Тема 13. Стратегии предприятий различных отраслей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

       1.Жизненный цикл отрасли.

       2.Стратегия инновационных предприятий.

       3.Стратегия предприятий зрелых отраслей.

       4.Отрасли переживающие спад производства.

           

1.Жизненный цикл отрасли. Отрасль как и товар имеет свой жизненный цикл в котором выделяются стадии: зарождения отрасли, её роста, зрелости и спада.

Исходя из моделей жизненного цикла, все отрасли можно разделить на три группы: инновационные или развивающиеся, зрелые отрасли и отрасли переживающие спад. Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии, несмотря на , что они могут производить совершенно разные товары.

При разработке стратегии перед предприятием любой отрасли встают такие проблемы:

1) определить накокой стадии жизненного цикла находится отрасль в данный момент;

2) установить можно ли, что то предпринять, чтобы замедлить спад или ускорить подъем.

       2.Стратегия инновационных предприятий. Растущими отраслями в мире являются микроэлектроника, коммуникации и связь, биотехнология, информатика и сфера услуг. Успех в растущих отраслях достигается благодаря инновациям (новинкам) и наступательной стратегии.

Растущие инновационные предприятия сталкиваются с двумя главными проблемами:

1. Как сделать новшества рентабельным и окупить затраты на неё.

2. Как уберечься от последователей, которые не тратя больших средств на разработку новинок, просто копируют товары после появления их на рынке.

Фирмы лидеры имеют общую главную цель – сохранить лидирующее положение, причем стараются добиться двумя возможными путями.

Первый путь –наступательная стратегия, которая направлена на поиск новых потребителей товара, расширения сферы применения или частоты использования товара.

Второй путь – оборонительная стратегия, направленная на защиту своего рынка, противодействия наиболее опасным конкурентам, а также для защиты от конкурентов имитаторов.

Данная стратегия заключается в приобретении патентов, ноу-хау, инноваций, использование дополнительных ресурсов и конфронтация с конкурентами в ценовой борьбе.

       3.Стратегия предприятий зрелых отраслей. На стадии зрелости находятся очень разные отрасли: транспорт, строительство, машиностроение и т.д.

Дилеммой предприятий зрелых отраслей является выбор среди базовых отраслей: низких издержек, диверсификация продукции или фокусирование, а также оживление рынка с помощью маркетинговых предприятий, использование каналов сбыта, рекламы, ценовой политики.

Другим способом оживления рынка этих предприятий является помощь правительства, которое может снизить налоги, изменить нормы амортизации, таможенные тарифы и т.д.

Основными опасностями или ловушками в зрелой отрасли являются:

Ø неправильная оценка состояния отрасли, её зрелости, ключевых факторов успеха;

Ø пренебрежение необходимостью поддержания доли рынка, недооценка стратегии совершенствования товара, нерациональный ответ на ценовую конкуренцию;

Ø проблемы, вызванные избыточными производственными мощностями, а также бюрократизацией аппарата управления.

Самую значительную опасность в зрелых отраслях представляет международная конкуренция.

4.Отрасли переживающие спад производства. Практически любая отрасль может попасть в полосу спада за исключением отраслей, важных для жизнедеятельности людей (коммунальное обслуживание, здравоохранение).

Важнейшим при выработке стратегии является вопрос о том можно ли предсказать спад, каковы его причины и является ли он временным. Если выявляются, что перспективы мало утешительны, необходим поиск рыночных ниш или сегментов, сохранившегося устойчивого спроса.

В рамках этой стратегии возможны следующие альтернативные решения:

1. Предприятие может превратиться в дочернюю фирму своего клиента, уменьшая тем самым расходы на маркетинг и др. функциональные сферы и получая надежные контракты в обмен на утрату независимости.

2. Распродажа части активов – это может дать средства для погашения части долгов.

3. Если компания имеет наихудшую позицию в отрасли с низкой привлекательностью, то возможным единственным решением может быть ликвидация предприятия.

 

Тема 14. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

       1.Сущность и основные элементы плана.

       2.Анализ внешней среды фирмы.

       3.Управленческое обследование фирмы (внутрифирменный анализ).

 

1.Сущность и основные элементы плана. Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством для разработки специфических стратегий, предназначенных для помощи фирмы достичь своих целей.

Процесс планирования включает четыре основных вида управленческой деятельности:

1) распределение ресурсов;

2) адаптация к внешней среде;

3) внутреннюю координацию работ;

4) организационное стратегическое предвидение.

Основными этапами стратегического планирования являются: формирование миссии и целей фирмы; оценка и анализ внешней среды; оценка сильных и слабых сторон предприятия; выбор стратегии фирмы; разработка общих направлений, обеспечивающих реализацию стратегии фирмы.

       2.Анализ внешней среды фирмы представляет собой процесс по средством которого разработчики стратегического планаанализируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить новые возможности стоящие угрозы для фирмы.

При разработке стратегического плана исследуются следующие внешние факторы:

Ø политические факторы (нормативные документы правительства, тарифные соглашения, государственные программы и др.);

Ø рыночные факторы (демографические условия, доходы населения, уровень конкуренции и др.);

Ø технологические факторы (изменение в технологической внешней среде);

Ø международные факторы (доступ к сырьевым ресурсам, изменение валютного курса и т.д.);

Ø факторы конкуренции (анализ целей конкурентов, стратегии конкурентов, сильных и слабых сторон конкурентов);

Ø факторы социального поведения (меняющиеся ожидания, отношения и нравы общества).

3.Управленческое обследование фирмы (внутрифирменный анализ). В практике стратегического планирования в рамках управленческого обследования, подвергаются следующие функциональные зоны:

1.Маркетингова деятельность: доля рынка и конкурентоспособность; качество и ассортимент продукции; демографическая статистика; предпродажное и после продажное обслуживание; эффективный сбыт, реклама и продвижение товара.

2.Финансовая деятельность и бухгалтерский учет: детальный анализ финансового состояния; потенциальные возможности и внутренние слабости фирмы; положение в сравнении с конкурентами; издержки в процесс предпринимательской деятельности и финансирование инноваций.

3.Производственная деятельность: возможность производить продукцию по более низкой цене, чем конкуренты; доступ фирмы к новым материалам; технический уровень оборудования; резервы снижения материальных запасов; эффективность системы управления качеством.

4.Человеческие ресурсы: уровень квалификации (навыки) персонала; стабильность персонала; социальная политика на предприятии; обучение новых кадров.

5.Культура и образ организации: внутренний климат фирмы, обычаи, нравы и ожидания в организации; имидж организации.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 325.