Особенности высшей нервной деятельности детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Образование первых условных рефлексов. У недоношенного ребенка можно выработать условные рефлексы в тот период его жизни, когда он еще не должен был бы появиться на свет. Это свидетельствует о том, что по крайней мере за несколько недель до рождения корковые клетки достаточно зрелы, чтобы проявлять свою специфическую функцию. Вряд ли, однако, можно говорить о каких бы то ни было элементах высшей нервной деятельности в период внутриутробного развития. Среда, окружающая организм плода, очень постоянна, а потому отсутствуют те условия, какие необходимы для образования условных рефлексов.

Момент появления ребенка на свет - это резкий переход к новым, качественно иным условиям его существования. Родившийся ребенок встречается с разнообразными раздражителями внешней и внутренней среды, которые, многократно сочетаясь с действием безусловных раздражителей, могут приобретать сигнальное значение. Поэтому условные рефлексы начинают образовываться уже в первые дни после появления ребенка на свет. Наблюдения показали, что еще в период новорожденности появляется пищевой • условный рефлекс на положение тела, обычное для акта кормления. Как только телу ребенка придавали такое положение, он начинал раскрывать рот, производить сосательные движения, а нередко даже искательные движения головой. Первые признаки такого условного рефлекса появлялись иногда на 9-й, а у большинства младенцев на 10-12-й день жизни, т.е. после нескольких десятков сочетаний положения тела (условный раздражитель) и кормления (безусловный раздражитель). После первого появления рефлекс в течение некоторого времени недостаточно прочен: иногда происходят «срывы» и придание телу положения для кормления не вызывает пищевой реакции или она очень слабо выражена.

Характерна и другая особенность этого условного рефлекса: пищевая реакция (особенно сосательные движения) первое время возникает на различные изменения положения тела. Лишь через несколько дней (чаще всего на 16-20-й день) образуется различение сходных раздражений и условный рефлекс возникает только на положение тела для кормления. Это свидетельствует о том, что к середине первого месяца жизни у ребенка появляются не только положительные, но и отрицательные условные рефлексы.

Искусственные пищевые и оборонительные условные рефлексы на звуковые и некоторые другие раздражители удается выработать уже на 5-6-й день жизни, но при условии очень большого количества подкреплений.

Образование условных рефлексов в первые месяцы жизни. В опытах на животных И.П. Павлов установил, что у взрослых собак в лабораторной обстановке первые искусственные условные рефлексы вырабатываются медленнее, чем последующие. Медленное образование первого условного рефлекса объясняется индукционным торможением, связанным с возникновением ориентировочной реакции на новый раздражитель и на новую, непривычную обстановку.

В первые дни жизни младенца медленно образуются не только первый, но и последующие рефлексы. Это связано в основном с легко возникающей иррадиацией торможения в коре больших полушарий, что обычно проявляется в засыпании ребенка во время опыта. По мере накопления естественных условных связей скорость образования новых условных рефлексов увеличивается, рефлексы становятся более устойчивыми, уменьшается их латентный (скрытый) период, т.е. промежуток времени с момента включения условного раздражителя до появления ответной реакции. Уже к концу 1-го или началу 2-го месяца жизни пищевые и оборонительные условные рефлексы становятся несколько более прочными и могут быть образованы с любых рецепторов. Увеличивается скорость образования новых условных рефлексов. Легко образуются грубые дифференцировки, т.е. дифференцировки на раздражители, которые значительно отличаются друг от друга. Однако первое время дифференцировки недостаточно прочны и легко разрушаются.

В последующие месяцы образуются все новые и новые положительные и отрицательные условные рефлексы. Значительное увеличение общего фонда образовавшихся условных связей сопровождается более быстрым и тонким различением (дифференцированием) сходных раздражителей. При этом как положительные, так и отрицательные условные рефлексы становятся более прочными.

Уже в первые месяцы жизни начинают образовываться условные рефлексы на комплексные раздражители. Если приведенный выше условный пищевой рефлекс первоначально возникает на положение тела для кормления, то позднее (обычно к концу 2-го месяца) вид материнской груди также приобретает значение условного раздражителя, однако лишь в комбинации с положением тела для кормления. В отдельности ни то ни другое не вызывает пищевого рефлекса. Еще позднее (примерно к трем месяцам) пищевой рефлекс образуется как на комплекс двух раздражителей, так и на изолированное действие зрительного раздражителя, т.е. на вид материнской груди без положения тела для кормления. Одно лишь положение тела для кормления перестает вызывать рефлекс. Следовательно, зрительный раздражитель стал сильным компонентом комплексного раздражителя, а положение тела для кормления - слабым. Таким образом, уже в первые месяцы жизни не только образуются условные рефлексы на комплексные раздражители, но и значимость отдельных компонентов комплекса может меняться.

Значение ориентировочного рефлекса. В высшей нервной деятельности человека особое значение имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс. «У нас, - писал Павлов,- этот рефлекс идет чрезвычайно далеко, проявляясь, наконец, в виде той любознательности, которая создает науку, дающую и обещающую нам высочайшую, безграничную ориентировку в окружающем мире»1. Большое значение безусловного ориентировочного рефлекса определяется тем, что он обрастает множеством условных ориентировочных рефлексов.

У детей простейшие безусловные ориентировочные рефлексы имеются уже в первые дни после рождения. Однако первые условные ориентировочные рефлексы удается наблюдать значительно позднее, обычно на 3-м или 4-м месяце жизни. В дальнейшем условные ориентировочные рефлексы образуются очень легко и начинают играть существенную роль в поведении ребенка. Важнейшим условным раздражителем, вызывающим ориентировочный рефлекс, становится речь.

Динамический стереотип. Внешний мир воздействует на организм целой системой одновременных и последовательных раздражителей. Во многих случаях такая система многократно повторяется, или, как принято говорить, становится стереотипной. Стереотип раздражений при достаточном количестве повторений ведет к образованию в коре больших полушарий соответствующей мозаики очагов возбуждения и торможения, возникающих и сменяющих друг друга в постоянной последовательности.

Внешний стереотип приводит к образованию системности, или, как говорит Павлов, динамического стереотипа в работе коры: на одни и те же повторяющиеся условия кора, а вслед за ней и весь организм отвечают одной и той же прочно установившейся и вместе с тем подвижной (динамической) системой процессов. Прочность и подвижность - два основных свойства стереотипов. Их подвижность заключается в том, что любое изменение в системе раздражителей тотчас же вызывает соответствующую поправку в протекании коркового стереотипа.

Образование динамических стереотипов лежит в основе приобретения ребенком таких двигательных навыков, как ходьба, бег, прыжки, катание на коньках, пользование при еде ложкой, ножом и вилкой и пр. Как ни прочны эти навыки, но любое внезапно возникшее препятствие ведет к изменению привычной схемы выполнения навыка. Иными словами, корковый стереотип находится под непрерывным контролем афферентных импульсов, информирующих     об    изменениях  в    окружающей среде или в самом

_________________________________

 

1 Павлов И. П. Полное собрание трудов, т. IV. М.— Л., Изд-во АН СССР, 1947, с. 27.

организме, некоторые из них требуют внесения срочных изменений в протекание коркового стереотипа.

У детей раннего возраста (до 3-4 лет) корковые стереотипы образуются очень медленно; они недостаточно прочны, часто нарушаются и очень малоподвижны. У детей старшего дошкольного возраста стереотипы становятся прочными, а их подвижность столь же велика, как и у взрослых.

Выработка стереотипа - сложная аналитико-сиптетическая деятельность коры. Она представляет собой трудную, а иногда (при сложном стереотипе) и чрезвычайно трудную задачу для нервной системы. Вместе с тем поддержание уже выработанного стереотипа не требует сколько-нибудь значительного напряжения корковой деятельности. Представляя собой особо легкую, а следовательно, выгодную для организма форму высшей нервной деятельности, динамический стереотип нередко становится весьма прочным, упорным, трудно поддающимся разрушению и переделке.

Привычки и навыки представляют собой хорошо закрепленные системы, или комплексы условных рефлексов, связанные с динамическим стереотипом в коре больших полушарий. Всякая воспитательная и учебная работа обязательно приводит к новым динамическим стереотипам, обогащающим и совершенствующим корковую деятельность.

В обыденной жизни можно встретить много примеров, иллюстрирующих, с одной стороны, трудность образования сложных стереотипов, а с другой - стойкость уже выработанных стереотипов, трудность их переделки. Ребенок долго учится ходить, а позднее бегать и прыгать; далеко не сразу даются ему навыки держать в руке карандаш и ручку и владеть ими. Большого труда стоит приучить ребенка к опрятности, к вежливому обращению, к строгому соблюдению режима дня, т.е. всегда в одно и то же время вставать, оправлять постель, делать зарядку, умываться и т.д.

Образовавшиеся и упрочившиеся навыки и привычки выполняются ребенком легко и охотно, не вызывая отрицательных эмоций. Они сохраняются многие годы и составляют основу человеческого поведения. Двигательные навыки, приобретенные в детстве (например, катание на коньках, игра на рояле), а затем не применявшиеся в течение 20-30 лет, восстанавливаются легко и быстро.

Примером стойкости сложных стереотипов может служить тот огромный труд, которого требует «переучивание», если ребенок, обучаясь письму, игре на рояле или спортивным движениям, привил себе неправильные навыки. Трудность переделки стереотипов заставляет обращать особое внимание на правильность приемов воспитания и обучения с первых лет жизни.

 

Развитие речи

 

Значение речевых компонентов комплексных раздражителей. С первых месяцев жизни ребенка окружают люди. Он их видит, слышит человеческую речь, которая очень рано становится условным раздражителем, сигнализирующим о присутствии человека. К 3-5 месяцам ребенок различает мать, а нередко и других соприкасающихся с ним людей. И всегда существенным признаком различения оказывается голос. К этому времени ребенок начинает различать интонацию, связанную с соответствующей мимикой.

В силу подражательного рефлекса, ярко выраженного уже в первые месяцы жизни, ребенок начинает повторять звуки человеческой речи. И еще до образования условных связей на слова у него начинают появляться первые речевые шумы - глоточные, гортанные, нёбные, губные и т.д., которые затем постепенно дифференцируются, приводя к образованию речевых звуков. Каждый произносимый ребенком звук вызывает у него афферентные импульсы как с органа слуха (ребенок слышит произносимые им звуки), так и с органа речи (от голосовых связок, языка и всего речевого аппарата). Эти импульсы, достигая коры, становятся сигналами, приобретающими впоследствии важнейшее значение в установлении речевых условных связей.

Во второй половине первого года жизни у ребенка появляются условные рефлексы на речевые раздражители. Однако, как правило, эти раздражители действуют в комплексе с другими раздражителями, например окружающей обстановкой, положением тела ребенка, видом говорящего человека, его мимикой. Да и сам речевой раздражитель лишь условно может быть назван речевым, ибо ребенок различает не слова с их смысловым значением, а высоту и тембр голоса и интонацию. Поэтому замена произносимых слов другими при сохранении интонации не окажет влияния на реакцию ребенка, тогда как изменение обстановки и особенно вида говорящего человека может привести* к торможению реакции. Так, ребенок восьми месяцев на вопрос матери: «Где папа?» - повернет голову в сторону отца. Но если вместо матери тот же вопрос задает постороннее лицо, реакция может отсутствовать.

Лишь постепенно доминирующее значение приобретает само слово, как определенное сочетание речевых звуков. Ребенок начинает реагировать не на весь комплекс, включающий даже обстановку, а на отдельные произносимые окружающими слова или фразы, которые становятся сигналами определенных безусловных, а позднее и условных раздражителей. Постепенно слова становятся сигналами действий, явлений и отношений между этими явлениями.

Ранний этап развития речи. Речь ребенка начинается с того момента, когда произносимые им отдельные речевые звуки или их комбинации приобретают значение условных раздражителей, становясь такими же сигналами определенных непосредственных раздражителей, как и слова, произносимые окружающими. Формирование первых слов и установление правильного их произношения требует длительного времени. Как правило, произносимые ребенком комбинации речевых звуков сначала лишь отдаленно напоминают те слова, которые они должны обозначать, а затем, претерпевая ряд последовательных изменений, превращаются в правильно произносимые слова.

На втором году жизни ребенок, часто еще не сформировав произношения отдельных слов, начинает в своих речевых реакциях сочетать по два, а затем и по три слова, образуя таким образом первые, простейшие комбинации слов, нередко приобретающие характер предложений. Так, например, от ребенка этого возраста можно услышать «да-ко» или «да-моко» (дай молоко), «по-го» или «по-гу» (пойдем гулять), «ми-ка» (Мише каши) и т. п. Эти комбинации слов могут появляться либо в результате усвоения готового речевого стереотипа, который следует рассматривать как комплексный раздражитель, либо, что обычно наблюдается несколько позднее, путем синтезирования отдельных, ранее приобретенных слов с превращением их в новый стереотип.

Появление речевых стереотипов представляет собой существенный момент в развитии речи, а именно переход от простых речевых реакций к цепным, характеризующимся соединением слов в предложения.

Для первого этапа развития речи (примерно до середины второго года жизни) характерно относительно быстрое образование условных связей между слышимым словом и непосредственным раздражителем, причем связи образуются не только на предметы, но и на действия с ними. Если, например, постепенно показывать ребенку различные новые манипуляции с куклой, сопровождая их соответствующими словами (дай, возьми, положи, покорми, пока - чай куклу), то очень быстро на каждый словесный раздражитель он будет отвечать правильным действием. Однако речевые реакции образуются у ребенка медленно, при условии многократного сопровождения речевого раздражителя показом и передачей в руки непосредственного раздражителя (например, той же куклы).

Если у ребенка образовалась прочная речевая реакция на определенный предмет, то первое предъявление сходного предмета (например, куклы иного размера, в иной одежде) может не дать реакции. Вместе с тем если ребенок, несколько раз гладивший кошку, стал называть ее «ки» (киска), то при предъявлении меховой шапки, погладив ее, он может назвать ее «ки», а при показе нарисованной или резиновой кошки речевой реакции не будет. Для обобщения слова «ки» необходимо установление связи между этим словом и соответствующей афферентацией со зрительных, осязательных, слуховых и других рецепторов.

Развитие речи в дошкольном возрасте. Если на втором году жизни ребенок начинает произносить новые слова лишь после многократного, настойчивого их повторения окружающими, а условная связь образуется между произносимым словом и конкретным непосредственным раздражителем, то после двух лет процесс овладения речью резко меняется. Слова становятся не только доминирующими сигналами, когда они действуют на слуховые рецепторы, но и основной реакцией на эти сигналы, а также нередко на непосредственные раздражители. Постепенно все чаще речевые реакции образуются не сочетанием непосредственного раздражителя с его речевым обозначением, а на базе ранее выработанных речевых рефлексов.

На третьем году жизни ребенок легко повторяет и запоминает произносимые окружающими новые слова, даже в тех случаях, когда смысл, значение этих слов остается ему непонятным. Такое запоминание впервые произнесенных и «непонятных» для ребенка слов может служить примером образования новых условных связей «с места», т.е. при первом предъявлении раздражителей. Словарный состав детской речи достигает 200-400 слов. Путем подражания ребенок усваивает произношение, как отдельных слов, так и простейших речевых стереотипов, т.е. стандартных, заученных комбинаций слов. Уже к этому возрасту речевые сигналы, т.е. сигналы второй системы, начинают играть основную роль в организации поведения ребенка.

Развитие детской речи, т.е. придание языку стройного, осмысленного характера с применением надлежащего грамматического строя, в сильной степени зависит от правильности построения речи окружающих людей. Путем подражания ребенок произносит те слова и те обороты речи, которые он воспринимает от окружающих.

К трем годам речевой фонд ребенка состоит не только из отдельных слов и речевых стереотипов, но также из фраз, которые складываются в процессе речевой реакции и представляют собой различные комбинации ранее знакомых слов с применением падежных окончаний, глагольных форм и других особенностей грамматического строя речи. В этом сказывается особая подвижность речевых стереотипов, которая с возрастом продолжает усиливаться.

Возможность использования словарного состава речи и ее грамматического строя для построения новых комбинаций применительно к данным условиям объясняется резким увеличением количества условных связей, лежащих в основе речевой функции мозга. Именно богатство речевых условных связей, всегда взаимодействующих между собой, создает возможность неограниченного творчества все новых и новых их комбинаций. Хотя речевые стереотипы (например, стандартные, заученные обороты речи) сохраняют свое значение в течение всей жизни человека, однако наряду со словарным составом языка они служат лишь основой построения осмысленной речи.

У ребенка увеличение количества речевых условных связей, необходимое для правильного пользования речью в каждом конкретном случае, происходит под влиянием слышимой речи. Ребенок повторяет то, что говорят окружающие, легко запоминая новые слова и обороты речи. Повторно слушая читаемые ему сказки и стихотворения, он воспроизводит их сначала частями, а затем и целиком. При этом каждая новая заученная комбинация слов и выражений обогащает его второсигнальные условные связи, приводя к все более свободному и разнообразному пользованию наличным фондом слов и речевых стереотипов. Отсюда понятно, какое огромное значение для развития речи имеет заучивание наизусть и пересказ рассказов и стихотворений.

Процесс овладения речью и мышлением неизбежно приводит к тому, что основная масса условных связей в коре больших полушарий человека образуется при обязательном и доминирующем участии речевых раздражителей, что ускоряет образование условных связей, как положительных, так и отрицательных.

В развитии высшей нервной деятельности ребенка существенное значение имеет обобщение отдельных речевых раздражителей и образование речевых условных связей на слова, обозначающие видовые, а затем и отвлеченные понятия. В основе появления обобщающих понятий лежит процесс избирательной иррадиации возбуждения. Постепенно аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий ребенка становится источником все новых и новых обобщений, приводящих к отвлечению от действительности, к появлению абстрактного мышления. Обучение чтению и письму еще больше усиливает значение второсигнальных раздражителей,, способствуя дальнейшему развитию процессов мышления.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 275.