ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статья 155.1. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Комментарий к статье 155.1

 

1. Сегодня по числу сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детей, Россия занимает одно из первых мест в мире. В международных правовых актах и во внутреннем законодательстве России провозглашен приоритет семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, как показывает практика, всех российских детей-сирот пристроить в семьи даже с учетом международного усыновления невозможно.

Поэтому в России существует большое число детских домов и приютов. Следует отметить, что их деятельность до последнего времени не была должным образом упорядочена с правовой точки зрения. Отсутствовал какой-либо правовой акт, который установил бы единые требования к подобным заведениям.

Их деятельность ранее регулировалась тремя следующими правовыми актами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896:

Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних;

Примерное положение о социальном приюте для детей;

Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Для того чтобы восполнить этот пробел, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" дополнил Семейный кодекс РФ главой 22, получившей название "Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Впоследствии в эту главу были внесены изменения Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Следует учитывать, что понятие "сирота" и понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей", упомянутые в п. 1 комментируемой статьи, не являются идентичными. Сирота - это несовершеннолетний ребенок, у которого умерли оба или единственный родитель, тогда как дети, оставшиеся без попечения родителей, могут иметь одного или обоих родителей и при этом остаться без их попечения.

Единые требования к условиям пребывания детей в соответствии с п. 1 комментируемой статьи в подобных организациях должны были быть установлены в специальном постановлении Правительства РФ. Уже существовавшие организации продолжили свою деятельность до того, как было принято это постановление.

Таким постановлением является Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей).

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью.

Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.

Указанное Положение устанавливает перечень осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - организации для детей-сирот, дети), порядок осуществления деятельности организациями для детей-сирот, порядок устройства детей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), основания принятия решений по устройству детей в зависимости от осуществляемых видов деятельности и оказываемых услуг организациями для детей-сирот, а также требования к условиям пребывания в организациях для детей-сирот.

А Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 N 170 "Об утверждении Правил проведения медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утверждены Правила проведения медицинского обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещаемых под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как отмечено в указанном Постановлении, к организациям для детей-сирот относятся образовательные организации, медицинские организации и организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети.

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот временно, на период до их устройства на воспитание в семью, в случае если невозможно немедленно назначить им опекуна или попечителя в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона "Об опеке и попечительстве".

Дети помещаются под надзор в организации для детей-сирот, в которых созданы необходимые условия для их содержания, воспитания и образования, соответствующие их состоянию здоровья и потребностям. Они помещаются в организации для детей-сирот на основании акта органа опеки и попечительства о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот, принимаемого органом опеки и попечительства в течение одного месяца со дня выявления детей на основании следующих документов:

а) личное дело ребенка, сформированное органом опеки и попечительства в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

б) направление органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, выданного в установленном субъектами Российской Федерации порядке.

Сами организации должны отвечать требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержание, воспитание, образование детей, защиту их прав и законных интересов.

В комментируемой статье среди организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, названы образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги. Перечень таких организаций является исчерпывающим. Все вышеназванные организации не имеют своей основной целью извлечение прибыли и поэтому являются некоммерческими.

Организации, осуществлявшие на 1 сентября 2008 года деятельность по надзору за детьми, оставшимися без попечения родителей, сохраняли право заниматься указанной деятельностью впредь до установления Правительством РФ требований, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 155.1 данного документа (Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ).

При отсутствии подобных организаций ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства.

Более конкретно деятельность вышеупомянутых организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется указанным Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014 N 481.

2. Следует иметь в виду, что согласно п. 2 комментируемой статьи ребенка могут принимать в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно, до принятия решения об их дальнейшей судьбе в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания ребенка в течение периода, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка. В таких случаях права и обязанности родителей, усыновителей либо опекунов или попечителей в отношении этого ребенка не прекращаются.

3. Согласно п. 3 комментируемой статьи контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства.

При этом согласно п. 1 ст. 6 Закона об опеке и попечительстве органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с Законом об опеке и попечительстве, законом субъекта Российской Федерации, могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству. Органы местного самоуправления наделяются указанными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

4. Органы опеки и попечительства должны осуществлять функции опекуна и попечителя и в тех случаях, когда дети покидают образовательные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения ими возраста восемнадцати лет. При необходимости они должны принять меры к тому, чтобы таким детям был найден попечитель.

 

Статья 155.2. Деятельность организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Комментарий к статье 155.2

 

1. Указанные в п. 1 комментируемой статьи организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют определенные права и обязанности, которые возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.

Следует иметь в виду, что ребенка могут принимать в эти организации и временно, до принятия решения об их дальнейшей судьбе. В последнем случае у указанных организаций права и обязанности по законному представительству в отношении ребенка не возникают.

2. Как следует из п. 2 комментируемой статьи, к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей. Соответственно опекунов и попечителей таким детям не назначают. В частности, речь идет как о правах и обязанностях гражданско-правового характера, так и правах и обязанностях опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных, которые регулируются семейным законодательством. Таким образом, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выполняют функции опекунов и попечителей как в гражданско-правовых, так и в семейно-правовых отношениях.

Говоря о правах и обязанностях гражданско-правового характера, необходимо отметить, что в соответствии со статьями 32 и 33 ГК опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Применительно к гражданским правам и обязанностям, осуществляемым опекунами и попечителями, необходимо сразу указать на ограничения этих прав в части совершения определенных сделок. Так, следует учитывать, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).

Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

Кроме того, можно отдельно выделить процессуальные права и обязанности опекунов и попечителей. Так, согласно п. 2 ст. 52 ГПК РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. При этом опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Все эти права и обязанности, как уже отмечалось, распространяются и на организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На вышеуказанные организации также распространяются положения об ответственности опекунов и попечителей. При этом согласно ст. 26 Закона об опеке и попечительстве она может быть гражданской, уголовной и административной (в последних двух случаях речь идет об ответственности руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Однако основной ответственностью опекунов и попечителей (а соответственно, и организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) является гражданская ответственность. Такая ответственность является по своей сути имущественной.

В ст. 26 Закона об опеке и попечительстве законодатель отдельно говорит об ответственности по сделкам, совершенным от имени подопечных, ответственности за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, ответственности за ненадлежащее исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного). Все это охватывается понятием гражданско-правовой ответственности.

В ней также говорится о специальной процедуре принятия мер по охране имущественных интересов подопечного в случае обнаружения фактов ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества и управлению имуществом подопечного. Если органом опеки и попечительства выявлены порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и т.п., то об этом составляется акт.

Следует также упомянуть об ответственности за вред, причиненный подопечным личности или имуществу третьих лиц. Последний из указанных видов ответственности не указан в ст. 26 Закона об опеке и попечительстве, однако этой ответственности посвящены положения ст. 26 (п. 3), ст. ст. 1073, 1074 и 1076 ГК РФ. Так, согласно п. 2 ст. 1073 ГК если малолетний гражданин, оставшийся без попечения родителей, был помещен под надзор в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, эта организация обязана возместить вред, причиненный малолетним гражданином, если не докажет, что вред возник не по ее вине.

Общее правило об ответственности опекунов и попечителей за вред, причиненный подопечным личности или имуществу третьих лиц, сводится к тому, что опекун или попечитель за такое причинение вреда отвечает, если не докажет, что вред возник не по его вине. В то же время в ряде случаев в соответствии со ст. ст. 1073 и 1076 ГК РФ вред может быть возмещен и за счет имущества подопечного, причинившего такой вред.

3. Дети могут временно передаваться из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан при условии, что речь идет о семьях совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Таким образом, мы видим, что гражданство не является условием передачи детей в такие организации. При этом в п. 3 комментируемой статьи особо подчеркивается, что подобная передача не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется на основании распоряжения администрации такой организации в интересах ребенка в целях обеспечения его воспитания и гармоничного развития (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и другое).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. N 432 утверждены Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно п. 5 Правил передачи возраст, с которого возможна временная передача ребенка (детей) в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка (детей).

При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка. Выявление пожелания ребенка в форме письменного опроса проводится с учетом возраста и развития ребенка сотрудником организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (воспитатель, социальный педагог, психолог), в обстановке, исключающей влияние на ребенка заинтересованных лиц. Результат опроса фиксируется указанным сотрудником и хранится в личном деле ребенка. Пожелания ребенка, умеющего писать, могут быть написаны им лично. Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

4. Временная передача детей в семьи граждан не прекращает прав и обязанностей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов. При этом передача детей в семьи граждан ограничена определенными временными рамками. По общему правилу срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяца.

При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы продолжительностью более 1 месяца, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.

Временно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещаются в указанные организации, когда родители, усыновители либо опекуны или попечители по уважительным причинам не могут исполнять свои обязанности в отношении ребенка, Законодатель не уточняет, какие причины являются уважительными (это оценочное понятие). Обычно к таким причинам относят тяжелую болезнь, длительную командировку и т.д.

5. Согласно п. 5 комментируемой статьи установлен запрет гражданам, в семью которых временно передан ребенок, на вывоз ребенка из Российской Федерации.

6. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при временной передаче ребенка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, могут обращаться в орган опеки и попечительства с просьбой о предоставлении информации о гражданах, которые выразили желание стать опекунами или попечителями. При этом в п. 6 комментируемой статьи сделана ссылка на п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". В свою очередь в этом пункте сделана отсылка к Правилам временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ. Согласно п. 8 Правил организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях временной передачи детей в семьи граждан вправе:

обратиться за информацией о гражданах, выразивших желание стать опекунами или попечителями, в орган опеки и попечительства, ведущий учет таких граждан;

информировать указанных граждан о возможности временной передачи детей в их семьи.

 

Статья 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 

Комментарий к статье 155.3

 

1. В п. 1 комментируемой статьи перечислены права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По существу эти права совпадают с правами детей, находящихся под опекой или попечительством (см. комментарий к ст. 148 СК). Однако необходимо отметить, что при использовании именно этой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не упоминается право ребенка жить и воспитываться в семье.

2. Следует отметить, что дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот, имеют все права, которые имеют дети, воспитывающиеся в семье. В частности, это право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (см. комментарий к ст. 55 СК РФ) право на защиту своих прав и законных интересов (см. комментарий к ст. 56 СК РФ) право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (см. комментарий к ст. 57 СК РФ).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 195.