II .1. Исследовательская деятельность школьных музеев
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исследовательская деятельность в школе – это деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи. Формы исследовательской деятельности могут быть различны, в зависимости от потенциала конкретного учащегося.

Еще ученый В.И. Вернадский указывал, что необходимо «различать научную работу и научное творчество…». Он выделял основные этапы исследовательской деятельности учащихся. Первый этап не дает возможности для творчества, главной целью такой работы является точное, корректное с научной точки зрения, описание какого-либо явления. Эти работы очень важны для накопления научного материала, которое дает основу для дальнейших обобщений в науке. Только на втором и третьем этапе у учащихся появляется возможность проявлять свою творческую активность, так как на данных этапах они могут самостоятельно ставить и решать задачи.

Любое ученическое исследование предполагает наличие основных этапов:

ü постановка проблемы;

ü изучение теоретического материала, посвященного определенной теме;

ü подбор методик исследования и практическое овладение ими;

ü сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

ü собственные выводы.

По мнению доктора педагогических наук, профессора М.Н. Скаткина «исследовательский метод обучения находит применение лишь тогда, когда умственное развитие учащихся достигает такого уровня, что они в состоянии осуществить самостоятельно все этапы поисковой деятельности. Обдумав поставленную проблему, ученики сами намечают план поиска, выдвигают гипотезу, определяют способ ее проверки, фиксируют факты, сравнивают их, классифицируют, обобщают».

Для исследовательской деятельности характерна атмосфера постоянного поиска, радость собственного открытия и творческой мысли. Учащиеся становятся не просто потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.

Научный подход к процессу исследования требует реализации ряда принципов, в частности:

ü Принципа естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим).

ü Принципа осознанности (как проблемы, цели и задач, так и хода исследования и его результатов).

ü Принципа самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через переживание его, то есть через собственный опыт).

ü Принципа наглядности (существующего в педагогике еще с Я.А. Коменского и развитого И.Г. Песталоцци и Ж.Ж. Руссо).

Зачастую исследовательская деятельность учащихся ведется на базе школьного краеведческого музея.

Работа по истории родного края опирается на данные научного краеведения. Она требует от учащихся самостоятельного поиска и преследует две цели:

1. Педагогическая – приобщение учащихся к исследовательской деятельности, развитие личности учащихся, использование материалов в учебно-воспитательном процессе (сбор экспонатов, оформление экспозиции, проведение в школьном музее экскурсий, лекториев, мероприятий);

2. Научная – исследование краеведческого объекта (работа с архивными источниками, научной литературой, выступления на научно-практических конференциях).

При реализации этих целей учащиеся овладеют умениями:

1. Формулировать проблему и гипотезу исследования.

2. Определять цели и задачи работы.

3. Планировать ход своего исследования.

4. Работать с научной литературой, с воспоминаниями и свидетельствами.

5. Обладать культурой устного доклада.

6. Уметь аргументированно доказывать свою позицию.

7. Составлять компьютерную презентацию по теме исследования и работать с нею.

Исследовательская работа учащихся в области краеведения опирается на их личное наблюдение истории, жизни, труда и быта своих земляков. Она помогает выводить учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.

Выделяются следующие типы работ:

1. Проблемно-реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

2. Историографические – творческие работы, написанные на основе анализа научной литературы по теме. Они предполагают самостоятельную трактовку проблемы.

3. Описательные – творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления или объекта. Могут иметь элемент научной новизны.

4. Исследовательские – творческие работы, выполненные с помощью научной методики, которые призваны раскрыть проблему, еще не изученную или изученную не в полной мере.

Краеведческая проблематика ученических исследований имеет свою специфику. Краеведческие объекты или темы еще мало изучены. Нет готовых ответов на вопросы. Ученик должен сам посетить архив, музей, библиотеку встретиться с земляками, поработать с книгой, газетой, документом, то есть включиться в настоящую научную работу. Независимо от типа исследовательской деятельности учащихся учитель выступает как носитель опыта организации деятельности, а не как источник знаний. Психолог, доктор педагогических наук С.Л. Рубинштейн отмечал, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Важнейшим условием реализации исследовательской деятельности учащихся является индивидуальная работа учителя с учеником в предметной области. На этом этапе возникает очень важный момент соотнесения уровня поставленной задачи с возможностями учащегося. Именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика. Учитель не должен вести ученика «за руку» к ответу, а совместно с учеником искать решение.

    Именно поэтому весьма существенным становится вопрос выбора и определения темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. С одной стороны, желательно, чтобы тема вытекала из сферы интересов ребенка, с другой же стороны, тема должна быть интересна и педагогу. Тема исследования должна быть посильна ученику. Большую роль в определении этой посильности принадлежит учителю, который может объективнее, чем ученик определить его возможности. На выбор темы, характер и объем исследований также оказывают большое влияние требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания.

    В зависимости от возраста учащихся и по мере их интеллектуального роста, исследовательская работа усложняется по разнообразию приемов работы, степени самостоятельности в исследованиях, подборе необходимых источников. Также усложняются типы исследовательских работ и проблемы, которые решаются в рамках исследования.

    На занятие исследовательской деятельностью также влияют такие факторы, как месторасположение учебного заведения, его отдаленность от культурных центров, а также контингент учащихся образовательного учреждения. Данные факторы влияют на круг информационных ресурсов, которыми может воспользоваться учащийся, работающий над исследованием, на круг специалистов, которые могут при необходимости дать консультацию. Исследовательская деятельность учащихся состоит из двух крупных блоков: теоретической и практической. Без получения необходимой подготовки исследовательская работа ученика не может стать научной.

    Исследовательские работы учащихся имеют ряд недостатков. Самые распространенные из них:

1. Несоответствие содержания выбранной теме.

2. Отсутствие должного самостоятельного анализа фактов, источников, собственных выводов.

3. Недостаточная проверка достоверности собранного материала.

4. Узкая источниковедческая база исследования.

5. Небрежное отношение к научному оформлению.

6. Недостаточное раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей.

7. Неправильно оформленный список литературы.

Их причинами могут быть:

1. Недостаточная обеспеченность ученических исследований качественными источниками.

2. Сложность поставленных задач, несоответствие их возрасту учащихся.

3. Узкий кругозор учащихся.

4. Чрезмерная опека со стороны учителя.

Задачей педагога в данном случае является корректное устранение недостатков, чтобы у учащегося не пропал интерес заниматься исследовательской деятельностью. Если причиной явилась чрезмерная опека педагога, то ученику необходимо дать большую самостоятельность при постановке задач и их реализации.

    Одним из главных критериев оценки исследовательской деятельности является наличие личностной позиции ученика к теме исследования, его включенность в процесс работы. Мотивы участия учащихся в исследовательской деятельности разнообразны. Это и заинтересованность, и желание расширить свой кругозор, и определиться с будущей профессией, и желание повысить свой авторитет, необходимость поиска неизвестного, желание познать мир и себя в этом мире.

    Таким образом, организация исследовательской деятельности учащихся стимулирует развитие их исследовательских умений, повышает интерес к учебному предмету, способствует успешному выступлению на конференциях.

    В перспективе планируется создание школьного научного общества на базе музея, в которое будут привлекаться учащиеся не только с краеведческими исследованиями. Научное общество учащихся – добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 206.