Направленность «Экономика предприятий и организаций»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б1.В.ДВ.10.02. Основы бизнес-планирования

(название дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)

 

 

основной профессиональной образовательной программы
по направлению подготовки


Экономика

Направленность «Экономика предприятий и организаций»

(код и наименование направления подготовки

с указанием направленности (наименования направленности))

высшее образование – бакалавриат

уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат / высшее образование – специалитет, бакалавриат / высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Бакалавр

квалификация

Очная

 форма обучения

 

2015

год набора

 

 

Составитель(и): (указывается ФИО, ученое звание, степень, должность) Уткова М.А., к.э.н., профессор РАЕ, доцент кафедры экономики и управления Утверждена на заседании кафедры экономики и управления факультета математики, экономики и информационных технологий (протокол № 6 от 28 марта 2018 г.)     Зав. кафедрой   ______________________ Беспалова С.В.           подпись                 Ф.И.О.

1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) – формирование у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков стратегического мышления и разработки бизнес-планов предприятий и организаций различных форм собственности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- базовые отличительные черты организаций предприятий и организаций различных форм собственности и управления ими;

- научные и методологические основы бизнес-планирования, сущность, задачи, функции бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности;

- ключевые разделы составления бизнес-планов предприятий и организаций различных форм собственности.        

Уметь:

- применять основы методики бизнес-планирования в особой сфере деятельности – дизайне;

- применять статистические и нормативные методы бизнес-планирования в разнообразных целевых группах, на которые направлена деятельность предприятий и организаций различных форм собственности;

- составлять ключевые разделы бизнес-планов предприятий и организаций различных форм собственности.

Владеть:

- специальной терминологией и лексикой программы подготовки, навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, с использованием современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения;

- методологией и методами поиска и применения профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в профессиональной сфере деятельности;

- навыками и технологиями реализации бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);

- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

- способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).

УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Дисциплина Б1.В.ДВ.10.02 «Основы бизнес-планирования» относится к вариативной части дисциплин по выбору образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика, направленность «Экономика предприятий и организаций».

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, которые они получили в процессе изучения дисциплин: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономика отраслевых рынков», «Экономика фирмы», «Менеджмент», «Статистика», «Управление денежными потоками предприятия и бюджетирование», «Экономический анализ», «Планирование и прогнозирование в условиях рынка», «Методы социально-экономического прогнозирования», «Методы оптимальных решений», «Финансы», «Финансовые рынки», «Страхование и актуарные расчеты», «Учебная практика, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности», «Производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности».

В свою очередь, «Основы бизнес-планирования» представляет собой методологическую базу для усвоения студентами содержания профессиональных дисциплин: «Региональная экономика», «Финансовая деятельность учреждений», «Учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции», «Оценка стоимости бизнеса», «Производственная практика, научно-исследовательская работа», «Производственная практика, преддипломная практика», «Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена», «Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы».

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.

 (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).

Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных

часов

Из них в интерактивной форме

 

Кол-во часов на СРС

Курсовые работы

Кол-во часов на контроль

Форма контроля

ЛК ПР ЛБ
4 7 3 108 24 32 - 56 14 52 - - Зачет
 

ИТОГО в соответствии с учебным планом

Итого:

3 108 24 32 - 56 14 52 - -  

Интерактивная форма реализуется в виде ситуационных заданий (кейс-стади) по тематикам дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

п/п

 

Наименование раздела, темы

 

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

 

Кол-во часов на

СРС

Кол-во часов на

контроль

  ЛК   ПР   ЛБ
1 Роль бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности 4 4 - 8   - 10  
2 Основы бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности: информационное обеспечение и источники финансирования 4 4 - 8 - 10  
3 Структура и ключевые разделы бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности 4 4 - 8 - 10  
4 Методы оценки внутренней и внешней среды предприятий и организаций различных форм собственности 6 10 - 16 6 10  
5 Маркетинговое, производственное, организационное и финансовое планирование. 6 10 - 16 8 12  
  Зачет              
  ИТОГО: 24 32 - 56 14 52

 

Содержание дисциплины (модуля)

Тема 1. Роль биз н ес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности. Особенности функционирования предприятий и организаций различных форм собственности и сегментирование современных потребителей товаров и услуг. Объекты и предметная область деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Деятельность предприятий и организаций различных форм собственности в системе решения социальных проблем, в том числе: обеспечения занятости; развития социальной сферы; территориального развития; развития культурной среды. Инфраструктура предприятий и организаций различных форм собственности. Формирование предприятий и организаций различных форм собственности для потребителя с учетом его предпочтений и обеспеченности региона ресурсами. Бизнес-планирование предприятий и организаций различных форм собственности. Предмет и содержание бизнес-планирования, социально-экономическая сущность бизнес-плана. Основные принципы, функции, цели и задачи бизнес-планирования. Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам.

Тема 2. Основы биз н ес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности: информационное обеспечение и источники финансирования. Основная информация, необходимая для обеспечения планирования предприятий и организаций различных форм собственности. Классификация и методы получения первичной и вторичной информации. Нормативно-правовая база деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Рынок и спрос. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий и организаций различных форм собственности: собственные и приравненные к ним средства, заемные и привлеченные средства. Понятие финансового рычага и его действие. «Золотое правило» финансирования деятельности предприятия. Понятие ликвидности. Сущность инвестиционной деятельность предприятия. Прямые и портфельные инвестиции. Понятие инвестиционного проекта.

 

Тема 3. Структура и ключевые разделы биз н ес-планирования. Обзорный раздел (резюме) (краткое описание проблемы и проекта предприятий и организаций различных форм собственности, краткая характеристика автора проекта, финансовый анализ проекта). Описание предприятия и отрасли. План маркетинга. Производственный план. Инвестиционный план: потребность в финансировании, источники финансирования, условия и сроки финансирования, условия возврата инвестиций. План организации и менеджмента. Финансовый план.

Тема 4. Методы о цен ки внутренней и в неш ней среды предприятий и организаций различных форм собственности . PEST-анализ как инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, влияющих на стратегию предприятий и организаций различных форм собственности. Технология и методика проведения SWOT-анализа (анализ внутренней среды предприятия, его сильных и слабых сторон (наличие помещения, оборудования, рабочей силы, оборотных денежных средств, технологии, опыта работы на данном рынке и т.д. на момент начала деятельности); анализ внешней среды, возможностей и опасностей, которые могут оказать влияние на будущую деятельность предприятия (рост количества потребителей, выход на новые рынки, дополнительное финансирование, рост конкуренции, изменения законодательства и т.д.). Методы экспертных оценок. Методика проведения экспертных опросов. Планирование и прогнозирование процессов взаимодействия природы и общества. Сценарное планирование и прогнозирование.

Тема 5. Маркетинговое, производственное, организационное и финансовое бизнес-планирование. Планирование и прогнозирование в условиях неопределенности и риска. Основные макроэкономические показатели в бизнес-планировании и методика их расчета. Сущность сбытовой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Каналы распространения товаров и услуг, уровни каналов. Формы и методы реализации. Способы и методы реализации (сбыта): директ-маркетинг, теле-маркетинг, косвенный сбыт, селективный сбыт, исключительный сбыт. Формирование программы сбыта. Годовая программа сбыта, учет сезонности при формировании сбыта. Разработка программы сбыта в натуральном и стоимостном виде. Виды продвижения предприятий и организаций различных форм собственности: реклама, личная продажа, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта. Особенности разработки плана продвижения для экономики предприятий и организаций. Определение цели продвижения, характеристика целевой аудитории, анализ и выбор каналов продвижения, разработка медиаплана, разработка итогового плана продвижения с учетом шага проекта. Составление бюджета (доходы и расходы). Характеристика технологии производства продукции и услуг. Обоснование строительных решений при возведении объектов по плану. Оценка потребности в технологическом и торговом оборудовании. Выбор поставщиков оборудования. Оценка и представление затрат на оборудование. Расчет потребности в сырье, материалах, комплектующих, производственных затратах. Организационная схема управления предприятий и организаций различных форм собственности. План персонала, система подготовки, переподготовки и 8 повышения квалификации персонала. Расчет потребности в затратах на оплату труда персонала. Организационный план управления проектом в сфере предприятий и организаций различных форм собственности. Календарный график мероприятий по проекту. Диаграмма GANT.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).

Основная литература:

1. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова ; под ред. О. И. Долгановой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 289 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00866-1. - То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/F2743D07-D00B-40E6-A294-F822D91385F0/modelirovanie-biznes-processov#page/1. — Загл. с экрана.

2. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 435 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8377-7. – То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBED02AD6730/biznes-planirovanie#page/1. — Загл. с экрана.

3. Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 166 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-05448-4. —То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/E7EC4F0D-5B68-4707-B89D-D7F67E3DCE3D/strategicheskiy-menedzhment-formirovanie-strategii-i-proektirovanie-biznes-processov#page/1. — Загл. с экрана.

 

Дополнительная литература:

4. Боброва, О. С. Основы бизнеса : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 330 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03928-3. - То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/D027A8AB-D145-480E-AC3D-A66959DC9D70/osnovy-biznesa#page/5— Загл. с экрана.

5. Восколович, Н. А. Экономика платных услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 428 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04454-6. – То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/B3439224-81D8-4F53-A447-D38AB8EFD34A/ekonomika-platnyh-uslug#pa-ge /1.— Загл. с экрана.

6. Вьюненко, Л. Ф. Имитационное моделирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Ф. Вьюненко, М. В. Михайлов, Т. Н. Первозванская ; под ред. Л. Ф. Вьюненко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 283 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01098-5. — То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/4D3D33B8-08F4-4148-AADC-90689A 5EB29C /imitacionnoe-modelirovanie#page/1. — Загл. с экрана.

7. Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса : учебное пособие для вузов / Т. А. Казакевич. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 188 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-07278-5. – То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/09818D69-D505-48C1-8431-4C5D09285339/organizaciya-i-planirovanie-deyatelnosti-predpriyatiy-servisa#page/2. — Загл. с экрана.

8. Куприянов, Ю. В. Модели и методы диагностики состояния бизнес-систем : учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов, Е. А. Кутлунин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 128 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-06195-6. — То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/E815A8A4-246D-496D-BC68-BDFC9A3808A8/modeli-i-metody-diagnostiki-sostoyaniya-biznes-sistem#page/1. — Загл. с экрана.

9. Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, И. Пинье ; ред. М. Савиной ; пер. М. Кульнева. - 2-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 288 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9614-1844-6. —То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229875. — Загл. с экрана.

10. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 475 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06299-1. – То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/D7466BA3-B2C1-49F1-A271-04022BB90134/biznes-planirovanie#page/106. — Загл. с экрана.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

№ п\п Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.
1 Кабинеты для проведения лекционных и практических занятий по курсу с комплектом мультимедийного оборудования, включающий ноутбук, мультимедиа проектор и экран  г. Мурманск, ул. Егорова, 16 – ауд. 203, 206
2 Компьютерный класс с подключением к сети Интернет и электронной информационно-образовательной среде университета для проведения интерактивных, самостоятельных занятий, выполнения курсовых проектов (работ). г. Мурманск, пр. Егорова, 16, ауд. 317, 408, 411, 414
3 Кабинеты для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий по курсу, выполнения курсовых проектов (работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации г. Мурманск, ул. Егорова, 16 – ауд. 202, 211, 402

7.1 ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦЕНЗИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

7-zip - программа-архиватор

Catalyst Control Center

Kaspersky Endpoint Security 10

Microsoft Office - офисный пакет

K-Lite Codec Pack

7.2 ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ:

ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/

ЭБС издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» https://biblioclub.ru/

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ

Для обеспечения образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализация дисциплины может осуществляться в адаптированном виде, с учетом специфики освоения и дидактических требований, исходя из индивидуальных возможностей и по личному заявлению обучающегося.

 

Приложение 1 к РПД Основы бизнес-планирования

Экономика

Форма обучения – очная

Год набора - 2015

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

1. Кафедра Экономики и управления
2. Направление подготовки 38.03.01 Экономика, направленность «Экономика предприятий и организаций»
3. Дисциплина (модуль) Основы бизнес-планирования
4. Форма обучения очная
5. Год набора 2015

I. Методические рекомендации по организации работы студентов во время проведения лекционных и практических занятий

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

- изучают рекомендованную литературу;

- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

II. Методические рекомендации по созданию презентации

Алгоритм создания презентации:

1 этап – определение цели презентации

2 этап – подробное раскрытие информации,

3 этап − основные тезисы, выводы.

VIII. Планы практических занятий

Тема 1 « Роль б изнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности»

(4 часа)

План:

1. Подходы к деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

2. Особенности формирования проектной деятельности за рубежом и возможности ее применения в России.

3. Особенности формирования бизнес-планов деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в России.

4. Правовые основы управления предприятиями в сфере предприятий и организаций различных форм собственности.

5. Основные критерии сегментирования: географический, демографический, социально-экономический, психографический.

6. Выбор методов рыночной сегментации рынка. Целевой сегмент рынка и позиционирование дизайнерских товаров и услуг.

7. «Планировать», «не планировать» — две технологии управления. Роль планирования в поиске новой, эффективной модели управления.

8. Выбор типа потребителей с учетом сегментирования рынка.

9. Типология и модели управления предприятиями и организациями различных форм собственности.

10. Бизнес-идея: понятие и классификация. Источники инновационных бизнес-идей. Методы выработки и адаптации бизнес-идей.

Литература: [1, С. 11-53; 2, С.11-72; 3, С. 88-122]

Вопросы для самоконтроля:

1. Роль малого и среднего предпринимательства в экономической стратегии государств мира. Политика и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в развитых странах мира.

2. Политика и инструменты поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации.

3. Понятие предприятий и организаций различных форм собственности.

4. Инновации предприятий и организаций различных форм собственности.

5. Характерные черты деятельности предприятий и организаций различных форм собственности, типология и модели.

6. Пионеры деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Тенденции развития деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в США, Италии, Финляндии, Японии и др.

7. Применимость зарубежного опыта управления предприятиями и организациями различных форм собственности в России: социокультурный, институциональный, экономический аспекты.

8. Типология организационно-правовых форм и видов предприятий и организаций различных форм собственности.

9. Модель деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в России: общее и особенное.

Задания для самостоятельной работы

Составьте таблицу сравнительного анализа развития деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в США, Италии, Финляндии, Японии и России.

Выделите основные черты и особенности деятельности предприятий и организаций различных форм собственности перечисленных зарубежных и отечественных моделей.

Тема 2 «Основы биз н ес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности: информационное обеспечение и источники финансирования» (4 часа)

План:

1. Предпринимательство и бизнес.

2. Бизнес-моделирование в условиях рынка и конкуренции.

3. Моделирование бизнес-процессов.

4. Назначение, задачи и функции бизнес-моделирования.  Типы бизнес-планов.

5. Процесс бизнес-моделирования и его участники.

6. Технология бизнес-модели.

Литература: [1, С. 11-53; 2, С.11-72; 3, С. 88-122]

Контрольные вопросы

1. Как отличаются между собой понятия «предпринимательство» и «бизнес»?

2. Каковы отличительные особенности и главный объект предпринимательской деятельности?

3. Каковы субъекты предпринимательской деятельности и субъект в бизнесе?

4. Что представляет собой бизнес- бизнес-моделирования как планирование начинания, дела, бизнеса?

5. Каковы наиболее распространенные причины неуспеха новых начинаний в бизнесе? Какова роль бизнес-моделирования в их устранении?

6. Чем обусловливается повышение значимости стратегического бизнес- бизнес-моделирования для современных российских предприятий?

7. Каковы сущность, цели и задачи стратегического бизнес-моделирования на предприятии?

8. Каковы принципы бизнес-моделирования на предприятии?

9. Чем обусловливается необходимость оперативного бизнес-моделирования на предприятии в условиях рынка?

Задание 1. Подготовьте доклад / презентацию (по выбору студента):

1. Особенности создания, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций различных форм собственности.

2. Правовые основы экономической деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

3. Организационные и экономические возможности предприятий и организаций различных форм собственности.

4. Предприятие и предпринимательская деятельность.

5. Взаимодействие предприятий и организаций различных форм собственности с государственными и муниципальными структурами.

6. Клиенты, заказчики, потребители, посетители.

7. Технология разработки стратегии предприятий и организаций различных форм собственности.

 

Тема 3 « Структура и ключевые разделы биз н ес-планирования» (4 часа)

План:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Резюме.

4. Краткое содержание.

5. Общее описание компании.

6. Анализ отрасли.

7. Цели компании.

8. Продукты и услуги.

 

Литература: [2, С.41-155]

Вопросы для самоконтроля:

1) Каково назначение общего описания компании?

2) Какова структура подраздела «Общая структура и содержание бизнес-плана»?

3) Нужно ли проводить анализ отрасли в бизнес-плане создания нового предприятия малого бизнеса?

4) Какова структура подраздела «Анализ отрасли»?

5) Какие методы используются для проведения анализа отрасли?

6) На какие три ключевых вопроса должно отвечать описание бизнес-идеи?

7) На чем необходимо акцентировать внимание при описании продуктов (услуг)?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Разработка основных стимулов проекта бизнес-плана.

Стимул Приведите пример
Наличие спроса на предприятия и организации различных форм собственности  
Наличие предварительных соглашений (гарантийных писем) с потребителями услуг в сфере предприятий и организаций различных форм собственности  
Наличие полного комплекта документации  
Наличие ресурсов для реализации проектов предприятий и организаций различных форм собственности  
Выведение на рынок новых видов услуг  
Необходимость стратегического планирования и прогнозирования предприятий и организаций различных форм собственности  

 

Задание 2. Подготовьте доклад / презентацию (по выбору студента):

1. Информация о компании: миссия, видение и цели организации.

2. Идея проекта.

3. Описание продукта / услуги.

4. Анализ рынка и конкурентной среды. Специфические особенности конкурентной среды организации деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

5. Составление маркетингового плана. Схема управления маркетингом на предприятии.

6. Составление производственного плана. Планирование объемов продаж и определение точки безубыточности.

7. Планирование персонала.

8. Финансовый план: показатели финансовой устойчивости и жизнеспособности предприятий и организаций различных форм собственности.

9. Организационный план.

10. Социальный раздел.

Задание 3. Разработка основных характеристик услуг проекта бизнес-плана.

Постановка вопроса Характеристика
Можете ли Вы определить тот сегмент рынка, на который ориентирована предлагаемая услуга?  
Изучены ли запросы Ваших клиентов?  
Можете ли Вы эффективно довести Вашу услугу до потребителей, на которых она ориентирована?  
Назовите факторы конкурентоспособности Вашей услуги  
На какой стадии «жизненного цикла» находится Ваша услуга?  
Есть ли у Вас идеи относительно новых видов услуг или новых способов их продвижения?  
Обладаете ли Вы сбалансированным ассортиментом услуг с позиции их разнообразия и «морального устаревания»?  
Проводите ли Вы регулярную модификацию Ваших услуг?  
Проводите ли Вы политику обновления?  
Возможно ли копирование Ваших услуг конкурентами?  
Имеют ли Ваши услуги достаточную степень защиты?  
Отслеживаете ли Вы жалобы клиентов?  
Уменьшается ли количество жалоб со стороны клиентов?  

Тема 4 «Методы о цен ки внутренней и в неш ней среды предприятий и организаций различных форм собственности» (10 часов)

План:

1. Направления и методы исследования предпринимательской среды при создании собственного дела предприятий и организаций различных форм собственности.

2. Факторы внутренней среды, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность.

3. Факторы внешней среды, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность.

4. Правила проведения, учитываемые при проведении SWOT-анализа.

5. Факторы и составляющие проведения SWOT-анализа.

6. Правила проведения, учитываемые при проведении PЕST-анализа.

7. Факторы и составляющие проведения PЕST-анализа.

8. Использование методов бизнес-планирования и их классификация. Методы, реализующие аналитические исследования в бизнес-планировании. Методы и подходы, реализующие задачи расчетного блока в планировании. Методы оперативного контроля за исполнением запланированных мероприятий для позиционирования экономики предприятий и организаций в конкурентной среде.

 

Литература: [1, С. 53-88; 2, С.155-390; 3, С. 7-79]

Вопросы для самоконтроля:

1. Элементы стандартной цепочки социальных результатов.

2. Определение стейкхолдеров и выявление их ожиданий.

3. Ожидаемые положительные результаты.

4. Потенциальные негативные результаты.

5. Ожидаемые результаты.

6. Проверка и определение ценности.

7. Основные проблемы на пути разработки системы оценки результатов.

8. Доказательная база для проведения оценки результатов.

9. Методика проведения SWOT-анализа среды.

10. Методика проведения PЕST-анализа среды.

11. Модель оценки бизнес-возможностей Дж. Кикала и Т. Лайонса.

12. Подводные камни при выборе новой бизнес-возможности.

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАНИЯ (КЕЙС-СТАДИ)

 

            Ситуационное задание (кейс-стади) № 1:

Контрольные вопросы

1. Каковы методы оперативного бизнес-моделирования на предприятии? Чем обусловливаются и в чем проявляются особенности методики оперативного бизнес-моделирования на предприятии?

2. Каковы принципиальные задачи бизнес-плана? Что представляет собой бизнес-план как продукт бизнес-моделирования? Как документальный результат осуществления плановой деятельности?

3. В каких ситуациях требуется обязательная разработка бизнес-плана?

4. Каким образом бизнес-план помогает предприятию в практической реализации концепции ведения бизнеса? В оценке фактических результатов деятельности за период? В привлечении средств?

5. Какое влияние оказывают специфика вида деятельности и размер предприятия на состав, структуру и объем бизнес-плана?

6. Чем отличаются друг от друга полный бизнес-план коммерческой идеи и бизнес-план инвестиционного проекта?

7. Что представляет собой бизнес-план компании и бизнес-план структурного подразделения (центра ответственности)?

8. Каким образом в процессе бизнес-моделирования устанавливаются ключевые моменты обоснования выгодности бизнес-предложения и необходимости в нем участвовать?

9. Каким образом в процессе бизнес-моделирования выявляются недостающие элементы организационной, правовой и финансовой обеспеченности экономического замысла?

10. Каковы участники процесса бизнес-моделирования и направления их интересов?

11. Какие требования предъявляются к осуществлению процесса бизнес-моделирования с учетом структуры интересов его участников?

12. Каковы ключевые вопросы, решаемые в процессе бизнес-моделирования?

13. Каковы главные этапы и процедуры бизнес-моделирования?

14. Чем отличаются технология общефирменного планирования и бизнес-моделирования?

15. Почему для вновь создаваемого предприятия основой разработки бизнес-плана должно стать исследование рынка? Какие две альтернативы должны рассматриваться в этом случае при разработке бизнес-плана? Какие факторы будут влиять на выбор приемлемого варианта?

16. Каким образом квалификация разработчиков плана влияет на качество планирования?

17. Каковы преимущества и слабые стороны разработки бизнес-плана руководителем предприятия при участии специалистов предприятия и консультантов?

18. Каковы сильные стороны и недостатки подготовки бизнес-плана на основе групповой работы?

            Ситуационное задание (кейс-стади) № 2:

Имеются следующие данные ситуационного задания (кейс-стади).

Цель – определение организационных принципов и методов новой экономики –экономики ощущений, экономики впечатлений, экономики переживаний. Выяснение причин перехода от экономики услуг к экономике ощущений, выявление особенностей ее проявления предприятий и организаций различных форм собственности, реконструирование механизма инсценирования предприятий и организаций различных форм собственности, особенности применения основных технологий.

 

Последовательность выполнения ситуационного задания (кейс-стади):

1. Проанализировать кейс-стади.

2.  Определить цель планирования развития объекта исследования и ключевые факторы внутренней и внешней среды деятельности.

3. Провести анализ деятельности объекта исследования методом SWOT-анализа на основании данных, представленных в ситуационном задании (кейс-стади).

Постановка задачи (задания 1-4).

Задание 1. Предположите, что Вы выступаете в качестве руководителя / заместителя руководителя ключевого субъекта системы управления предприятием / организацией определенной формы собственности в регионе.

Определите, систематизируйте и проанализируйте слабые и сильные стороны функционирования и развития предприятия / организации определенной формы собственности (в соответствии с указанными субъектами взаимодействия) наряду с внешними возможностями и угрозами.

Для этого, сначала, разработайте исходный перечень внешних возможностей и опасностей, а затем - внутренних сильных и слабых сторон.

Результаты опишите в таблицах 1,2,3,4.

Заполните столько рабочих листов, сколько необходимо для получения полного перечня слабых и сильных сторон, возможностей и угроз.

Обсудите их значение для стратегического развития предприятий / организаций определенной формы собственности в Вашем регионе.

Таблица 1

Внешние возможности развития

Возможность Описание Варианты использования возможности
   
     
     

Таблица 2

Внешние опасности развития

Опасность Описание Варианты сведения к минимуму или преодоление опасности

Таблица 3

Внутренние сильные стороны

Сильная сторона Описание Варианты сохранения ее или опоры на нее

Таблица 4

Внутренние слабые стороны

Слабая сторона Описание Варианты сведения к минимуму или преодоления слабой стороны
     
     
     

      

Задание 2. Используя результаты задания 1, определите приоритетные проблемы и стратегические цели (подцели) развития предлагаемого к реализации проекта. Для выполнения данного задания воспользуйтесь ответами на следующие вопросы:

1. В чем состоит проблема? Сформулируйте проблему так, чтобы она предполагала более одного варианта решения.

2. Почему ставится цель (подцель)? Как она связана с миссией региона, городского хозяйства, внутренними сильными/слабыми сторонами или внешними возможностями/опасностями?

3. Каковы будут последствия, если данная проблема не будет решена или цель (подцель) не достигнута?

Заполните на основании всего выше предложенного таблицу 5.

Таблица 5

Сводная таблица приоритетных проблем и стратегических целей развития системы реализации проекта

Система реализации проекта Проблемы и цели развития
Сфера Проблема: Главные цели:

Задание 3. Предложите стратегии, направленные на решение выявленных в задании 3 проблем и стратегических целей (подцелей). Их должна объединять направленность на осуществление миссии, что предполагает исполнение необходимой совокупности проектов (мероприятий). Определите приоритетность реализации стратегий для каждой структурной единицы реализации проекта (расположите их по мере убывания важности).

Экономика

Форма обучения – очная

Год набора - 2015

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Общие сведения

1. Кафедра Экономики и управления
2. Направление подготовки 38.03.01 Экономика, Направленность – Экономика предприятий и организаций
3. Дисциплина (модуль) Основы бизнес-планирования
4. Форма обучения очная
5. Год набора 2015

Перечень компетенций

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2); - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3); - способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2); - способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); - способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5); - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).

 

 



Формируемая компетенция

Критерии и шкалы оценивания

4.1. Выполнение заданий для самостоятельной работы

Баллы Критерии оценивания
6,0 - свободное владение профессиональной терминологией; - все ответы даны в полном объеме.
3,0 - грамотное владение профессиональной терминологией; - все ответы даны в достаточно полном объеме, допущены незначительные неточности (в 2-3 вопросах).
2,0 - недостаточное владение профессиональной терминологией; - ответы даны с ошибками (от 5 до 10).
0 - недостаточно владение профессиональной терминологией; - большинство ответов (более 10) даны с ошибками.

Подготовка докладов

Баллы Характеристики ответа студента
9,0 - студент глубоко и всесторонне усвоил проблему; - уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает; - опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи; - делает выводы и обобщения; - свободно владеет понятиями
6,0 - студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы; - не допускает существенных неточностей; - увязывает усвоенные знания с практической деятельностью; - аргументирует научные положения; - делает выводы и обобщения; - владеет системой основных понятий
4,0 - тема раскрыта, но доклад носит исключительно теоретический характер; - нет связи теории и практики; - делает неполные выводы и обобщения; - владеет системой основных понятий в рамках основной литературы.
2,0  - тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы; - допускает несущественные ошибки и неточности; - испытывает затруднения в практическом применении знаний; - слабо аргументирует научные положения; - затрудняется в формулировании выводов и обобщений; - частично владеет системой понятий
0,0 - студент не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом.

Подготовка презентаций

Структура презентации Максимальное количество баллов
Содержание 5,0
Сформулирована цель работы 1,0
Понятны задачи и ход работы 1,0
Информация изложена полно и четко 1,0
Иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации 1,0
Сделаны выводы 1,0
Оформление презентации 3,0
Единый стиль оформления 1,0
Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графикой 1,0
Все параметры шрифта хорошо подобраны, размер шрифта оптимальный и одинаковый на всех слайдах 0,5
Ключевые слова в тексте выделены 0,5
Эффект презентации 1,0
Общее впечатление от просмотра презентации 1,0
Max количество баллов 9,0

 

Подготовка статьи к публикации

Баллы Характеристики ответа обучающегося
10,0 - статья в полной мере отражает содержание выступления; - текст изложен последовательно и грамотно; - представлены источники основной и дополнительной литературы; - тесно привязаны усвоенные научные положения с практикой д-ти; - умело и глубоко обоснованы и аргументированы выдвигаемые идеи; - сделаны полные выводы и обобщения; - оформление статьи в полной мере соответствует требованиям.
8,0 - статья в полной мере отражает содержание выступления; - текст изложен последовательно и грамотно; - представлены источники основной и дополнительной литературы; - в основном объеме привязаны усвоенные научные положения с практической деятельностью; - умело и твердо обоснованы и аргументированы выдвигаемые идеи; - сделаны выводы и обобщения; - оформление статьи соответствует требованиям.
5,0 - статья недостаточно полно отражает содержание выступления; - текст изложен не достаточно последовательно и грамотно; - представлены источники основной литературы; - допущены несущественные ошибки и неточности; - в целом не достаточно обоснованы и аргументированы идеи; - сделаны общие выводы; - оформление статьи не в полной мере соответствует требованиям.
0 - обучающийся не усвоил значительной части проблемы; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не может аргументировать научные положения; - не формулирует выводов и обобщений; - не владеет понятийным аппаратом; - оформление статьи не соответствует поставленным требованиям.

5. Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

 

5.1. Типовое задание для самостоятельной работы

 

Заполните схему «Развитие деятельности предприятий и организаций различных форм собственности», указав в ней ключевые воздействующие а развитие деятельности предприятий и организаций различных форм собственности процессы

 
 
 
 
???
Деятельность в сфере экономики предприятий и организаций  
???  
 

 


Рис. 1 – Развитие деятельности в сфере экономики предприятий и организаций

 

Ключ:

Социальное воздействие
Тиражируемость
Предпринимательский подход
Финансовая устойчивость
Бизнес
Деятельность в сфере экономики предприятий и организаций  
Клиенты  
Инновационность

 

 


Рис. 1 – Развитие деятельности в сфере экономики предприятий и организаций

5.2. Типовое задание на понимание терминов

Ниже приводятся определения важнейших терминов по данной теме. Выберите правильное определение для каждого термина из списка:

1. В … входят: анализ текущей финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия; разработка бизнес-планов и долгосрочных стратегий развития бизнеса; поиск инвесторов и сопровождение инвестиционных проектов.

2. Действия по анализу, разработке и сопровождению бизнес-планов с целью осуществления инвестиционных проектов и программ реструктуризации предприятий, а также продажи и покупки бизнеса.

3. Потребитель или заказчик определенного вида услуг или товаров.

4. совокупность предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения эффективного функционирования продукции в существующих экономических условиях в течение всего предусмотренного жизненного цикла продукции

5. Специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды в целом и отдельных ее компонентов; а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств.

1. Бизнес-планирование.

2. Комплекс услуг по подготовке бизнес-плана.

3. Клиент.

4. Индустрия экономики предприятий и организаций.

5. Сервис послепродажного обслуживания.

 

Ключ:

1-2; 2-1; 3-3; 4-5; 5-4.

 

5.3. Типовое ситуационное задание (кейс-стади)



Задание 1.

Определите элементы предлагаемого проекта (согласно выбранному профилю компании, продукта и услуги). Разработайте бизнес-идею дизайн-проекта и разнесите элементы предлагаемого проекта по столбам таблицы (перед продажей, в процессе продажи, после продажи).

 

Таблица 1

Элементы сервисного обслуживания потребителей

 

Перед продажей В процессе продажи После продажи
     
     
     
     
     
     
     
     

 

Ключ к выполнению задания

Выбранный профиль компании / продукта и услуги определены основные элементы сервисного обслуживания при осуществлении продаж потребителям.

 

Примерные темы докладов

1. Генезис экономики ощущений.

2. Experience Economy: эволюция концептов.

3. От экономики услуг к экономике ощущений.

4.  Особенности создания, реорганизации и ликвидации предприятий и организаций различных форм собственности.

5. Организационные и экономические возможности предприятий и организаций.

6. Информация о компании: миссия, видение и цели организации.

7. Идея проекта.

8. Описание продукта / услуги.

9. Анализ рынка и конкурентной среды.

10. Специфические особенности конкурентной среды организации деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

11. Составление маркетингового плана. Схема управления маркетингом на предприятии.

12. Составление производственного плана. Планирование объемов продаж и определение точки безубыточности.

13. Планирование персонала.

14. Финансовый план: показатели финансовой устойчивости и жизнеспособности предприятия и организаций.

15. Организационный план.

16. Социальный раздел.

Типовые темы презентаций

1. Создание, реорганизация и ликвидация предприятий и организаций различных форм собственности.

2. Организационные и экономические возможности предприятий и организаций различных форм собственности.

3. Информация о компании: миссия, видение и цели организации.

4. Идея проекта.

5. Описание продукта / услуги.

6. Анализ рынка и конкурентной среды.

7. Специфические особенности конкурентной среды организации деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

8. Составление маркетингового плана. Схема управления маркетингом на предприятии.

9. Составление производственного плана. Планирование объемов продаж и определение точки безубыточности.

10. Планирование персонала.

11. Финансовый план: показатели финансовой устойчивости и жизнеспособности предприятий и организаций.

12. Организационный план.

13. Социальный раздел.

 

5.6. Типовое задание для итоговой контрольной работы – разработка алгоритма создания и бизнес-модели проекта предприятий и организаций различных форм собственности

Создайте и опишите алгоритм разработки проекта предприятий и организаций различных форм собственности

Перед тем как приступить к выполнению домашней контрольной работы, необходимо решить задания для самостоятельной работы по темам 1-5, а также разобрать кейс-задания, приведенные в качестве образца в п.5.3.

Задание. Изучите материал представленных на сайте [https://www.openbusiness.ru] описаний готовых руководств для разработки предприятий и организаций различных форм собственности и составьте алгоритм создания проекта по схеме на рис. 2 и бизнес-модель проекта по схеме на рис. 3 (на выбор для одной из представленных сфер: образование и искусство, обслуживание, развлечения, услуги):

 

Рис. 2. Схема-алгоритм создания проекта предприятий и организаций различных форм собственности

Примерные темы для научно-практических конференций и научных статей

1. Специфика бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности.

2. Лучшие практики отечественного и зарубежного опыта деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

3. Социально-экономическое развитие экономики предприятий и организаций в Арктической зоне Российской Федерации.

4. Арктическая деятельность предприятий и организаций различных форм собственности: условия и перспективные направления развития.

5. Развитие деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в моногородах.

6. Истории успеха и опыт предпринимателей предприятий и организаций различных форм собственности в Мурманской области.

7. Особенности Арктической экономики предприятий и организаций.

8. Развитие кластера северного дизайна.

9. Направления эффективного развития экономики предприятий и организаций в Арктической зоне РФ.

10. Социальные, экономические и экологические аспекты жизнедеятельности человека на севере России.

11. Роль и место рекламы предприятий и организаций различных форм собственности.

12. Проектный офис развития Арктики — общероссийская площадка для коммуникации государственных, общественных и коммерческих организаций, заинтересованных в устойчивом развитии Арктики.

 

 

Вопросы к зачету

1. Особенности функционирования сферы экономики предприятий и организаций и сегментирование современных потребителей товаров и услуг.

2. Объекты и предметная область деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

3. Деятельность предприятий и организаций различных форм собственности в системе решения социальных проблем, в том числе: обеспечения занятости; развития социальной сферы; территориального развития; развития культурной среды.

4. Инфраструктура экономики предприятий и организаций.

5. Формирование услуг сферы экономики предприятий и организаций для потребителя с учетом его предпочтений и обеспеченности региона ресурсами.

6. Бизнес-планирование предприятий и организаций различных форм собственности.

7. Предмет и содержание бизнес-планирования, социально-экономическая сущность бизнес-плана.

8. Основные принципы, функции, цели и задачи бизнес-планирования. Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам.

9. Основная информация, необходимая для обеспечения планирования предприятий и организаций различных форм собственности.

10. Классификация и методы получения первичной и вторичной информации.

11. Нормативно-правовая база деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

12. Рынок и спрос.

13. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий и организаций различных форм собственности: собственные и приравненные к ним средства, заемные и привлеченные средства.

14. Понятие финансового рычага и его действие.

15. «Золотое правило» финансирования деятельности предприятия.

16. Понятие ликвидности.

17. Сущность инвестиционной деятельность предприятия. Прямые и портфельные инвестиции. Понятие инвестиционного проекта.

18. Обзорный раздел (резюме) (краткое описание социальной проблемы и проекта предприятий и организаций, краткая характеристика автора проекта, финансовый анализ проекта).

19. Описание предприятия и отрасли.

20. План маркетинга.

21. Производственный план.

22. Инвестиционный план: потребность в финансировании, источники финансирования, условия и сроки финансирования, условия возврата инвестиций.

23. План организации и менеджмента.

24. Финансовый план.

25. PEST-анализ как инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, влияющих на стратегию экономики предприятий и организаций.

26. Технология и методика проведения SWOT-анализа сферы экономики предприятий и организаций.

27. Методы экспертных оценок. Методика проведения экспертных опросов.

28. Планирование и прогнозирование процессов взаимодействия природы и общества. Сценарное планирование и прогнозирование.

29. Планирование и прогнозирование в условиях неопределенности и риска.

30. Основные макроэкономические показатели в бизнес-планировании и методика их расчета.

31. Сущность сбытовой деятельности предприятий экономики предприятий и организаций.

32. Каналы распространения дизайнерских товаров и услуг, уровни каналов.

33. Формы и методы реализации дизайнерских товаров и услуг.

34. Формирование программы сбыта. Годовая программа сбыта, учет сезонности при формировании сбыта. Разработка программы сбыта в натуральном и стоимостном виде.

35. Виды продвижения предприятий и организаций различных форм собственности: реклама, личная продажа, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта.

36. Особенности разработки плана продвижения для предприятий экономики предприятий и организаций.

37. Определение цели продвижения, характеристика целевой аудитории, анализ и выбор каналов продвижения, разработка медиаплана, разработка итогового плана продвижения с учетом шага проекта.

38. Составление бюджета (доходы и расходы).

39. Характеристика технологии производства продукции и услуг.

40. Обоснование строительных решений при возведении объектов по плану.

41. Оценка потребности в технологическом и торговом оборудовании.

42. Выбор поставщиков оборудования. Оценка и представление затрат на оборудование.

43. Расчет потребности в сырье, материалах, комплектующих, производственных затратах.

44. Организационная схема управления экономики предприятий и организаций.

45. План персонала, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

46. Расчет потребности в затратах на оплату труда персонала.

47. Организационный план управления проектом. Календарный график мероприятий по проекту. Диаграмма GANT.

48. Кластер северного дизайна: условия и перспективные направления развития.

49. Развитие деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в моногородах.

50. Истории успеха и опыт кластера северного дизайна в Мурманской области.

 

 

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Экономика

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Шифр дисциплины по РУП

Б.1.В.ДВ.10.02.

Дисциплина

Основы бизнес-планирования

Курс   4

семестр

7

Кафедра

Экономики и управления

Ф.И.О. преподавателя, звание, должность 

108/3

Кол-во семестров

1

Форма контроля

Зачет

ЛКобщ./тек. сем.

24/24

ПР/СМобщ./тек. сем.

32/32

ЛБобщ./тек. сем.

СРСобщ./ реал.

52/52                                      

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

(код, наименование)

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);

- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

- способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).

 

Код формируемой компетенции Содержание задания ( краткая характеристика) Количество мероприятий Максимальное количество баллов Срок предоставления (график контроля)

Вводный блок

  Не предусмотрен

Основной блок

ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-5; ПК-11 Выполнение заданий для самостоятельной работы 3 18 На практических занятиях №№ 1, 3 по расписанию
ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-5; ПК-11 Выступление с докладом / презентацией по согласованной теме 2 18 На практических занятиях № 2 и 3 по расписанию
ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-5; ПК-11 Выполнение ситуационных заданий (кейс-стади) 4 20 На практических занятиях № 4 и 5 по расписанию
ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-5; ПК-11 Выполнение задания на понимание терминов 1 4 На практическом занятии № 4 по расписанию

Итого:

60  
 

Зачет

1 20  
  2 20  

Итого:

100  

Дополнительный блок

1. Домашняя контрольная работа (разработка алгоритма и модели проекта), защита проекта     1     30

по согласованию с преподавателем

             2. Выполнение задания на составление глоссария / Участие в научно-практической конференции / подготовка публикации к НПК     1     10

Всего баллов по дополнительному блоку:

40  

 

Шкала оценивая в рамках балльно-рейтинговой системы МАГУ: «не зачтено» - 60 баллов и менее, «зачтено» - 61-100 баллов.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б1.В.ДВ.10.02. Основы бизнес-планирования

(название дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)

 

 

основной профессиональной образовательной программы
по направлению подготовки


Экономика

Направленность «Экономика предприятий и организаций»

(код и наименование направления подготовки

с указанием направленности (наименования направленности))

высшее образование – бакалавриат

уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат / высшее образование – специалитет, бакалавриат / высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Бакалавр

квалификация

Очная

 форма обучения

 

2015

год набора

 

 

Составитель(и): (указывается ФИО, ученое звание, степень, должность) Уткова М.А., к.э.н., профессор РАЕ, доцент кафедры экономики и управления Утверждена на заседании кафедры экономики и управления факультета математики, экономики и информационных технологий (протокол № 6 от 28 марта 2018 г.)     Зав. кафедрой   ______________________ Беспалова С.В.           подпись                 Ф.И.О.

1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) – формирование у обучающихся теоретических и практических знаний, умений и навыков стратегического мышления и разработки бизнес-планов предприятий и организаций различных форм собственности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- базовые отличительные черты организаций предприятий и организаций различных форм собственности и управления ими;

- научные и методологические основы бизнес-планирования, сущность, задачи, функции бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности;

- ключевые разделы составления бизнес-планов предприятий и организаций различных форм собственности.        

Уметь:

- применять основы методики бизнес-планирования в особой сфере деятельности – дизайне;

- применять статистические и нормативные методы бизнес-планирования в разнообразных целевых группах, на которые направлена деятельность предприятий и организаций различных форм собственности;

- составлять ключевые разделы бизнес-планов предприятий и организаций различных форм собственности.

Владеть:

- специальной терминологией и лексикой программы подготовки, навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, с использованием современных образовательных технологий, активных и интерактивных методов обучения;

- методологией и методами поиска и применения профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в профессиональной сфере деятельности;

- навыками и технологиями реализации бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:

- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);

- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

- способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11).

УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Дисциплина Б1.В.ДВ.10.02 «Основы бизнес-планирования» относится к вариативной части дисциплин по выбору образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 – Экономика, направленность «Экономика предприятий и организаций».

Для освоения данной дисциплины обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, которые они получили в процессе изучения дисциплин: «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Экономика отраслевых рынков», «Экономика фирмы», «Менеджмент», «Статистика», «Управление денежными потоками предприятия и бюджетирование», «Экономический анализ», «Планирование и прогнозирование в условиях рынка», «Методы социально-экономического прогнозирования», «Методы оптимальных решений», «Финансы», «Финансовые рынки», «Страхование и актуарные расчеты», «Учебная практика, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности», «Производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности».

В свою очередь, «Основы бизнес-планирования» представляет собой методологическую базу для усвоения студентами содержания профессиональных дисциплин: «Региональная экономика», «Финансовая деятельность учреждений», «Учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции», «Оценка стоимости бизнеса», «Производственная практика, научно-исследовательская работа», «Производственная практика, преддипломная практика», «Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена», «Подготовка к защите и защита выпускной квалификационной работы».

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы или 108 часов.

 (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).

Курс

Семестр

Трудоемкость в ЗЕТ

Общая трудоемкость (час.)

Контактная работа

Всего контактных

часов

Из них в интерактивной форме

 

Кол-во часов на СРС

Курсовые работы

Кол-во часов на контроль

Форма контроля

ЛК ПР ЛБ
4 7 3 108 24 32 - 56 14 52 - - Зачет
 

ИТОГО в соответствии с учебным планом

Итого:

3 108 24 32 - 56 14 52 - -  

Интерактивная форма реализуется в виде ситуационных заданий (кейс-стади) по тематикам дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

п/п

 

Наименование раздела, темы

 

Контактная работа

Всего контактных часов

Из них в интерактивной форме

 

Кол-во часов на

СРС

Кол-во часов на

контроль

  ЛК   ПР   ЛБ
1 Роль бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности 4 4 - 8   - 10  
2 Основы бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности: информационное обеспечение и источники финансирования 4 4 - 8 - 10  
3 Структура и ключевые разделы бизнес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности 4 4 - 8 - 10  
4 Методы оценки внутренней и внешней среды предприятий и организаций различных форм собственности 6 10 - 16 6 10  
5 Маркетинговое, производственное, организационное и финансовое планирование. 6 10 - 16 8 12  
  Зачет              
  ИТОГО: 24 32 - 56 14 52

 

Содержание дисциплины (модуля)

Тема 1. Роль биз н ес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности. Особенности функционирования предприятий и организаций различных форм собственности и сегментирование современных потребителей товаров и услуг. Объекты и предметная область деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Деятельность предприятий и организаций различных форм собственности в системе решения социальных проблем, в том числе: обеспечения занятости; развития социальной сферы; территориального развития; развития культурной среды. Инфраструктура предприятий и организаций различных форм собственности. Формирование предприятий и организаций различных форм собственности для потребителя с учетом его предпочтений и обеспеченности региона ресурсами. Бизнес-планирование предприятий и организаций различных форм собственности. Предмет и содержание бизнес-планирования, социально-экономическая сущность бизнес-плана. Основные принципы, функции, цели и задачи бизнес-планирования. Общие требования, предъявляемые к бизнес-планам.

Тема 2. Основы биз н ес-планирования предприятий и организаций различных форм собственности: информационное обеспечение и источники финансирования. Основная информация, необходимая для обеспечения планирования предприятий и организаций различных форм собственности. Классификация и методы получения первичной и вторичной информации. Нормативно-правовая база деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Рынок и спрос. Источники формирования финансовых ресурсов предприятий и организаций различных форм собственности: собственные и приравненные к ним средства, заемные и привлеченные средства. Понятие финансового рычага и его действие. «Золотое правило» финансирования деятельности предприятия. Понятие ликвидности. Сущность инвестиционной деятельность предприятия. Прямые и портфельные инвестиции. Понятие инвестиционного проекта.

 

Тема 3. Структура и ключевые разделы биз н ес-планирования. Обзорный раздел (резюме) (краткое описание проблемы и проекта предприятий и организаций различных форм собственности, краткая характеристика автора проекта, финансовый анализ проекта). Описание предприятия и отрасли. План маркетинга. Производственный план. Инвестиционный план: потребность в финансировании, источники финансирования, условия и сроки финансирования, условия возврата инвестиций. План организации и менеджмента. Финансовый план.

Тема 4. Методы о цен ки внутренней и в неш ней среды предприятий и организаций различных форм собственности . PEST-анализ как инструмент, предназначенный для выявления политических (Policy), экономических (Economy), социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды, влияющих на стратегию предприятий и организаций различных форм собственности. Технология и методика проведения SWOT-анализа (анализ внутренней среды предприятия, его сильных и слабых сторон (наличие помещения, оборудования, рабочей силы, оборотных денежных средств, технологии, опыта работы на данном рынке и т.д. на момент начала деятельности); анализ внешней среды, возможностей и опасностей, которые могут оказать влияние на будущую деятельность предприятия (рост количества потребителей, выход на новые рынки, дополнительное финансирование, рост конкуренции, изменения законодательства и т.д.). Методы экспертных оценок. Методика проведения экспертных опросов. Планирование и прогнозирование процессов взаимодействия природы и общества. Сценарное планирование и прогнозирование.

Тема 5. Маркетинговое, производственное, организационное и финансовое бизнес-планирование. Планирование и прогнозирование в условиях неопределенности и риска. Основные макроэкономические показатели в бизнес-планировании и методика их расчета. Сущность сбытовой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности. Каналы распространения товаров и услуг, уровни каналов. Формы и методы реализации. Способы и методы реализации (сбыта): директ-маркетинг, теле-маркетинг, косвенный сбыт, селективный сбыт, исключительный сбыт. Формирование программы сбыта. Годовая программа сбыта, учет сезонности при формировании сбыта. Разработка программы сбыта в натуральном и стоимостном виде. Виды продвижения предприятий и организаций различных форм собственности: реклама, личная продажа, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта. Особенности разработки плана продвижения для экономики предприятий и организаций. Определение цели продвижения, характеристика целевой аудитории, анализ и выбор каналов продвижения, разработка медиаплана, разработка итогового плана продвижения с учетом шага проекта. Составление бюджета (доходы и расходы). Характеристика технологии производства продукции и услуг. Обоснование строительных решений при возведении объектов по плану. Оценка потребности в технологическом и торговом оборудовании. Выбор поставщиков оборудования. Оценка и представление затрат на оборудование. Расчет потребности в сырье, материалах, комплектующих, производственных затратах. Организационная схема управления предприятий и организаций различных форм собственности. План персонала, система подготовки, переподготовки и 8 повышения квалификации персонала. Расчет потребности в затратах на оплату труда персонала. Организационный план управления проектом в сфере предприятий и организаций различных форм собственности. Календарный график мероприятий по проекту. Диаграмма GANT.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ).

Основная литература:

1. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. И. Долганова, Е. В. Виноградова, А. М. Лобанова ; под ред. О. И. Долгановой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 289 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-00866-1. - То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/F2743D07-D00B-40E6-A294-F822D91385F0/modelirovanie-biznes-processov#page/1. — Загл. с экрана.

2. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 435 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-8377-7. – То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/7A2FBB1D-4152-4DC8-8459-CBED02AD6730/biznes-planirovanie#page/1. — Загл. с экрана.

3. Фролов, Ю. В. Стратегический менеджмент. Формирование стратегии и проектирование бизнес-процессов : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Ю. В. Фролов, Р. В. Серышев. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 166 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-05448-4. —То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/E7EC4F0D-5B68-4707-B89D-D7F67E3DCE3D/strategicheskiy-menedzhment-formirovanie-strategii-i-proektirovanie-biznes-processov#page/1. — Загл. с экрана.

 

Дополнительная литература:

4. Боброва, О. С. Основы бизнеса : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. С. Боброва, С. И. Цыбуков, И. А. Бобров. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 330 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03928-3. - То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/D027A8AB-D145-480E-AC3D-A66959DC9D70/osnovy-biznesa#page/5— Загл. с экрана.

5. Восколович, Н. А. Экономика платных услуг : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 428 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-04454-6. – То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/B3439224-81D8-4F53-A447-D38AB8EFD34A/ekonomika-platnyh-uslug#pa-ge /1.— Загл. с экрана.

6. Вьюненко, Л. Ф. Имитационное моделирование : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Ф. Вьюненко, М. В. Михайлов, Т. Н. Первозванская ; под ред. Л. Ф. Вьюненко. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 283 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01098-5. — То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/4D3D33B8-08F4-4148-AADC-90689A 5EB29C /imitacionnoe-modelirovanie#page/1. — Загл. с экрана.

7. Казакевич, Т. А. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса : учебное пособие для вузов / Т. А. Казакевич. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 188 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-07278-5. – То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/09818D69-D505-48C1-8431-4C5D09285339/organizaciya-i-planirovanie-deyatelnosti-predpriyatiy-servisa#page/2. — Загл. с экрана.

8. Куприянов, Ю. В. Модели и методы диагностики состояния бизнес-систем : учебное пособие для вузов / Ю. В. Куприянов, Е. А. Кутлунин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 128 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-06195-6. — То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/E815A8A4-246D-496D-BC68-BDFC9A3808A8/modeli-i-metody-diagnostiki-sostoyaniya-biznes-sistem#page/1. — Загл. с экрана.

9. Остервальдер, А. Построение бизнес-моделей: настольная книга стратега и новатора / А. Остервальдер, И. Пинье ; ред. М. Савиной ; пер. М. Кульнева. - 2-е изд. - Москва : Альпина Паблишер, 2016. - 288 с. - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9614-1844-6. —То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229875. — Загл. с экрана.

10. Сергеев, А. А. Бизнес-планирование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Сергеев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 475 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06299-1. – То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/viewer/D7466BA3-B2C1-49F1-A271-04022BB90134/biznes-planirovanie#page/106. — Загл. с экрана.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

№ п\п Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения занятий с перечнем основного оборудования Фактический адрес учебных кабинетов и объектов, номер ауд.
1 Кабинеты для проведения лекционных и практических занятий по курсу с комплектом мультимедийного оборудования, включающий ноутбук, мультимедиа проектор и экран  г. Мурманск, ул. Егорова, 16 – ауд. 203, 206
2 Компьютерный класс с подключением к сети Интернет и электронной информационно-образовательной среде университета для проведения интерактивных, самостоятельных занятий, выполнения курсовых проектов (работ). г. Мурманск, пр. Егорова, 16, ауд. 317, 408, 411, 414
3 Кабинеты для проведения лекционных и практических (семинарских) занятий по курсу, выполнения курсовых проектов (работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации г. Мурманск, ул. Егорова, 16 – ауд. 202, 211, 402

7.1 ПЕРЕЧЕНЬ ЛИЦЕНЗИОННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

7-zip - программа-архиватор

Catalyst Control Center

Kaspersky Endpoint Security 10

Microsoft Office - офисный пакет

K-Lite Codec Pack

7.2 ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ:

ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/

ЭБС издательства «Юрайт» https://biblio-online.ru/

ЭБС «Университетская библиотека онлайн» https://biblioclub.ru/

Дата: 2018-12-28, просмотров: 274.