Основные понятия: социализация, социальный мир, социальная действительность, социально-личностное развитие, концепция непрерывного образования, нравственное воспитание, нравственное развитие, задачи нравственного воспитания, методы, содержание воспитания, гуманизм, коллективизм, культура поведения, трудолюбие, патриотизм и гражданственность, половое воспитание дошкольников.
Дошкольные образовательные учреждения призваны обеспечивать условия для развития у детей положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, социуму.
Окружающий мир — это мир, который окружает ребенка: природа, люди, предметы.
Социальный мир — люди, общество людей.
Социальная действительность -- конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества.
Социализация — это процесс адаптации индивида к окружающему миру, взаимодействие с ним и преобразование его.
Эмоциональное самочувствие — внутреннее переживание и осознание эмоционального комфорта (дискомфорта), связанного с удовлетворением личноство-значимых потребностей.
В дошкольной педагогике социально-личностное развитие рассматривается как целостный процесс, входе которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Методологической основой является положение философии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценности, об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя.
В психолого-педагогической литературе показаны основные линии социального развития ребенка: содержание педагогической работы, технологии формирования социального мира детей. Осуществление этих задач невозможно без признания уникальности каждого ребенка, учет пола, индивидуальных и возрастных особенностей.
Психологические основы социального развития ребенка рассматриваются в трудах отечественных психологов. Основные идеи; социальная ситуация развития — это система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью (Л. С. Выготский); общение со сверстниками, стиль общения зависят от характера детских взаимоотношений (Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Р. Б. Стер-кина, Т. А. Репина).
Ребенок в группе сверстников проявляет активность, самостоятельность и свободу поведения, происходит формирование полоролевых предпочтений и интересов, различных у мальчиков и девочек. В образовательных программах «Детство», «Истоки», «Радуга» разработаны приемы дифференцированного подхода в зависимости от пола ребенка раннего и дошкольного возраста. (В ответе на вопрос по данной теме необходимо сделать сравнительный анализ инновационных программ дошкольного образования.)
В работах А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. В. Неверовича показана регулирующая роль социальных эмоций, их связь с побудительными мотивами поведения ребенка. Социальные эмоции облегчают процесс вхождения ребенка в детское общество своей группы, помогают осознать себя, свои отношения, чувства, переживания.
Методы определения эмоционального самочувствия: наблюдение за ребенком в процессе самостоятельной деятельности в ДОУ, социометрическая методика с условным обозначением «Хоровод», «День рождения», диагностическая методика «Почта», индивидуальная беседа с ребенком с использованием проектных картинок на тему «Я в детском саду», «Моя семья», «Мой детский сад» и др., тест Розенцвейга.
В исследованиях А. II. Усовой, Р. А. Иванковой, Т. А. Репиной изучены подходы к формированию дет ского общества, основные функции социального развития детей в них, общая социализация ребенка; интенсификация процесса половой социализации и половой дифференциации; формирование ценностной ориентации группы, роль субкультуры детства; формирование оценки и самооценки, определение их влияния на притязания ребенка, его нравственное поведение. В программе «Детство» в разделе «Ребенок в кругу взрослых и сверстников» реализуется социальный опыт ребенка через аксиологическую (ценностную), познавательную, коммуникативную и поведен-ческо-деятельную функции.
Концепция социального развития ребенка представлена в работах С. А. Козловой «Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру» (М., 2000); «Я —Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру» (М., 1996). Основные понятия концеп ции социального развития: социальный опыт, чувства, действительность, мир, развитие, портрет окружения, социализация личности. В концепции социализация рассматривается как адаптация к социальному миру, принятие его, способность и потребность изменять, преобразовывать социальную действительность и социальный мир.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 712.