Отсутствие звуковой продукции. Невозможность про-
изношения изолированных артикулем даже сопряженно 3
Грубые артикуляторные искажения в процессе
речи, затрудняющие ее понимание. Деформация
в произношении изолированных артикулем 2
44
Деформация отдельных артикулем, нередко
придающая речи «иностранный» акцент 1
Нарушения отсутствуют О
9. Усилия, напряжение в речи, запинания,
дезавтоматизация речи
Грубое напряжение всего речевого аппарата.
Слова произносятся замедленно, с усилием. По-
вышается в момент речи тонус лицевой, шейной
мускулатуры, языка и губ 3
Умеренное напряжение мышц. В речи отмеча-
ются усилия, запинания 2
Те же признаки, но слабо выраженные 1
Нарушения отсутствуют О
Темп речи
Чрезмерное убыстрение речи, безостановочный,
трудно тормозимый поток речи; речь медленная,
частые и длительные паузы 3
Склонность к многоречивости в речевом об-
щении, речь больного трудно ограничить рамками
высказывания. Речь замедленная 2
Склонность к логорее-ускоренности (замедленно-
сти) выявляется только в процессе развернутой бе-
седы 1
Нарушения отсутствуют О
11. Просодии (интонация, ритм высказывания,
ударение, мелодика речи)
Речь монотонна, нарушены ритм высказывания
и мелодика русской речи. Невозможно выделение
отдельных ее эмоциональных категории (удивле-
ние, радость, грусть, обида, требование и пр.) 3
Интонация в речи имеется, но не соответствует
смыслу высказывания, отмечается неправильная
расстановка акцента в предложений 2
Те же нарушения, но слабо выраженные 1
Нарушения отсутствуют О
Вербальные парафазии
Преобладание в речи вербальных парафазии,
относящихся к разным понятийным группам, к
разным категориям 3
45
Вербальные парафазии отражают существенным
признак данной ситуации; часто вербальные за-
мены относятся к одной понятийной группе 2
Вербальные парафазии редки 1
Отсутствуют О
Литеральные парафазии
Преобладание грубых нестандартных литераль-
ных парафазии 3
Литеральные парафазии (стандартные и нестан-
дартные), для которых характерны замены одних
звуков другими, перестановки звуков внутри слова,
пропуски звуков, добавление лишних звуков.
Встречаются при назывании, повторении и в спон-
танной речи 2
Те же признаки, но слабо выраженные 1
Отсутствуют О
14. Понимание ситуативной речи и словесных
значении
Полная или почти полная невозможность пони-
мания ситуативной речи, простых команд и жестов 3
Нарушение понимания ситуативной речи, глав-
ным образом, по отношению к малозначимым
для больного темам и нарушение понимания ча-
сти простых команд, в особенности при переходе
на новое задание 2
Затруднение понимания ситуативной речи и про-
стых команд выступает только в особых условиях:
при быстрой речи, отвлечении внимания больного 1
Нарушения Отсутствуют О
Отношение к дефекту речи
Неосознание нарушений речи - полностью не
замечаются ошибки в речи и выражается удив-
ление, раздражение, если речь не понимается ок-
ружающими 3
Недооценка расстройств речи - не замечаются
парафазии, даже вербальные, но сохраняется общее
понимание того, что речь наругаена 2
Изредка не замечаются отдельные Литеральные
или, в меньшей мере, вербальные парафазии в
собственной речи 1
46
Полностью осознанное отношение к дефекту ре-
чи, его отдельным проявлениям О
16. Чтение (вслух)
Чтение слов и текста вслух невозможно. Иногда
сохраняется прочтение отдельных идеограмм или
нескольких простых слов 3
Сохраняется возможность чтения простых слов,
отдельных слов из предложения. Текст практи-
чески не читается. Возможны частые литеральные
или вербальные паралексии 2
Сохраняется ограниченная возможность чтения
простых текстов, но при этом встречаются от-
дельные литеральные и вербальные парафазии.
Темп чтения медленный 1
Нарушения практически Отсутствуют О
Чтение (про себя)
Подкладывание гюдписей-наименований к пред-
метным картинкам невозможно или к одной-двум
из 6-10 предъявленных 3
Возможно подкладывание подписей-наименова-
ний к предметным картинкам и кратких предло-
жений к сюжетным картинкам примерно в 50 %
случаев. Письменные задания практически не вы-
полняются 2
Выполняются письменные задания, хотя встре-
чаются неточности в понимании более сложных
команд и конструкций. Возможно также частичное
понимание прочитанных про себя текстов 1
Нарушения отсутствуют О
Чтение букв
Чтение букв невозможно или читаются одна-две
буквы, написанные простыми шрифтами 3
Возможно чтение 50% предъявляемых букв.
Ошибки (замены) нестойкие. Практически не чи-
таются стшшзованно написанные буквы и буквы
на фоне маскирующего шума 2
Ошибки встречаются изредка, главным образом,
при чтении букв, изображенных непривычным
шрифтом или в затрудненных для чтения усло-
47
виях (наложенные друг на друга, на фоне одно-
родного шума и т. д.) 1
Нарушения отсутствуют О
Списывание
Списывание даже простой фразы не удается,
сохраняется копирование только отдельных букв
или слогов, при этом буквы могут быть грубо
искажены 3
Списывается короткая фраза (или «рабски» ко-
пируется), но с пропусками, с грубыми ошибками,
которые 'нередко искажают слова до неузнавае-
мости 2
Отдельные ошибки, главным образом, при спи-
сывании, редко встречающихся и многосложных
слов 1
Нарушения отсутствуют О
Письмо букв под диктовку
Письмо букв под диктовку невозможно или
1—2 буквы из 6—10 предъявляемых 3
Возможно написание (копирование) примерно
50—60 % продиктованных букв 2
Редкие ошибки 1
Нарушения отсутствуют О
21. Письмо (самостоятельное н под диктовку)
Самостоятельное письмо отсутствует. Возможно
иногда письмо под диктовку отдельных идеограмм
и нескольких простых слов 3
Самостоятельное письмо грубо затруднено. Воз-
можно письмо под диктовку слов и простых фраз,
но при этом встречаются частые искажения в
виде литеральных парафазий 2
Самостоятельное письмо возможно, но отражает
особенности экспрессивной речи больного. Письмо
под диктовку сохранено, но осуществляется с па-
раграфиями (пропусками, заменами, перестановка-
ми букв и т. д.) 1
Нарушения отсутствуют О
48
Дата: 2018-12-28, просмотров: 242.