Координация функций организма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Рефлекс как реакция всего организма. Поток импульсов, возникший при раздражении зрительных, болевых или других рецепторов, поступает в мозг и становится источником координированной ответной деятельности организма. Например, наступив босой ногой на острый предмет, ребенок отдергивает ногу. Казалось бы, этот рефлекс осуществляется небольшой группой мышц ноги, одни из которых сокращаются, а другие расслабляются. В действительности, однако, в реакцию включается чуть ли не весь двигательный аппарат. Чтобы отдернуть ногу, нужно в течение некоторого времени сохранить равновесие, стоя на одной ноге, а для этого необходимо быстрое и точное перераспределение тонуса многочисленных мышц всего тела. Мало того, в реакцию включаются и другие органы: на короткое время задерживается дыхание, изменяются частота и сила сердечных сокращений. Ребенок может лечь на землю, заплакать или стиснуть зубы. Иными словами, в реакцию включаются многие органы.

Личный опыт говорит нам о том, что одно и то же раздражение может приводить к совершенно различным, но всегда координированным реакциям. Сложность и разнообразие даже самых простых рефлексов объясняется возможностью распространения импульсов по разным направлениям в самые различные отделы мозга. Именно эта возможность позволяет говорить о рефлексе как о координированной реакции всего организма.

Значение афферентных импульсов. Афферентные импульсы не только первое звено каждого рефлекса. Их значение гораздо больше. Они - необходимое условие активного состояния нервной системы. Постоянный поток импульсов, поступающих от рецепторов всех органов тела, создает в центральной нервной системе тот уровень возбудимости, который необходим для ее деятельности. Вместе с тем афферентные импульсы несут непрерывную информацию о том, что происходит как вне нас, так и в каждом органе тела. Эта информация позволяет контролировать и правильно организовывать любой рефлекторный акт. Без нее невозможно согласование деятельности отдельных органов, протекание координированных реакций.

Существует заболевание, при котором в спинном мозге нарушаются пути, проводящие импульсы от нижних конечностей в головной мозг. Иными словами, прекращается информация о том, в каком положении находится каждая мышца, а следовательно, и вся нога в целом. Человек не знает, согнута она или разогнута. Лишь смотря на ноги, т.е. получая соответствующую информацию с органов зрения, он в состоянии выполнять необходимые движения ногами и сохранять равновесие при стоянии и ходьбе.

Иррадиация и индукция возбуждения и торможения. Возбуждение, возникшее в определенном участке нервной системы, может, переходя с нейрона на нейрон, иррадиировать, т.е. распространяться, на другие участки. Прикоснувшись к горячему предмету, ребенок не просто отдергивает руку, а проявляет общую двигательную активность, начинает плакать. Это пример резко выраженной иррадиации возбуждения. Иррадиировать может и состояние торможения. Под влиянием очень сильного или длительного раздражения возникшее в нервной системе возбуждение сменяется торможением. Оно легко распространяется на другие участки, что ведет к общему понижению возбудимости нервной системы. Человек перестает реагировать на такие раздражения, которые раньше вызывали соответствующие реакции.

Иррадиация чаще всего проявляется в общем повышении или понижении возбудимости нервной системы. Так, например, возбудимость при получении радостной вести повышается, а при печальной понижается. В первом случае человек становится бодрым, жизнерадостным, а во втором - подавленным, ко всему безразличным. Проявляется иррадиация и в увеличении количества органов, принимающих участие в реакции. Так, при сильном сжимании кисти сокращаются мышцы руки и даже других частей тела.

Важнейшее условие координации - выключение из реакции тех органов, функция которых препятствует осуществлению данного рефлекса. Так, например, при сгибании руки в локте мышцы-разгибатели расслабляются, при выдохе расслабляются вдыхательные мышцы. Объясняется это тем, что в мозге могут устанавливаться определенные взаимоотношения между отдельными группами нервных клеток, например между центрами различных мышц: повышение возбудимости или возбуждение одних групп может сопровождаться понижением возбудимости или торможением других путем вовлечения тормозящих нейронов. Такое наведение противоположного состояния называется индукцией. Различают отрицательную индукцию, когда в ответ на появление очага возбуждения или повышенной возбудимости в других участках мозга возбудимость понижается, и положительную индукцию, т.е. повышение возбудимости, вызываемое появлением очага торможения или очага пониженной возбудимости. Примером положительной индукции может служить всем известный факт, что зубная боль, которая днем ощущается слабо, ночью может стать почти непереносимой. Это объясняется тем, что ночью на фоне торможения или резко сниженной возбудимости большей части мозга возбужденным остается тот его участок, к которому подходят импульсы от больного зуба. Под влиянием индукции возбудимость этого участка значительно повышается.

Если бы явления иррадиации или индукции захватывали весь мозг, была бы невозможна никакая координация. В действительности и иррадиация и индукция носят, как принято говорить, избирательный характер: в каждом отдельном случае они захватывают лишь определенные комбинации клеток. При этом в той или иной степени участвуют оба процесса: возбудимость одних клеточных групп изменяется под влиянием иррадиации, а других - под влиянием индукции.

Как индукция, так и иррадиация могут протекать во времени. Иными словами, в силу индукции состояние возбуждения может смениться пониженной возбудимостью, а торможение - повышенной возбудимостью. Иррадиация во времени проявляется в сохранении клетками состояния повышенной или пониженной возбудимости в течение некоторого времени по окончании действия раздражителя.

Иррадиация и индукция взаимно ограничивают друг друга. Как правило, слабые очаги возбуждения и торможения не вызывают значительной индукции, что способствует процессу иррадиации. Чем сильнее очаг возбуждения или торможения, тем интенсивнее проявляется индукция и, следовательно, тем менее благоприятны условия для иррадиации. При очень сильном очаге возбуждения или торможения, наоборот, иррадиация оказывается столь значительной, что преодолевает препятствия, создаваемые индукцией.

Если человек выполняет работу, которая для него важна или интересна, либо читает увлекательную книгу, очаги возбуждения в мозге могут оказаться достаточно сильными, чтобы вызвать мощную индукцию. В результате возбудимость многих других участков мозга сильно понижается. Это проявляется в том, что человека не отвлекают посторонние мысли, у него не рассеивается внимание, и он даже не замечает, что происходит вокруг. При действии слабых раздражителей, например при чтении очень скучной книги, внимание, наоборот, легко рассеивается, что связано с превалированием иррадиации возбуждения.

В результате взаимодействия иррадиации и индукции мозг представляет собой как бы мозаику очагов повышенной и пониженной возбудимости. Непрерывная и закономерно протекающая перестройка очагов возбуждения и торможения приводит к созданию самых разнообразных комбинаций согласованной работы органов.

Доминанта. Одна из наиболее существенных сторон координации функций организма заключается в создании условий, наиболее благоприятных для осуществления той или иной деятельности. Нервная система должна пустить в ход все механизмы, обеспечивающие эту деятельность, и затормозить, устранить все, что мешает ее нормальному протеканию.

Дыхание и глотание - два физиологических акта, которые не могут протекать одновременно. А следовательно, невозможно одновременное возбуждение соответствующих нервных центров. При глотании на короткое время господствующим становится глотательный центр, тогда как дыхательный заторможен.

Временное преобладание одного нервного центра над другими получило название доминанты.

Доминантное состояние поддерживается импульсами, не только приходящими от соответствующих рецепторов, но и возникающими под влиянием раздражителей, не имеющих непосредственною отношения к доминирующему центру. Так, например, если во время лакания молока раздражать лапу щенка не слишком сильным электрическим током, он не отдергивает лапу, а начинает лакать с еще большей интенсивностью. Такое же раздражение до или после лакания вызывает болевую реакцию: щенок отдергивает лапу и визжит. Следовательно, сторонние раздражители усиливают доминанту, делая ее более стойкой. Однако сильные раздражители могут нарушить доминанту. В процессе нервной деятельности одна доминанта сменяет другую, но всякий раз текущая доминанта обеспечивает направленную активность нервной системы.

Роль отдельных частей мозга в координации движений. Двигательное задание, а также способ его выполнения определяются корой больших полушарий. От коры импульсы идут по нескольким путям: к двигательным нейронам, расположенным в передних рогах спинного мозга и в стволовой части головного мозга; к мозжечку; к подкорковым ядрам; к различным ядрам межуточного и среднего мозга. Средний мозг и некоторые другие участки головного мозга обеспечивают перераспределение тонуса, или напряжения, отдельных мышц, что необходимо для выполнения каждого последовательного элемента двигательного акта. Основная роль мозжечка сводится к уточнению силы, длительности и последовательности сокращений отдельных мышц, иными словами, к отделке, отшлифовке движений. Подкорковые ядра участвуют в организации и регулировании дополнительных и вспомогательных движений, как, например, принятие наиболее удобной позы, размахивание руками при ходьбе, мимические движения. Подбугровая область и различные ядра мозгового ствола регулируют процессы обмена веществ и деятельность органов кровообращения, дыхания и других органов, что также необходимо для нормального выполнения двигательных актов.

 

Развитие нервной системы

 

Период новорожденности. Еще за 3 месяца до нормального срока рождения нервная система плода в достаточной мере развита, чтобы обеспечить функционирование организма в условиях внеутробного существования. Сформированы все отделы мозга, включая кору больших полушарий. Афферентные и эфферентные нервные волокна соединяют центральную нервную систему со всеми органами тела. С первого же дня жизни у ребенка могут быть обнаружены защитные и ориентировочные рефлексы на болевые, световые, звуковые и другие раздражения. Однако эти реакции плохо координированы, нередко беспорядочны, как правило, медленно протекают и легко распространяются на большое количество мышц./ Очень часто они проявляются в усилении общей двигательной активности. Это показывает, что 'возбуждение легко иррадиирует т.е. распространяется, с одного участка мозга на другие. Иррадиация возбуждения, сопровождающаяся криком, особенно легко возникает под влиянием голода, охлаждения, а также болевых раздражений.

Прикосновение к губам новорожденного или к соседним участкам кожи вызывает рефлекторные сосательные движения, что ведет к понижению общей возбудимости и прекращению двигательной активности. Такое состояние торможения двигательных центров мозга сохраняется не только во время сосания груди, но и в последующий период сытости, что способствует наступлению сна. Как правило, пробуждение наступает перед очередным кормлением, когда состояние сытости сменяется состоянием голода.

Известны случаи недоразвития и даже полного отсутствия больших полушарий. Дети, рождающиеся с таким тяжелым дефектом, умирают в первые месяцы, реже в первые годы жизни. Их поведение сходно с поведением нормального ребенка в период новорожденности. Это дает основание полагать, что в первые дни жизни реакции организма осуществляются без участия коры больших полушарий и подкорковых ядер. Однако регистрация вызванных потенциалов показала, что клетки коры новорожденного приходят в состояние возбуждения под влиянием импульсов, поступающих из нижележащих отделов мозга. Возникают в коре и ответные импульсы. Так, при участии коры происходит поворот глаз, а несколько позднее и головы в сторону появившегося света. Мало того, на основании изучения электрических реакций установлено, что уже в первые дни жизни в коре происходит различение красного и зеленого цвета.

Последующее развитие нервной системы. В течение первых двух лет жизни головной мозг интенсивно растет, и к двум годам его масса достигает примерно 70% массы мозга взрослого человека. В основном увеличение мозговой массы происходит не за счет образования новых клеток (после рождения их количество мало меняется), а в результате роста и разветвления дендритов и аксонов. У двухлетнего ребенка в коре больших полушарий нервные клетки расположены дальше друг от друга, чем у новорожденного. Зато много места занимают разросшиеся отростки (рис. 28), что, разумеется, требует большого увеличения площади, занимаемой корой. И действительно, за первые два года жизни ее площадь увеличивается примерно в 2,5 раза, в основном путем углубления извилин. Увеличивается и толщина коркового слоя больших полушарий.

Если в коре больших полушарий клеточные слои, характерные для мозга взрослого человека, формируются уже к 6-му месяцу внутриутробного развития, то в коре мозжечка формирование слоев заканчивается лишь к 9-11-му месяцу жизни. К концу второго года масса мозжечка увеличивается почти в 5 раз по сравнению с его массой в период новорожденности. Такое позднее и вместе с тем быстрое развитие мозжечка объясняется тем, что его основная функция - уточнение двигательных реакций, в частности поддержание нормального положения тела, - может быть использована организмом лишь после приобретения первых навыков стояния и ходьбы к концу первого года жизни.

Миелинизация нервных волокон. Уже на ранних стадиях внутриутробного развития аксоны нервных клеток окружены клетка-ми-спутниками. На 4-5-м месяце в корешках спинномозговых нервов волокна постепенно приобретают отчетливый белый цвет. Объясняется это тем, что в клетках-спутниках появляется миелин. Постепенно клетки-спутники многократно обертывают аксон тонким слоем своего все удлиняющегося тела. Так возникает миелиновая оболочка нервного волокна.

Как в центральной нервной системе, так и в периферической миелинизация нервных волокон протекает очень интенсивно в последние месяцы внутриутробного развития. У новорожденного в нервных волокнах спинного мозга и ствола головного мозга она почти завершена. В значительной мере миелинизированы волокна черепно-мозговых и спинномозговых нервов. Однако их миелинизация продолжается и после рождения, заканчиваясь в основном к 2-3 годам жизни.

Как правило, миелинизация ускоряется в тех группах волокон, которые начинают усиленно функционировать. Этим объясняется более ранняя миелинизация у недоношенных младенцев. При хронических заболеваниях, связанных с ослаблением двигательной активности, миелинизация волокон двигательных нервоз может значительно задерживаться.

Миелинизация пирамидного пути, проходящего от двигательной области коры больших полушарий до двигательных клеток передних рогов серого вещества спинного мозга, начинается еще до рождения, а с 3-го месяца жизни почти приостанавливается. Лишь примерно с 8-го месяца, в связи с появлением первых попыток ходьбы, интенсивность миелинизации снова, и притом значительно, увеличивается. Миелинизация речевых центров коры в основном заканчивается к 1,5-2 годам, когда появляется речь. Очень поздно (не ранее 2-го месяца жизни) начинается миелинизация тех волокон клеток коры больших полушарий, которые идут от одного участка коры к другому. Миелинизируются они очень постепенно, по мере усложнения высшей нервной деятельности. Особенно медленно указанные волокна получают миелиновую оболочку в лобной области коры, связанной с наиболее сложными проявлениями высшей нервной деятельности.

Функциональные особенности нервных клеток. У новорожденных процессы, протекающие в нервных клетках, замедленны: медленнее возникает возбуждение, медленнее оно распространяется по нервным волокнам. Длительное или сильное раздражение нервной клетки легко приводит ее в состояние торможения. Скорость проведения возбуждения увеличивается по мере миелинизации волокон и к 2-3 годам становится примерно такой же, как и у взрослых. Скорость, возникновения возбуждения увеличивается более постепенно и достигает величины, характерной для взрослых, лишь к 10-12 годам. Для детей дошкольного возраста очень характерны неспособность нервных клеток длительное время находиться в состоянии возбуждения. С этим связана нестойкость доминант: сторонние раздражения легко разрушают доминанту, вызывая образование новой доминанты, которая, в свою очередь, быстро оказывается заторможенной. Отсюда неустойчивость внимания дошкольника, быстрый переход от одной деятельности к другой.

Явления иррадиации и индукции. У детей грудного возраста возбуждение легко иррадиирует. Любые рефлекторные движения обычно захватывают значительную часть мускулатуры. Так, движения рук сопровождаются заметной подвижностью ног. Всякое более или менее значительное раздражение вызывает общую двигательную активность. Крику ребенка также сопутствуют движения всего тела. Рефлекторное смыкание век, например, при появлении яркого света сопровождается сжатием губ, а нередко и сгибанием конечностей. При удивлении или внимательном разглядывании нового предмета ребенок старшего грудного возраста нередко широко открывает не только глаза, но и рот, растопыривая при этом пальцы. Такие иррадиированные реакции характерны и для детей второго года жизни.

В последующие годы устойчивость нервных клеток повышается. Увеличивается сила процессов возбуждения и торможения, в связи с чем заметней становятся явления индукции: появление очага возбуждения сопровождается понижением возбудимости или торможением других участков мозга. Таким образом, создается препятствие для чрезмерной иррадиации возбуждения. Однако при сильном возбуждении, в частности при проявлении радости или огорчения, явления иррадиации резко выражены: ребенок прыгает или топает ножками, он весь во власти возбуждения и никакие уговоры не могут его успокоить.

Дальнейшее усиление явлений взаимной индукции и связанная с этим большая концентрация процессов возбуждения и торможения создают предпосылки для усидчивой, целенаправленной деятельности. Этому способствуют воспитание и обучение как в дошкольном, так и в младшем школьном возрасте.

 

Вопросы. 1. Как происходит развитие нервной системы у детей? 2. Что такое миелинизация и каково ее значение? 3. Каковы особенности функции нервной системы у детей раннего и дошкольного возраста?

 

 

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

_______________________________________________________________

16. Условные рефлексы и их образование

 

Павловский метод изучения высшей нервной деятельности. Издавна возникло представление о том, что чувства, мысли и желания связаны с существованием непознаваемой души. Считалось, что душа представляет собой нечто нематериальное и не подчиняется законам природы, а потому психическая, т. е. душевная, деятельность недоступна изучению.

Смелую попытку дать физиологическое объяснение психической деятельности человека впервые сделал один из крупнейших русских ученых - И.М. Сеченов. Он писал, что в основе всех ее проявлений лежат рефлексы.

Однако заслуга создания настоящей физиологии головного мозга всецело принадлежит другому великому русскому ученому - И.П. Павлову. Изучая работу слюнных желез на собаках с выведенным наружу протоком одной из слюнных желез, он обратил внимание, что рефлекторное выделение слюны возникает не только при попадании пищи в полость рта, но и в том случае, когда действуют раздражители, которые служат сигналами пищи, например ее вид, шаги или голос человека, обычно кормящего собаку, и т. п. Попытки многократно сочетать кормление собаки с предварительным предъявлением какого-нибудь раздражителя (например, звука трубы или мигания лампочки) всегда приводили к образованию слюноотделительного рефлекса на этот раздражитель, который, следовательно, становился сигналом кормления.

Такие новые рефлексы, образующиеся в течение жизни при определенных условиях, Павлов назвал условными, в отличие от обычных врожденных рефлексов, которые он стал называть безусловными.

Усмотрев в образовании условных рефлексов результат физиологической работы высшего отдела мозга - коры больших полушарий, Павлов разработал метод объективного, экспериментального изучения высшей нервной деятельности. Удобным объектом для исследования условных рефлексов оказались слюнные железы. Во-первых, выведение наружу протока слюнной железы позволяет наблюдать за характером и интенсивностью слюноотделения и не нарушает нормальной деятельности организма: слюна продолжает поступать в рот по протокам других слюнных желез. Во-вторых, работа слюнных желез неизменна при постоянстве окружающих условий, но легко изменяется под влиянием внешних воздействий. Все это дало возможность именно на реакциях слюнной железы установить важнейшие закономерности высшей нервной деятельности.

Отсюда, однако, нельзя делать вывод, что метод условных рефлексов непременно связан с изучением слюноотделительных реакций. Работы Павлова и особенно его многочисленных учеников и последователей с убедительностью показали, что условные рефлексы могут быть выработаны на основе не только слюноотделительной, но и любой безусловно рефлекторной реакции.

Часто применялся оборонительный двигательный рефлекс, например отдергивание лапы в ответ на болевое раздражение. С неизменным положительным результатом были испробованы и другие безусловные рефлексы, как, например, сосудистые (сужение и расширение сосудов в ответ на температурные раздражения), мочевыделительные и проч. Во всех случаях для образования условного рефлекса на определенный раздражитель необходимо, чтобы он предшествовал раздражителю, вызывающему безусловный рефлекс.

Условные раздражители. Условный рефлекс может быть образован на любое изменение внешней или внутренней среды организма, если оно вызвало возбуждение соответствующих рецепторов. Иными словами, любой действующий на организм раздражитель может стать условным. Так, условные рефлексы образуются на различные слуховые, вкусовые, запаховые раздражители, на прикосновение к определенному участку кожи, на температурное и болевое раздражение кожи и т.п. При этом условным раздражителем могут в одинаковой мере стать включение, выключение, усиление или ослабление действия раздражителя. Если, например, неоднократно подставлять кормушку вслед за определенным изменением интенсивности освещения, то именно это изменение станет условным раздражителем.

Как правило, при выработке условного рефлекса сначала включается будущий условный раздражитель, через 10-30 сек. присоединяется действие безусловного раздражителя, а затем оба раздражителя одновременно выключаются. Так, образование пищевого условного рефлекса выражается в том, что уже через несколько секунд изолированного действия условного раздражителя появляется первая капля слюны. Если увеличивать длительность изолированного действия условного раздражителя, доведя ее до одной, двух и даже трех минут, то появление первой капли слюны на условный раздражитель также будет запаздывать. Подставляя кормушку с едой через 2 мин после окончания действия условного раздражения, можно выработать следовой рефлекс: слюноотделение будет начинаться примерно через 1-1,5 мин после прекращения условного раздражения, т.е. незадолго до момента подкрепления.

Время как условный раздражитель. Каждый физиологический процесс протекает во времени. Многим из них свойственна регулярная повторяемость, или ритмичность. Ритмично работают не только сердце и дыхательный аппарат. Правильная повторяемость характерна для большей части двигательных актов. Периодически изменяется функциональное состояние организма в связи со сменой дня и ночи и с режимом приема пищи.

Ритмичность физиологических процессов лежит в основе способности организма отсчитывать время. Одним из примеров может служить способность некоторых людей просыпаться в намеченное время. Отсчет времени, как и всякое физиологическое явление, может проявиться и в условно-рефлекторной деятельности. Иными словами, время может стать условным раздражителем. И.П. Павлов доказал это следующим простым экспериментом: в лабораторной обстановке собаке подставлялась кормушка с едой через определенный промежуток времени, например периодически, через каждые 30 мин; после нескольких таких опытов слюна стала выделяться каждые полчаса вне зависимости от того, подставляется кормушка или нет.

Обстановка опытов. Опыты по изучению условных рефлексов требуют особой обстановки. Надо тщательно устранять все посторонние раздражители, так как каждый из них может превратиться в определенный сигнал или просто помешать нормальному ходу опыта. Поэтому собаку помещают в специальную камеру, стены которой не пропускают посторонних звуков. Камера оборудована кормушкой и набором раздражителей. Экспериментатор, не входя в камеру, при помощи различных приспособлений подставляет и убирает кормушку, пускает в ход условные раздражители, например метроном1, касалку2, звонок и т.п. Для наблюдения за выделением слюны стеклянный баллончик, прикрепленный к тому участку кожи собаки, где находится отверстие протока, соединяется при помощи системы трубок со специальным регистратором, который расположен у стола экспериментатора. Специальное устройство, напоминающее перископ подводной лодки, позволяет следить за поведением животного и в то же время оставаться для него невидимым.

Механизм образования условных рефлексов. Афферентные импульсы, идущие от различных рецепторов, поступают в центры спинного или головного мозга, участвующие в осуществлении соответствующих рефлексов. Одновременно импульсы направляются к определенным участкам коры больших полушарий, а также ретикулярной формации, бугров, подбугровой области и других отделов мозга. Под влиянием приходящих импульсов во всех этих участках изменяется фоновая активность, появляются различные комбинации возбужденных и заторможенных нейронов.

В процессе образования условных рефлексов устанавливается взаимодействие между реакциями на оба раздражителя - будущий условный (например, звук трубы, мигание лампочки) и безусловный (например, пищевой, болевой). При первом сочетании двух раздражителей один из них (будущий условный) вызывает ориентировочную реакцию. Она проявляется

__________________________________________________________________

 

1 Метроном - прибор с маятником, отмечающий ударами равные промежутки времени. Применяют его для соблюдения правильного темпа при разучивании музыкальных произведений; частоту качания маятника можно точно регулировать.

2 Касалка - прибор, дающий ощущение прикосновения.

 

в учащении фоновой активности, а следовательно, повышении возбудимости, в различных участках коры; изменяется активность и в других областях мозга. При дальнейших сочетаниях возникает ориентировочная реакция на последовательность двух раздражений, т.е. на связь между ними. Второй раздражитель (безусловный) во всех случаях вызывает хорошо выраженную доминанту, которая затормаживает слабую доминанту ориентировочной реакции. При этом импульсы, возникающие под влиянием первого раздражителя, легко переходят на группы нейронов, которые входят в состав очагов более сильной доминанты, а потому находятся в состоянии повышенной возбудимости.

Такое переключение импульсов, вызванных первым раздражителем, на очаги возбуждения, связанные с безусловным раздражением, при повторных сочетаниях становится все более выраженным и прочным, а общее повышение фоновой активности, характерное для ориентировочной реакции, постепенно исчезает. В результате такой перестройки будущий условный раздражитель становится настоящим: он вызывает такую же реакцию, как и безусловный раздражитель.

Образование каждого нового условного рефлекса - это всегда определенная перестройка старых и появление новых межцентральных отношений.

Отличия условных рефлексов от безусловных. Безусловные рефлексы не требуют специальной выработки. Это врожденные рефлексы. Они передаются по наследству, одинаковы для всех животных данного вида и поэтому могут быть названы видовыми. Они имеют определенные постоянные дуги, которые проходят не через высший отдел мозга, а через нижележащие его отделы.

Условные рефлексы, в противоположность безусловным, приобретаются животными в течение жизни, вырабатываясь при определенных условиях, и прежде всего при неоднократном подкреплении нового раздражителя присоединяющимся к нему безусловным раздражителем. Выработанные условные рефлексы могут длительно сохраняться лишь в том случае, если они, хотя бы изредка, подкрепляются действием безусловного раздражителя. Без подкрепления они слабеют, а затем и совсем угасают.

Образование условного рефлекса зависит от той обстановки, в которой животное находится. Неодинаковые условные рефлексы могут образовываться не только у различных животных данного вида, но даже в разное время у одного и того же животного. Поэтому они могут быть названы индивидуальными.

Условнорефлекторная деятельность связана с высшим отделом мозга. Поэтому удаление у собаки всей коры больших полушарий влечет за собой прекращение условнорефлекторной деятельности. Внешне это проявляется в резком изменении всего поведения животного. Реакции такой собаки очень бедны, и на них не оказывает влияния то, что принято называть жизненным опытом. Исчезает способность ориентироваться в окружающей обстановке. Собака становится совершенно беспомощной. Она не отличает хозяина - от постороннего человека; не реагирует на присутствие другого животного, например кошки; не подходит к поставленной перед ней пище и начинает есть лишь после того, как ткнут ее морду в миску.

Значение учения об условных рефлексах. И.П. Павлов изучал основные закономерности тех высших проявлений нервной деятельности животных, а затем и человека, которые принято называть психическими. С самого начала перед ним встал вопрос: как истолковывать наблюдаемые явления? В самом деле, почему разнообразные раздражители, становясь сигналами пищи, начинают вызывать отделение слюны? Можно ли для понимания этих явлений исходить из собственных психических переживаний, основанных на самонаблюдении, судить о внутреннем состоянии животного, по-своему, т.е. по-человечески, представляя его ощущения, чувства и желания? На этот вопрос Павлов дал отрицательный ответ. Он полностью стал на путь строго объективного изучения высшей нервной деятельности. Именно поэтому учение И.П. Павлова об условных рефлексах, раскрывающее основные механизмы высших форм нервной деятельности, приобрело неоценимое значение не только для физиологии, но и для науки вообще и в частности для философии, психологии и педагогики. Учение о высшей нервной деятельности может служить экспериментальным обоснованием теории отражения, ибо оно устанавливает рефлекторный (отражательный) характер всей без исключения деятельности мозга и раскрывает закономерности этой деятельности. Передовое, материалистическое учение И.П. Павлова создало революционный переворот в биологии и медицине и превратилось в грозное оружие идеологической борьбы со всеми проявлениями идеализма и мракобесия.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 306.