Речевых нарушений у больных с локальными
Поражениями мозга
Таблица 3
Оценка
в баллах
Снонтанная и диалогическая речь
а) Спонтанная речь практически отсутствует,
речевые остатки в виде эмболов 3
б) Словесная «окрошка». Полная невозможность
диалога
а) Диалогическая речь возможна, но обеднена,
односложна, аграмматична. Склонность к шаблон-
ной, стереотипной структуре предложения. Персе-
верации, эхолалии 2
б) Паузы из-за поиска слов. Ответы не всегда
адекватны вопросу. Частью литеральные и вер-
бальные парафазии
Некоторое обеднение речи. Редкие парафазии,
элементы аграмматизма 1
Нарушения отсутствуют О
Повествовательная (монологическая) речь
Полная невозможность пересказа прочитанного
или услышанного текста, рассказа по сюжетной
картинке, сериям рисунков, монолога на заданную
тему 3
Повествовательная речь нарушена и возможна
только при наличии наводящих вопросов. Отме-
чаются трудности в подборе слов, аграмматизм,
бедность речи, парафазии. Фразы короткие, эле-
ментарные. Недостаточное осмы сление речевого
материала 2
42
Те же признаки, но выраженные незначителыю 1
Нарушения отсутствуют О
Составление рассказа по сюжетной картинке
Полная невозможность составления рассказа 3
При попытке составить рассказ выявляются
грубые искажения грамматической структуры сло-
ва, пропуски объектов и субъектов действия, са-
мого действия, предметов, неправильные согласо-
вания слов в предложений, трудности в подборе
слов, литеральные и вербальные парафазии, паузы 2
Те же признаки, но слабо выраженные 1
Нарушения отсутствуют О
Аграмматизм
а) Грубый аграмматизм типа «телеграфного
стиля». Практически отсутствие в речи глаголов.
Дефекты согласования в глагольных и надежных
окончаниях, неправильное употребление предло-
гов 3
б) Выраженная предикативность речи — преоб-
ладание глаголов, вводных слов, наречий, почти
полное отсутствие существительных. Речь мало по-
нятна
а) Преобладание в речи существительных, от-
четливая глагольная слабость речи (глагол чаще
всего стоит в конце предложения или совсем от-
сутствует), пропуски прилагательных и связующих
слов (предлогов, союзов) 2
б) В речи отмечается преобладание глаголов,
вводных и замещающих слов, существительные за-
меняются литеральными и вербальными парафа-
зиями
Те же признаки, что и при оценке 2, но
слабо выраженные 1
Нарушения отсутствуют О
Отраженная речь (повторение)
Повторение изолированных гласных звуков,
слогов и слов, повторение полностью отсутствует
или грубо искажено.
Возможно повторение 1—2 элементов сопря-
женно или после долгих поисков 3
43
Возможно повторение не более 50% предъявля-
емых экспериментатором речевых звуков, преиму-
щественно простых и часто встречающихся слов 2
Сохранено почти полностью, но встречаются
отдельные ошибки (замены, персеверации) при по-
вторении сложных и редко встречающихся слов 1
Повторение полностью сохранено О
6. Повторение речевых рядов (серии слогов,
слов, простых и сложных предложений)
Повторение серии речевых рядов невозможно.
При попытках повторения возникают грубые вер-
бальные* и литеральные парафазии 3
Возможно повторение 1—2 элементов речевой
цепи. Заданный порядок следовании элементов ре-
чевого ряда не удерживается, при этом отдельные
элементы ряда искажаются парафазиями 2
Удерживают и повторяют элементы всей цепи,
но не воспроизводят заданный порядок их сле-
дования, отмечаются негрубые искажения отдель-
ных элементов речевого ряда 1
Нарушения отсутствуют О
Называние
Называние практически отсутствует, подсказка
и контекст почти не помогают 3
Возможно называние ограниченного числа ре-
альных объектов, их изображений и действий.
Подсказка помогает не всегда, длительные поиски
слова, искажения, литеральные парафазии 2
Называние предметов и действий возможно, от-
мечается поиск первых букв слова, подсказка по-
могает, увеличение времени припоминания слов.
Затруднения при назывании более редко употреб-
ляемых объектов и действий 1
Называние практически сохранено О
Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.