Развитие основных свойств двигательного аппарата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Координация движений. Поддержание вертикального положения тела требует хорошо согласованной деятельности почти трехсот больших и малых мышц. Каждая мышца должна сокращаться со строго определенной силой, чтобы совместно с другими мышцами закреплять в определенном положении подвижно соединенные друг с другом кости скелета. Особенно сложна работа мышц при ходьбе и беге.

Во время ходьбы около 50 мышц участвуют в переносе ноги вперед, непрерывно изменяя напряжение. Пока одна нога делает шаг вперед, мышцы другой вместе с мышцами туловища обеспечивают поддержание равновесия, что усложняется непрерывным перемещением центра тяжести.

У ребенка координация работы мышц при стоянии и ходьбе устанавливается не сразу. Вначале ребенок ходит, широко расставляя ноги и балансируя разведенными в стороны руками. Лишь постепенно, к 3-4 годам, координация становится столь точно, что ребенок легко ходит и бегает, хорошо сохраняя равновесие.

В возрасте 4-5 лет ребенку становятся доступны самые разнообразные и сложные движения. Он может прыгать, скакать па одной ноге, скользить по ледяным дорожкам, кататься на коньках, проделывать различные гимнастические и акробатические упражнения. Разумеется, новые двигательные акты даются не сразу. Они требуют навыка, тренировки, причем одни дети осваивают их быстро, а другие с большим трудом.

Движения мелких мышц кисти начинают осваиваться уже к концу первого и началу второго года жизни. Так, ребенок может схватывать и удерживать мелкие предметы не только всей кистью, но большим и указательным пальцами. К 3-5 годам ему доступны самые разнообразные, хорошо координированные и точные движения пальцев: ребенок может научиться рисовать, играть на рояле, резать ножницами.

Можно считать, что свойственная взрослому человеку координация движений различных мышечных групп устанавливается к 6-летнему возрасту. Что же касается действительного овладения многими двигательными навыками, то оно зависит от индивидуальных особенностей организма, а в еще большей степени от соответствующей тренировки.

Скорость протекания волн возбуждения. Сказанное выше не означает, что к шести годам заканчивается развитие двигательного аппарата ребенка. Свойства мышечных волокон продолжают изменяться и после шести лет. Состояние возбуждения, а следовательно, и сокращения мышцы возникает под влиянием импульсов, которые с определенной частотой бегут по нервным волокнам. Каждый импульс вызывает в мышце очередную волну возбуждения. Новая волна возбуждения может возникнуть только по окончании предыдущей. Установлено, что возбудимость мышечных волокон, определяемая величиной порога раздражения, достигает уровня, соответствующего взрослым, уже в первые годы жизни. Но скорость протекания в мышце отдельных волн возбуждения и их частота продолжают увеличиваться до 10 лет. Увеличение скорости протекания волн возбуждения способствует большей мобилизации мышечной силы.

Темп движений. С возрастом увеличивается скорость, с которой мышца может переходить от сокращения к расслаблению и снова к сокращению, т.е. скорость чередования движений. Темп движений различных мышечных групп (например, последовательного сгибания и разгибания кисти, пальцев, ноги в колене) особенно интенсивно растет в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, достигая максимума к 15-16 годам.

Сила мышцы. Сила мышцы зависит от того напряжения, которое могут развить все ее волокна, сокращаясь одновременно. Мышца тем сильнее, чем длиннее и толще ее волокна. За весь период от рождения до взрослого состояния волокна большинства мышц удлиняются всего лишь в 2-3 раза, тогда как сила мыши увеличивается в десятки раз. Это объясняется тем, что за тот же период площадь поперечного сечения всех волокон в некоторых мышцах может возрасти в 10-12 раз, а в камбаловидной мышце, которая вместе с икроножной образует трехглавую мышцу голени, еще значительней.

Рост мышцы в толщину, т.е., иными словами, увеличение диаметра мышечных волокон (а отчасти и образование новых волокон), тесно связан с ее активностью: чем чаще и напряженней работает мышца, тем толще она становится, а следовательно, сильнее. В течение первого года жизни мышцы, разгибающие ногу в тазобедренном суставе, весят примерно вдвое больше, чем мышцы, сгибающие ее. Как только ребенок начинает ходить и длительное время сохранять вертикальное положение тела, на долю разгибателей падает очень большая нагрузка. В результате у полуторагодовалого ребенка сила мышц-разгибателей значительно увеличивается: их масса становится в 3 раза больше массы сгибателей.

У детей дошкольного возраста, несмотря на их большую подвижность, работа мышц если и бывает напряженной, то лишь на короткое время. Иными словами, мышцы тренируются в очень умеренной степени. Этим можно объяснить относительно медленный рост и малую силу мышц у детей дошкольного возраста. Даже у 6-летних детей на долю мышц приходится всего лишь около 22% общей массы тела.

Интенсивный рост мышц и значительное увеличение их силы наблюдается после шести лет. К восьми годам жизни мышцы составляют уже около 27% массы тела. Это тоже объясняется повышенной активностью мышц, их естественной тренировкой.

Значение двигательной активности не ограничивается тем, что увеличивается мышечная сила. Частое и интенсивное напряжение мышцы активизирует рост костей в толщину и перестройку их внутренней структуры. В частности, в участках, где прикрепляются мышцы, кость особенно сильно разрастается (образуется бугристость на поверхности кости), а расположение костных перекладин меняется таким образом, что кость становится прочнее, лучше сопротивляется силам растяжения и давления.

Выносливость мышц. Выносливость - это устойчивость организма, его способность сопротивляться как утомлению при длительной работе, так и различным неблагоприятным условиям. Можно говорить о выносливости к ходьбе, статическому усилию, физическому или умственному труду, а также о выносливости по отношению к холоду, низкому атмосферному давлению, микробам заразных болезней и другим воздействиям. Выносливость двигательного аппарата, определяемая способностью длительное время выполнять динамическую и статическую работу, увеличивается очень медленно и постепенно, в течение многих лет. Она продолжает повышаться до 30-40 лет, а иногда и до 50-60. Основное условие повышения с возрастом выносливости - соответствующая двигательная тренировка.

Дети дошкольного возраста, как правило, очень подвижны, что, казалось бы, создает условия для значительной естественной тренировки двигательного аппарата. Однако в младшем дошкольном возрасте результаты этой тренировки еще очень малы, и говорить о заметной выносливости не приходится. Дети не могут долго выполняв одни и те же одинаковые движения. Даже дыхательные мышцы, естественная тренировка которых начинается с момента рождения, не могут сокращаться длительное время с одной и той же частотой и силой не только при ходьбе, но и при лежании. Ребенок 3-4 лет обычно не в состоянии долго идти спокойным, равномерным шагом. Его движения непрерывно меняются. Статическое напряжение его мышц может быть неизменным только и течение короткого времени. Вот почему ребенок младшего дошкольного возраста не может неподвижно стоять или сидеть - он почти непрерывно меняет позу, производит те или иные движения.

В старшем дошкольном возрасте двигательная активность много больше и разнообразнее. Приблизительный подсчет показывает, что за день, особенно в летнее время, ребенок проходит до 15-20 км. Мышцы становятся значительно сильнее, а движения - хорошо координированными. Выносливость несколько повышается, но все же ребенок очень быстро переходит от одной деятельности к другой. При ходьбе его движения приобретают правильную ритмичность, но лишь на некоторое время, например на 5, 10 или 15 мин. Увеличивается способность сохранять неподвижную позу, особенно при сидении, но опять-таки ненадолго. Очень низкой остается выносливость по отношению к максимальному силовому напряжению.

Вред чрезмерных напряжений. Под влиянием эмоционального возбуждения, например при увлечении игрой, при грозящей опасности, во время соревнований, дошкольник может проявить несвойственную ему в обычных условиях очень большую силу и выносливость двигательного аппарата. Однако такое чрезмерное напряжение вредно отзывается на состоянии организма (особенно сердечно-сосудистой системы) и может стать причиной тяжелых патологических нарушений. Вот почему всякую физическую нагрузку (подвижные и спортивные игры, занятия гимнастикой, прогулки и проч.) необходимо строго дозировать.

 

 

Развитие правильной осанки

 

Нормальная осанка. Осанка, т.е. привычная поза при сидении, стоянии, ходьбе, начинает формироваться с раннего детства. Нормальной, или правильной, считается такая осанка, которая наиболее благоприятна для функционирования как двигательного аппарата, так и всего организма. Она характеризуется умеренными естественными изгибами позвоночника, симметрично расположенными (без выпячивания нижнего края) лопатками, развернутыми плечами, прямыми ногами и нормальными сводами стоп. Люди с хорошей осанкой отличаются стройностью; голову они держат прямо; их мышцы упруги, живот подтянут, движения собранные, четкие.

 

Неправильная осанка. Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной области (кифотическая осанка) или поясничной (лордотическая осанка), а также так называемый сколиоз, т.е. боковое искривление позвоночника (рис. 16). Сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплощена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен. При кифотической осанке все вышеперечисленные симптомы особенно заметны, так как, кроме слабого развития мышц, наблюдаются изменения в связочном аппарате позвоночника: связки растянуты, менее эластичны, отчего естественный изгиб позвоночника в грудной области заметно увеличивается. При лордотической осанке сильно выражена изогнутость позвоночника в поясничном отделе вперед, шейный изгиб уменьшен, живот чрезмерно выдается. Сколиозы сопровождаются асимметричным положением плеч, лопаток и тела.

Неправильная осанка неблагоприятно сказывается на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная емкость легких; понижается обмен веществ; появляются головные боли' повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр.

Профилактика нарушений осанки. Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем привести к образованию стойких деформаций костной системы. Нарушению осанки способствует длительное вынужденное сидение на одном месте, особенно если стул и стол не соответствуют росту и пропорциям тела ребенка. Поэтому следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, укрепляющие их здоровье и опорно-двигательный аппарат.

Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой или прогибающейся под тяжестью их тела кровати, и притом всегда на одном и том же боку. Нельзя до трех месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до шести месяцев сажать, до 9-10 месяцев надолго ставить на ножки. При обучении ходьбе не следует водить ребенка за руку, так как при этом положение его тела становится несколько асимметричным; полезно пользоваться специальными приспособлениями (рис. 17). Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, например при катании на самокатах. Надо следить за тем, чтобы маленькие дети не стояли и не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на большие расстояния (дозировка прогулок и экскурсий), не переносили тяжестей. Это особенно касается слабых, болезненных детей, а также детей с признаками рахита. Чтобы малыши, играя в песок, не просиживали подолгу на корточках, песочные ящики делают со скамейками и столиками.

Во время занятий и приема пищи надо следить за правильной посадкой детей. Требовать от ребенка правильной посадки можно тогда, когда мебель соответствует его росту и пропорциям тела. Чтобы ребенок сидел удобно и прочно, глубина сиденья стула должна равняться 2/3 бедра, а ширина должна превышать ширину таза на 10 см. Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени вместе со стопой (измерять следует до подколенной впадины, прибавляя 2 см на высоту каблука). При слишком высоком сиденье ноги не достают пола и положение тела становится менее устойчивым. При низком сиденье ребенок либо отводит ноги в сторону, что нарушает правильность посадки и искажает позу, либо подбирает их под сиденье, что может вызвать чувство онемения в ногах, поскольку крупные вены, проходящие в подколенной впадине, сильно сдавливаются.

Высота стола над сиденьем, или дифференция, должна позволить ребенку свободно без поднимания или опускания плеч класть предплечья на крышку стола. При слишком большой дифференции ребенок, работая за столом, поднимает плечи, особенно правое, при слишком малой он сгибается, сутулится (рис. 18).

Чтобы ребенок мог опираться о спинку стула, дистанция спинки (расстояние между спинкой и краем стола, обращенным к сидящему) должна на 3-5 см превышать переднезадний диаметр грудной клетки. При этом дистанция сиденья, т.е. расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края стула и от заднего края стола, становится «отрицательной» - край стула па 2-3 см заходит под край стола (рис. 19). При нулевой дистанции   сиденья,  когда  край   стула  и  край  стола   находятся  на  одной

отвесной линии, и особенно при положительной дистанции, когда стул несколько отодвинут от края стола, опираться на спинку стула при выполнении работы за столом невозможно.

Плоскостопие. На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу (рис. 20). При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появляются боли, а иногда и судороги в ногах.

Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, топают, подгибают ноги в коленях и тазобедренном суставе; походка их напряженная, неуклюжая. У таких детей быстрее снашивается обувь, особенно внутренняя сторона подошвы и каблука. К концу дня дети часто жалуются, что обувь тесна, хотя с утра она была впору. Это объясняется тем, что под влиянием длительной дневной нагрузки стопа еще более уплощается, а следовательно, удлиняется.

Условия, способствующие развитию плоскостопия, различны, как, например: заболевание рахитом; общая слабость и пониженное физическое развитие; излишняя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая нагрузка; преждевременное (ранее 10-12-го месяца жизни) длительное стояние и передвижение на ногах; длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц ног и стоп, ежедневные ножные ванны, хождение босиком. Особенно рекомендуется хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно переносит тяжесть тела па наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия па физической культуре, включая утреннюю гимнастику, вводят специальные, корригирующие упражнения.

Проведение занятий по развитию движений. С первых месяцев жизни ребенка для развития его двигательной активности пользуются игрушками, подвешивая их над кроватью или раскладывая на полу манежа. Стремясь дотянуться до них, дети быстрее овладевают новыми движениями. Очень важно, чтобы одежда не стесняла движений ребенка. Дети, которые постоянно лежат в кроватях, плотно завернутые, становятся вялыми, апатичными, мышцы их делаются дряблыми, развитие движений запаздывает.

Занятия по развитию движений проводятся с детьми до года индивидуально, ежедневно по 5-8 мин, а с детьми от одного до трех лет - не только индивидуально, но и группами по 4-5 человек: продолжительность занятий постепенно увеличивается до 18-20 мин.. Для детей трех лет и старше проводятся гимнастические упражнения, подвижные игры, утренняя гимнастика.

Нагрузка в подвижных играх и физических упражнениях должна строго дозироваться. Не рекомендуются упражнения с длительным напряжением мышц, что связано с задержкой или напряжением дыхания. Общая продолжительность занятий для детей 3-5 лет - 20 мин, для детей 6-7 лет - 25 мин.

Для большего эмоционального подъема, выработки чувства ритма и темпа физические упражнения проводят под музыку. Гимнастические стенки, заборчики для лазания, горки, стойки для прыжков, а также мячи, обручи, флажки и прочее оборудование позволяют быстрее усвоить нужные движения, делают занятия по гимнастике более увлекательными и менее утомительными.

В теплое время года занятия по развитию движений проводят на участке. Одежда во время занятий должна быть легкой, не стесняющей движений. Во время прогулок в зимнее время дети катаются на санках, лыжах, коньках; в летнее время - на велосипедах. На участке дети выполняют определенные виды труда: сажают цветы и овощи, рыхлят землю, поливают и пропалывают грядки, перевозят и переносят песок, землю, снег и пр. Все это хорошо способствует развитию мышц и двигательных навыков, но при условии, если инвентарь, которым дети пользуются (лопаты, грабли, тачки и пр.), соответствует росту, пропорциям тела и силам ребенка. Так, например, в велосипеде расстояние от сиденья до опущенной педали должно быть равно длине голени со стопой. В среднем для детей 3-5 лет оно равно 25 см, для детей 6-7 лет - 30 см. При этом наиболее удобно расстояние по вертикали от руля до сиденья для детей 3-5 лет - 18 см, а 6-8 лет - 20 см.

Детские коньки для лучшей их устойчивости должны быть не-. большой высоты и иметь широкие лезвия. Ботинки для катания на коньках должны быть низкими, на тонкой подошве, без каблуков, с твердым задником и шнуровкой от самого носка. Такие ботинки обеспечивают хорошую устойчивость стопы и предупреждают ее вывихи. Шнуровать ботинки у пальцев надо свободно, а на подъеме туго.

Систематические физические упражнения содействуют развитию двигательного аппарата детей, повышают возбудимость мышц, темп, силу и координацию движений, мышечный тонус, общую выносливость, способствуют формированию правильной осанки. Большая активность мышц влечет за собой усиление сердечной деятельности, иными словами, тренировку сердца - органа, от работы которого зависят обеспечение всего организма питательными веществами и своевременный обмен газов.

Вот почему в настоящее время придается такое большое значение правильной организации физического воспитания детей всех возрастов.

 

Вопросы. 1. Как растут кости в длину и ширину? 2. Как изменяется с возрастом скелет ребенка? 3. Что такое координация движений и как она развивается у детей? 4, Каковы признаки правильной осанки? 5. Какой должна быть правильная посадка за столом?

 

 

НЕРВНАЯ СИСТЕМА

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 273.