Базовая модель социально-медицинской работы как методическая основа развития нового вида профессиональной деятельности. Основные элементы базовой модели
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Построение базовой модели социально-медицинской работы основывается на двух положениях.

Первое. Выделяется пять групп клиентов:

1) группа повышенного риска;

2) члены семьи клиента и его ближайшего окружения;

3) больные с выраженными социальными проблемами;

4) длительно и часто болеющие;

5) инвалиды.

Второе. В работе с каждой из перечисленных групп клиентовспециалист по социальной работе выполняет два блока основныхмероприятий: социально-медицинскую работу профилактической направленности; социально-медицинскую работу патогенетической направленности.

1. Социально-медицинская работа профилактической направленности:

1. Выполнение определённых профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и

региональном уровнях в учреждениях разной ведомственной принадлежности и разных организационно-правовых форм.

2. Проведение мероприятий по гигиеническому воспитаниюи формированию установок на здоровый образ жизни с учётом специфики клиентов групп повышенного риска.

3. Участие в проведении социально-гигиенического мониторинга.

4. Участие в разработке целевых программ профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, организации социально-медицинской помощи на разных уровнях.

5. Содействие медико-генетическому консультированию.

6. Участие в организации профилактических осмотров.

7. Определение факторов риска, влияющих на соматическое,психическое и репродуктивное здоровье, а также генетической иврождённой патологии.

8. Информирование граждан о состоянии индивидуального,общественного здоровья и состоянии окружающей среды.

2. Социально-медицинская работа патогенетической направленности:

1. Социальная экспертиза семьи.

2. Социально-медицинская помощь в планировании семьи,охране материнства и детства.

3. Социально-медицинский патронаж семей социальногориска.

4. Содействие в обеспечении государственных гарантий правграждан в охране здоровья и оказании социально-медицинской помощи.

5. Участие в оказании помощи пострадавшим в природных ииндустриальных катастрофах.

6. Содействие в решении правовых проблем клиента, связанных с его физическим и психическим здоровьем.

7. Психокоррекционная работа.

К элементам базовой модели социальной работы медико-социальной направленности относят пять групп клиентов:

1) инвалиды;

2) больные с выраженными социальными проблемами;

3) больные, длительно и часто болеющие;

4) клиенты с повышенным риском заболеваний;

5) члены семей и ближайшего окружения последних.

Сеть учреждений здравоохранения и социальной защиты населения как организационная основа становления и развития социально-медицинской работы в России. В российской системе здравоохранения часть ее учреждений является федеральными учреждениями. Это учреждения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья, имущество которых находится в федеральной собственности, а сами учреждения административно подчинены определенному федеральному ведомству. Их деятельность финансируется из федерального бюджета.

Эти учреждения призваны оказывать медицинскую помощь работникам соответствующих организаций и членам их семей. Клиники, поликлиники, станции переливания крови, санатории туберкулезные, санатории для детей и подростков, дезинфекционные станции, центры санитарно-эпидемиологического надзора, централизованные бухгалтерии, прочие учреждения здравоохранения.

Классической триадой в организации социальной работы в области проблем, связанных с медициной и здравоохранением, являются службы, нацеленные на все виды профилактики - первичной, вторичной и третичной. Речь идет о работе по предупреждению аномальных явлений, лежащих в основе заболевания, по предотвращению осложнений и негативных последствий болезни, по реадаптации и реабилитации больных, оказанию им социальной помощи. Именно в таком комплексном подходе строится медико-социальная работа во многих зарубежных странах.

Место и роль негосударственных учреждений и общественных организаций в становлении и развитии социально-медицинской работы. Деятельность общественных и благотворительных организаций – это проявление соц. инициатив различных соц. слоев, групп населения, отдельных граждан в ответ на соц.-экономическую ситуацию в стране, состояние системы соц. защиты населения и ее проблемы, стремление оказать помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 года устанавливает основные правовые формы, регулирующие благотворительную деятельность, определяет возможные способы и формы ее поддержки и поощрения со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, указывает на специфические особенности благотворительной деятельности в России:

- Благотворительная организация в обязательном порядке должна быть негосударственной. Эти организации создаются в общественных объединениях, фондах, учреждениях.

- Благотворительные организации должны быть зарегистрированы.

- Они не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий.

- Согласно закону они имеют право создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ.

- Обязательное условие их деятельности – расходование на благотворительные цели не менее 80% своих средств.

Обобщенных данных о работе негосударственных благотворительных организаций в России в целом нет, но опыт их деятельности в отдельных регионах свидетельствует о том, что многие из них успешно продолжают исторические традиции благотворительности.

Общественные фонды и ассоциации привлекают к благотворительной деятельности немало спонсоров из коммерческих структур. Например, успешно возрождаются традиции профсоюза работников среднего и малого бизнеса. Они переводят деньги непосредственно в адрес конкретных семей, пенсионеров, инвалидов, детских домов, мед. учреждений, выделяют бесплатные путевки в санатории, пансионаты, детские лагеря.

Рост числа и расширение форм благотворительных организаций России оказывают благоприятное влияние на становление СР. они объединяют на добровольной основе тысячи специалистов, работающих в области СЗН, создают условия для быстрейшего выхода России из соц. кризиса.

Правовая нормативная база социально-медицинской работы: состояние, проблемы, перспективы. Основополагающим законом, регламентирующими охрану здоровья населения Российской Федерации, являются Конституция РФ:

Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 7. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 45. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В настоящее время действует Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в которых четко определено понятие «охрана здоровья граждан» (гл. 1, ст. 2) - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Медико-социальная помощь предполагает оказание гражданам профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также принятие мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданами обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. «Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011. №856.

Программа определяет виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и других поступлений.

В Российской Федерации принята страховая система здравоохранения. Законодательно это положение закреплено в Федеральном законе «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-ФЗ, который касается каждого гражданина РФ.

Страховая медицина является системой профилактических и лечебных мероприятий, осуществляемых за счет средств страхования здоровья граждан, формирующихся на основе периодических целевых денежных взносов.

Медицинское страхование - форма социальной защиты населения в сфере охраны здоровья населения. Модель медицинского страхования является основой развития здравоохранения РФ. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программ ОМС.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программ ОМС.

Существует четыре субъекта медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение. Медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования. Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования, получает страховой медицинский полис.

Права граждан РФ, получивших дорогостоящее лечение, отражены в постановлении правительства РФ от 19.03.2001 г. №201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации и лекарственных средств…».

Согласно данному постановлению, по окончании финансового года гражданин, получивший дорогостоящее лечение (согласно утвержденному перечню), имеет право подать заявление (с прилагающимися к нему необходимыми справками и чеками) в налоговые органы с просьбой пересчитать сумму его подоходного налога, при этом гражданину должно быть возвращено 13% от израсходованной на лечение суммы.

В 2004 г. появился Федеральный закон №122 (о монетизации льгот). Изменения, вносимые этим законом в уже ранее принятые, имеют три направления. Во-первых, он предписывает отменить различным категориям населения положенные ранее льготы и заменить их на денежные компенсации.

Кроме вопроса о замене льгот, в данном законодательном акте решается вопрос о переводе значительной части финансового обеспечения социальных проектов и программ с расходных обязательств Российской Федерации на таковые субъектов РФ.

Третье существенное изменение, вносимое в законодательные акты на основании ФЗ №122, - замена в них понятия «помощь» на - «поддержка». В соответствии с понятийным аппаратом «помощь» намного шире, и одним из видов ее оказания является «поддержка».

Документы нормативно-правовой базы, регламентирующие в настоящее время социально-медицинскую работу в России:

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 №195-ФЗ (ред. 23.07.2008).

ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. 30.11.2011).

ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возрасти и инвалидов» от 02.08.1995 №122-ФЗ (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 №3185-1 (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. 01.07.2011).

ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 №8-ФЗ (ред. 21.11.2011).

ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1 (ред. от 30.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012).

ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002 №2-ФЗ (ред. от 27.12.2009).

ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26.11.1998 №175-ФЗ (ред. от 28.12.2010).

Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздоровительных центров граждан пожилого возраста и инвалидов» от 27.07.1999 №29.

Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» от 27.07.1999 №32.

Постановление Правительства РФ «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 05.11.1995 №1105.

Приказ «О подготовке специалистов по социальной работе и социальных работников, участвующих в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи»;

Приказ «О мерах по совершенствованию наркологической помощи населению РФ» и др.

Особенности медико-социальной помощи и социально-медицинской работы в Великобритании, Скандинавских странах, Германии, США. Медико-социальная помощь в Великобритании. Ответственность за медико-социальную помощь в Великобритании возлагается на местную власть, куда предается большая часть финансовых средств. Как правило, потенциальные потребители медико-социальных услуг в первую очередь обращаются к своим врачам общей практики. Координирует деятельность практикующих врачей и других служб, оказывающих социальные услуги социальный работник – «менеджер по обслуживанию». Такой специалист дает советы по оказанию возможных услуг и организовывает службы по мере необходимости. В Великобритании хорошо поставлена медико-социальная помощь пожилым людям, которую они получают не только в больницах, но и в домах престарелых, в домах сестринского ухода государственного и частного сектора, домах для инвалидов, приютах-общежитиях гостиничного типа для лиц с нарушением психики и инвалидов.
Другой вид специализированной медико-социальной помощи – хосписы – альтернативная форма помощи тяжелобольным с неблагоприятным прогнозом. В Великобритании такая помощь организована в трех основных формах: отделения в больницах или специализированные стационарные учреждения; выездные бригады на базе клиник; бригады оказания помощи на дому. В хосписах используются услуги социальных работников, психологов, медицинского персонала, членов религиозных и благотворительных обществ.

В Великобритании создан Российско-европейский фонд (РЕФ), как благотворительная организация, с целью оказания помощи в проведении социальных реформ и совершенствования системы социального обслуживания в России путем обмена информацией и опытом, предоставления консультативных услуг, обучения социальных работников, управленческого персонала государственных учреждений и социальных служб.

В США отличительной чертой социально-медицинской работы является её децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социально-медицинских программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Система государственного страхования дополняется частными системами страхования, имеющих две формы – коллективную и индивидуальную. Впоследние годы стали широко использоваться такие формы обслуживания, как обслуживание в домах-интернатах, дневных больницах, периодические курсы оздоровительного лечения, сочетание стационарного обслуживание с диспансерным. Особое вниманиеуделяется жилищно-бытовому обслуживанию пожилых и инвалидов. Практикуется доставка обеда на дом, купания в ванне, стрижка, стирка и смена белья, гимнастика с помощью инструктора.

В Германии социально-медицинская работа носит государственный характер, но присутствуют добровольческие и частные организации. Особо широко применяется социально-медицинский патронаж. Клиенты самостоятельно могут выбирать социальные службы в зависимости от своих потребностей и от степени заболевания, которые оказывают следующие социально-медицинские услуги: консультативные, врачебные, информационные, по общему уходу, организационные.

Скандинавские страны достигли высокого уровня социально-медицинского обслуживания с длительным уходом за нуждающимися гражданами на средства бюджета. К примеру, вопросы медицинского и социального обслуживания в Швеции относятся к компетенции муниципальных и областных властей. Основная обязанность по социальному обслуживанию граждан возложена на муниципалитет, на территории которого гражданин постоянно проживает.

Объем гарантированных государством социально-медицинских услуг. В Конституции РФ в 1993 году сформулировано волеизъявление граждан иметь достаточный уровень государственной охраны здоровья, который проявлялся бы в возможности не нести дополнительных финансовых потерь в случае возникновения необходимости получения медицинской помощи. Это требование было зафиксировано в статье 41 Конституции и сформулировано как право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственных медицинских учреждениях.

В качестве государственной политики в сфере обеспечения права граждан на бесплатную медицинскую помощь была принята преимущественно страховая модель ее организации и финансирования. В течение десяти лет (1992 - 2002) была сформирована общегосударственная система обязательного медицинского страхования (ОМС). Таким образом сформированы нормативные предпосылки для определения границы между государственными обязательствами в области бесплатной медицинской помощи и сферой медицинских услуг, на которую эти гарантии не распространяются

ОМС - это система контролируемых государством договорных отношений, обеспечивающих равные возможности для всех граждан в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет страховых средств в объеме и на условиях соответствующих Программ обязательного медицинского страхования (Базовой и Территориальной).

Базовая программа ОМС - это минимальный перечень требований к бесплатной медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, который обязателен для исполнения на всей территории РФ.

Территориальная программа ОМС - это перечень требований к бесплатной медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС, который обязателен на всей территории субъекта Федерации. Виды, объемы и условия предоставления медицинских услуг в рамках Территориальной программы не могут быть ниже таковых Базовой программы.

Начиная с 1993 года основной объем оказываемых гражданам медицинских услуг оплачивается из внебюджетных фондов ОМС. Однако существует виды медицинской помощи, которые относятся к сфере не только личного интереса граждан, но и интереса государственного (публичного, социального) и потому находятся по-прежнему на бюджетном финансировании. К таковым относятся:

· скорая медицинская помощь, оказываемая станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи;

· амбулаторно-поликлиническая помощь, оказываемая в специализированных диспансерах и больницах при следующих заболеваниях:

o заболевания, передаваемые половым путем;

o заразные заболевания кожи;

o туберкулез;

o заболевания, вызываемые особо опасными инфекциями;

o синдром приобретенного иммунодефицита;

o психические расстройства и расстройства поведения;

o наркологические заболевания.

Модуль 2:

Каково содержание социально-медицинской деятельности в системе социальной защиты населения? Специалист по социальной работе медицинского профиля обеспечивает (путем координации деятельности всех служб) социально-медицинскую помощь и защиту отдельных лиц, семей и населения в целом;

изучает условия жизни курируемого населения (социально-экономический уровень, криминогенность, уровень заболеваемости социально опасными заболеваниями);

внедряет программы социально-медицинской помощи населению обслуживаемого региона;

отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями;

содействует формированию социально-медицинских структур на базе лечебно-профилактических учреждений;

выявляет участки с неполным набором медицинских услуг, групп риска, связанных с повышением заболеваемости и социальной напряженностью; устанавливает масштабы необходимой для этих групп со-циальной и медицинской помощи;

предотвращает социальную и психологическую напряженность, приступы психологических и соматических заболеваний, профилактику психических срывов;

оказывает первую и неотложную медицинскую помощь пострадавшим и больным на месте происшествия или при приступе болезни;

содействует медицинскому страхованию подопечных;

организует правовую защиту курируемого населения;

применяет санитарно-гигиенические меры оздоровления территориальных, жилищных и экологических условий района в контакте с санитарно-эпидемиологической службой, ЖЭУ и т.д.;

занимается профилактикой травматизма, предупреждением инфекционных и хронических заболеваний;

обучает членов семей правилам и навыкам ухода за больными, престарелыми, детьми;

обеспечивает здоровый досуг, семейный отдых, формирует здоровый образ жизни у детей и подростков;

определяет степень участия в трудовой деятельности вышедшего на пенсию пожилого человека; помогает адаптироваться к новым условиям;

помогает в трудоустройстве больных с ограниченными возможностями с использованием различных форм организации труда (надомный труд, неполный трудовой день и т.д.);

 Каковы основные направления и содержание медико-социальной работы в учреждениях здравоохранения? Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и, персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

Медико-социальная работа в здравоохранении направлена на решение социальных проблем женщины, матери и ребенка, детей дошкольного и подросткового возраста, взрослого населения, пожилых и престарелых, инвалидов.

Состояние социальной среды обитания человека, экономическое благополучие общества определяют следующие демографические показатели:

- рождаемость;

- смертность;

- структура заболеваемости населения;

Они являются предметом специальных медико-социальных исследований, на основе которых разрабатываются различные комплексные программы оздоровления общества.

Охарактеризуйте объекты, содержание и методы социально-медицинской работы в учреждениях образования. Объекты: Медико-социальная деятельность по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит от возрастных особенностей детей-дошкольников и от наличия научно-обоснованных необходимых условий и факторов, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Предметом социально-медицинской работы являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда здоровье и поведение ребенка создают проблему для воспитателей и сверстников или он терпит материальные и социальные лишения.

Социально-медицинская работа на последующем образовательном уровне – в общеобразовательной школе – призвана обеспечить учащимся благополучное социальное развитие и сохранение здоровья. Социальный работник, осуществляющий социально-медицинскую деятельность руководствуется действующим законодательством и стремиться удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывать возможности их семей. Профилактическая социально-медицинская работа направлена на детей «групп риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, на их родителей и учителей. Особую сложность представляют случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал (имеют место физическое и психическое насилие, аморальное поведение, психические расстройства, антисанитария и т.д.). В такой ситуации проблемы ребенка возможно решить только при комплексном взаимодействии социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога, психиатра и других специалистов. Особое внимание социального работника должно быть уделено профессиональной ориентации учащихся со стойкими нарушениями здоровья.

Свою специфику имеет социально-медицинская работа в системе профессионального образования, которая строится с учетом возрастных особенностей клиентов (это, как правило, подростки и молодежь) на основе межведомственного взаимодействия с привлечением всех субъектов образовательного процесса.

Содержание: В возрасте 3-7 лет происходит дальнейшее развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей ребенка. Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается костно-мышечная система. Важен постоянный контроль за позой ребенка, его движениями и играми, физическими нагрузками, гигиеническими характеристиками питания, одежды, мебели, организацией досуга и образования. Особенно важный этап в жизни ребенка – подготовка к школе – должен быть организован гармонично, не нарушая его нервно-психическое и соматическое здоровье. Социальный работник долен активно участвовать в мероприятиях по оздоровлению детей дошкольного возраста совместно с медицинским работником, психологом и педагогами, обеспечивая своевременную диспансеризацию, оценку физического и нервно-психического развития, проведение профилактических прививок, организовывая при необходимости консультацию психолога и проведение психокоррекционных мероприятий.

Содержание социально-медицинской работы в общеобразовательных или специализированных школах имеет свою специфику, обусловленную особенностями состояния здоровья учащихся, принадлежностью их к «группе риска» по развитию социально-психологической дезадаптации, наличием различных форм девиаций и должна быть направлена, прежде всего, на сохранение здоровья через формирование здорового образа жизни.

Ведущие специалисты в области сохранения здоровья детей и подростков В.Р. Кучма и Л.М. Сухарева (2004), изучая медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста, определили основные тенденции формирования здоровья подростков в современных условиях, проблемы медико-психосоциальной адаптации подростков, приоритетные направления формирования у них здоровья и здорового образа жизни. Среди основных принципов построения профилактических программ авторы выделяют:

· комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности, а также с использованием возможностей различных служб);

· преемственность и последовательность;

· адресность и дифференцированность при максимальной активности личности (учет возрастных, половых и социальных характеристик);

· своевременность (поддержка в личностном и профессиональном самоопределении, раннее выявление аддиктивного поведения и нарушений адаптации, обучение способам получения помощи и т.п.).

Эти принципы, описанные авторами применительно для детей и подростков, являются универсальными, приемлемыми и для системы профессионального образования.

Основными направлениями в профилактической работе авторы считают следующие:

· организация социальной среды (воздействие на социальные факторы, информирование о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование здоровья и адаптивных форм поведения позволяют предотвратить нежелательное поведение личности в отношении своего здоровья);

· информирование о заболеваемости и особенностях адаптации и поведенческих установок учащихся данного учебного заведения, об особенностях этиологии, патогенеза, механизмах действия на организм психоактивных веществ;

· активное обучение социально-важным навыкам в форме групповых тренингов;

· организация деятельности, альтернативной аддиктивному поведению (спорт, искусство, познание, путешествия, значимое общение, творчество и т.п.) и активизация личностных ресурсов подростков, что обеспечивает здоровье и устойчивость к негативным внешним воздействиям;

· организация здорового образа жизни (здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха) путем формирования личной ответственности за свое здоровье.

Таким образом, основными задачами социально-медицинской работы в общеобразовательных и учреждениях профессионального образования являются:

· контроль состояния здоровья и развития учащихся, процесса их социально-психологической адаптации на основе комплексной медико-психологической диагностики нервно-психических нарушений, аномалий личностного развития, девиантных форм поведения;

· проведение психокоррекционных мероприятий на основе дифференцированного подхода к учащимся, имеющим отклонения в психическом здоровье, развитии и нарушения социально-психологической адаптации;

· осуществление психогигиенических мероприятий общего характера по профилактике нервно-психических нарушений, повышению уровня социально-психологической адаптации всего контингента учащихся, оптимизации условий воспитания и обучения;

· оказание консультативной помощи учащимся, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, состояния психического здоровья и причинах его нарушения, возможностях реабилитационной и коррекционной деятельности и др.;

· просветительская деятельность.

Реализация принципа системности, который, является основополагающим, возможна лишь в условиях координации деятельности всех учреждений и организаций, а также частных лиц, задействованных в гигиеническом воспитании (школ, учреждений среднего профессионального обучения, высших учебных заведений, лечебно-профилактических учреждений, родителей, руководителей спортивных секций, организаторов внеклассной работы и т.д.). Социальный работник в рамках социально-медицинской деятельности в учреждениях образования призван выполнять важнейшую координирующую и посредническую работу.

Методы: Признанные специалисты в области здоровья подрастающего поколения Г.Г. Онищенко, А.А. Баранов, В.Р. Кучма (2004) наиболее полно изложили мероприятия по оздоровлению учащихся в условиях образовательного учреждения, которые являются основой социально-медицинской деятельности:

1. Организация работы по созданию здоровой среды образовательного учреждения.

2. Своевременное выявление и устранение факторов риска формирования нарушений физического и психического здоровья и развития учащихся.

3. Методическое обеспечение работы по рациональной организации образовательного процесса.

4. Организационное и методическое обеспечение медицинского контроля за осуществлением физического воспитания и трудового обучения учащихся.

5. Организация и методическое обеспечение рационального питания.

6. Организация и методическое обеспечение работы по вакцинопрофилактике.

7. Организация работы по профессиональной ориентации обучающихся с учетом медицинских аспектов выбора профессии;

8. Обеспечение взаимодействия медицинского персонала образовательного учреждения с психолого-педагогической службой, учреждениями профессионального образования, территориальными учреждениями по труду и социальному развитию.

9. Методическое обеспечение и осуществление работы по гигиеническому образованию и воспитанию, формированию у обучающихся и воспитанников ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и самореализацию личности; разработка и реализация образовательных программ, направленных на сохранение здоровья обучающихся и воспитанников, на обучение их здоровому образу жизни.

10. Организация, методическое и кадровое обеспечение проведения ежегодных скрининг-обследований учащихся; организация (диспансеризации) периодических профилактических медицинских осмотров учащихся (в декретированные сроки) бригадами врачей-специалистов (на базе образовательных учреждений или детских амбулаторно-поликлинических учреждений).

11. Организация передачи обучающихся с хроническими болезнями и выраженными функциональными расстройствами, выявленными в результате медицинских профилактических осмотров, на диспансерное наблюдение к врачам-специалистам по профилю заболевания в детские амбулаторно-поликлинические учреждения по месту проживания и/или диспансеры.

12. Разработка коллективных программ оздоровления обучающихся, исходя из особенностей их состояния здоровья, физического и психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, региональных и этнонациональных условий.

13. Реализация в условиях образовательного учреждения коллективных мероприятий по повышению двигательной активности и закаливанию обучающихся и воспитанников, профилактике утомления и формирования нарушений нервно-психического здоровья, зрения и опорно-двигательного аппарата; оздоровление обучающихся и воспитанников, перенесших острые респираторные вирусные инфекции.

14. Проведение обучающимся и воспитанникам с отклонениями в состоянии здоровья назначенных врачами-специалистами индивидуальных лечебно-оздоровительных мероприятий, осуществляемых в условиях медицинского пункта образовательного учреждения (витамино-, физио-, фитотерапии, массажа и др.), а также лечебной физкультуры; контроль за их эффективностью.

15. Сбор и анализ информации о социальных факторах риска ухудшения здоровья учащихся (по данным скрининг-обследования, профилактических осмотров и т.п.), передача данных в автоматизированное программное управление для оказания медико-социальной и медико-психологической помощи.

16. Организация работы по медико-психологической коррекции нарушений соматического, психического, репродуктивного здоровья и физического развития обучающихся.

17. Формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях, резервных возможностях обучающихся, социальных и поведенческих факторах риска ухудшения здоровья, мониторинг состояния здоровья и факторов риска.

18. Методическое обеспечение работы по формированию групп повышенного медико-социального и биологического риска среди учащихся для оптимизации медицинского наблюдения, коррекции и реабилитации.

19. Анализ состояния здоровья учащихся, определение приоритетов при разработке профилактических, коррекционных и реабилитационных программ, внедрение конкретных медико-социально-психологических технологий сохранения, укрепления и восстановления здоровья учащихся.

20. Организация работы медико-психолого-педагогических комиссий для решения экспертных вопросов.

21. Оценка эффективности проводимой профилактической, коррекционной, лечебной и реабилитационной работы среди обучающихся на основании динамики показателей состояния соматического и психического здоровья и частоты факторов риска.

Содержание и методика социально-медицинской работы в стационарных учреждениях социального обслуживания: пансионатах, домах-интернатах различного профиля, специализированных санаториях, домах сестринского ухода, геронтологических центрах, социально-реабилитационных центрах. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи путем предоставления комплекса социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждающимся в постороннем уходе и наблюдении.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающих в стационарных учреждениях, предоставляются все необходимые им виды социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые).

Предоставление социальных услуг в стационарных учреждениях должно быть направлено на создание для граждан пожилого возраста и инвалидов, наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, на проведение реабилитационных мероприятий социального, медицинского и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода, медицинской помощи, организации их отдыха и досуга.

предназначены для предоставления социальных услуг при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании граждан пожилого возраста (мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет) и инвалидов 1-й и 2-й группы, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании, а также для обеспечения соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

Основной целью создания и деятельности учреждений является оказание социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания.

В соответствии с целью своей деятельности, учреждения выполняют следующие функции:

· организацию социально-бытовых услуг, направленных на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

· организацию социально-медицинских услуг, направленных на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

· организацию социально-психологических услуг, предусматривающих оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

· организацию социально-педагогических услуг, направленных на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

· организацию социально-трудовых услуг, направленных на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

· организация социально-правовых услуг, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

· организацию услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;

· проведение мероприятий по повышению качества обслуживания и ухода, внедрение в практику прогрессивных форм и методов работы по обслуживанию получателей социальных услуг;

· обеспечение организации труда обслуживаемого персонала и повышение его квалификации, внедрение в практику работы средств малой механизации, облегчающих труд обслуживающего персонала по уходу за тяжело больными, новых социальных технологий;

· организация обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников Учреждения;

· осуществление функции государственного заказчика по закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в установленном законодательством порядке;

· осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными организациями по вопросам, находящимся в ведении Учреждения.

Содержание и методика социально-медицинской работы в полустационарных социальных учреждениях: отделениях дневного или ночного пребывания муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки пожилым людям.. Они создаются на базе муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Отделения дневного пребывания предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пожилых людей, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни.

Отделения создаются для обслуживания в количестве не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Решение о зачислении принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

В отделении дневного пребывания оказываются следующие виды услуг:

организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, обеспечение книгами, журналами, газетами);

социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение);

содействие в организации правовых услуг;

содействие в организации ритуальных услуг.

Наметившаяся тенденция сокращения услуг стационарных учреждений связана с увеличением масштабов оказания амбулаторной помощи инвалидам и престарелым, проживающим в обычных домашних условиях, нестационарными учреждениями социального обслуживания. Последние представлены отделениями социальной помощи на дому (в т.ч. при домах-интернатах, территориальных центрах, отделах социальной защиты), территориальными центрами социального обслуживания и территориальными службами социальной помощи (как правило, на базе территориальных центров и отделений социальной помощи на дому при рай(гор)отделах (управлениях) социальной защиты населения).

Содержание и методика социально-медицинской работы в учреждениях социального обслуживания на дому: комплексных центрах социального обслуживания населения, территориальных центрах социальной помощи семье и детям, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Социальное обслуживание на дому является одной из наиболее распространенных форм социального обслуживания населения. Она предоставляется гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. К данной категории граждан относятся инвалиды и граждане пожилого возраста в случае частичной утраты ими способности к самообслуживанию. Рассматриваемая форма социального обслуживания включает предоставление на дому социально-бытовых, социально-медицинских и иных социальных услуг и помощи, а именно:

– организацию питания, включая доставку продуктов на дом;

– помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

– содействие в получении медицинской помощи;

– поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

– содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

– содействие в организации ритуальных услуг;

– другие надомные социальные услуги.

Содержание и методика социально-медицинской работы в общеобразовательных учреждениях. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Основными задачами образовательных учреждений являются:

обеспечение оптимальных условий окружающей среды, необходимых для полноценного физического и психического развития детей;

формирование гигиенических навыков, представлений и привычек, связанных с охраной, укреплением здоровья и развивающих культуру поведения ребенка.

Решение этих задач в образовательных учреждениях осуществляется в 5 направлениях:

Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.

Гигиеническая подготовка педагогов образовательных учреждений.

Гигиеническая подготовка медицинского персонала.

Гигиеническая подготовка технического персонала.

Систематическая санитарно-просветительная работа с родителями.

Основные положение Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних». Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

а) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

б) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

в) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

г) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:

а) законности;

б) демократизма;

в) гуманного обращения с несовершеннолетними;

г) поддержки семьи и взаимодействия с ней;

д) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

е) государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

ж) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних

Охарактеризуйте принципы и содержание реабилитационного процесса. 1.Раннее начало проведения реабилитационных мероприятий, адекватных состоянию больного, во многом обеспечивает более благоприятное течение и исход заболевания, служит одним из моментов профилактики инвалидности (вторичная профилактика).

2.Комплексность заключается в том, что проблемы медицинской реабилитации довольно сложны и требуют совместной деятельности многих специалистов: терапевтов, хирургов, травматологов, физиотерапевтов, врачей и инструкторов ЛФК, массажистов, психологов, психиатров и др. В зависимости от причин, приведших больного к состоянию, требующему применения реабилитационных мероприятий, состав специалистов и используемых методов и средств будут различны.

3.Индивидуализация состоит в следующем: как различен по течению процесс болезни у разных людей, как неповторимы характеры людей в различных условиях их жизни и работы, так и реабилитационные программы для каждого человека должны быть строго индивидуальны.

4.Активное соучастие означает, что современная реабилитация тесно связана с принципом активного соучастия больного в процессе выполнения реабилитационных мероприятий. Поэтому используемые в восстановительном лечении пассивные методы (массаж, аппаратная физиотерапия) имеют второстепенное значение и все более утрачивают свои позиции в отличие от активных (ЛФК).

5.Этапность заключается в том, что на каждом этапе реабилитации ставят свои задачи и в соответствии с ними подбирают средства и методы. От правильной постановки задач зависит эффективность реабилитационного процесса. Помимо этого от задач, стоящих перед каждым этапом реабилитации, зависят его продолжительность и организационная структура.

6.Непрерывность и преемственность важны как в пределах одного этапа, так и при переходе от одного к другому. Улучшается функциональное состояние различных систем организма, повышается тренированность, а любой более или менее длительный перерыв в реабилитации может привести к его ухудшению, когда приходится начинать все сначала.

Чрезвычайно важным принципом реабилитации является преемственность при переходе от одного этапа к другому, из одного медицинского учреждения в другое.

7.Социальная направленность состоит в следующем: ориентация реабилитационных усилий всегда должна быть направлена на социально значимый конечный результат (возвращение к общественно полезному активному труду).

Основные положения Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». · Статья 2. Законодательство Российской Федерации о предупреждении распространения ВИЧ-инфекции

Статья 3. Применение настоящего Федерального закона

Статья 4. Гарантии государства

Статья 5. Гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных

Статья 6. Финансирование деятельности по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции
Глава II. Медицинская помощь ВИЧ-инфицированным (ст.ст. 7 - 16)

Статья 7. Медицинское освидетельствование

Статья 8. Добровольное медицинское освидетельствование

Статья 9. Обязательное медицинское освидетельствование

Статья 10. Условия въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства

Статья 11. Последствия выявления ВИЧ-инфекции

Статья 12. Право на повторное медицинское освидетельствование

Статья 13. Право ВИЧ-инфицированного на получение информации о результатах медицинского освидетельствования

Статья 14. Права ВИЧ-инфицированных при оказании им медицинской помощи

Статья 15. Профилактика, диагностика и лечение ВИЧ-инфекции

Статья 16. Обязанности медицинских организаций при оказании медицинской помощи ВИЧ-инфицированным

Глава III. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных и членов их семей (ст.ст. 17 - 20)

Статья 17. Запрет на ограничение прав ВИЧ-инфицированных

Статья 18. Права родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными, а также иных законных представителей ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних

Статья 19. Социальная поддержка ВИЧ-инфицированных - несовершеннолетних

Статья 20. Возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека при оказании им медицинской помощи медицинскими работниками

Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих трудовых (должностных) обязанностей (ст.ст. 21 - 22)

Статья 21 (утратила силу)

Статья 22. Гарантии медицинским и иным работникам, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лицам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека

Основные положения Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Психиатрическая помощь оказывается по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, и включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами.

Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами, гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, гуманности и соблюдения прав человека и гражданина.

Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации.

 Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;

пребывание в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, только в течение срока, необходимого для оказания психиатрической помощи в таких условиях;

все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;

оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, лекарственных препаратов для медицинского применения, специализированных продуктов лечебного питания и медицинских изделий, научных исследований или обучения, от фото-, видео- или киносъемки;

приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом;

помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением или пребывания в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, а также в стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Модуль 3:

Каковы роль и функции социальных служб в системе охраны материнства и детства, деятельности центров планирования семьи и репродукции Базовыми комплексными учреждениями социального обслуживания, представляющими широкий спектр социальных услуг взрослым членам семьи и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, являются территориальные центры социальной помощи семье и детям. Одно из направлений деятельности этих территориальных центров - участие в решении проблем планирования семьи.

Удачным опытом социальной работы в сфере планирования семьи служит деятельность центра социальной помощи семье и детям города Бор Нижегородской области, где в рамках программ, реализуемых центром, действует школа полового воспитания подростков и психолого-педагогической подготовки к семейной жизни. Кроме лекций проводятся психологические и психотерапевтические тренинги "Введение в сексологию", "Функции семьи", "Психология общения", "Профилактика агрессивного поведения". Сотрудники центра (психолог, психотерапевт, сексолог) совместно с медицинскими работниками проводят занятия со школьными педагогами, педагогами дошкольных учреждений, родителями, подростками. Во время лекций и бесед рассматриваются вопросы функций семьи, физиологии и гигиены мальчиков и девочек, нежелательности ранних интимных отношений, профилактики абортов, использования контрацепции, предупреждения сексуального насилия. Обучение проводится в трех возрастных группах: 12-13, 14-15и 15-17 лет по соответствующим программам. Занятия сопровождаются показом видеофильмов, использованием наглядных пособий. По завершении 2-х месячного учебного цикла подростки информируются о возможности индивидуальной консультации у специалистов центра или по "телефону доверия", действующему в центре.

Исходя из необходимости формирования у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству российской ассоциацией "Планирование семьи" разработана образовательная программа "Основы планирования семьи и здорового образа жизни". Авторы полагают, что программа может быть использована педагогами, психологами, медицинскими и социальными работниками, работающими с подростками в возрасте 14-18 лет, как в школе, так и в других учреждениях - центрах планирования семьи, молодежных центрах и др. Необходим тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками. В этой связи программа может использоваться в ходе профессиональной подготовки или повышения квалификации специалистов в этой области.

Программа состоит из шести разделов:

I - Развитие организма человека;

II - Ответственное родительство, планирование семьи и репродуктивное здоровье;

III- Особенности взросления и становления сексуальности;

IV- Личность, общество, семья;

V - Психология общения;

VI- Основы здорового образа жизни.

Данная программа является одной из первых, базирующаяся на комплексном подходе в половом образовании, интегрированной с вопросами здорового образа жизни.

Определяя место и роль социального работника в службе планирования семьи, В.И. Краснопольский, И.С. Савельева, И.И. Соколова считают, что в обязанности специалиста по социальной работе в области планирования семьи в охране материнства и детства могут быть включены следующие:

· разработка совместно с врачом индивидуальных планов социальной реабилитации подростков после прерывания непланируемой беременности; оказание психологической помощи на разных этапах беременности, в послеродовом периоде;

· формирование у подростков и других клиентов ответственности за репродуктивное здоровье, социальное поведение и поведение партнера, разработка и организация мероприятий по их социальной защите и поддержке, их трудовому и бытовому устройству;

· выявление лиц, испытывающих негативное воздействие социального окружения по месту жительства, учебы, работы, оказание им необходимой помощи, проведение с ними индивидуальной работы по сексуальному поведению и ответственности за планирование семьи;

· оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся в устройстве в лечебные учреждения по профилю планирования семьи, в получении материальной, социально-бытовой и иной помощи, потребность в которой связана с беременностью и рождением ребенка;

· направление на консультации по вопросам планирования семьи, оказание психологической и социальной помощи молодым супругам, бесплодным семьям;

· оказание помощи в трудоустройстве и заключении трудовых договоров о работе на дому беременным женщинам и женщинам, имеющим несовершеннолетних детей;

· информирование о правах беременных женщин, льготах для беременных женщин и женщин, имеющих детей;

· участие в защите интересов детей при усыновлении, организация общественной защиты несовершеннолетних, выступление в качестве общественного защитника в суде;

· организация взаимодействия учреждения со средствами массовой информации и населением с целью формирования адекватного отношения к проблемам планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья женщин, детей и подростков, профилактики заболеваний, передаваемых половым путем, сексуального образования подростков;

· обеспечение взаимодействия различных государственных и общественных организаций по оказанию необходимой социальной помощи населению, связанной с планированием семьи;

· организация учебы, проведение консультативной и организационно-методической помощи работникам службы;

· взаимодействие со специалистами системы образования, социальной защиты населения и других министерств и ведомств и др.

Охарактеризуйте направления и формы социально-медицинской работы с детьми и подростками девиантного поведения. Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления. В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах. Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию. Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе.

Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции процессе реабилитации компенсаторный механизм используется для преодоления существующего порока, а в процессе адаптации - приспособления к нему. Следовательно, реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа: диагностики; создания и реализации реабилитационной программы; постреабилитационной защиты ребенка.

Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков.



Дата: 2018-12-28, просмотров: 560.