Рис. 2. Схема-алгоритм создания бизнес-модели проекта в сфере предприятий и организаций различных форм собственности
- Список использованных источников;
- Приложения.
VII. Методические рекомендации по подготовке и оформлению публикации к участию в научно-практической конференции
При решении обучающегося участвовать в научно-практической конференции, рекомендованной преподавателем дисциплины, необходимо руководствоваться содержанием представленного алгоритма подготовки и информационного письма определенной конференции.
Алгоритм подготовки:
1 этап – определение темы выступления, согласование с преподавателем
2 этап – определение цели выступления, согласование с преподавателем
3 этап − подробное раскрытие информации, представление на контроль преподавателю
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов, представление на контроль преподавателю
5 этап – подготовка выступления и презентации, согласование с преподавателем
6 этап – подготовка и оформление статьи публикации по результатам выступления (в соответствии с приятым решением), согласование с преподавателем.
7 этап – представление статьи для публикации в сборнике в установленные сроки согласно информационного письма определенной конференции, согласование с преподавателем.
При подготовке оформления статьи к публикации к научно-практической конференции, проводимой в ФГБОУ ВО «МАГУ», текст статьи должен быть представлен в электронном варианте (редактор Word, формат RTF, параметры поля – 25 мм со всех сторон, шрифт Times New Roman, кегль 14 через одинарный интервал).
Объём статьи – от 3 до 5 страниц.
В левом верхнем углу располагается тематический рубрикатор УДК/ББК, в правом верхнем углу жирным курсивом пишется ФИО автора (напр.: Н.В. Иванова). Далее под ФИО обязательно указать организацию, представляемую автором. Затем - название работы по центру прописными буквами жирным шрифтом без сокращений. После приводятся аннотация (2-4 предложения) и ключевые слова.
Далее вся информация повторяется на английском языке.
Сноски постраничные, автоматические, по цифрам (кегль 12). Абзац (красная строка) – 1,25 см (не допускается создание абзацной строки с помощью клавиши «Пробел»). Переносы слов на строках автоматические и не более 3 подряд.). Нумерация страниц отсутствует. Список использованной литературы приводится согласно ГОСТ 7.1-2003 в алфавитном порядке в конце статьи. Файл назван фамилией автора.
VIII. Планы практических занятий
Тема 1 « Роль б изнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности»
(4 часа)
План:
1. Подходы к деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.
2. Особенности формирования проектной деятельности за рубежом и возможности ее применения в России.
3. Особенности формирования бизнес-планов деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в России.
4. Правовые основы управления предприятиями в сфере предприятий и организаций различных форм собственности.
5. Основные критерии сегментирования: географический, демографический, социально-экономический, психографический.
6. Выбор методов рыночной сегментации рынка. Целевой сегмент рынка и позиционирование дизайнерских товаров и услуг.
7. «Планировать», «не планировать» — две технологии управления. Роль планирования в поиске новой, эффективной модели управления.
8. Выбор типа потребителей с учетом сегментирования рынка.
9. Типология и модели управления предприятиями и организациями различных форм собственности.
10. Бизнес-идея: понятие и классификация. Источники инновационных бизнес-идей. Методы выработки и адаптации бизнес-идей.
Литература: [1, С. 11-53; 2, С.11-72; 3, С. 88-122]
Вопросы для самоконтроля:
1. Роль малого и среднего предпринимательства в экономической стратегии государств мира. Политика и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах мира.
2. Политика и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.
3. Понятие предприятий и организаций различных форм собственности.
4. Инновации предприятий и организаций различных форм собственности.
5. Характерные черты деятельности предприятий и организаций различных форм собственности, типология и модели.
6. Пионеры деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Тенденции развития деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в США, Италии, Финляндии, Японии и др.
7. Применимость зарубежного опыта управления предприятиями и организациями различных форм собственности в России: социокультурный, институциональный, экономический аспекты.
8. Типология организационно-правовых форм и видов предприятий и организаций различных форм собственности.
9. Модель деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в России: общее и особенное.
Задания для самостоятельной работы
Составьте таблицу сравнительного анализа развития деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в США, Италии, Финляндии, Японии и России.
Выделите основные черты и особенности деятельности предприятий и организаций различных форм собственности перечисленных зарубежных и отечественных моделей.
Тема 2 «Основы биз н ес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности: информационное обеспечение и источники финансирования» (4 часа)
План:
1. Предпринимательство и бизнес.
2. Бизнес-моделирование в условиях рынка и конкуренции.
3. Моделирование бизнес-процессов.
4. Назначение, задачи и функции бизнес-моделирования. Типы бизнес-планов.
5. Процесс бизнес-моделирования и его участники.
6. Технология бизнес-модели.
Литература: [1, С. 11-53; 2, С.11-72; 3, С. 88-122]
Контрольные вопросы
1. Как отличаются между собой понятия «предпринимательство» и «бизнес»?
2. Каковы отличительные особенности и главный объект предпринимательской деятельности?
3. Каковы субъекты предпринимательской деятельности и субъект в бизнесе?
4. Что представляет собой бизнес- бизнес-моделирования как планирование начинания, дела, бизнеса?
5. Каковы наиболее распространенные причины неуспеха новых начинаний в бизнесе? Какова роль бизнес-моделирования в их устранении?
6. Чем обусловливается повышение значимости стратегического бизнес- бизнес-моделирования для современных российских предприятий?
7. Каковы сущность, цели и задачи стратегического бизнес-моделирования на предприятии?
8. Каковы принципы бизнес-моделирования на предприятии?
9. Чем обусловливается необходимость оперативного бизнес-моделирования на предприятии в условиях рынка?
Задание 1. Подготовьте доклад / презентацию (по выбору студента):
1. Особенности создания, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций различных форм собственности.
2. Правовые основы экономической деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.
3. Организационные и экономические возможности предприятий и организаций различных форм собственности.
4. Предприятие и предпринимательская деятельность.
5. Взаимодействие предприятий и организаций различных форм собственности с государственными и муниципальными структурами.
6. Клиенты, заказчики, потребители, посетители.
7. Технология разработки стратегии предприятий и организаций различных форм собственности.
Тема 3 « Структура и ключевые разделы биз н ес-планирования» (4 часа)
План:
1. Титульный лист.
2. Оглавление.
3. Резюме.
4. Краткое содержание.
5. Общее описание компании.
6. Анализ отрасли.
7. Цели компании.
8. Продукты и услуги.
Литература: [2, С.41-155]
Вопросы для самоконтроля:
1) Каково назначение общего описания компании?
2) Какова структура подраздела «Общая структура и содержание бизнес-плана»?
3) Нужно ли проводить анализ отрасли в бизнес-плане создания нового предприятия малого бизнеса?
4) Какова структура подраздела «Анализ отрасли»?
5) Какие методы используются для проведения анализа отрасли?
6) На какие три ключевых вопроса должно отвечать описание бизнес-идеи?
7) На чем необходимо акцентировать внимание при описании продуктов (услуг)?
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Разработка основных стимулов проекта бизнес-плана.
Стимул | Приведите пример |
Наличие спроса на предприятия и организации различных форм собственности | |
Наличие предварительных соглашений (гарантийных писем) с потребителями услуг в сфере предприятий и организаций различных форм собственности | |
Наличие полного комплекта документации | |
Наличие ресурсов для реализации проектов предприятий и организаций различных форм собственности | |
Выведение на рынок новых видов услуг | |
Необходимость стратегического планирования и прогнозирования предприятий и организаций различных форм собственности |
Задание 2. Подготовьте доклад / презентацию (по выбору студента):
1. Информация о компании: миссия, видение и цели организации.
2. Идея проекта.
3. Описание продукта / услуги.
4. Анализ рынка и конкурентной среды. Специфические особенности конкурентной среды организации деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.
5. Составление маркетингового плана. Схема управления маркетингом на предприятии.
6. Составление производственного плана. Планирование объемов продаж и определение точки безубыточности.
7. Планирование персонала.
8. Финансовый план: показатели финансовой устойчивости и жизнеспособности предприятий и организаций различных форм собственности.
9. Организационный план.
10. Социальный раздел.
Задание 3. Разработка основных характеристик услуг проекта бизнес-плана.
Постановка вопроса | Характеристика |
Можете ли Вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована предлагаемая услуга? | |
Изучены ли запросы Ваших клиентов? | |
Можете ли Вы эффективно довести Вашу услугу до потребителей, на которых она ориентирована? | |
Назовите факторы конкурентоспособности Вашей услуги | |
На какой стадии «жизненного цикла» находится Ваша услуга? | |
Есть ли у Вас идеи относительно новых видов услуг или новых способов их продвижения? | |
Обладаете ли Вы сбалансированным ассортиментом услуг с позиции их разнообразия и «морального устаревания»? | |
Проводите ли Вы регулярную модификацию Ваших услуг? | |
Проводите ли Вы политику обновления? | |
Возможно ли копирование Ваших услуг конкурентами? | |
Имеют ли Ваши услуги достаточную степень защиты? | |
Отслеживаете ли Вы жалобы клиентов? | |
Уменьшается ли количество жалоб со стороны клиентов? |
Тема 4 «Методы о цен ки внутренней и в неш ней среды предприятий и организаций различных форм собственности» (10 часов)
План:
1. Направления и методы исследования предпринимательской среды при создании собственного дела предприятий и организаций различных форм собственности.
2. Факторы внутренней среды, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность.
3. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность.
4. Правила проведения, учитываемые при проведении SWOT-анализа.
5. Факторы и составляющие проведения SWOT-анализа.
6. Правила проведения, учитываемые при проведении PЕST-анализа.
7. Факторы и составляющие проведения PЕST-анализа.
8. Использование методов бизнес-планирования и их классификация. Методы, реализующие аналитические исследования в бизнес-планировании. Методы и подходы, реализующие задачи расчетного блока в планировании. Методы оперативного контроля за исполнением запланированных мероприятий для позиционирования экономики предприятий и организаций в конкурентной среде.
Литература: [1, С. 53-88; 2, С.155-390; 3, С. 7-79]
Вопросы для самоконтроля:
1. Элементы стандартной цепочки социальных результатов.
2. Определение стейкхолдеров и выявление их ожиданий.
3. Ожидаемые положительные результаты.
4. Потенциальные негативные результаты.
5. Ожидаемые результаты.
6. Проверка и определение ценности.
7. Основные проблемы на пути разработки системы оценки результатов.
8. Доказательная база для проведения оценки результатов.
9. Методика проведения SWOT-анализа среды.
10. Методика проведения PЕST-анализа среды.
11. Модель оценки бизнес-возможностей Дж. Кикала и Т. Лайонса.
12. Подводные камни при выборе новой бизнес-возможности.
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ (КЕЙС-СТАДИ)
Ситуационное задание (кейс-стади) № 1:
Контрольные вопросы
1. Каковы методы оперативного бизнес-моделирования на предприятии? Чем обусловливаются и в чем проявляются особенности методики оперативного бизнес-моделирования на предприятии?
2. Каковы принципиальные задачи бизнес-плана? Что представляет собой бизнес-план как продукт бизнес-моделирования? Как документальный результат осуществления плановой деятельности?
3. В каких ситуациях требуется обязательная разработка бизнес-плана?
4. Каким образом бизнес-план помогает предприятию в практической реализации концепции ведения бизнеса? В оценке фактических результатов деятельности за период? В привлечении средств?
5. Какое влияние оказывают специфика вида деятельности и размер предприятия на состав, структуру и объем бизнес-плана?
6. Чем отличаются друг от друга полный бизнес-план коммерческой идеи и бизнес-план инвестиционного проекта?
7. Что представляет собой бизнес-план компании и бизнес-план структурного подразделения (центра ответственности)?
8. Каким образом в процессе бизнес-моделирования устанавливаются ключевые моменты обоснования выгодности бизнес-предложения и необходимости в нем участвовать?
9. Каким образом в процессе бизнес-моделирования выявляются недостающие элементы организационной, правовой и финансовой обеспеченности экономического замысла?
10. Каковы участники процесса бизнес-моделирования и направления их интересов?
11. Какие требования предъявляются к осуществлению процесса бизнес-моделирования с учетом структуры интересов его участников?
12. Каковы ключевые вопросы, решаемые в процессе бизнес-моделирования?
13. Каковы главные этапы и процедуры бизнес-моделирования?
14. Чем отличаются технология общефирменного планирования и бизнес-моделирования?
15. Почему для вновь создаваемого предприятия основой разработки бизнес-плана должно стать исследование рынка? Какие две альтернативы должны рассматриваться в этом случае при разработке бизнес-плана? Какие факторы будут влиять на выбор приемлемого варианта?
16. Каким образом квалификация разработчиков плана влияет на качество планирования?
17. Каковы преимущества и слабые стороны разработки бизнес-плана руководителем предприятия при участии специалистов предприятия и консультантов?
18. Каковы сильные стороны и недостатки подготовки бизнес-плана на основе групповой работы?
Ситуационное задание (кейс-стади) № 2:
Имеются следующие данные ситуационного задания (кейс-стади).
Цель – определение организационных принципов и методов новой экономики –экономики ощущений, экономики впечатлений, экономики переживаний. Выяснение причин перехода от экономики услуг к экономике ощущений, выявление особенностей ее проявления предприятий и организаций различных форм собственности, реконструирование механизма инсценирования предприятий и организаций различных форм собственности, особенности применения основных технологий.
Последовательность выполнения ситуационного задания (кейс-стади):
1. Проанализировать кейс-стади.
2. Определить цель планирования развития объекта исследования и ключевые факторы внутренней и внешней среды деятельности.
3. Провести анализ деятельности объекта исследования методом SWOT-анализа на основании данных, представленных в ситуационном задании (кейс-стади).
Постановка задачи (задания 1-4).
Задание 1. Предположите, что Вы выступаете в качестве руководителя / заместителя руководителя ключевого субъекта системы управления предприятием / организацией определенной формы собственности в регионе.
Определите, систематизируйте и проанализируйте слабые и сильные стороны функционирования и развития предприятия / организации определенной формы собственности (в соответствии с указанными субъектами взаимодействия) наряду с внешними возможностями и угрозами.
Для этого, сначала, разработайте исходный перечень внешних возможностей и опасностей, а затем - внутренних сильных и слабых сторон.
Результаты опишите в таблицах 1,2,3,4.
Заполните столько рабочих листов, сколько необходимо для получения полного перечня слабых и сильных сторон, возможностей и угроз.
Обсудите их значение для стратегического развития предприятий / организаций определенной формы собственности в Вашем регионе.
Таблица 1
Внешние возможности развития
Возможность | Описание | Варианты использования возможности |
Таблица 2
Внешние опасности развития
Опасность | Описание | Варианты сведения к минимуму или преодоление опасности |
Таблица 3
Внутренние сильные стороны
Сильная сторона | Описание | Варианты сохранения ее или опоры на нее |
Таблица 4
Внутренние слабые стороны
Слабая сторона | Описание | Варианты сведения к минимуму или преодоления слабой стороны |
Задание 2. Используя результаты задания 1, определите приоритетные проблемы и стратегические цели (подцели) развития предлагаемого к реализации проекта. Для выполнения данного задания воспользуйтесь ответами на следующие вопросы:
1. В чем состоит проблема? Сформулируйте проблему так, чтобы она предполагала более одного варианта решения.
2. Почему ставится цель (подцель)? Как она связана с миссией региона, городского хозяйства, внутренними сильными/слабыми сторонами или внешними возможностями/опасностями?
3. Каковы будут последствия, если данная проблема не будет решена или цель (подцель) не достигнута?
Заполните на основании всего выше предложенного таблицу 5.
Таблица 5
Сводная таблица приоритетных проблем и стратегических целей развития системы реализации проекта
Система реализации проекта | Проблемы и цели развития |
Сфера | Проблема: Главные цели: |
Задание 3. Предложите стратегии, направленные на решение выявленных в задании 3 проблем и стратегических целей (подцелей). Их должна объединять направленность на осуществление миссии, что предполагает исполнение необходимой совокупности проектов (мероприятий). Определите приоритетность реализации стратегий для каждой структурной единицы реализации проекта (расположите их по мере убывания важности).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 429.