2.1 Построение плана механизма в шести-восьми положениях
(через 45º или 60º)
Исходные данные: ℓОА = 0,05 м; ℓВС = 0,12 м; ℓDE = 0,1 м.
Из условия размещения плана на листе выбирается масштабный коэффициент длины звеньев, например, по звену ВС:
Кℓ = = м/мм = 0,0014 м/мм.
С учётом Кℓ = 0,0014 м/мм длины звеньев на плане:
мм;
мм.
В выбранном масштабе вычерчиваются планы механизма в шести положениях (через 45º или 60º).
Из точки "О" проводится окружность радиусом ОА – траектория движения точки "А", которая делится на 6 равных частей (через 60º) (шесть положений кривошипа) и горизонтальная линия – траектория движения точки "D".
Точки "А" нумеруются от 1 до 6 в направлении вращения. Из каждой точки А1…А6 проводятся вертикальные линии, обозначающие положения кулисы, отмечаемые точками "В" и "С" и ползуна – точки "А".
Рис. 3 Планы положений механизма
2.2 Характеристика траекторий движения точек А, В, С, D
Траектория движения точки "А" (кривошип) – окружность; звено 2 (ползун) совершает поступательное движение относительно кулисы и вращательное вместе с кривошипом. Рабочий орган – кулиса, имеет две мёртвые точки, между которыми совершает возвратно-поступательное движение по прямой линии.
2.3 Кинематическая схема механизма в заданном положении
Исходные данные: φ1 = 60°; ℓОА = 0,05 м; ℓВС = 0,12 м; ℓDE = 0,1 м;
n1 = 120 об/мин или угловая скорость вращения кривошипа:
ω1 = = = 12,56 рад/с.
В принятом масштабе Кℓ = 0,0014 м/мм кинематическая схема механизма (план механизма) при φ1 = 60° для анализа изображена на рис.4, планы скоростей (рис.5) и ускорений (рис.6) построены на том же листе.
2.4 Определение линейной скорости точек А, D;
линейной скорости движения кулисного камня относительно
кулисы и их направления
Линейные скорости характерных точек механизма (А, D) и движения кулисного камня (ползуна) определяются из плана скоростей, который строится в масштабе Кυ = , где – длина отрезка в мм, изображающая скорость υа на плане. Скорость точки А: υа = ω1 · ℓОА = 12,56 · 0,05 = 0,628 м/с.
Вектор приложен в точке "А" перпендикулярно АО и направлен в сторону вращения. Скорость неподвижной точки "О" υО = 0.
Отсюда = = = 0,01 ,
где = 60 мм принимается из условия размещения плана на листе. Для определения скоростей и используется векторное уравнение:
= + ,
⊥OA ||DE ⊥OE.
Векторное уравнение с двумя неизвестными величинами и решаем путем построения плана скоростей. Построение плана скоростей производится в следующей последовательности: из произвольно выбранного полюса рυ (рис. 5) откладываем отрезок = 60 мм, перпендикулярно звену АО в направлении вращения. Из полюса рυ проводится направление вектора параллельно ОЕ, а из точки "а" (конца вектора ) проводится направление вектора перпендикулярно ОЕ до пересечения с направлением вектора . Измерив по плану (рис. 5) соответствующие отрезки, получим с учетом масштабного коэффициента Кυ = 0,01 :
υD = Кυ · = 0,01 · 52 = 0,52 м/с;
υАD = Кυ · = 0,01 · 32 = 0,32 м/с.
2.5 Определение линейного ускорения точек А, D
Линейные ускорения характерных точек механизма (А, D) определяются из плана ускорений, который строится в масштабе, который выбирается, исходя из ускорения . Так как звено 1 (ОА) вращается равномерно (ω1 = 12,56 1/с = const), то точка А имеет только нормальное ускорение аА = = · ℓОА = 12,562 · 0,05 = 7,89 м/с2. Принимаем масштабный коэффициент ускорения
Ка = = = 0,13 ,
при этом на плане ускорений ускорение изображается отрезком = 60 мм, отложенным из полюса плана pа (рис. 6) параллельно звену ОА в направлении центра вращения.
План ускорений строится по аналогии с планом скоростей, используя векторное уравнение:
= +
ОЕ; ||ОЕ; ⊥ОЕ.
Из произвольно выбранного полюса ра (рис. 6) откладываем отрезок = 60 мм параллельно звену ОА в направлении к центру вращения. Из полюса ра проводится направление вектора параллельно DЕ, а из точки "а" (конца вектора ) проводится направление вектора перпендикулярно DЕ до пересечения с направлением вектора . Пересечение направлений дает точку "в". Измерив по плану (рис. 6) соответствующие отрезки, получим с учетом масштабного коэффициента Ка = 0,13 : аD = Ка · = 0,13 · 30 = 3,9 м/с2;
аАD = Ка · = 0,13 · 51 = 6,6 м/с2.
Направления ускорений указаны на плане.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате структурно-кинематического анализа кулисного механизма в заданном положении φ = 60° установлено:
1. Механизм имеет одну степень подвижности;
2. Траекториями движения характерных точек являются: точки А (кривошипа) – окружность; точек В, С, D – прямая линия;
3. Звено 1 (кривошип) движется равномерно, вращательно; звено 2 (кулисный камень) движется поступательно относительно кулисы, равнозамедленно; звено 3 (кулиса) движется поступательно равноускоренно; звено 4 (стойка) – неподвижна.
Данный механизм может найти применение в досылателях снарядов артиллерийских орудий, в поршневых насосах и т.д.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 263.