Глава 20. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ДЕТЬМИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статья 145. Установление опеки или попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей

 

Комментарий к статье 145

 

1. Опека и попечительство - одна из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Это - промежуточная форма между устройством граждан в специальные учреждения и усыновлением, поскольку подопечный не становится полноправным членом семьи как при усыновлении, однако отдельные элементы семейного воспитания в данном случае присутствуют.

Определение опеки и попечительства дано только в ст. 2 Закона об опеке и попечительстве, согласно которой опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия, а попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Институт опеки и попечительства носит комплексный характер, поскольку он включает в себя нормы гражданского права, касающегося законного представительства лиц, не имеющих дееспособности, либо ограниченных в ней, а также административно-правовые нормы, регулирующие отношения, возникающие между опекунами и попечителями и органами опеки и попечительства. Что же касается семейного права, то оно регулирует отношения, возникающие между опекунами и попечителями и несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей с целью их содержания и воспитания как основной цели.

Таким образом, нормы гражданского права направлены в первую очередь на защиту прав и интересов подопечных, а нормы семейного права - на их содержание, воспитание и образование. В п. 2 комментируемой статьи указаны обе цели.

В настоящее время допускается назначение опекуна или попечителя на время. Согласно п. 1 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

Впервые в семейном законодательстве РФ (п. 2 ст. 13 Закона об опеке и попечительстве) предусмотрена возможность, когда единственный родитель несовершеннолетнего ребенка на случай своей смерти либо оба родителя на случай своей одновременной смерти (то есть смерти в один и тот же день) вправе определить опекуна или попечителя ребенку. Соответствующее распоряжение единственный родитель или оба родителя могут сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Единственный родитель или оба родителя вправе также изменить ранее поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя путем подачи им (ими) нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Поданное заявление об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя может быть отменено путем подачи в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка заявления единственного родителя, заявления одного из родителей или совместного заявления обоих родителей. Заявление единственного родителя или совместное заявление обоих родителей об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя, а также заявление в связи с изменением или отменой поданного заявления об определении на случай своей смерти или своей одновременной смерти ребенку опекуна или попечителя должно быть собственноручно им (ими) подписано с указанием даты составления соответствующего заявления. Подпись единственного родителя, одного из родителей или подписи обоих родителей должны быть удостоверены руководителем органа опеки и попечительства, а в случаях, если единственный родитель, один из родителей или оба родителя не могут явиться в орган опеки и попечительства, в нотариальном порядке, либо администрацией стационарной организации социального обслуживания, в которой проживает родитель, или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения, либо начальником соответствующих медицинского или военно-медицинского подразделения, части, организации федерального органа исполнительной власти, федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинская организация), его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом, если заявление подает военнослужащий или другое лицо, находящееся на лечении в соответствующей военно-медицинской организации, либо командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, если заявление подает военнослужащий, а также если заявление подают члены семьи военнослужащего, работник этих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, члены его семьи при отсутствии нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия в местах дислокации воинских частей, соединений, учреждений, военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования. Подпись родителя, находящегося в местах лишения свободы, удостоверяется начальником соответствующего места лишения свободы.

Выбор родителями при их жизни на случай своей смерти опекуна (попечителя) своему ребенку по сути дела означает свободу их действий в определении будущего опекуна (попечителя), что далеко не всегда в полной мере соответствует правильно понимаемым интересам несовершеннолетнего. Когда речь идет о воле единственного родителя на случай его смерти, то налицо своеобразное завещание, обязательность соблюдения которого сомнительна. Не случайно поэтому, что последнее слово остается за органами опеки и попечительства, чей выбор будет определяющим.

2. Пункт 2 комментируемой статьи по существу повторяет положения ст. ст. 32 и 33 ГК, а также ст. 2 Закона об опеке и попечительстве относительно возраста детей, над которыми устанавливается опека, и детей, над которыми устанавливается попечительство.

3. В п. 3 комментируемой статьи перечислены правовые акты, которыми регулируются отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей. Помимо Семейного кодекса РФ, речь также идет о Гражданском кодексе РФ, Федеральном законе "Об опеке и попечительстве" и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

В качестве примера можно назвать Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"; Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" и др. Кроме того, некоторые отношения по опеке и попечительству регулируются законами субъектов РФ (ч. 3 ст. 3 Закона об опеке).

Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации".

Важное значение имеет Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан". Указанным Постановлением были утверждены:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных;

Форма отчета опекуна или попечителя о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

В сфере регулирования чисто семейного аспекта опеки и попечительства подчеркивается приоритет СК РФ и других нормативных правовых актов, содержащих нормы семейного права по отношению к вышеуказанным правовым актам.

4. Как и в отношении усыновления при назначении опеки и попечительства необходим учет мнения ребенка, а в случае достижения ребенком возраста 10 лет - учет мнения ребенка обязателен.

Правило, предусмотренное п. 4 комментируемой статьи, корреспондирует с общими положениями ст. 57 (см. комментарий к ней).

5. В п. 5 комментируемой статьи указано на недопустимость разлучения братьев и сестер при установлении опеки и попечительства. Исключение составляют случаи, когда такое разлучение в интересах ребенка. В частности, это возможно в тех случаях, когда при расторжении брака дети были поделены между родителями, а впоследствии один из родителей умер и в связи с этим ребенку надо назначить опекуна.

6. Для установления опеки и попечительства необходимо заключение договора об опеке и попечительстве. Разновидностью договора об опеке и попечительстве является договор о приемной семье. Наконец, если законодательством того или иного субъекта Федерации это допускается, возможно заключение договора о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании). Таким образом, по сравнению с ранее действовавшим законодательством введено новое основание для возникновения опекунских (попечительских) обязанностей - заключение соответствующего договора. Установлению опеки (попечительства) в традиционном ее понимании должно предшествовать заключение гражданско-правового договора. По существу можно говорить о трех разновидностях договора: собственно договора об осуществлении опеки и попечительства, договора о приемной семье, договора о патронатной семье.

Договор об осуществлении опеки и попечительства не является гражданско-правовым договором в чистом виде, поскольку определенные властные правомочия в отношении опекунов и попечителей предоставлены органам опеки и попечительства. Так, согласно п. 11 ст. 8 Закона об опеке и попечительстве в функции органов опеки и попечительства входит проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей. Таким образом, орган опеки и попечительства является одновременно субъектом гражданских и административных отношений.

Что касается договора о патронатной семье, то в литературе выделяют следующие его признаки. В частности основными, отличительными чертами патронатной (фостерной) семьи от других форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является то, что такая семья не становится полноправным представителем законных интересов детей, ее услуги носят ярко выраженный возмездный характер, регламентировано ограничение на количество детей: не более трех воспитанников (исключение - родные братья и (или) сестры), обучение кандидатов в патронатные (фостерные) родители, а также сопровождение семьи профессиональными специалистами носят обязательный характер. Кроме того, ни ребенок, ни воспитатель не приобретают родственных прав и обязанностей по отношению друг к другу. Из этого следует, что по истечении срока действия договора все правоотношения между ребенком и замещающим воспитателем прекращаются <20>.

--------------------------------

<20> Сычева Е.И., Самойлова В.В. К вопросу о наличии признаков предпринимательской деятельности у патронатной семьи как российского варианта "фостерной" семьи // Семейное и жилищное право. 2017. N 1; СПС "КонсультантПлюс".

 

Нельзя не обратить внимания на то, что законодатель не указывает, о какой именно разновидности гражданского договора идет речь, когда упоминается договор о приемной семье. Между тем в п. 2 ст. 152 СК РФ установлено, что к договору о приемной семье, который является разновидностью договора об осуществлении опеки или попечительства, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений. Таким образом, можно прийти к выводу, что и в данном случае речь идет о специфической разновидности договора о возмездном оказании услуг.

Субъекты договора об осуществлении опеки или попечительства приобретают право свободного определения любых не противоречащих закону его условий (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Так, в Законе об опеке и попечительстве предусмотрено, что в интересах подопечного в договоре об установлении опеки и попечительства можно указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе (например, изменять место жительства подопечного), а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя (п. 4 ст. 15).

7. Обязанности опекуна или попечителя по договору могут исполняться как возмездно, так и безвозмездно. В первом случае, как указано в п. 7 комментируемой статьи при устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

В п. 2 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве установлено, что вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет: 1) доходов от имущества подопечного; 2) средств третьих лиц; 3) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ. Другими словами, можно принудить органы опеки и попечительства к заключению возмездного договора в судебном порядке.

Нельзя не обратить внимания на то, что в данном случае законодатель отказался от традиционной концепции безвозмездного исполнения опекуном и попечителем своих обязанностей. Такой подход представляется вполне оправданным, так как для многих граждан, относящихся к малообеспеченным категориям населения, возможность получить вознаграждение станет дополнительным стимулом, побуждающим возложить на себя опекунские (попечительские) обязанности. Бесспорно, что вознаграждение, право на которое предусмотрено в Законе об опеке и попечительстве, способно хотя бы частично компенсировать те усилия, которые прилагает опекун (попечитель) при осуществлении своих функций, те затраты времени и здоровья, с которыми нередко сопряжено исполнение его обязанностей. Однако такой подход применяется не во всех странах. Так, согласно ст. ст. 245 - 246 Семейного кодекса Латвии должность опекуна является общественной обязанностью, от которой никто не может отказаться без законной причины. Одной из законных причин является возраст свыше 60 лет.

В настоящее время ставится вопрос о введении института социального воспитателя, который предполагает заключение с возмездными опекунами трудового договора. Трудовой договор в данном случае предоставляет больше гарантий соблюдения сторонами отношений своих прав и обязанностей, условий реализации и совершенствования профессиональных компетенций. Заключение трудового договора позволит социальным воспитателям, имеющим на воспитании, например, более трех детей из указанных категорий, не заниматься иной трудовой деятельностью, трудовой стаж работы социальных воспитателей будет включаться в общий трудовой стаж и учитываться при начислении пенсии. Трудовой договор позволит обеспечить социальных воспитателей всем комплексом социальных прав, вытекающих из трудовых отношений, включая оплачиваемый отпуск.

 

Статья 146. Опекуны (попечители) детей

 

Комментарий к статье 146

 

1. Комментируемая статья посвящена требованиям, которые предъявляются потенциальным опекунам или попечителям детей. Эти требования в значительной степени совпадают с требованиями, предъявляемыми к усыновителям (см. комментарий к ст. 127). Следует учитывать, что положения абзацев третьего и четвертого пункта 1 комментируемой статьи не применяются к правоотношениям, возникшим на основании актов органов опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя ребенку, принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 23.12.2010 N 386-ФЗ "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации".

В п. 1 комментируемой статьи содержится общее правило о том, что опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Соответственно лица, ограниченные в дееспособности или признанные недееспособными, не могут быть опекунами или попечителями.

Аналогичные требования есть и в других правовых актах. Так, согласно ст. 35 ГК могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане.

Не могут быть опекунами и попечителями лица, лишенные по суду родительских прав (см. комментарий к ст. 69).

Наличие судимости у потенциального претендента также может быть препятствием к назначению опекуном и попечителем. Судимость означает определенные правовые последствия отбытия наказания за совершенное преступление. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Под лицами, подвергающимися уголовному преследованию, понимаются лица, в отношении которых приговор еще не был вынесен, однако уголовное дело уже было заведено.

В соответствии с ч. 6 ст. 86 УК РФ погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Нельзя не обратить внимания на то, что судимость за отдельные виды преступлений, указанные в п. 1 комментируемой статьи, навсегда лишает возможности стать опекуном или попечителем, тогда как в других случаях это возможно при наличии снятой или погашенной судимости, даже если речь идет о совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

Согласно п. 4 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы. А в п. 5 указанной статьи сказано, что особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

По общему правилу лица, претендующие на то, чтобы стать опекунами или попечителями, должны пройти специальную подготовку. Исключение сделано для близких родственников детей (см. комментарий к ст. 14), а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей (см. комментарий к ст. ст. 140 - 144).

Особо следует обратить внимание на запрет выступать в качестве опекунов или попечителей лицам, состоящим в однополых браках по законодательству тех стран, где такие браки разрешены. В некоторых странах в подобных случаях используется термин не "брак", а "союз". Лица, являющиеся гражданами таких государств и не состоящие в браке, также не могут быть опекунами или попечителями.

По общему правилу опекун или попечитель назначается с их (опекунов или попечителей) согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над таким лицом. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя (п. 2 ст. 11 Закона об опеке и попечительстве).

2. В п. 2 комментируемой статьи говорится о необходимости учитывать нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя) при их назначении. Законодатель не уточняет, о каких именно нравственных качествах идет речь. На практике речь идет, прежде всего, о склонности к злоупотреблению спиртными напитками, наличию постоянной работы и т.д. Кроме того, важно отсечь от осуществления этой деятельности лиц, склонных к педофилии.

3. Особое внимание законодатель уделяет состоянию здоровья потенциальных опекунов или попечителей. Поэтому лица, желающие стать опекунами или попечителями, должны пройти обязательное медицинское освидетельствование. Такое освидетельствование проводится бесплатно в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Речь, в частности идет о Приказе Минздрава России от 18.06.2014 N 290н "Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан".

Существует особый перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью. Он утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117.

Этот перечень включает в себя:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

В п. 3 комментируемой статьи особо подчеркивается, что подобное освидетельствование проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

 

Статья 147. Утратила силу с 1 сентября 2008 года. - Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.

 

Статья 148. Права детей, находящихся под опекой (попечительством)

 

Комментарий к статье 148

 

1. Подопечные при назначении опеки или попечительства имеют права, изложенные в комментируемой статье. Перечень этих прав, по сути, совпадает с перечнем прав детей, воспитывающихся в обычных семьях, однако можно выделить права, специфические для подопечных. Так, к числу последних относится право подопечных на обжалование в орган опеки и попечительства действий или бездействия опекунов или попечителей (п. 3 ст. 24 Закона об опеке и попечительстве). Такое обращение может быть как письменным, так и устным. В любом случае жалоба подопечного должна быть зарегистрирована и рассмотрена по существу в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Следует учитывать, что согласно ст. 60 СК РФ (см. комментарий к ней) суммы, причитающиеся подопечному в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение опекунов и попечителей и расходуются ими на содержание, воспитание и образование ребенка.

Отдельно в п. 1 комментируемой статьи говорится о праве на совместное проживание с опекуном (попечителем). Вместе с тем согласно п. 2 ст. 36 ГК раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Что касается права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, то согласно ст. 109.1 "Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Отдельно говорится о праве на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя), о котором сказано в ст. 56 (см. комментарий к ней). Согласно п. 2 указанной статьи ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Под злоупотреблением в данном случае следует понимать: а) невыполнение или ненадлежащее выполнение родителями (одним из них), лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию, образованию ребенка; б) использование родительских прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п. (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).

2. Следует отметить, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), также имеют все права, которые имеют дети, воспитывающиеся в полноценной семье. В частности, это право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ, см. комментарий к ней), право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ, см. комментарий к ней), право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК РФ, см. комментарий к ней).

3. В п. 3 комментируемой статьи закреплено общее правило, согласно которому дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что не во всех субъектах приняты соответствующие законы.

Исключение составляют случаи, предусмотренные частью 1 статьи 13 Федерального закона "Об опеке и попечительстве". В ней сказано, что родители могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

Указанные в п. 3 комментируемой статьи денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно п. 2 указанной статьи опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом "Об опеке и попечительстве". Согласно ст. 17 указанного Закона подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат. При этом имущество может принадлежать опекунам или попечителям и подопечным на праве общей собственности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов или попечителей с их согласия. Что касается опекунов или попечителей, то они не вправе пользоваться имуществом подопечных в своих интересах. Исключение составляют случаи, предусмотренные статьей 16 указанного Закона, когда они пользуются имуществом подопечных, исполняя свои обязанности.

А в п. 3 ст. 37 ГК сказано, что опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

 

Статья 148.1. Права и обязанности опекуна или попечителя ребенка

 

Комментарий к статье 148.1

 

1. В п. 1 комментируемой статьи говорится о том, что основным правовым актом, регулирующим права и обязанности опекунов и попечителей, является Закон об опеке и попечительстве. В п. 1 ст. 15 указанного Закона сказано, что права и обязанности опекунов и попечителей определяются гражданским законодательством. При этом права и обязанности опекунов и попечителей относительно обучения и воспитания несовершеннолетних подопечных определяются семейным законодательством. В то же время в п. 2 указанной статьи сказано, что опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Закон об опеке и попечительстве в п. 2 ст. 16 допускает заключение договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Соответственно у опекунов и попечителей возникает право на получение вознаграждения за свои услуги. При этом вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, согласно п. 4 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом.

Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного в случаях, предусмотренных федеральным законом. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Говоря о правах и обязанностях гражданско-правового характера, необходимо отметить, что в соответствии со статьями 32 и 33 ГК опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки, а попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечительством, не вправе совершать самостоятельно. Кроме того, попечители "оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц".

Применительно к гражданским правам и обязанностям, осуществляемым опекунами и попечителями, необходимо сразу указать на ограничения этих прав в части совершения определенных сделок. Так, следует учитывать, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).

В интересах подопечного орган опеки и попечительства в акте о назначении опекуна или попечителя либо в договоре об осуществлении опеки или попечительства может указать отдельные действия, которые опекун или попечитель совершать не вправе, в том числе может запретить опекуну или попечителю изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна или попечителя, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.

Согласно ст. 7 Закона РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" при оказании психиатрической помощи защиту прав и законных интересов лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет его опекун, защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до пятнадцати лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет осуществляет один из родителей или иной законный представитель.

2. Опекуны и попечители по существу заменяют родителей в осуществлении функций по представительству и защите прав и законных интересов ребенка. Поэтому с момента возникновения прав и обязанностей опекуна или попечителя лица, бывшие ранее законными представителями ребенка (в первую очередь родители, а также и усыновители) утрачивают указанные функции.

3. Если у родителей, усыновителей или других родственников есть претензии к деятельности опекунов или попечителей, они могут обжаловать любые действия (бездействие) по осуществлению опеки или попечительства опекуном или попечителем ребенка в органе опеки и попечительства. Перечень лиц, имеющих такое право, является исчерпывающим. Орган опеки и попечительства в рамках своей компетенции может принять необходимые меры по устранению нарушения прав и законных интересов ребенка либо его родителей или других родственников либо усыновителей.

Однако следует учитывать, что возможности органа опеки и попечительства в таких случаях ограничены. Поэтому в конечном итоге разрешение конфликтной ситуации может быть передано на усмотрение суда. Особо подчеркивается, что суд разрешает спор исходя из интересов ребенка (оценочное понятие) и с учетом его мнения. При этом неисполнение решения суда является основанием для отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей.

4. Одним из важнейших прав опекуна или попечителя является право требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка.

Нельзя не обратить внимания на то, что аналогичное право есть и у родителей, однако в отличие от опекунов (попечителей) родители ребенка могут реализовать это право и без обращения в суд, то есть в порядке самозащиты.

5. В отличие от усыновления назначение опекуна или попечителя не влечет прекращения родственных связей ребенка с его родителями и другими родственниками. Поэтому в п. 5 комментируемой статьи установлено общее правило, согласно которому опекун или попечитель не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими родственниками. Однако опекун или попечитель могут ограничить или вообще запретить такое общение, если сочтут, что такое общение не отвечает интересам ребенка.

Таким образом, решение указанного вопроса отдано на усмотрение самого опекуна (попечителя). Однако родители (другие родственники) могут обжаловать такое решение опекуна (попечителя) в суде.

6. Опекун или попечитель имеет право выбора образовательной организации, формы получения ребенком образования и формы его обучения с учетом мнения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком общего образования.

Права опекунов (попечителей) по выбору способов воспитания подопечного и выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка, по существу, совпадают с аналогичными правами родителей (см. комментарий к ст. 63).

7. Под имущественными правами, о которых идет речь в п. 7 комментируемой статьи, понимаются, прежде всего, права и обязанности опекунов и попечителей, связанные с распоряжением имуществом подопечного. Все это имущество можно подразделить на имущество, переданное и не переданное в доверительное управление третьим лицам.

Согласно п. 1 ст. 38 ГК при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного орган опеки и попечительства заключает с управляющим, определенным этим органом, договор о доверительном управлении таким имуществом. В этом случае опекун или попечитель сохраняет свои полномочия в отношении того имущества подопечного, которое не передано в доверительное управление.

Общие правила распоряжения имуществом подопечных устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. Так, согласно п. 1 ст. 37 ГК доходы подопечного, в том числе суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходы, причитающиеся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, расходуются опекуном или попечителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

К числу имущественных обязанностей можно отнести обязанность возмещать вред, причиненный подопечным. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, его опекун отвечает, если не докажет, что вред возник не по его вине (п. 3 ст. 28 ГК). Если же вред причинен лицом в возрасте от 14 до 18 лет, то в первую очередь возмещение вреда производится за счет личного имущества причинителя вреда. И только при отсутствии или недостатке такого имущества ответственность может быть возложена на попечителя ребенка. В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъясняется, что опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный несовершеннолетним, если с их стороны имели место безответственное отношение к его воспитанию и неосуществление должного надзора за ним (попустительство или поощрение озорства, хулиганских и иных противоправных действий, отсутствие к нему внимания и т.п.).

8. В п. 8 комментируемой статьи сказано, что порядок надзора за деятельностью опекунов или попечителей несовершеннолетних граждан установлен Законом "Об опеке и попечительстве". Согласно п. 1 ст. 8 указанного Закона к полномочиям органов опеки и попечительства среди прочих функций относится осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей.

 

Статьи 149 - 150. Утратили силу с 1 сентября 2008 года. - Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.

 

Глава 21. ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

 

Статья 151. Утратила силу с 1 сентября 2008 года. - Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.

 

Статья 152. Приемная семья

 

Комментарий к статье 152

 

1. Приемная семья является относительно новой формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, впервые предусмотренной СК РФ. Помимо норм СК РФ деятельность приемных семей регулировалась ранее Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829. Однако впоследствии Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" изменения были внесены в соответствующие нормы СК РФ, а Положение о приемной семье было отменено в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан".

В п. 1 комментируемой статьи сказано, что приемная семья возникает на основании специального договора о приемной семье, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. Таким образом, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), на срок, указанный в договоре.

Принципиальным отличием приемной семьи от опеки и попечительства является то, что приемная семья всегда предполагает возмездный характер. Кроме того, приемная семья получает более значительную государственную поддержку. В частности, приемная семья получает сразу три вида материальной поддержки от государства:

1) заработная плата родителей, начисляемая им за воспитание приемных детей;

2) финансовые средства, выделяемые на содержание приемных детей;

3) права и льготы, начисляемые всей семье <21>.

--------------------------------

<21> Антонов К. Финансирование приемных семей. Споры // Административное право. 2017. N 1; СПС "КонсультантПлюс".

 

2. Законодатель в п. 2 комментируемой статьи недвусмысленно говорит нам о том, что договор о приемной семье следует рассматривать в качестве разновидности опеки и попечительства и одновременно в качестве особой разновидности договора о возмездном оказании услуг. Соответственно нормы главы 20 СК РФ, регулирующей опеку и попечительство, распространяются на отношения, возникающие из договора о приемной семье.

Вместе с тем не совсем понятно, что имеется в виду под оговоркой "поскольку это не противоречит существу таких отношений". Очевидно, можно прийти к выводу о том, что договор о приемной семье в отличие от договора о возмездном оказании услуг не регулируется законодательством о защите прав потребителей.

3. В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" последним были утверждены следующие регулирующие деятельность приемной семьи правовые акты:

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах;

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного;

Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье;

Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей;

Правила ведения личных дел несовершеннолетних подопечных.

Конкретная процедура создания приемной семьи в настоящее время установлена Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, утвержденными Постановлением Правительства от 18 мая 2009 г. N 423 (учитываются также Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными тем же Постановлением).

Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

В соответствии с Правилами договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного, так и в отношении нескольких подопечных. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не должно, как правило, превышать 8 человек (п. 3 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье). Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

В соответствии с п. 7 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье орган опеки и попечительства предоставляет гражданам, выразившим желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

А в п. 8 Правил сказано, что организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под надзор которой помещен ребенок, обязана ознакомить лиц, выразивших желание взять ребенка на воспитание в приемную семью, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. Указанные организации несут ответственность в установленном законом порядке за достоверность предоставляемых сведений.

 

Статья 153. Приемные родители

 

Комментарий к статье 153

 

1. В тех случаях, когда в качестве приемных родителей выступают супруги, каждый из них выступает одновременно в качестве опекуна (попечителя). Соответственно ответственность их по договору о приемной семье будет солидарной. Однако, следует учитывать, что согласно ст. 10 п. 9 Закона об опеке и попечительстве при назначении нескольких опекунов или попечителей обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами или попечителями в соответствии с актом органа опеки и попечительства об их назначении либо договором об осуществлении опеки или попечительства.

В качестве приемных родителей могут также выступать отдельные граждане, не состоящие в браке. Однако, лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.

Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.

В соответствии с Правилами создания приемной семьи договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего подопечного, так и в отношении нескольких подопечных. Количество детей в приемной семье, включая родных и усыновленных детей, не должно, как правило, превышать 8 человек (п. 3 Правил). Не допускается заключение договора через представителя опекуна.

Договор заключается по месту жительства подопечного и опекуна в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства несовершеннолетнего гражданина решения о назначении опекуна. В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и органом опеки и попечительства по его новому месту жительства заключается новый договор.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна об отказе в его заключении.

Согласно п. 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, гражданин, выразивший желание стать опекуном, представляет в орган опеки и попечительства по месту жительства следующие документы (аналогичный набор документов должен представляться гражданами, изъявившими желание стать приемными родителями):

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, - иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров - копии пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина, выразившего желание стать опекуном, судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

з) справки о соответствии жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, выданные соответствующими уполномоченными органами (выдаются по запросу органа опеки и попечительства на безвозмездной основе);

и) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном, в порядке, установленном настоящими Правилами (при наличии);

к) автобиография.

Как следует из ст. 153.1 СК РФ (см. комментарий ней), размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

В комментируемой статье содержатся отсылки к ГК РФ, Закону об опеке и попечительстве и ст. 146 СК РФ. Последняя содержит требования к личности опекуна и попечителя, касающиеся его дееспособности, нравственных и личных качеств, состояния здоровья и т.д. Все эти требования распространяются и на приемных родителей. Так, согласно указанной статье:

1. Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав.

2. При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя), а также, если это возможно, желание самого ребенка.

3. Не назначаются опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), лица, ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине, а также лица, которые по состоянию здоровья (пункт 1 статьи 127 СК РФ) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может взять ребенка в приемную семью, установлен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 N 117.

Этот перечень включает в себя:

1. Туберкулез органов дыхания у лиц, относящихся к I и II группам диспансерного наблюдения.

2. Инфекционные заболевания до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией.

3. Злокачественные новообразования любой локализации III и IV стадий, а также злокачественные новообразования любой локализации I и II стадий до проведения радикального лечения.

4. Психические расстройства и расстройства поведения до прекращения диспансерного наблюдения.

5. Наркомания, токсикомания, алкоголизм.

6. Заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I группы.

2. В связи с тем, что договор о приемной семье является разновидностью договора об опеке и попечительстве как права и обязанности, так и ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на приемных родителей обязанностей может быть административной, уголовной или гражданской.

Так, согласно ст. 5.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные действия по передаче ребенка в приемную семью влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, согласно ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Закон об опеке и попечительстве (который распространяется и на приемных родителей) в ст. 26 п. 1 установил, что опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.

Как уже было отмечено, договор о приемной семье надо рассматривать как разновидность договора о возмездном оказании услуг. Соответственно в этом договоре может быть предусмотрена такая форма ответственности, как неустойка за различные виды нарушений условий договора. Кроме того, независимо от наличия условий в договоре стороны обязаны возместить убытки, возникшие по их вине.

 

Статья 153.1. Содержание договора о приемной семье

 

Комментарий к статье 153.1

 

1. Договор о приемной семье является одной из форм договора об осуществлении опеки или попечительства. Как уже отмечалось выше, на него распространяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (поскольку это не противоречит существу данного договора).

Под содержанием любого договора, в том числе договора о приемной семье, понимается совокупность его условий. В п. 1 комментируемой статьи содержатся существенные условия договора о приемной семье, то есть те условия, без которых договор считается незаключенным.

Нельзя не обратить внимания на то, что среди существенных условий договора о приемной семье, указанных в п. 1 комментируемой статьи, отсутствует условие о размере вознаграждения приемным родителям. Это обусловлено тем, что этот вопрос решается не на федеральном уровне, а на уровне субъектов Федерации, что в свою очередь обусловлено различием в финансовых возможностях у разных субъектов.

2. Договор о возмездной семье может быть только возмездным. В п. 2 комментируемой статьи сказано, что размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, законодатель отдает решение этого вопроса субъектам Федерации. Сделано это, видимо, потому, что уровень жизни в разных субъектах различается и, соответственно, будут различаться суммы, выплачиваемые в качестве вознаграждения опекунам и попечителям, а также размер денежных средств на содержание каждого ребенка.

При этом предельный размер вознаграждения, выплачиваемый опекуну по договору за счет доходов от имущества несовершеннолетнего гражданина, не может превышать 5 процентов дохода от имущества несовершеннолетнего гражданина за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и об управлении таким имуществом (п. 4 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного).

 

Статья 153.2. Прекращение договора о приемной семье

 

Комментарий к статье 153.2

 

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи договор о приемной семье прекращается по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств (гл. 26 ГК РФ), а также в связи с прекращением опеки или попечительства. В последнем случае речь идет об общих основаниях прекращения всех разновидностей договоров опеки и попечительства.

Под прекращением обязательства понимается прекращение прав и обязанностей, вытекающих из данного обязательства. Обязательства прекращаются в результате наступления определенных юридических фактов, которые получили название "способы прекращения обязательств". Применительно к договору о приемной семье к их числу могут относиться такие общегражданские основания, как прекращение обязательства невозможностью исполнения и смертью гражданина.

Что касается общих оснований прекращения опеки и попечительства, то они установлены в ст. 29 Закона об опеке и попечительстве. Согласно п. 1 указанной статьи опека или попечительство прекращается:

1) в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного;

2) по истечении срока действия акта о назначении опекуна или попечителя;

3) при освобождении либо отстранении опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей;

4) в случаях, предусмотренных статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (в этой статье сказано, что по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак (ст. 21 ГК) и в результате эмансипации (ст. 27 ГК)).

Особым образом регулируется прекращение опеки над детьми несовершеннолетних родителей. Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается в случае смерти опекуна или попечителя либо подопечного, а также по достижении такими родителями возраста восемнадцати лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

Опекун, попечитель могут быть освобождены от исполнения своих обязанностей по их просьбе (п. 3 ст. 29 Закона об опеке и попечительстве). В этом случае Закон не требует изложения причин, по которым опекун или попечитель хотят отказаться от исполнения своих обязанностей. Таким образом, был закреплен принцип свободного принятия гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободного отказа от исполнения этих обязанностей. Принятие такой нормы вполне оправданно, поскольку сами обязанности опекуна или попечителя весьма обременительны.

Орган опеки и попечительства может освободить опекуна или попечителя от исполнения своих обязанностей, в том числе временно, в случае возникновения противоречий между интересами подопечного и интересами опекуна или попечителя.

В ряде случаев опека или попечительство могут прекратиться в результате отстранения опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей. Отстранение опекуна или попечителя от исполнения возложенных на них обязанностей допускается в соответствии с п. 5 ст. 29 Закона об опеке и попечительстве в случае:

1) ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

2) нарушения прав и законных интересов подопечного, в том числе при осуществлении опеки или попечительства в корыстных целях либо при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи;

3) выявления органом опеки и попечительства фактов существенного нарушения опекуном или попечителем установленных федеральным законом или договором правил охраны имущества подопечного и (или) распоряжения его имуществом.

Таким образом, подлежит отстранению тот, кто не хочет заботиться о подопечном, защищать его права и интересы, выполнять опекунские обязанности. Отсутствие всяких усилий опекуна (попечителя), направленных на заботу о несовершеннолетнем в любых ее проявлениях, обязывает органы опеки и попечительства отстранить такого опекуна (попечителя).

Нельзя не обратить внимания на то, что законодатель ничего не говорит о возможности одностороннего отказа участников договора о приемной семье от его исполнения без указания причин, как это существует в отношении договора об опеке и попечительстве. Таким образом, существует противоречие между общими положениями об опеке и попечительстве и нормами о приемной семье. Очевидно, нормы, касающиеся договора о приемной семье, следует рассматривать как специальные по отношению к общим положениям договора об опеке и попечительстве. В данном случае первые нормы будут иметь преимущество.

2. В комментируемой статье в п. 2 содержатся специальные основания для отказа от исполнения обязательства из договора о приемной семье в одностороннем порядке без обращения в суд как приемными родителями, так и органами опеки и попечительства. В частности, приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).

Орган опеки и попечительства вправе также отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.

3. Возможны ситуации, когда в результате существенного нарушения договора о приемной семье одной из сторон по ее вине у другой стороны возникли убытки. Впервые законодатель установил, что в таких случаях другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением этого договора.

При решении вопроса о том, является ли нарушение договора о приемной семье существенным, необходимо руководствоваться положениями п. 2 ст. 450 ГК, согласно которому существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ убытки могут выражаться в реальном ущербе (расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества) и упущенной выгоде (неполученные доходы, которые кредитор получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

 

Статьи 154 - 155. Утратили силу с 1 сентября 2008 года. - Федеральный закон от 24.04.2008 N 49-ФЗ.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 258.