I 1.4. Формы и методы воспитательной работы в музее
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одна из важнейших функций музея – образовательно-воспитательная – осуществляется посредством массовой и просветительской работы. Просветительская работа музеев многообразна по формам организации и проведения. К формам просветительской работы можно отнести традиционные (экскурсии, лекции) и массовые мероприятия.

Музейная экскурсия – это коллективный осмотр музея посетителями, объединенными в экскурсионные группы.

Обзорные экскурсии проводятся по всей экспозиции музея и имеют своей целью ознакомление посетителей с музеем вообще. Для обзорной экскурсии характерны широкие хронологические рамки, значительный объем освещаемых вопросов. Обзорная экскурсия носит общеобразовательный характер.

Тематические экскурсии отличаются четкой тематической определенностью по содержанию и посвящены конкретному вопросу. Поэтому они проводятся не по всему музею, а по материалам раздела экспозиции или даже одного комплекса. Тематические экскурсии по своему целевому назначению носят учебный характер.

Экскурсии учебно-образовательной направленности предназначены для расширения знаний, которые учащиеся получили по учебной программе в школе, их конкретизации на основе подлинных памятников – музейных предметов.

Учебные экскурсии могут быть весьма разнообразными по форме проведения. Это и уроки-экскурсии, проводимые экскурсоводом или самим педагогом, и экскурсии-семинары с выступлением слушателей.

Разработкой экскурсий в школьных музеях занимаются учащиеся из группы экскурсоводов. Для создания интересной, познавательной экскурсии необходимо знать методику ее подготовки.

При подготовке экскурсии прежде всего следует определить ее цель и характер. Первоначально выявляется литература и источники по заданной теме, составляется библиография. Эта работа проводится в библиотеке и методических кабинетах. Во время изучения литературы отбирается материал, который войдет в содержание экскурсии. Круг литературы и источников должен быть широким. Это исследования, статьи, справочная, научно-популярная, мемуарная и художественная литература, периодическая печать, сборники документов. Большое значение как источник для подготовки экскурсий имеют рассказы участников и очевидцев событий. Главным же источником содержания экскурсии является экспозиция и музейные предметы.

Проработав источники и литературу, необходимо провести правильный отбор экспонатов и музейных предметов, находящихся в фондах. Отобранный материал, подлинник либо копия, должен достоверно отражать суть событий и фактов, затронутых в экскурсионном рассказе. Отобранные для показа музейные предметы тщательно изучаются: источник и история их поступления в музей, использование в среде бытования, их уникальность.

После отбора объектов экскурсионного показа завершается процесс формирования маршрута экскурсии.

В основу построения маршрута музейной экскурсии могут быть положены три принципа – хронологический, тематический, тематико-хронологический.

Выбор какого-либо из этих принципов для построения конкретной экскурсии зависит от ее характера и цели. Например, в основе маршрута обзорной экскурсии лежит хронологический принцип, а маршрут тематической и учебной экскурсии строится по тематическому принципу.

Следующим этапом подготовки экскурсии является написание текста. Текст экскурсии логически завершает осмысление наработанного на предыдущих этапах подготовки экскурсии материала.

В структурном отношении содержание экскурсии включает три основные части: введение, основную часть и заключение. Все эти части необходимы. Во вступлении раскрывается цель экскурсии, значимость ее темы, называются основные вопросы, раскрывающиеся в ходе экскурсии. В заключении даются обобщающие выводы по теме экскурсии.

Лекция отличается от экскурсии целью и подачей материала. Основная цель музейной лекции – донести до слушателей теоретический материал, проиллюстрировав его музейными предметами. Для лекции характерен принцип последовательного изложения материала. Подготовка лекции аналогична подготовке экскурсии.

Историко-краеведческий вечер. Задача историко-краеведческого вечера состоит в том, чтобы разнообразными средствами искусства (художественным чтением, музыкой, пением, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся эмоционально воспринять значение, смысл и содержание исторического события, факта, явления.

К организации и содержанию вечера на базе школьного музея предъявляются определенные требования:

1. Вечер рассматривается не как самоцель, а как средство воспитания, поэтому он должен иметь идейную направленность, т.е. должен вызывать такие переживания детей, которые ведут к воспитанию у них основ нравственности, патриотизма, внимательного и заботливого отношения к людям.

 2. Одно из важнейших педагогических требований к вечеру - привлечение к нему самого широкого круга учащихся, чтобы каждый школьник мог проявить свои дарования и свое желание быть активным. Это требование в свою очередь вызывает необходимость дифференцированного подхода к каждому подростку, внимательного учета его индивидуальных особенностей, интересов и способностей.

3. Вечер должен быть интересным, занимательным. Интерес вечера зависит от многих условий. Однако одно из условий – разнообразие форм подачи материала. Здесь может быть и доклад, и чтение стихов, и встречи с участниками исторических событий, и обязательно элементы искусства – пение, музыка, инсценировка, хореография и игра, викторины, конкурсы.

4. Устройство вечера – большое дело. Это значит, что активность, связанная с вечером, несет в себе элементы общественно-полезной деятельности. Уже при подготовке отдельного номера программы тем или иным подростком в нем воспитывается чувство общественного долга, ответственности перед коллективом. При проведении вечера необходимо избегать укоренившегося трафарета, когда он обязательно начинается с доклада. Значительно интереснее проходит вечер, если материал доклада включается в другие формы и преподносится учащимся в виде отрывка из очерка и стихотворения, песни и коллективного доклада.

Тематика историко-краеведческих вечеров разнообразна. Особенность вечера состоит в том, что, наряду с разнообразием жанра, наблюдается тематическая целенаправленность, как сообщений, так и художественной части. По методам проведения краеведческого вечера, можно их разделить на следующие виды: киновечер, вечер докладов, вечер-монтаж, вечер путешествий, вечер инсценировки, вечер игр и загадок, вечер-отчет, вечер встречи и др.

Киновечер предусматривает демонстрацию кинофильмов, диафильмов, слайдов краеведческого содержания в сопровождении кратких комментариев учителя, учащихся или других лиц. Основными требованиями к докладам на вечере являются: лаконичность, яркость, насыщенность интересным материалом, образность и эмоциональность изложения.

На вечерах получили распространение историко-краеведческие монтажи, когда тема раскрывается с помощью кратких речёвок, декламации, музыки, песни, показа иллюстраций и т.п. Ценность такого вечера в том, что в его подготовке и проведении участвует большое количество школьников.

  Игровая деятельность. Цель игры — создание игрового состояния, эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

    Деловые игры. Деловая игра моделирует ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в ней только в роли нашего современника (археолога, писателя, журналиста, любителя истории, потомка исторического персонажа).

    Деловые игры с элементами ретроспективности. В играх такого рода участвуют как наши современники, так и «очевидцы событий», которые встречаются для обсуждения важных вопросов, ведут диалог о прошлом. «Очевидцы» могут участвовать в современных формах общения — телемостах, митингах, пресс-конференциях, судах, клубах путешественников и др. Модернизация исторической действительности в данном случае оправдывается тем, что игра позволяет одновременно решать две задачи: оценивание событий и их реконструкции.

    Ретроспективные игры. Наряду с термином «ретроспективные игры» используется также термин «реконструктивные игры». В ходе таких игр моделируется ситуация, ставящая учащихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого. Каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или исторической личности. Главные признаки ретроспективной игры — эффект присутствия и следование принципу исторической беллетристики («так могло быть»). Школьник, как правило, придумывает имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего героя, в некоторых случаях готовит костюм, продумывает внешний облик. Он должен иметь представление о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику «вжиться» в историческое время, почувствовать колорит эпохи. Увидеть конкретных людей с их миропониманием и поступками, «на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее». С учетом современного опыта проведения ретроспективных игр в данную классификацию необходимо внести уточнения. Их можно условно разделить на ролевые и неролевые.

    Неролевые игры близки к играм с внешними правилами:

  Конкурсные игры моделируют ситуацию прошлого, в которой люди определенной эпохи демонстрируют свое мастерство, достижения, смекалку. Учитель получает возможность проверить знания учащихся, а участники игры — применить эти знания. Соревновательный дух игры «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию прошлого.   Маршрутные игры (воображаемое путешествие, заочная экскурсия) — это особая форма урока, когда учащиеся переносятся в прошлое и «путешествуют» в определённой пространственной среде (прогулка по древнему городу, плавание по реке, полет на хронолете и пр.). Они четко определяют географические контуры исторической действительности, намечают маршрут, придумывают остановки, фрагменты бесед (интервью) с людьми, которых они «встречают» в путешествии. Особенность этих игр состоит в том, что учащиеся не получают очевидных для них ролей.

    Ролевые игры основаны на разыгрывании определенных ролей участников исторических событий в воображаемой ситуации прошлого. Принято выделять несколько подвидов ролевых игр.

  Театрализованные представления имеют четко прописанный сценарий, воссоздают различные образы и картины прошлого, предполагают наличие костюмов и декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуждении разыгранных сцен в классе. Здесь важны ассоциации, когда дети распознают время и место действия, исторические явления, представителей различных социальных слоев. Театрализованные игры отличаются тем, что тексты персонажей не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импровизации, но «осовременивание» прошлого не допускается, игра должна восстанавливать реальную историческую эпоху. Сценарий или программа игры задают ее общий ход. В театрализованной игре, в отличие от представления, могут участвовать все ученики данного класса.

    Тренинговые игры. Существуют также игры с внешними (жесткими) правилами и игры, основанные на алгоритме деятельности. Их называют тренинговыми. Таковы настольные игры (лото, домино, поле чудес); ребусы, кроссворды, шарады, головоломки; сюжетные игры («неотосланная депеша», расшифровка иероглифов, тексты с ошибками и др.).

    Экспедиция (от лат. expeditio — приведение в порядок, поход) - поездка, поход группы лиц, отряда с каким-либо специальным заданием; группа участников такого мероприятия. Полевая экспедиция состоит из трех этапов:

1) подготовка к экспедиции;

2) полевое исследование;

3) обработка собранного материала.

1) Подготовка к экспедиции

    Этап подготовки к экспедиции проходит в стационарных условиях и помимо собственно организационной части (выбор населенного пункта, куда планируется поехать, составление плана работы экспедиции, приобретение всего необходимого для нее и т.д.), он включает теоретическую подготовку. На занятиях учебной группы педагог доводит до школьников информацию, которая может оказаться полезной для работы. Это, прежде всего, сведения об изучаемых объектах и их особенностях в данном регионе, на которые школьникам желательно обратить внимание. Формой подачи этого материала могут быть лекции или реферативные сообщения самих учащихся по указанной педагогом литературе. Особое внимание следует уделить понятию исторического факта и характеристике исторических источников.

 Факт – это фрагмент уже состоявшейся действительности. Существуют следующие разновидности факта:

- действие или поступки отдельных индивидов или социальных групп;

- продукты материальной или духовной деятельности людей;

- мнения, суждения, оценка людей.

Исторический факт – это явление, имевшее место в истории. В этой ситуации возникает проблема интерпретация фактов, так как исследователь имеет дело с прошлым, вернее, с историческими источниками – остатками прошлого, и не может непосредственно наблюдать объект своего изучения.

Исторические источники – это все остатки прошлого, в которых отложились исторические свидетельства, отражающие реальные явления общественной жизни и деятельности человека.

2) Полевое исследование

Инструктаж в самой экспедиции отличается от рекомендаций общего характера своей конкретизацией. Отправляясь собирать материал, ребенок должен представлять себе, к кому он идет, на какую тему будет беседовать, какого рода вопросы задавать. Сбор краеведческого материала может происходить в следующих формах:

А. Диктофонная запись. Это самая удобная форма сбора материла. Она применима к беседам с информатором на любую тему.

Б. Рукописная запись возможна в случае непредвиденной поломки диктофона или его отсутствия. Главное требование при рукописном способе - точность, то есть полная идентичность записанного текста тому, что услышал собиратель.

В. Полевой дневник. Примерная структура полевого дневника:

- Титульный лист содержит сведения об исследователе. (Фамилия, имя, отчество; возраст; город (село), в котором проживает исследователь; фотография исследователя и иная информация по желанию автора дневника).

- Опросный лист для изучения устных источников. Прежде чем задать вопросы, необходимо зафиксировать дату исследования, населенный пункт, ФИО опрашиваемого, адрес опрашиваемого, его место работы, год рождения и другие сведения, имеющие отношение к тематике интервью.

- Лист для исследования вещественных источников.

- Лист для исследования письменных источников. Прежде, чем извлечь из источника необходимые сведения, нужно описать его: наименование источника, автор источника (если таковой имеется), дата создания источника, местонахождение источника (если источник находится в архиве или в музее, то нужно записать название архива, номер фонда, описи, дела и страницы, на которой размещен данный источник. Например, ГАКО. Ф.235. Оп.1. Д.19. Л.5.).

- Собственные наблюдения, размышления, заметки по ходу экспедиции, которые помогут при обработке материалов.

Г. Фотографирование. Фотографии - ценный источник информации. Их наличие украсит любой отчет об экспедиции, курсовую работу или доклад, сделанные на ее материале. Фотографировать можно в том числе и информаторов (снимки используются для оставления так называемого паспорта информатора, включающего самые основные сведения о нем).

Д. Съемка видеофильма. Видеосъемка - форма, близка к фотографированию. Специфика состоит в возможности запечатления какого-то процесса в жизни прихода или экспедиции, рассказов информаторов. При съемке фильма о тех или иных событиях или на конкретные темы, полезно заранее продумать сценарий.

Очень важно, чтобы весь собранный материал бы вовремя зафиксирован в соответствии с общими требованиями. В первую очередь это касается диктофонной записи. Они должны быть расшифрованы и закреплены в форме текста в соответствующие тетради (с указанием имен информатора и того, кто с ними беседовал). Делать это, разумеется, должен тот же человек, который собирал материал.

    Желательно, чтобы школьники каждый вечер кратко в устной форме отчитывались перед руководителем о собранном за день материале, его наиболее интересных моментах, встреченных трудностях. Такие отчеты можно проводить в личном разговоре в неформальной обстановке. Педагог должен быть в курсе того, какой материал уже собран, и сделать вывод, на какие аспекты стоит обратить внимание. Иногда в зависимости от полученных сведений стоит даже перестроить первоначальный план работы экспедиции или школьника.

3) Обработка собранного материала

С окончанием полевого сезона начинается третий этап учебно-исследовательской деятельности. Руководитель и школьник выбирают конкретную тему исследования, которая должна быть осмыслена с научной точки зрения. На занятиях факультатива при школьном музее педагог дает общие сведения в данной области, знакомит с принципами и методами обработки материала. Кроме общих занятий необходима индивидуальная работа с учащимися - постановка перед ними конкретной цели и задач на разных этапах исследования, совет в отношении используемых материалов - как собранных полевых, так и литературы по данному вопросу, контроль результатов выполнения поставленных задач.

Окончательный продукт исследования - написание научной работы и представление ее в форме доклада на занятии учебной группы, а может быть, и на краеведческой научно-практической конференции.

 

 

Словарь музейных терминов[1]

Атрибуция – (от лат. attributio – приписывание) – в музейном деле один из этапов изучения музейного предмета, заключающийся в определении предмета, т.е. выявлении присущих ему признаков, не основании которых и сравнении с аналогичными и родственными предметами делается заключение о времени и месте его создания, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования и других характеристиках, существенных для музейной ценности предмета.

Вещественные источники – тип исторических источников, предметы и объекты, в которых овеществлена («опредмечена») деятельность людей и которые поэтому содержат информацию о хозяйственной деятельности, социальной организации, бытовом укладе, эстетических, религиозных и других представлениях, даже об эмоционально-психическом складе и внутреннем мире человека. Термин используется для обозначения исторических источников, не несущих на себе или в себе письменные сообщения. Этот тип источников подразделяют: по функциональному значению - на орудия труда, оружие, предметы быта, строительные материалы и т.д.; по степени сохранности, а следовательно, полноте информации - на целые предметы и объекты, фрагментированные и их следы; по материалу – на изделия из камня, металла, дерева и пр. В зависимости от контекста экспозиции музейной они выполняют функцию носителя основных сведений или иллюстративного дополнения.

Воспроизведение музейного предмета – предмет, создаваемый с целью точной передачи облика музейного предмета, один из видов экспозиционных материалов. К в.м.п. относятся копии, репродукции, модели, муляжи, слепки, голограммы, научные реконструкции, новоделы. В.м.п. являются научно-вспомогательными материалами, но могут включаться в число музейных предметов, когда они способны и должны выполнять функцию первоисточника (в случае утраты подлинника, его недоступности), при условии точности и научности воспроизведения. Иногда на базе таких воспроизведений создаются целые экспозиции и даже музеи. Излишне широкое использование в экспозиции в. м.п. лишает экспозицию ощущения подлинности, нарушает процесс музейной коммуникации.

Выставка музейная – экспозиция музейная, имеющая временный характер. Расширяет возможности музейной коммуникации. Часто в.м. используют музейные предметы, не подлежащие длительному пребыванию вне фондовых помещений (акварели, письменные источники, уникальные вещи и т.п.), материалы, взятые на время из других музеев, частных собраний, хранилищ. Возможные межмузейные и авторские выставки.

Существует три типа в.м.:

· Тематические, построенные по определенному сюжету и использующие приемы тематической экспозиции

· Фондовые, знакомящие с малодоступными музейными коллекциями и использующие приемы систематической экспозиции и ансамблевой экспозиции

· Отчетные, по результатам комплектования музейных фондов ( выставки новых поступлений), реставрационных работ, издательской деятельности музеев.

Выставки – собрания предметов, связанные единством содержания и выставляемых для обозрения посетителям. Выставочная экспозиция в отличие от музейной носит временный характер. Материалы в. служили основой для создания музеев. В. различаются по масштабности экспозиции (всемирные, всероссийские, республиканские, региональные) и типологические (отраслевые, культурно-просветительные, рекламно-коммерческие, персональные).

Документальные памятники – материальные объекты с информацией, закрепленной способом, созданным человеком для её передачи в пространстве и (или) во времени, обладающие высокой историко-культурной ценностью. Различаются по материальному носителю информации (бумага, пергамен, фото- и кинопленка, магнитофонная лента и др.), по способу ее фиксации (словом, изображением, звуком) и соответственно подразделяются на письменные, изобразительные, фонодокументы и др.).

Законодательство по музейному делу и охране памятников – совокупность государственных актов, нормативного, административного, уголовного и гражданского права, а также служебных положений и инструкций, регулирующих обращение с объектами, признаваемыми обществом и государством культурными ценностями (памятниками). Характер законодательства на разных этапах развития общества находится в прямой зависимости от уровня понимания ценности памятников и возможностей их использования.

Изобразительные источники – тип исторических источников, в широком смысле - все исторические источники, кодирующие информацию посредством зрительного образа, независимо от характера орудий и материала, а также способа создания изображений.

Подразделяются на:

· условно - ( или графич.) изобразит. (карты, диаграммы и др.)

· техническо-изобразительные (кино- и фотодокументы),

· собственно (или художественные) изобразительные (иконы, фрески, картины, графика, изображения на произведениях декоративно-прикладного искусства и др.)

В узком смысле под изобразительными источниками понимаются два последних вида. В музееведении изобразительные источники рассматривают как один из основных типов музейных предметов, как средство эмоционального и эстетического познания и освоения мира, как одно из средств музейной коммуникации.

Изучение музейных предметов, коллекций, собраний – процесс выявления свойств музейных предметов и их совокупностей как источников знаний и эмоций, как культурных ценностей. Результаты изучения составляют основу для реализации основных направлений музейной деятельности. Изучение музейных предметов состоит из атрибуции музейных предметов, их классификации и систематизации, интерпретации. Методика определения музейного предмета предполагает сравнение всех присущих ему признаков, сопоставление исследуемого предмета, сопоставление его с родственными предметами.

Историко-культурный объект – понятие, используемое в памятниковедении и музееведении по отношению к движимым и недвижимым предметам культурного происхождения, обладающим способностью вызывать к себе интерес общества благодаря необычности формы, происхождению, связи с историческими событиями, явлениями, лицами. Такие объекты не состоят на государственном учете, не признаны в официальном порядке культурными ценностями, но являются объектами актуальной культуры, являясь источником пополнения фондов музеев, и государственного фонда недвижимых памятников.

Источниковедение музейное – музееведческая дисциплина, разрабатывающая теорию и методику выявления, исследования и использования музейных предметов и коллекций. Позволяет атрибутировать, классифицировать, систематизировать и интерпретировать музейный предмет. Выявляет свойства музейного предмета, его коммуникативность, определяет музейную ценность источников, устанавливает взаимосвязи, существующие между ними.

Классификация музеев – группировка музеев по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для всей музейной деятельности. Основные категории классификации: профиль музея, типология музеев. Классификация определяет различия в содержании собраний музейных, направленность изучения этих собраний, а также комплектования музейных фондов, их экспонирования и пропаганды, позволяет судить о рациональности построения музейной сети, выявить основные тенденции развития музеев, проследить связи различных групп музеев с общественными потребностями на том или ином этапе.

Коллекция – систематизированное собрание объектов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое. Формируется в результате целенаправленной работы по ее формированию. Существуют коллекции:

· систематические;

· тематические;

· мемориальные;

· персональная.

Частные коллекции предметов музейного значения подлежат государственному учету и охране. Частные коллекции, поступившие на хранение в музей, как правило, сохраняются внутри музейного фонда как единое целое.

Комплектование музейных фондов – одно из основных направлений музейной деятельности, целевой, плановый, опирающийся на методологические принципы музееведения и профильных дисциплин процесс выявления, сбора и научной организации музейных предметов, в результате которого создается источниковая база, необходимая для работы музея. В к.м.ф. проявляется одна из основных социальных функций музея – документирование процессов и явлений, происходящих в природе и обществе. Тематика комплектования полностью зависит от направленности музея и его особенностей.

Консервация – совокупность мер, направленных на стабилизацию физического состояния памятников истории и культуры, на их долговременную защиту от воздействия влаги, температурных изменений, света, механических повреждений и на обеспечение их сохранности в конкретных условиях бытования.

Копия – предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого предмета, выступающего по отношению к копии как подлинник.

В музейной практике различают 2 вида копий:

· копия как произведение искусства, выполненное через какое-то время после создания последнего, и, как правило, не самим автором

· копия как современное воспроизведение музейного предмета, повторяющее по возможности точно черты подлинника, существенные для целей и задач копирования.

В случае утраты подлинника может приобретать значение музейного предмета.

Краеведение – изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо территории, края, главным образом силами местного населения. Краеведение опирается на междисциплинарные научные связи и учитывает выводы не только научных теорий, но и первичные наблюдения, житейскую практику; предполагает освоение местного исторического опыта и определение новых тенденций, исходя из местных условий и традиций.

Культурно-историческая среда – система взаимосвязей культурных ценностей в пространстве, сфера функционирования культурного наследия. Различаются два вида культурно-исторической среды:

· формируемая временем и фиксируемая интересом общества. К нему относятся охраняемые пространства исторически значимой городской среды, культурного пейзажа, места сосредоточения историко-культурных объектов, культурные слои почвы на месте древних стоянок, городищ и других поселений;

· искусственно формируемая среда. К нему относятся экспозиции музейные, выставки, систематические и тематические коллекции.

Культурно-образовательная деятельность музеев – одно из основных направлений музейной деятельности, осуществляемое в непосредственном контакте с аудиторией музейной как в самом музее, так и вне его; составная часть коммуникации музейной. Теоретическая основа культурно-образовательной деятельности музеев - педагогика музейная.

Культурное наследие – одно из ключевых понятий современной культурологии и памятниковедения. Под культурным наследием понимают совокупность связей, отношений и результатов деятельности прошлых исторических эпох и совокупность объектов окружающего человека мира, признаваемых на основе культурного опыта человечества и его предпочтений культурными ценностями.

Культурные ценности – предметы материального и духовного мира, имеющие в представлении общества культурную значимость. Совокупность к.ц. того или иного народа, общества, государства составляет их культурное наследие. К.ц. формируются под влиянием проявляемого к ним обществом интереса и предпочтений, основывающихся на стремлении к познанию, удовлетворению эстетических потребностей, сохранению и продолжению традиций, духовной идентификации народностей и наций, общественных и религиозных групп.

Мемориал – архитектурный ансамбль, воздвигаемый в память об историческом событии, реже - о выдающейся личности и включающий, как правило, архитектуру, малые архитектурные формы, монументальную скульптуру, живопись, а также садово-парковую архитектуру. Часто соединен с экспозицией музейной и, как правило, возводится в памятном месте.

Мемориальная доска – знак, устанавливаемый на недвижимых объектах или участках территории и фиксирующий их связь с выдающимися личностями и событиями, имеющими историко-культурное значение. Как правило, выполняется в виде доски из металла, мрамора, гранита и т.п., с текстом, содержащим информацию о событиях или лицах, память о которых закрепляется м.д.

Методика музейного дела – составная часть музееведения, совокупность методов, необходимых музейному работнику в его деятельности. Находит отражение в методических рекомендациях, а также в нормативных документах, разрабатываемых в разных странах в соответствии с существующими в области музейного дела традициями. М.м.д. разделяется на общую и специальную. Общая методика касается всех музеев и музейной деятельности как деятельности особого рода (принципы построения экспозиции, принципы экскурсионной работы, описание музейных фондов, разработка приемов хранения, изучения, публикации музейных предметов). Специальные методики базируются на музееведении, и на профильных дисциплинах.

Музееведение, музеология – научная дисциплина, изучающая специфическое отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельностью. Обычно в м. выделяют теорию и историю музейного дела, музеографию, методику музейного дела, источниковедение музейное, педагогику музейную, информатику музейную, социологию музейную.

Музеефикация памятников - направление музейной деятельности и охраны памятников, сущность которого - преобразование недвижимых памятников истории и культуры или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения, выявления их историко-культурной, научной, эстетической ценности и активного включения в современную культуру. М.п. предполагает исследование памятника, его консервацию и реставрацию, сохранение или воссоздание среды обитания памятника и интерьеров, организацию условий для его обзора.

Музейная сеть – исторически сложившаяся совокупность музеев, действующая на определенной территории. Это понятие употребляется для обозначения конкретных групп музеев, относящихся к одному профилю или ведомству.

Музейное дело – вид деятельности, включающий комплектование, учет, хранение, охрану, изучение и использование музеями культурного наследия страны. Объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство и организацию управления музеями), музееведение и музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу).

Музейный предмет - одно из центральных понятий музееведения, служащее для обозначения предметных результатов человеческой деятельности или движимых памятников естественной истории, ставших объектами познавательного и ценностного отношения и включенных в состав собрания музейного. М.п. формируется в процессе музейной деятельности, складывающейся из системы последовательных операций, направленных на научную и техническую обработку предмета музейного значения, его подготовку к длительному хранению и многоплановому использованию.

Музейный фонд Российской Федерации - совокупность постоянно находящихся на территории РФ движимых памятников истории и культуры, имеющих научную, художественную, историческую или иную культурную ценность и являющихся музейными предметами или предметами музейного значения. М.ф. создан для наиболее полного выявления, систематического целенаправленного выполнения, централизованного учета, хранения, реставрации и консервации, охраны и защиты, изучения и использования культурных ценностей в научно-образовательных, воспитательных, творческих целей, во благо эстетических и нравственных потребностей человека.

Пополняется путем комплектования музейных фондов, а также выявления и накопления предметов музейного значения.

Музеография – отрасль музееведения, представляющая его описательное направление; описание музеев, составляющие один из важнейших источников музееведческого исследования, включающие обычно описания среды, недвижимых памятников и музейных предметов; совокупность изданий по истории музея как учреждения, его экспозиций и коллекций.

Музеографические издания различаются по объектам описания: справочники, путеводители, каталоги, наиболее ярко музеи представляют очерки их истории, юбилейные издания и путеводители, где главным объектом описания выступает музей в целом.

Музеографический подход к музею предполагает раскрытие его исторической и культурной природы и сбалансированное освещение всех составляющих музейного организма.

Научно - вспомогательные материалы – входящие в фонды музей предметы, не обладающие свойством музейных предметов, но помогающие их изучению и экспонированию. Различают: воспроизведения музейных предметов, заменяющие подлинники в экспозиции музейной из-за их отсутствия или их специфических условий хранения; научные реконструкции сооружений, процессов или явлений; несущие дополнительную информацию о музейных предметах диаграммы, карты, схемы, планы, таблицы, графики. При поступлении в музей оформляются актом приема и регистрируются в специальной книге учета. Научная инвентаризация таких материалов не ведется. В исключительных случаях возможен перевод н-в. м. в число музейных предметов. Составленные знаменитой личностью диаграммы, карты, планы и т.п. приобретают значение мемориальных музейных предметов.

Научно-исследовательская деятельность музеев – одно из основных направлений музейной деятельности, определяемое задачами накопления документальных свидетельств и источников знаний, их обработки и введения в научный и общекультурный оборот. Ее содержание определяется профилем музея и специализацией (профилем) фондов музея, а направленность - наличием или формулированием научной концепции развития музея, фондов музея и экспозиции музейной, а также профильных дисциплин.

Изучения, проводимые в музее можно разделить на:

· изучение музейных предметов с целью установления режима хранения, методов консервации и реставрации;

· изучение атрибутивных свойств предметов, источниковедческий анализ и определение их места в системе науки, в истории отрасли или сферы культуры;

· подготовка музейных предметов, в первую очередь памятников истории и культуры, к публикации, создание каталогов, обзорных, монографических или историко-культурных работ, пособий для публики (путеводителей, справочников, информационных справок), показ предметов в контексте общенаучных и специфических знаний;

· исследование возможных интерпретаций музейного предмета в процессе проектирования экспозиции, показа экспозиции аудитории музейной, экскурсионного показа музея и его коллекций, подготовки лекционного материала, популяризации и рекламирования музейных знаний и собрания музейного;

· изучение взаимодействия различных структур (отделов, служб) музея с точки зрения эффективности и целесообразности, рентабельности, соответствия стоящим перед музеем задачам, в т.ч. в связи с намеченными перспективами развития и планируемыми преобразованиями.

Научно-справочный аппарат музейных фондов – взаимосвязанная совокупность материалов и документов, составляемых в процессе учета и хранения музейных фондов, фиксирующих результаты изучения музейных предметов, коллекций, собраний; служит научным и информационно-поисковым целям, необходим для выполнения социальных функций музея. В состав н.-с. а. м.ф. входят: полевые документы (полевая опись, полевой дневник, тетрадь фотофиксации и т.п.), оформляемые в экспедициях и научных командировках; книги поступлений, инвентарные книги; все виды каталогов, классификационные схемы; описи (охранные, топографические коллекционные); акты приема на постоянное или временное хранение, акты выдачи на постоянное или временное хранение, путеводитель по фондам. Основным средством информации о музейных предметах, инструментом их изучения и поиска служат каталоги. Совокупность работ по их созданию называется каталогизацией музейных фондов.

Оборудование экспозиционное – комплекс элементов и приспособлений, осуществляющих конструктивно - пространственную организацию экспозиции, обеспечивающих сохранность и фиксацию экспозиции в любой точке экспозиционного пространства, а также выполняющих определенные художественно - символические функции.

Объединение музейное – одна из форм организации музейной сети и управления музеями. О.м. может включать музеи разных профилей или одного профиля.

Определители - иллюстрированные музейные издания, предназначенные для облегчения атрибуции (определения) музейных предметов; выделяют и описывают признаки той или иной группе родственных предметов.

Охрана памятников - система мер по сохранению и включению в общественную жизнь памятников культуры как части культурного наследия. Составными частями о.п. являются её правовое регулирование, учет конкретных памятников и их комплексов, а также памятных мест, контроль за их сохранностью, действия по содержанию сохранности памятников и их использование на благо общества.

Памятник – в музееведении социокультурное явление, один из видов культурных ценностей, выделяемый людьми из окружающего предметного мира в качестве необходимого средства преемственности культурного опыта предшествующих поколений и подлежащих освоению с последующей передачей потомкам.

Памятник археологии - материальные свидетельства ранней истории человечества, получаемые в результате раскопок или случайных находок и позволяющие восстанавливать историю культуры народов прошлого, типологическая группа памятников истории и культуры. Могут быть единичными и комплексными.

Памятники градостроительства и архитектуры - материальные свидетельства прошлого, признаваемые обществом ценностью вследствие выдающихся или редких архитектурных форм, своеобразия планировки, исторических или технологических традиций, поддержания преемственности качества жизни.

Памятники искусства – материальные свидетельства прошлого, обладающие выдающимися художественными достоинствами, оригинальностью замысла и его воплощения, способностью вызывать эстетические переживания и в силу этого признаваемые культурными ценностями, подлежащими государственной охране.

Памятники истории – материальные свидетельства прошлого, признаваемые обществом ценностной субстанцией в качестве хранителя исторической памяти и в силу этого подлежащие государственной охране.

В настоящее время п.и. признаются все исторические объекты, вызывающие устойчивый интерес общества.

Памятники истории и культуры – материальные свидетельства прошлого, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и охраняемые государством. Включают в себя 5 групп:

· памятники археологии;

· памятники истории;

· памятники градостроительства и архитектуры;

· памятники искусства;

· памятники науки и техники (эта группа выделяется в 1980-е гг.).

Памятники науки и техники – материальные свидетельства развития науки и техники, признаваемые обществом культурными ценностями, способствующими сохранению и совершенствованию технологических традиций, познавательного опыта предшествующих поколений.

Памятники природы – объекты природы, имеющие научное, образовательное, воспитательное значение в связи с их способностью отражать закономерности эволюции материального мира, происходившей или происходящей вне воздействия на этот процесс социальных и технических факторов. Это памятник естественной истории.

Памятное место – участок территории, на котором в прошлом происходили события, имеющие историко-культурное значение и в силу этого сохраняющиеся в памяти общества. Подлежат охране наравне с памятниками. В случае последовавшей застройки такие места отмечаются мемориальными досками, но не охраняются.

Панорама – вид изобразительного искусства: больших размеров картина, охватывающая полный круг горизонта в объединении с передним «предметным» планом (макет местности, сооружений и т.п.), что создает иллюзию реального пространства.

Педагогика музейная – научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, предметом которой являются педагогические аспекты коммуникации музейной. Разрабатывает новые методики (главным образом практические работы с посетителями) и музейно-педагогические программы, изучает историю образовательной деятельности музея, воздействия форм коммуникации на аудиторию музейную.

Письменные источники – тип исторических источников, в которых информация выражена творцом источника (субъектом) в словесной форме (вербализирована) и зафиксирована им с помощью знаков письма (букв и т.п).

Классифицируются по разным признакам:

· способу воспроизведения (рукописные, печатные и др.),

· содержанию (источники по социально-экономической и политической истории, истории общественной мысли и др.)

· происхождению

· хронологии

Наиболее распространена классификация по типам и видам:

· летописи

· акты

· нормативные документы (положения и указы и др.)

· делопроизводственные документы

· статистические материалы

· политические сочинения и публицистика

· периодика

· документы происхождения (мемуары, дневники, переписка)

· художественная литература

· научные труды

В музееведении п.и. рассматривают как один из основных типов музейных предметов, как средство теоретического, практического и эмоционального познания и освоения мира, как средство коммуникации музейной.

Подделка – фальсификация, предмет, имитирующий вид и свойства памятника истории и культуры или произведения искусства определенной эпохи, школы, автора, преднамеренно выдаваемый изготовителем или др. лицом за подлинник; также процесс фабрикации подобного предмета.

Подлинник - настоящий, истинный, первоначальный предмет, не являющийся воспроизведением или подделкой. Подлинность музейного предмета в значительной степени является источником его информативности и экспрессивности, определяет воздействие предмета на посетителя, позволяет осуществиться коммуникации музейной. П. составляют основу фондов музея; их хранение как первоисточников знаний и эмоций – важнейшая функция музея как института памяти.

Предмет музейного значения – объект, обладающий музейной ценностью и свойствами музейного предмета, но не входящий в собрание музейное.

Проектирование музейное – сфера музейной деятельности, занимающая пограничное положение между музееведением и музейной практикой. Его сущность состоит в выработке решений конкретных проблем музейной практики и организации музейного дела на основе новейших достижений музееведения, памятниковедения, культурологии, социологии и других наук, в сферу компетенции которых входят вопросы сохранения, актуализации и освоения природного и культурно-исторического наследия.

П. м. включает в себя работу над замыслами новых музейных объектов и обеспечение их реализации на уровне образовательных, технологических, методических и организационно-экономических рекомендаций. Результаты п.м. могут быть представлены в виде научных концепций, сценариев, архитектурных и художественных проектов, организационных структур, управленческих и технологических схем, социо-культурных и экономических программ, бизнес-планов и др.

Профиль музея - категория классификации музеев, их специализация, определяющая состав собрания музейного, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной работы и научно-просветительской работы. В п.м. находит выражение связь музейной деятельности с профильной дисциплиной, т.е. конкретной отраслью науки, техники, производства, культуры, видом искусства.

Сейчас российская музейная сеть включает следующие основные профильные группы:

· естественно-научные музеи;

· исторические музеи;

· художественные музеи;

· литературные музеи;

· архитектурные музеи;

· музыкальные музеи;

· театральные музеи;

· педагогические музеи;

· музеи науки и техники;

· промышленные музеи;

· сельскохозяйственные музеи и др.

Основные профильные группы в соответствии со структурой той или иной отрасли знаний делятся на более узкие.

Раритет – предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении этот термин употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах в отличие от типового предмета и существующего в единственном числе уникума.

Реконструкция – научное аргументированное восстановление облика поврежденного или разрушенного памятника истории и культуры, а также памятника природы.

К реконструкционным мерам относят и целый ряд операций, связанный с восполнением утрат.

Реликвия – особо чтимый мемориальный предмет, обладающий высокой экспрессивностью. Особая ценность р. определяется связью с событиями или лицом, имеющим важное значение для целых стран, народов, конфессий, отдельных социальных групп и даже отдельных индивидуумов. В наше время значительная часть реликвий передается на хранение в музеи.

Репродукция – воспроизведение произведения живописи или графики, выполненные с использованием множительной техники с целью получения большого числа повторений.

Реставрация – комплекс мероприятий, направленных на сохранение памятника истории и культуры или произведения искусства, выявление его художественных достоинств и общественной ценности.

Социальные функции музеев - общественное назначение музея, роль, которую музей выполняет относительно изменяющихся потребностей общества и человека; зависимость между музеем и другими социальными институтами. Эти функции реализуются в процессе музейной деятельности.

В отечественном и зарубежном музееведении выделяют в качестве основных функций документирование и функцию образования и воспитания.

Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании посредством музейных предметов тех процессов и явлений в природе и общественной жизни, которые изучает музей в соответствии своим местом в музейной сети и профилем музея.

Функция образования и воспитания, основываясь на информативных возможностях музейных предметов, их способности оказывать эмоциональное воздействие, направлена на выполнение образовательных, пропагандистских, нравственно-воспитательных, эстетико-воспитательных задач.

Тексты в экспозиции – совокупность пояснительных надписей к экспонатам, экспозиционным комплексам, тематическим разделам. Разрабатываются в процессе проектирования экспозиции с целью интерпретации экспозиционных материалов при помощи слова. По отношению к музейным предметам занимают подчиненное положение.

Тексты характеризуют научный уровень экспозиции и особенно важны для одиночных посетителей.

Учет музейных фондов – направление фондовой работы, целью которого является юридическая охрана музейных фондов и права музея на полученные в результате изучения музейных предметов, коллекций, собраний научные данные о них. В процессе у.м.ф. при помощи учетной документации осуществляется закрепление предметов за определенным музеем, оформление принадлежности предмета к музейным предметам или научно-вспомогательным материалам, закрепление предметов за определенным фондовым подразделением и конкретным научным сотрудником музея, оформление предметов, находящихся в музее на временном хранении, контроль за наличием предметов,, входящих в фонды музея, и предметов, находящихся в музее на временном хранении, создании научно-справочного аппарата музейных фондов. В музеях РФ основными юридическими документами являются акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации.

Фондовая работа – одно из основных направлений музейной деятельности, ориентированное на сохранение, исследование и использование музейных предметов. Работа по сохранению и изучению музейных предметов начинается на этапе отбора предметов музейного значения из окружающей среды.

Хранение музейных фондов призвано обеспечить физическую сохранность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, их доступность для использования. Хранение фондов требует дальнейшего изучения музейных предметов, позволяющего выявить общее и различное в их экономических свойствах, выделить предметы, для которых нужны особые условия хранения.

Фонды музея - совокупность всех материалов, поступивших на постоянное хранение в музей в соответствии с принятыми правилами (инструкциями). Составляют основу для реализации ведущих направлений музейной деятельности, используются как источниковая база профильными музею научными дисциплинами. Могут находится в фондохранилище, в экспозиции, быть переданы на реставрацию, экспертизу, во временное пользование другому учреждению. Задачей музея является комплектование ф.м., их учет, изучение, хранение и использование.

Хранение музейных фондов – направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения в целях обеспечения физической сохранности и доступности для использования входящих в фонды предметов. Специфика в организации х.м.ф. обуславливается конкретным содержанием, составом, структурой фондов, их количеством и объемом, особенностями музейного здания и фондохранилища, регламентируется внутренней инструкцией.

Экскурсионное дело – область культурно-образовательной деятельности, основу которой составляет экскурсия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, объектами природы, а также достопримечательными местами, промышленными предприятиями, научными, культурными и образовательными организациями и учреждениями. Э.д. объединяет теорию, практику, методику, содержание, управление и организацию экскурсионной работы.

Экскурсия музейная – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре объектов музейного показа под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью э.м. является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое заполняется впечатлениями моторного характера: осмотр с разных точек, на различном расстоянии, в процессе перемещения людей в пространстве.

Э.м. классифицируется в зависимости от профиля музея, места проведения и объекта показа, целевой направленности, широты охвата тематики, состава экскурсантов.

Экспозиционная работа – одно из основных направлений музейной деятельности, в центре внимания которого находится экспозиция музейная. В экспозиционном процессе музейные предметы становятся экспонатами.

Основное содержание э.р. составляет проектирование экспозиции, кроме того, в э.р. входить реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспозиции в целом, монтаж и демонтаж экспозиции.

Экспозиционный комплекс – группа, связанная по содержанию или отдельным признакам предметов, составляющих зрительное и смысловое единство, структурная единица экспозиции музейной. Создается в процессе проектирования экспозиции из музейных предметов, дополненных при необходимости научно-вспомогательными материалами и текстами, с использованием оборудования экспозиционного.

Экспозиция музейная – целенаправленная, научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технических и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. Органично связана с социальными функциями музея.

Экспозиция систематическая – экспозиция музейная, построенная в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины или отрасли производства. Основная структура э.с. – системный ряд музейных предметов, отражающий эволюционные процессы в природе и человеческой деятельности.

Экспозиция тематическая – экспозиция музейная, раскрывающая посредством музейных предметов определенный сюжет, создающая музейный образ отражаемых явлений или событий.

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения на экспозиции.

 

 

getCacheTime=14 parametersTime=1

beginPageTime=0 doViewTime=15 httpRequestTime=0 requestParamsTime=0

getCacheTime=15 parametersTime=0

beginPageTime=0 doViewTime=15 httpRequestTime=0 requestParamsTime=0

ЛИТЕРАТУРА:

1. Атрибуция музейного памятника: Классификация, терминология, методика. Справочник//Российский этнографический музей/ Под ред. И.В. Дубова. СПб., 1999;

2. Барскова Т.А. Помня о прошлом, думать о будущем //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.30.

3. Берельковский И.В. Школьные музеи Горьковской области: В помощь учителям, руководителям, активу школьных музеев. – Горький, 1987.

4. Берельковский И.В. Школьный музей В. Г. Короленко, его роль в учебно-воспитательном процессе //Литературные музеи – фор­мированию личности учащихся. – Горький, 1989.

5. Богуславский С.Р. Школьный литературный музей-клуб: Кни­га для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989.

6. Борисов Н.С., Дранишников В.В., Иванов П.В., Кацюба Д.В. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н. С. Борисова. – М., 1982.

7. Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. – М., 1985.

8. Дик Н.Е., Валишин К.И. Географические экспозиции школь­ного краеведческого музея: Пособие для учителей. – М., 1979.

9. Зенов А.З. Формы и методы работы краеведческого музея //Педагогический информационно-справочный вестник Оренбуржья. – Оренбург, 1995. – № 25. – С. 117

10. Краткий словарь музейных терминов. М., 1974.
Музейное дело России. М., 2003.

11. Методика историко-краеведческой работы в школе /Под ред. Н.С. Борисова. – М., 1992.

12. Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.

13. Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
Рафиенко Е.Н. Музеи и историческое образование в системе учебных заведений, в кн.: Музей - культура - образование (Сб. науч. тр. ЦМР). М., 1992.
Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; М., 2005.
Столяров Б.А. Музейная педагогика - профессия. //Музей и образование: Сб. научн. тр. СПб, 1999
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. – 1999. – №10. – С.158-161.

14. Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.

15. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мире культуры. М.,2002.
Макарова-Таман Н.Г., Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Детские музеи в России и за рубежом. М., 2001.
Попова С.В. Школьный музей “Нижегородская старина” //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.44

16. Решетников Н.И. Школьный музей и краеведческая работа //Вестник детско-юношеского туризма в России, 1993. – № 5-6.

17. Сарафанникова Г.П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев //Народное образование, 1982. – № 5.

18. Слесарева Т.Ю. Школьные музеи Нижегородской области //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.26.

19. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. – М., 1987.

20. Тамбовцева А.В. Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3. – С.29

21. Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977.

22. Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.

23. Школьные музеи. Сб. документов. – М., 1987.

24. Элькин Г. К., Огризко 3. А. Школьный музей: Пособие для учителей. – М., 1972.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

www.museum.npstoik.ru

www.muzeum.ru

www.tataroved.ru/institut

 


[1]         Словарь музейных терминов составлен по материалам «Российской музейной энциклопедии», М., 2001, т. 1-2.

 









Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.