляется у ребенка в различных видах деятельности (трудовой, игровой, на занятиях). Сформировать у ребенка культуру деятельности - это значит воспитать у него умение содержать в порядке место, где он занимается какой-либо деятельностью.
2. Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками с использованием соответствующего словарного запаса и вежливых норм общения. Культура общения включает в себя умение воздерживаться в определенных ситуациях, своевременно тормозить свои желания, уважать окружающих.
3. Культурно-гигиенические навыки — это важная составляющая часть культуры поведения. Это навыки опрятности, аккуратности, умение содержать в чистоте свое тело и одежду. Необходимость этих правил диктуется не только нормами чистоты, но и нормами человеческих отношений.
Причины нарушения правил поведения детьми ран него и дошкольного возраста: утомление, отсутствие единства требований, нарушение режима, неудовлетворительная организация предметно-игровой среды, недостаточное внимание взрослого к деятельности ребенка, недостаточная осознанность соответствующего правила, отрицательный пример, стремление привлечь внимание к себе, капризы и упрямство.
Этапы воспитания культуры поведения:
1) накопление ребенком множества единичных фактов в поощряемом воспитателем и родителями
поведении;
2) объяснение правил, когда и как нужно себя вести;
3) осознание детьми значимости правил этикета;
4) обучение детей конкретным способам поведения
и выражения отношений и чувств.
В дошкольном возрасте формируются нравствен но-волевые качества такие как; дисциплинированность, настойчивость, целеустремленность, ответственность.
Тема 3.6.
Тема 6. Теория и методика социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1. Основные понятия. Значение социально-нравственного воспитания дошкольников.
Развитие теории социально-нравственного воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике.
2. Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Культурное развитие и гуманистическая направленность личности как цель социально-нравственного воспитания.
3. Задачи социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
4. Средства социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
5. Классификация и характеристика методов социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Основные понятия. Значение социально-нравственного воспитания дошкольников.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 278.