Развитие теории социально-нравственного воспитания детей в зарубежной и отечественной педагогике
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия: социализация, социальный мир, социальная действительность, социально-лично­стное развитие, концепция непрерывного образования, нравственное воспитание, нравственное развитие, за­дачи нравственного воспитания, методы, содержание воспитания, гуманизм, коллективизм, культура пове­дения, трудолюбие, патриотизм и гражданственность, половое воспитание дошкольников.

Дошкольные образовательные учреждения призва­ны обеспечивать условия для развития у детей поло­жительного отношения к себе, другим людям, окру­жающему миру, социуму.

Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы.

Социальный мир — люди, общество людей.

Социальная действительность -- конкретные со­бытия, факты, взаимоотношения, которые характери­зуют текущий временной период функционирования человеческого общества.

Социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру, взаимодействие с ним и преоб­разование его.

Эмоциональное самочувствие — внутреннее пере­живание и осознание эмоционального комфорта (дис­комфорта), связанного с удовлетворением личноство-значимых потребностей.

В дошкольной педагогике социально-личностное развитие рассматривается как целостный процесс, входе которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.

Методологической основой является положение фи­лософии о взаимосвязи человека и общества, рассмот­рение человека как ценности, об активной роли чело­века в преобразовании окружающего мира и самого себя.

В психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка: содер­жание педагогической работы, технологии формиро­вания социального мира детей. Осуществление этих задач невозможно без признания уникальности каж­дого ребенка, учет пола, индивидуальных и возраст­ных особенностей.

Психологические основы социального развития ребенка рассматриваются в трудах отечественных психологов. Основные идеи; социальная ситуация развития — это система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью (Л. С. Выготский); общение со сверстниками, стиль общения зависят от характера детских взаимоотноше­ний (Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Р. Б. Стер-кина, Т. А. Репина).

Ребенок в группе сверстников проявляет активность, самостоятельность и свободу поведения, происходит формирование полоролевых предпочтений и интере­сов, различных у мальчиков и девочек. В образова­тельных программах «Детство», «Истоки», «Радуга» разработаны приемы дифференцированного подхода в зависимости от пола ребенка раннего и дошкольного возраста. (В ответе на вопрос по данной теме необхо­димо сделать сравнительный анализ инновационных программ дошкольного образования.)

В работах А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. В. Неверовича показана регулирующая роль соци­альных эмоций, их связь с побудительными мотива­ми поведения ребенка. Социальные эмоции облегча­ют процесс вхождения ребенка в детское общество своей группы, помогают осознать себя, свои отноше­ния, чувства, переживания.

Методы определения эмоционального самочувствия: наблюдение за ребенком в процессе самостоятельной деятельности в ДОУ, социометрическая методика с ус­ловным обозначением «Хоровод», «День рождения», диагностическая методика «Почта», индивидуальная беседа с ребенком с использованием проектных карти­нок на тему «Я в детском саду», «Моя семья», «Мой детский сад» и др., тест Розенцвейга.

В исследованиях А. II. Усовой, Р. А. Иванковой, Т. А. Репиной изучены подходы к формированию дет­ ского общества, основные функции социального раз­вития детей в них, общая социализация ребенка; ин­тенсификация процесса половой социализации и по­ловой дифференциации; формирование ценностной ориентации группы, роль субкультуры детства; фор­мирование оценки и самооценки, определение их вли­яния на притязания ребенка, его нравственное пове­дение. В программе «Детство» в разделе «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» реализуется соци­альный опыт ребенка через аксиологическую (ценнос­тную), познавательную, коммуникативную и поведен-ческо-деятельную функции.

Концепция социального развития ребенка представ­лена в работах С. А. Козловой «Мой мир: Приобще­ние ребенка к социальному миру» (М., 2000); «Я —Человек: Программа приобщения ребенка к социаль­ному миру» (М., 1996). Основные понятия концеп­ ции социального развития: социальный опыт, чувства, действительность, мир, развитие, портрет окружения, социализация личности. В концепции социализация рассматривается как адаптация к социальному миру, принятие его, способность и потребность изменять, пре­образовывать социальную действительность и соци­альный мир.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 566.