занятие проводится в интерактивной форме (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ)
1. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
2. Особенности регулирования труда несовершеннолетних
3. Особенности регулирования труда руководителей организаций
4. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
5. Труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
6. Особенности регулирования труда работников, работающих вахтовым методом.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ //СЗ РФ. 2002. №1 (ч.1). Ст.3
Основная литература
Трудовое право: учебник /Под ред. О.В.Смирнова, И.О. Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 600с.*
Трудовое право России: учебник/ отв. ред. Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. - 2-е изд.. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 608 с. *
Трудовое право. Учебник /Под ред. К.К., Гасанова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 503с.**
Дополнительная литература
Ершова Е. А. Трудовое право в России. - М.: Статут, 2007. - 620 с. *
Орловский, Ю.П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу РФ: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова. – М.: Юрайт-Издат, 2008.
Трудовое право: учебник для вузов/ под ред. В. М. Лебедева. - М.: Норма, 2011. *
Задания
Задание 1. Используя Трудовой кодекс РФ, а также иные нормативные правовые акты, составьте таблицу «Особенности регулирования труда отдельных категорий работников»:
№ п/п | Категория работников | Заключение трудового договора | Изменение трудового договора | Расторжение трудового договора | Рабочее время | Время отдыха | Оплата труда |
Задание 2. Составьте таблицу «Отличие совместительства от совмещения профессий (должностей)».
ПРИЗНАКИ | Совместительство | Совмещение профессий (должностей) |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. |
ТЕМА 19. ТРУДОВЫЕ СПОРЫ
занятие проводится в форме д еловой игры[5]
1. Понятие и виды трудовых споров.
2. Понятие индивидуального трудового спора. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
3. Понятие коллективного трудового спора. Способы рассмотрения коллективного трудового спора.
4. Право на забастовку и ее объявление. Незаконные забастовки
Нормативные правовые акты
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ //СЗ РФ. 2002. №1 (ч.1). Ст.3
Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23.11.95 //СЗ РФ. 1995. №48. Ст.4557; 2001. №46. Ст. 4307; 2002. (Часть I), №1. Ст. 2.
Официальные акты высших судебных органов
О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004г. № 2 в редакции от 28.12.2006 № 63 //Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 3
Основная литература
Трудовое право: учебник /Под ред. О.В.Смирнова, И.О. Снигиревой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 600с.*
Трудовое право России: учебник/ отв. ред. Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова. - 2-е изд.. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 608 с. *
Трудовое право. Учебник /Под ред. К.К., Гасанова. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 503с.**
Дополнительная литература
Ершова Е. А. Трудовое право в России. - М.: Статут, 2007. - 620 с. *
Сапфирова А.А. Формы и способы защиты трудовых прав (теоретические аспекты). – Краснодар, 2008*
Сафарова Е. Трудовые споры: индивидуальные и коллективные// Трудовое право. - 2010. - №11. - С.91-102*
Сафонов В.А. Разрешение коллективных трудовых споров в России: исторический обзор //Правоведение – 2005 - №1 - С.99*
Скудутис М. В. Трудовые споры: к каким выводам приходят суды// Трудовое право. - 2011. - №8. - С.73-88*
Трудовое право: учебник для вузов/ под ред. К. К. Гасанова, Ф. Г. Мышко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 503 с.
Трудовое право: учебник для вузов/ под ред. В. М. Лебедева. - М.: Норма, 2011*
Примерный сценарий деловой игры
Основными целями деловой игры «Индивидуальный трудовой спор» являются:
- формирование у студентов навыков подготовки документов правового характера;
- формирование навыков коллективной работы, взаимодействия с управленческим персоналом, общественными организациями, рядовыми работниками;
- формирование навыков отстаивания и защиты прав человека;
- приобретение навыков анализа конкретной ситуации;
- углубление знаний по трудовому праву.
Вариант практической ситуации:
Клименко работал в ГП «Быттехника» слесарем механосборочных работ на участке по ремонту холодильников. 26 февраля 2012 г. приказом № 5 директором предприятия ему было объявлено замечание за невыполнение заявок и отсутствие на работе 21 февраля 2012 г. в течение рабочего дня. Поводом к наложению данного дисциплинарного взыскания послужило то, что он не смог 21 февраля 2012 г. выполнить две заявки на ремонт холодильников и отсутствовал на рабочем месте после обеда.
28 февраля 2012 г. приказом директора № 6 ему объявлен выговор за самовольный преждевременный уход с работы, имевший место 26 февраля 2012 г.
С наложением на него дисциплинарного взыскания Клименко не согласен, так как выполнить заявки 21 февраля 2012 г. он не смог из-за отсутствия на участке запасных частей. 21 февраля до обеда он был занят осмотром неисправных холодильников, а после обеда пошел по магазинам искать нужные запчасти. Пейджер, которым пользовались все слесаря мастерской, он с собой брать отказался, поскольку считает, что администрация обязана обеспечить его мобильным телефоном.
26 февраля он действительно ушел с работы на час раньше, потому что ему было необходимо обратиться с жалобой на действия директора в инспекцию труда и он беспокоился, что не успеет попасть к инспектору до окончания рабочего времени инспекции.
Директор считает свои действия законными. Коллектив настроен против Клименко, поскольку у него очень трудный характер, он всегда всем недоволен. В обязанности слесарей не входит закупка запчастей. Они по заявкам выдаются со склада. Клименко на склад заявку не подавал. Письменные объяснения по фактам нарушений трудовой дисциплины он дать отказался, о чем был составлен акт. Клименко обратился в КТС.
Примерный состав участников деловой игры :
Работники, права которых нарушены, - 2-4 чел. (в зависимости от наличия учебного времени);
Представители работодателя – члены комиссии по трудовым спорам (КТС) – 3 чел.;
Представители профсоюза – члены КТС – 3 чел.;
Свидетели по каждой жалобе – 2 чел.;
Руководители структурных подразделений, допустивших нарушения, - 2-4 чел. (в зависимости от количества спорящих работников);
Отдел кадров – 1 чел.;
Руководитель организации – 1 чел.;
Члены коллектива организации – все студенты группы;
Представители профсоюзного комитета – 2 чел.;
Представители работодателя и представители работников, ответственные за подготовку Положения о КТС и проведение собрания по выборам КТС, - по 2 чел. от каждой стороны;
Эксперты – 4 чел.
Задание участникам деловой игры:
Представители работников и представители работодателя готовят проект Положения о КТС.
Отдел кадров и руководитель организации готовят приказ о назначении своих представителей в состав КТС.
Представители профсоюзного комитета проводят общее собрание членов коллектива, выдвигают своих представителей в состав КТС и пишут протокол собрания.
Работники, права которых нарушены, пишут заявления в КТС, основываясь на конфликтных ситуациях, данных в сценарии, либо предлагают иную конфликтную ситуацию.
Члены КТС распределяют обязанности между членами комиссии и пишут протокол своего заседания. Ведут заседание по рассмотрению жалобы.
Свидетели выступают на заседании КТС, подтверждают факт нарушения прав своего коллеги по работе либо опровергают его, приводя свои доводы.
Руководители структурных подразделений выступают на заседании КТС с обоснованием правомерности своих действий.
Подготовка и проведение деловой игры:
Преподаватель заранее (не менее чем за две недели) знакомит студентов с целями деловой игры, объясняет задачи всех участников и распределяет роли с учетом пожеланий студентов.
Всем участникам деловой игры выдается задание, которое они выполняют за пределами учебного расписания, консультируясь с преподавателем.
Проекты документов, подготовленные студентами до проведения деловой игры, предъявляются экспертам, они готовят по ним свои письменные заключения и доводят свое мнение до сведения группы перед началом игры.
В ходе учебного занятия после сообщения экспертов о наличии Положения о КТС, утвержденного в установленном порядке, членов Комиссии, избранных на собрании, проводится заседание КТС по рассмотрению индивидуального трудового спора. В зависимости от наличия учебного (аудиторного) времени на заседании могут быть рассмотрены от одного до нескольких заявлений с приглашением свидетелей и других заинтересованных лиц.
После принятия членами КТС решения и его оглашения представитель отдела кадров и руководитель организации высказывают свое мнение относительно решения КТС и сообщают о своих дальнейших действиях.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 279.