Тема 3. Прогнозирование в операционном менеджменте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

3.1. Понятие прогнозирования. Типы прогнозов

 

Под прогнозом понимается научно обоснованное описание воз­можных состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния. Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.

Прогнозирование (греч. prognosis — знание наперед) — вид познавательной деятельности человека, направленной на формиро­вание прогнозов развития объекта, на основе анализа тенденций его развития. Прогнозирование должно отвечать на два вопроса: что вероятнее всего можно ожидать в будущем? Каким образом нужно изменить условия, чтобы, достичь заданное состояние?

В зависимости от степени конкретности и характера воздейст­вия на ход исследуемых процессов и явлений различают три фор­мы предвидения: гипотезу (общенаучное предвидение), прогноз и план. Эти формы предвидения тесно связаны в своих проявлени­ях друг с другом и с исследуемым объектом в системе управле­ния и планирования, представляют собой последовательные ступе­ни познания поведения объекта в будущем.

Исходное начало этого процесса — гипотеза — это научно обос­нованное предположение о структуре объекта, характере элемен­тов и связей, образующих этот объект, механизме его функциони­рования и развития. На уровне гипотезы дается качественная ха­рактеристика объекта, выражающая общие закономерности его поведения. Хотя гипотеза носит наиболее общий характер, без нее невозможно никакое научное управление и планирование. Гипотеза оказывает воздействие на этот процесс через прогноз, являясь важным источником информации для его составления.

Прогноз в сравнении с гипотезой имеет большую определен­ность и достоверность, поскольку основывается не только на ка­чественных, но и на количественных характеристиках и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта также ко­личественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкрет­но-прикладной теории, так как связан с будущим, которое всегда стохастично. Будущее зависит от многих случайных факторов, сложное переплетение которых практически учесть невозможно. Отсюда все прогнозы носят вероятностный характер.

План представляет собой систему взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий, определяю­щих порядок, сроки и последовательность осуществления отдельных мероприятий. В нем фиксируются пути и средства развития в соответствии с поставленными задачами, обосновываются приня­тые управленческие решения. План и прогноз представляют собой взаимно дополняющие друг друга стадии планирования.

Существенное различие между ними состоит в том, что план — отражение и воплощение уже принятого хозяйственно-политическо­го решения, а прогноз — это поиск реалистического, экономически верного пути.

Таким образом, задачи экономико-статистического прогнозиро­вания следующие:

- выявление перспектив ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области на основе реальных процессов действительности;

- выработка оптимальных тенденций и перспективных планов с учетом составленного прогноза;

- оценки принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Прогнозы можно подразделять в зависимости от целей, задач, объектов, времени упреждения, методов организации прогнозиро­вания, источников информации и т. д. Большое количество таких признаков и отсутствие их строго определенных характеристик затрудняют создание единой классификации.

Согласно принятым классификациям с точки зрения объекта прогнозирования прогнозы можно подразделять на: научно-технические, экономические, социальные, военно-политические и т. д.

Классификация экономических прогнозов приведена на рисунке 3.1.

Экономические прогнозы в зависимости от масштабности объекта делятся на:

а) глобальные — рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности в мировом масштабе;

б) макроэкономические — анализируют наиболее общие тенденции явлений и процессов в масштабе экономики страны в целом; 

в) структурные (межотраслевые и межрегиональные) — предсказывают развитие народного хозяйства в разрезе отраслей материального производства и промышленности;   

г) региональные — предсказывают развитие отдельных регионов;

д) прогнозы развития народнохозяйственных комплексов определяют законо­мерности развития совокупностей отраслей, объединенных единой целью функционирования, технологической последовательностью отработки исходного сырья и т. д.;

е) отраслевые — прогнозируют развитие отраслей;

з) микроэкономические — предсказывают раз­витие отдельных предприятий, производства и отдельных продук­тов и т. д.

По времени упреждения выделяются следующие экономические прогнозы: оперативные (до одного месяца); краткосрочные (от не­скольких месяцев до 1 года); среднесрочные (от 1 до 5 лет); дол­госрочные (от 5 до 20 лет и более). Перечисленные типы прогно­зов отличаются друг от друга по своему содержанию и характеру оценок исследуемых процессов. Оперативный прогноз основан на предположении о том, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений в исследуемом объекте как количествен­но, так и качественно. В них преобладают детально-количественные оценки ожидаемых событий. Краткосрочный прогноз предпо­лагает только количественные изменения. Оценка событий соот­ветственно дается количественная. Среднесрочный и долгосрочный прогнозы исходят как из количественных, так и из качественных изменений в исследуемом объекте, причем в среднесрочном коли­чественные изменения преобладают над качественными. В средне­срочном прогнозе оценка событий дается количественно-качест­венная, в долгосрочном — качественно-количественная.

 


Рис. 3.1. Классификация экономических прогнозов

 

Временем упреждения при прогнозировании называется отре­зок времени от момента, для которого имеются последние стати­стические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз. Иногда его называют прогнозируемым пери­одом.

Продолжительность периода зависит от специфики объекта прогноза, в частности от времени функционирования объекта прог­нозирования, от интенсивности роста показателей, от продолжи­тельности действия выявленных тенденций и закономерностей.

В зависимости от целей прогноза (по функциональному призна­ку) можно выделить два типа: поисковый и нормативный

Нормативный прогноз — прогноз, который предназначен для указания возможных путей и сроков достижения заданного, же­лаемого конечного состояния прогнозируемого объекта. В отличие от него поисковый прогноз не ориентируется на заданную цель, а рассматривает возможные направ­ления будущего развития прогнозируемою объекта (его будущее состояние).

 

3.2. Составляющие временных рядов

 

Временные серии базируются на последовательности равных промежутков (недельных, месячных, квартальных и т д) между точками данных. Данные времен­ных серии прогнозирования подразумевают, что будущие объемы определяются только прошлыми объемами и что другие пере­менные — не более, как потенциально существующие - игнори­руются.

Анализ временных серий ведется посредством разбивания прошлых данных на компоненты и затем проецированием их вперед Временные серии обычно имеют четыре компоненты тренд, сезонность, циклы и случайные вариации.

Тренд (T) является градацией повышения или понижения данных за период.

Сезонность (S) является моделью данных, которая повторяется через определенные промежутки, измеряемые днями, неделями, месяцами или кварталами (чаще термин «сезонность» относится к наступлению зимы, весны, лета и осени) Существует несколько общих сезонных моделей.

 

Циклы (С) — это модели данных, которые встречаются каждые несколько лет. Они обычно связаны с циклами в бизнесе и, главным образом, важны в краткосрочном анализе и планировании бизнеса.

Случайные вариации (R) — это «блики» в данных, связанные со случайными и необычными ситуациями, они следовательно, безразличны для модели.

Существуют две основные формы временных серий моделей в статистике. Наиболее широко используется мультипликативная модель, которая предполагает, что спрос является продуктом четырех компонент:

 

Спрос = T * S * С * R

 

Аддитивная модель требует прогнозирования суммированием компонент друг с другом:

 

Спрос = T + S + С + R

 

 

3.3. Методы прогнозирования.

 

Разработка прогнозов опирается на применение различных ме­тодов прогнозирования.

Методами прогнозирования называют совокупность приемов мышления, позволяющих на основе анализа прошлых (ретроспективных) внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их изменений в рамках рассматриваемого явления вынести сужде­ния определенной достоверности относительно будущего развития объекта.

В настоящее время число опубликованных методов и приемов, используемых или предложенных к использованию в прогнозиро­вании, более 150. Каждый из методов имеет свои особенности в зависимости от цели его использования и уровня проводимых ис­следований. Методы различаются также по научной обоснованнос­ти и назначению. Выбор методов прогнозирования осуществляется в соответствии с характером объекта и требований, предъявляемых к информационному обеспечению. Опыт, накопленный современной прогностикой, показывает, что в большом многообразии методов прогнозирования можно выделить следующие их группы, представленные на рис 3.2. 

 

3.4. Сезонные колебания данных.

 

В прогностической модели сезонность учитывается, как правило, посредством декомпозиции прогностических методов. При этом пред­полагается, что характеристики движения ряда показателя, а именно стационарность, линейность и сезонность, могут быть разделены, изучены и оценены изолированно одни от других. Окончательный же прог­ноз будет осуществляться сведением прогнозов различных элементов в один.

При прогнозировании сезонного ряда необходимо определить, как изменение значения переменной в данный момент времени (на данный месяц) связано с изменением значения этой переменной, отстоящей на сезонный цикл (чаще всего равный одному году). А поскольку каждый момент времени принадлежит одному циклу, задача заключается в установлении формы сезонной зависимости; как правило, для решения этой задачи период наблюдения должен быть не менее четырех лет.

Се­зонные колебания численно описываются так называемыми коэффициентами сезонности. Они, по определению, представляют собой от­ношение ожидаемого значения показателя на некоторый момент времени к среднему значению этого показателя, соответствующее моментам времени, лежащим внутри цикла.


 

Рис 3.2. Классификация методов прогнозирования


3.5. Мониторинг и контроллинг прогноза.

 

Одним из путей отслеживания прогнозов, которому они поддаются, является применение отслеживающих сигналов. Трекинговый сигнал — это инструмент, показывающий, как хорошо про­гнозы обновляются каждую неделю, месяц или квартал, новые доступные данные о спросе сравниваются с прогнозными значе­ниями.

Трекинговый сигнал рассчитывается как сумма ошибок про­гноза (RSFE), деленная на среднее абсолютное отклонение (MAD).

Положительный трекинговый сигнал показывает, что спрос больше, чем прогноз. Отрицательные сигналы означают, что спрос меньше, чем прогноз. Хороший трекинговый сигнал — это такой, который связан с низким RSFE, имеет как положительные, так и отрицательные ошибки Другими словами, хотя малые отклонения желательны, но, положительные и отрицательные, они будут балансировать друг друга так, что трекинговый сигнал будет стремиться к нулю.

Как только трекинговые сигналы рассчитаны, они сравнива­ются с предопределенными контрастными границами. Когда тре­кинговый сигнал становится выше или ниже границы, то это означает, что существует проблема с методом прогнозирования, и служба менеджмента может захотеть изменить путь прогнозирова­ния спроса.

 

 

Тема 4. Тактика агрегатного планирования.

 

4.1. Содержание агрегатного планирования

 

Термин «агрегирование», применяемый к агрегатному плану, означает объединение (укрупнение) соответствующих ресурсов в общий, объединяющий все отдельные названия. Данные прогно­зируемого спроса, производственной мощности, общего состоя­ния запасов, численности рабочих, относительного количества единиц материального потока и пр. используются разработчиком плана для определения темпа выпуска продукции предприятиями фирмы или ее рабочими центрами в течение планового периода от трех до 18 месяцев.

Агрегатное планирование является частью значительно большей системы планирования, поэтому понимание интерфейса (связей) между планом и несколькими внутренними и внешними факторами послужит большему пониманию всей проблемы.

Рис. 4.1 показывает, что операционный менеджер не только получает информацию о входных параметрах из отдела прогнози­рования спроса, но он имеет дело также с информацией о финан­сах, персонале, мощности и доступности источников исходных материалов и сырья.

 


Рис.4.1. Взаимосвязи агрегатного плана

 

В условиях производственной среды результирующий главный производственный план является основой системы планирова­ния, удовлетворяющей требования в исходных материалах и узлах (MRP), которая обеспечивает адресные поставки или производст­во деталей, узлов или других необходимых компонент для завер­шения изготовления конечного продукта. Дальнейшая детальная разработка планов загрузки рабочих мест и изготовления изделий является финальным шагом, выполняемым в рамках системы производственного планирования.

4.2. Стратегии в агрегатном планировании

 

Существует несколько вопросов, на которые операционный менеджер должен ответить, когда разрабатывается агрегатный план.

1. Должны ли использоваться запасы (заделы), чтобы отреагировать на изменения спроса в течение планового периода?

2. Должны ли изменения спроса сопровождаться изменения ми в численности рабочих?

3. Должны ли использоваться дополнительные наемные рабочие на определенные периоды или применяться сверхурочные работы либо, наоборот, в период флуктуации спроса допустимы простои рабочих и оборудования?

4. Должны ли использоваться субподрядчики в период флуктуации, с тем, чтобы сохранить без изменений основную численность рабочих?

5. Должны ли цены или другие факторы быть изменены, чтобы повлиять на спрос?

Все эти законные стратегии планирования доступны для ме­неджмента. Они включают манипулирование запасами (заделами), темпом производства, уровнем использования труда, мощностью и другими управляющими переменными. Когда во времени изме­няется только одна переменная, мы используем то, что называется чистой стратегией. Обычно используется набор (смесь) стратегий для того, чтобы достичь выполнимого плана производства.

Первые пять из перечисленных ниже называются пассивными стратегиями, потому что они не предусматривают воздействий, изменяющих спрос, и реагируют на флуктуации спроса, управляя внутренними ресурсами.

Последние три являются активными стратегиями, прибегая к которым фирмы пытаются воздействовать на рисунок спроса на протяжении планового периода.





Чистые стратегии.

1. Управление уровнем запасов (заделов). Менеджеры могут увеличивать незавершенное производство и запасы в периоды снижения спроса, чтобы встретить высокий спрос в будущие периоды.

2. Варьирование численности рабочих наймом и увольнением. Один из путей отслеживания спроса — это найм и увольнение производственных рабочих, чтобы выровнять темп производства. Но часто новые рабочие нуждаются в обучении и овладении навыками работы, поэтому средняя производительность временно падает, пока эти рабочие не адаптируются на фирме. Увольнения или «прижигание», конечно, снижает моральный дух рабочих и может привести к снижению обшей производительности.

3. Варьирование темпов производства путем использования сверхурочного времени или времени простоев. Иногда оказывается возможным сохранять постоянную численность рабочих, изменяя продолжительность рабочего времени.

4. Субподряд. Фирма также может приобретать дополнительные временные мощности, заключая субподряд на выполнение отдельных работ в пиковые периоды спроса.

5. Использование временно нанимаемых рабочих. Временные рабочие особенно в секторе обслуживания могут закрыть лишь потребность в неквалифицированном труде.

6. Воздействие на спрос. Когда спрос низкий, компания старается воздействовать на спрос, прибегая к рекламе, приемам продвижения товаров, увеличивая персональные продажи и снижая цены.

7. Задержка выполнения заказа в период высокого спроса. Задержанные заказы — это заказы на товары или услуги, которые принимаются фирмой, но не могут быть (с какой-либо целью или случайно) выполнены в тот же момент. Если покупатели согласны ждать, не изменяя своего мнения о фирме или не снимая заказа, «задержание заказов» является вполне возможной стратегией.

8. Производство разносезонных изделий. Стратегия широко используемая, сглаживающая отклонения в хозяйственных результатах.

В табл. 4.1 показаны преимущества и недостатки этих восьми стратегий.

Смешанные стратегии. Хотя каждая из этих чистых стратегий может привести к экономящему затраты агрегатному плану, ком­бинация их (называемая смешанной стратегией) часто срабатыва­ет лучше. Смешанные стратегии используют комбинацию переменных, позволяющую получить наиболее соответствующий дей­ствительности производственный план.

Таблица 4. 1 - Стратегии агрегатного планирования

 

Стратегии

Преимущества

Недостатки Комментарии
1. Изменение уровня запасов (заделов) (Произ­водство заделов в определенные пе­риоды в расчете на будущий спрос.)

Изменение чис­ленности рабочих происходит посте­пенно или отсут­ствует, никаких выравниваний про­изводственного процесса не требу­ется

Затраты на содер­жание запасов; при неожиданном увеличении спро­са возникновение дефицита, в ре­зультате — поте­ря объемов про­даж Стратегия может быть использова­на на производ­стве, но не в сер­висе
2. Выравнивание изменением чис­ленности рабочих (прием и увольне­ние их) в соответ­ствии со спросом

Позволяет избе­жать затрат по другим альтерна­тивам

Затраты, связан­ные с приемом и увольнением, зна­чительны, затра­ты на обучение могут возрасти Используется там, где требуется не­квалифицирован­ный труд, принося­щий дополнитель­ный доход
3. Варьирование темпа производст­ва использовани­ем сверхурочных работ или време­ни простоев

Позволяет приспо­собиться к сезон­ным колебаниям спроса и избежать затрат на прием и увольнение рабо­чих

Выплаты за сверх­урочную работу, снижение произ­водительности, усталость рабочих могут не позво­лить отразить из­менения спроса Вносит элемент гибкости в агре­гатный план
4. Субподряд

Обеспечивает гиб­кость и выравни­вание выпуска

Потеря контроля качества, сниже­ние выручки и воз­можные потери бизнеса в будущем Используется, главным образом, в производствен­ной сфере
5. Использование временных рабо­чих

Требует меньших затрат и более ги­бок по сравнению с использованием постоянных рабо­чих

Высокие затраты на прием, увольне­ние и обучение (влияет на каче­ство, усложняет оперативное пла­нирование) Годится для низко-квалифицирован­ных работ и терри­торий с избыточ­ной рабочей силой

6 Варьирование спроса с помощью рекламы, цен и пр

Позволяет исполь­зовать избыточ­ное оборудование и выравнивает по­явление и исчез­новение покупате­лей Ненадежность в обеспечении спро­са. Трудно добить­ся согласования спроса и его удов­летворения Укрепляет идеи рынка. Избыток предложения на­блюдается в неко­торых видах биз­неса

7 Задержка за­явок в периоды высокого спроса

Позволяет избе­жать сверхуроч­ных работ и дер­жать мощности на постоянном уровне Покупатель может обратиться к дру­гому производите­лю, но может и ос­таться, однако те­ряет доверие к фирме Многие компании сдвигают выдачу заказов, но поку­патели выражают желание ждать

8. Смесь всесе-зонных продуктов и сервиса

Более полное ис­пользование ре­сурсов, возмож­ность избежать од­нообразия и моно­тонности в труде рабочих Может потребовать мастерства или дополнительного оборудования для проведения экс­пертизы за преде­лами территории фирмы Риск в нахожде­нии продуктов или услуг, противопо­ложных по назна­чению, обеспечи­вающих производ­ство в относитель­но стабильных объемах
         

 

4.3. Методы агрегатного планирования

 

Методы агрегатного планирования можно расположить в сле­дующем порядке:

1) интуитивный подход;

2) графический, или табличный, метод;

3) математические подходы:

а) линейное программирование;

б) линейные правила принятия решений;

в) модель управляющих коэффициентов;

г) компьютерное моделирование.

 

Графическая и табличная техника популярны потому, что легки для понимания и исполь­зования. В основе их — рассмотрение нескольких переменных одновременно, что позволяет планировщику сравнивать плани­руемую мощность с существующей мощностью. Такой подход известен под названием метода «проб и ошибок». Он не гаранти­рует получения оптимального плана.

Пять шагов обычно представляют графический метод.

1. Определение спроса для каждого планового периода.

2. Определение мероприятий, обеспечивающих необходимую в каждом периоде мощность: а) за счет рабочего времени, б) ис­пользование сверхурочных работ, в) заключение субподряда.

3. Определение стоимости труда, затрат на прием и увольне­ние, на хранение запасов.

4. Рассмотрение политик компании, направленных либо на изменение численности рабочих, либо на увеличение запасов готовой продукции.

5. Составление альтернативных планов (включая все изменяе­мые параметры) и анализ общих затрат.

 

Транспортный метод линейного программирования. Когда задача агрегатного планирования рассматривается как оператив­ное размещение мощности, чтобы встретить прогнозируемый спрос, она может быть сформулирована в терминах линейного программирования. Транспортный метод ЛП не является методом проб и ошибок, как графический подход. Он позволяет найти оптимальный план, обеспечивающий минимальные затраты. Он также обладает гибкостью и позволяет определить для любого временного периода количество продукта, производимою как в обычных условиях работы, так и за счет сверхурочного времени, количество единиц, производимых по субконтракту, в дополни­тельные смены и остатки (излишки) незавершенного производст­ва из периода в период.

 

Тема 5. Модели запасов

 

5.1. Понятие запасов. Классификация запасов.

 

Запасы сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции представляют собой материальные ценности, ожидающие производственного или личного потребления. Введение такого определения приводит к трем выводам.

1. Не существует принципиального различия в процессе работы с запасами продуктов различного вида (сырье, материалы, комплектующие, готовая продукция), так как единственная функция запаса — обеспечение потребности.

2. Определяющим для размера запаса является характер потребления запаса продукта данного вида.

3.Вид запаса зависит от потребности, которую удовлетворяет запас.

Первый вывод связан с, критерием классификации по месту нахождения запаса. Мы не будем делать оговорки о виде продукта, из которого создается тот или иной запас, так как это несущественно. Второй вывод связан с критерием классификации по времени, который позволяет выделить различные виды запасов в зависимости от их величины. Мы не будем говорить о конкретных размерах запасов, определяющих границы того или иного вида, а ограничимся описанием возможных категорий, так как более детальное изучение запаса связано с особенностями его потребления. Третий вывод позволяет добавить еще один критерий классификации — это функция запаса.

Итак, мы определили, что критериями классификации запасов могут быть два параметра движения материальных потоков — прост­ранство (или место нахождения) и время, а также функция запаса (рис. 5.1).

Классификация по месту нахождения. Один из ее вариантов приведен на рисунке. Все запасы, имеющиеся в экономике, определены как совокупные. Они включают в себя сырье, материалы (основные и вспомогательные), полуфабрикаты, детали, готовые изделия, а также запасные части для ремонта средств производства. Основная часть совокупных запасов производства представляет собой предметы производства, входящие в материальный поток на различных стадиях его технологической переработки.

Совокупные запасы производства, как видно из рис.5.1, подраз­деляются на два вида: производственные и товарные запасы. Про­изводственные запасы формируются в организациях-потребителях. Товарные запасы находятся у организаций-изготовителей на складах готовой продукции, а также в каналах сферы обращения. Запасы в каналах сферы обращения разбиваются на запасы в пути и запасы на предприятиях торговли. Запасы в пути (или транспортные запасы) находятся на момент учета в процессе транспортировки от постав­щиков к потребителям.

 

 


Рис. 5.1. Виды запасов по месту нахождения и исполняемой функции

 

Каждая отдельная организация в логистической цепочке поставщиков и потребителей является с одной стороны, организацией-поставщиком, а с другой — организа­цией-потребителем. Следовательно, производствен­ные и товарные запасы всегда имеются на предприятии.

Классификация по исполняемой функции запасов позволяет рас­членить производственные и товарные запасы на несколько групп. В то же время производственные и товарные запасы в целом имеют свои специфические функции. Производственные запасы предназначены для производственного потребления. Они должны обеспечивать бесперебойность производственного процесса. Произ­водственные запасы учитываются в натуральных, условно-натураль­ных и стоимостных измерителях. К ним относятся предметы труда, поступившие к потребителю различного уровня, но еще не исполь­зованные и не подвергнутые переработке. Товарные запасы необхо­димы для бесперебойного обеспечения потребителей материальными ресурсами.

Производственные и товарные запасы подразделяются на текущие, подготовительные, страховые, сезонные и переходящие. Текущие запасы обеспечивают непрерывность снабжения производ­ственного процесса между двумя поставками, а также организаций торговли и потребителей. Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Их величина постоянно меняется. Подготовительные запасы (или запасы буферные) выделя­ются из производственных запасов при необходимости дополни­тельной их подготовки перед использованием в производстве (на­пример, сушка леса). Подготовительные запасы товарных средств производства формируются в случае необходимости подготовить ма­териальные ресурсы к отпуску потребителям. Гарантийные запасы (или запасы страховые) предназначены для непрерывного снабже­ния потребителя в случае непредвиденных обстоятельств: отклоне­ния в периодичности и величине партий поставок от запланирован­ных, изменения интенсивности потребления, задержки поставок в пути. В отличие от текущих запасов размер гарантийных запасов — величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы неприкосновенны. Сезонные запасы образуются при сезонном харак­тере производства продуктов, их потребления или транспортировки. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организа­ции во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке продукции. Переходящие запасы — это остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназ­начаются для обеспечения непрерывности производства и потребле­ния в отчетном и следующем за отчетным периоде до очередной поставки.

Классификация по времени позволяет выделить различные количественные уровни запасов. Их соотношение показано на рис.5.2.

Максимальный желательный запас. Определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса используется для определения момента времени выдачи очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным запасом, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный запас (или запас страховой) аналогичен гарантийному запасу в классификации по исполняемой функции и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств.

Можно также выделить неликвидные запасы — так называют длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа. Это единственный вид запаса, который не соответствует определенным выше критериям.

 

5.2. Основные системы управления запасами

 

Логистическая система управления запасами проектируется с целью непрерывного обеспечения потребителя каким-либо видом материального ресурса. Реализация этой цели достигается решение следующих задач:

  • учет текущего уровня запаса на складах различных уровней;
  • определение размера гарантийного (страхового) запаса;
  • расчет размера заказа;
  • определение интервала времени между заказами.

Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланирован­ных показателей и запасы потребляются равномерно, в теории уп­равления запасами разработаны две основные системы управления, которые решают поставленные задачи, соответствуя цели непрерыв­ного обеспечения потребителя материальными ресурсами. Такими системами являются:

§ система управления запасами с фиксированным размером заказа;

§ система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.

 

Таблица 5.1 - Сравнение основных систем управления запасами

Система Преимущества Недостатки
С фиксированным размером заказа Меньший уровень максимального желательного запаса Экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы Ведение постоянного контроля наличия запасов на складе
С фиксированным интервалом времени между заказами Отсутствие постоянного контроля наличия запасов на складе     Высокий уровень максимального желательного запаса Повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы

 

5.3. Типы моделей управления запасами.

 

Модели управления запасами, помогают на два возможных вопроса, которые предъявляются к складируемому изделию:

1) когда размешать заказ на изделие,

2) как много изделий надо заказывать для пополнения запаса.

     Рассмотрим четыре модели запасов, не зависящих от спроса

1. Модель экономичного (по количеству) заказа (EOQ),

2. Модель производственного (по количеству) заказа,

3. Модель заказа с резервным запасом;

4. Модель с дисконтируемым количеством

Основная модель экономичного заказа ( EOQ ). Экономичный заказ является одной из старейших и наиболее част исполь­зуемых техник управления запасом. Этой техникой легко пользоваться, но она требует многих  допущений. Наиболее существенные допущения следующие.

1 Спрос известен и постоянен

2 Текущее время, время между размещением заказа и получением заказа известно и постоянно.

3 Получение заказа немедленное Другими словами, заказан­ный запас поступает в одной партии, в одно время.

4 Понижение (дисконт) количества невозможно.

5 Переменными являются только затраты на переналадку или размещение заказа (затраты на переналадку) и затраты на хранение или складирование запасов во времени (затраты хранения, или текущие затраты)  

6 Дефицит (нехватка) совершенно исключены, если заказ размещен вовремя.

              Расчетный механизм этой модели основан на оптимизации совокупных операционных затрат по закупке и хранению запасов на предприятии. Эти операционные затраты предварительно разделяются на две группы:

а) сумма затрат по размещению заказов (включающих расходы по транспортированию и приемке товаров)

 

             ОПП

ОЗрз = ----------- х Срз , где

           РПП

ОЗрз - сумма операционных затрат по размещению заказов;

Срз - средняя стоимость размещения одного заказа;

ОПП – объем производственного потребления товаров в рассматриваемом периоде;

РПП – средний размер одной партии поставки товаров.

       Из приведенной формулы видно, что при неизменном объеме производственного потребления и средней стоимости размещения одного заказа общая сумма операционных затрат по размещению заказов минимизируется с ростом среднего размера одной партии поставки товаров.

б) сумма затрат по хранению товаров на складе.

 

 

                    РПП

ОЗхт = ------------- х Сх , где

                 2

ОЗхт - сумма операционных затрат по хранению товаров на складе;

Сх - стоимость хранения единицы товара в рассматриваемом периоде.

       Из приведенной формулы видно, что при неизменной стоимости хранения единицы товара в рассматриваемом периоде общая сумма операционных затрат по хранению товарных запасов на складе минимизируется при снижении среднего размера одной партии поставки товаров.

       Т.о. с ростом среднего размера одной партии поставки товаров снижаются ОЗрз и возрастают ОЗхт. Данная модель позволяет оптимизировать пропорции между этими двумя группами затрат так, чтобы их совокупная сумма была минимальной.

 

затраты

                                                                                             

 

 

                                                                                                  Суммарные затраты                                                                                                

                                                                                                Затраты на хранение

 

                                                                             Стоимость выполнения заказа

 

                                           Оптим. запас                              Размер запаса                  

 Рис. 5.3 .Определение экономичного (оптимального) запаса

 

 

Математически данная модель выражается формулой:

 

                  2*ОПП*Срз

РППо = Ö ¾¾¾¾¾¾ , где

                    Сх

       РППо - оптимальный средний размер партии поставки товаров.

 

Модель производственного (по количеству) заказа. В пре­дыдущей модели управления запасом мы предполагали, что все количество единиц заказа поступало одновременно. Однако встречаются случаи, когда фирма может пополнять ее запасы в течение определенного периода времени. Такие случаи требуют использования иной модели, которая исключает предположение об одновременности получения заказа. Эта модель используется, когда запасы непрерывно поступают и восстанавливаются через определенное время, т. е. когда изделия производятся и продаются одновременно. В таких условиях мы должны принять во внима­ние дневную производительность (или скорость притока запаса) и скорость дневного расхода запаса. Рис. 5.4 показывает уровень запасов как функцию времени.

Рис. 5.4. Изменение уровня запаса во времени в производственной модели

 

Поскольку эта модель, главным образом, подходит для исполь­зования в производственной ситуации, она часто называется мо­делью производственного заказа. Она хорошо себя проявляет, когда запасы наращиваются в течение времени, и традиционный пока­затель экономичного уровня заказа уже предположительно уста­новлен. Мы получим эту модель, полагая затраты на заказ или переналадку, равными затратам на хранение, рассчитанным для РППо.

 

                  2*ОПП*Срз

РППо = Ö ¾¾¾¾¾¾¾¾ , где

                    Сх*(1- ОПП/МП)

 

МП – мощность поставщика в рассматриваемом периоде.

 

Модель заказа с резервным запасом. В ряде моделей запасов мы не можем позволить возникновения нехватки запасов или, иначе говоря, мы не можем допустить хранения, которое не соответствовало бы текущему спросу.

Предполагаем, что возможны нехватки и поэтому возможны страховые запасы, чтобы избежать нехватки. Модели, отражающие такое состояние производства, называются моделями заказа с резервным запасом, или моделями, планирующи­ми нехватку запаса (рис.5.5).

Рис. 5.5. Изменение запаса во времени с учетом страхового запаса

 

Основные допущения для этой модели — тс же, что и для предыдущих моделей. В дополнение, однако, мы допускаем, что продажи не будут потеряны из-за запасов. Мы будем использовать те же измерения, что и прежде, дополнив их переменной Сх.сз — затратами единицы страхового за­паса. Тогда:

                  2*ОПП*Срз      Сх+ Сх.сз 

РППо = Ö ¾¾¾¾¾¾¾ * ¾¾¾¾¾

                    Сх                    Сх.сз 

 

Модели с дисконтируемым количеством. Чтобы увеличить объемы продаж, многие компании предлагают своим покупателям дисконтирование по количеству Количественный дисконт — это просто снижение цены единицы Р, когда товар покупается в больших количествах.

Поскольку стоимость еди­ницы для большего  дисконта обычно является наименьшей, может появиться искушение сделать заказ больше, чтобы выиграть на понижении цены изделия. Размещая заказ по величине с наибольшей дисконтной ценой, с другой стороны, можно не достичь минимизации общих затрат на запасы. При увеличении дисконтируемого количества затраты на продукт па­дают, но при этом растут затраты на хранение, поскольку заказ становится большим. Поэтому наибольший выигрыш достигается, когда значение количественного дисконта рассматривается между понижающейся стоимостью продукта и увеличивающимися затратами хранения. С включением затрат на приобретение продукта в расчет уравнение, определяющее общие годовые затраты, при­мет вид:

 

(Общие затраты) = (Затраты переналадки) + + (затраты хранения) + (затраты продукта)

 

Теперь мы можем определить количество, которое будет соот­ветствовать минимальным общим годовым затратам Процесс по­иска решения состоит из четырех шагов, потому что имеется несколько дисконтов.

1 Для каждого значения дисконта рассчитываем величину РППо используя следующее уравнение

                                 2*ОПП*Срз

РППо = Ö ¾¾¾¾¾¾ , где

                                         I*P

 

Здесь затраты хранения (Сх = IP) выражены в виде процента I от цены единицы продукта Р вместо того, чтобы рассматривать их как постоянную величину, приходящуюся на единицу продукта в год Сх.

2 Для любого дисконта, если заказываемое количество слишком мало, чтобы быть дисконтированным, изменим заказываемое количество в сторону его увеличения до ближайшей минимальной величины, которую уже можно будет продисконтировать.

3 Используя уравнение для общих затрат рассчитаем общие затраты для каждого РППо.

4 Отберем то  РППо, которое соответствует минимальным затратам.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 680.