Тема 1.5 Информационно-коммуникационные технологии в дошкольной логопедии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры». Принципы компьютерной технологии. Группы задач ознакомительно-адаптационного, коррекционно-образовательного, воспитательного и творческого циклов. Содержание компьютерной логопедической программы «Игры для Тигры» по тематическим блокам: просодика, звукопроизношение, фонематика, лексика.

Программно-методический комплекс «Автоматизация согласных». Логопедическая игра «Похожие слова». Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Развивающая логопедическая программа «Скоро в школу. Учимся говорить правильно». Сборник интерактивных обучающих программ ««Скоро в школу». Учебно-игровая программа «Учимся читать». Программа «Букварь». Интерактивные программы «Большая энциклопедия развивающих игр», «Маленький гений. Учимся рассуждать. Тренируем внимание», «Мир вокруг нас». Обучающая система «Зайка Всезнайка. Идем в школу». Особенности программ и систем.

Использование мультимедийных технологий в работе с детьми с нарушениями речи. Место мультимедийной презентации в работе с детьми с нарушениями речи. Преимущества использования мультимедийной презентации. Примеры мультимедийных презентаций.

Использование ресурсов Интернета в работе с детьми с нарушениями речи. Обзор и перечень образовательных сайтов, их особенности.

План лекций План семинарских занятий Тема I .1 Дошкольная логопедия как наука Кол-во часов: 2 ДО, 2 ОЗО План: 1. Объект, предмет, цели и задачи дошкольной логопедии. 2. Роль Р.Е. Левиной в основании детской логопедии. 3. Этапы развития дошкольной логопедии. 4. Основные понятия дошкольной логопедии. 5. Место дошкольной логопедии в системе наук. 6. Межсистемные и внутрисистемные связи дошкольной логопедии с другими науки. Список литературы: [1, 2, 3;4, 5; 16, 21, 23, 26, 30] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Дошкольная логопедия как наука».   Тема I .2 Принципы, методы и приёмы дошкольной логопедии Кол-во часов: 2 ДО План: 1. Определение понятия «Принципы логопедической работы». 2. Общедидактические принципы: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода. 3. Специальные принципы: этиопатогенетический, системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения. 4. Методы обучения. Группы методов логопедической работы: практические, наглядные и словесные. Список литературы: [1, 2, 3;4, 5; 11, 16, 21, 23, 26, 30] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Принципы, методы и приёмы дошкольной логопедии». Тема I .2 Принципы, методы и приёмы дошкольной логопедии Кол-во часов: 2 ДО Форма проведения: устные доклады с последующим обсуждением Изучаемые вопросы: 1. Принципы анализа речевых нарушений по Р.Е. Левиной (развития, системного подхода, рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития ребенка). 2. Характеристика практических методов: упражнения, игры и моделирование. 3. Характеристика наглядных методов. 4. Характеристика словесных методов (рассказ, беседа, чтение). Список литературы: [1, 2, 3;4, 5; 11, 16, 21, 23, 26, 30] Тема I .3 Логопедическое воздействие как педагогический процесс Кол-во часов: 2 ДО План: 1. Определение понятий «Логопедическое воздействие», «Дифференцированный подход». 2. Основные формы логопедического воздействия в дошкольной логопедии: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация. 3. Цель логопедического воздействия. Классификация методов коррекционного обучения. 4. Факторы эффективности логопедического воздействия. Список литературы: [1, 2, 3;4, 5; 11, 15, 16, 17, 21, 23, 26, 30, 31] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Логопедическое воздействие как педагогический процесс». Тема I .3 Логопедическое воздействие как педагогический процесс Кол-во часов: 2 ДО Форма проведения: коллоквиум Изучаемые вопросы: 1. Подходы к обучению языку: бихевиористский; интуитивно-сознательный; сознательный; коммуникативно-деятельностный. 2. Методы коммуникативно-деятельностного подхода. Список литературы: [1, 2, 3;4, 5; 11, 15, 16, 17, 21, 23, 26, 30, 31] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Логопедическое воздействие как педагогический процесс». Тема I .4 Логопедическое занятие как основная форма организации обучения в дошкольной логопедии Кол-во часов: 4 ДО, 2 часа ОЗО План: 1. Цели и задачи логопедических занятий. 2. Структуры фронтального, подгруппового и индивидуального логопедических занятий. Принципы отбора и структурирование речевого и дидактического материала для логопедических занятий. Список литературы: [1, 2, 3;4, 5; 11, 15, 16, 17, 21, 23, 26, 30, 31] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Соотношение первичных и вторичных дефектов в системе речевых нарушений». Тема I .4 Логопедическое занятие как основная форма организации обучения в дошкольной логопедии Кол-во часов: 4 ДО Форма проведения: просмотр видеозанятий, обсуждение и выполнение практического задания Изучаемые вопросы: 1. Программно-методическое обеспечение логопедических занятий. 2. Просмотр индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий в логопедических группах для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, общим недоразвитием речи, заиканием. Список литературы: [1, 2, 3;4, 5; 11, 15, 16, 17, 21, 23, 26, 30, 31] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Логопедическое занятие как основная форма организации обучения в дошкольной логопедии». Тема I .5 Информационно-коммуникационные технологии в дошкольной логопедии Кол-во часов: 2 ДО План: 1. Принципы и содержание компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры». 2. Место мультимедийной презентации в работе с детьми с нарушениями речи. Преимущества использования мультимедийной презентации. 3. Использование ресурсов Интернета в работе с детьми с нарушениями речи. Список литературы: [1, 2, 3;4, 5; 11, 15, 16, 17, 21, 23, 26, 30, 31] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Соотношение первичных и вторичных дефектов в системе речевых нарушений». Тема I .5 Информационно-коммуникационные технологии в дошкольной логопедии Кол-во часов: 2 ДО Форма проведения: коллоквиум Изучаемые вопросы: 1. Особенности программ и систем: – Программно-методический комплекс «Автоматизация согласных». – Логопедическая игра «Похожие слова». – Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно». – Развивающая логопедическая программа «Скоро в школу. Учимся говорить правильно». – Сборник интерактивных обучающих программ ««Скоро в школу». – Учебно-игровая программа «Учимся читать». Программа «Букварь». – Интерактивные программы «Большая энциклопедия развивающих игр», «Маленький гений. Учимся рассуждать. Тренируем внимание», «Мир вокруг нас». Обучающая система «Зайка Всезнайка. Идем в школу».

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства ПК-6: З.2 знать систему логопедической помощи детям с нарушениями речи 1. Терминологический словарь. 2. Схема «Межсистемные и внутрисистемные связи дошкольной логопедии с другими науки». 3. Таблица «Общедидактические и специальные принципы». 4. Контрольная работа по разделу 1. ОПК-3: У.1 уметь осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами ПК-6: У.2 уметь проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образовательных учреждений для детей с нарушениями речи 1. Участие в Круглом столе. 2. Практический, наглядный и словесный материал. 3. Контрольная работа по разделу 1. ОПК-3: В.1 владеть навыками отбора методов и приемов логопедического воздействия ПК-6: В.2 владеть навыками планирования коррекционной работы с детьми с нарушениями речи 1. Перечень образовательных сайтов. 2. Контрольная работа по разделу 1.

Раздел II . Система логопедической помощи в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для детей с нарушениями речи (32 часа ДО, 27 часов ОЗО)

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ОПК-3: З.1; У.1; В.1;

ПК-6: З.2; У.2; В.2;

ПК-8: З.3; У.3; В.3

Содержание раздела

Тема II.1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией

Организация логопедической работы в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи. Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса. Задачи логопедической работы в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группе) для детей с нарушениями речи. Общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, заведующей, старшего воспитателя и родителей. Этапы коррекционно-образовательного процесса (организационный, основной, заключительный).

Организация логопедической работы в условиях логопункта при ДОУ общеразвивающего типа. Нормативно-правовые документы организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. Распределение рабочего времени учителя-логопеда. Оборудование логопедического кабинета. Документация и ее ведение. Должностная инструкция учителя-логопеда. Планирование работы: годовой план работы логопеда на логопункте, перспективный план проведения логопедических занятий, индивидуальный план коррекционной работы, примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени, Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год.

Тема II.2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями

Организация логопедической работы при логопедическом кабинете детской поликлиники, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи; специализированном доме ребенка; детском психоневрологическом санатории. Методические рекомендации по работе логопеда в условиях детской поликлиники. Оборудование логопедического кабинета. Расписание работы логопеда. Организация первичного приема населения. Организация диспансеризации (профприема). Документация логопеда: амбулаторная карта больного, журнал первичного приема, журнал диспансеризации в детских садах, индивидуальные речевые карты, журнал учета логопедических занятий, ежегодный отчет о проделанной работе.

Тема II.3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи

Принципы комплектование логопедических групп:

1. Принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий.

2. Возрастной принцип.

3. Принцип дифференцированного обучения детей с разными по тяжести речевыми дефектами.

Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи. Противопоказания к зачислению.

Рекомендации к комплектованию логопедических пунктов при общеобразовательных дошкольных организациях.

Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Положение о ПМПК. Документы, представляющиеся на комиссию.

Особенности организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

План лекций

План семинарских занятий

Тема II .1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией Кол-во часов: 4 ДО План: 1. Организация логопедической работы в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группе) для детей с нарушениями речи. 2. Этапы коррекционно-образовательного процесса (организационный, основной, заключительный). 3. Организация логопедической работы в условиях логопункта при ДОУ общеразвивающего типа. Список литературы: [1, 2, 3, 5; 11, 15, 16, 17, 19, 21, 26, 31] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией».

Тема II .1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией

Кол-во часов: 4 ДО, 2 ОЗО

Форма проведения:

семинар

Изучаемые вопросы:

1. Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи.

2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп.

Список литературы:

[1, 2, 3; 5, 11, 15, 16, 17, 19, 21, 26, 31]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией».

Тема II .2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями Кол-во часов: 2 ДО План: Организация логопедической работы при логопедическом кабинете детской поликлиники, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи; специализированном доме ребенка; детском психоневрологическом санатории. Список литературы: [2, 3, 4, 5, 7, 9, 19, 21] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями».

Тема II .2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями

Кол-во часов: 2 ДО

Форма проведения:

коллоквиум

Изучаемые вопросы:

– Методические рекомендации по работе логопеда в условиях детской поликлиники.

– Оборудование логопедического кабинета.

– Расписание работы логопеда.

– Организация первичного приема населения.

– Организация диспансеризации (профприема).

– Документация логопеда: амбулаторная карта больного, журнал первичного приема, журнал диспансеризации в детских садах, индивидуальные речевые карты, журнал учета логопедических занятий, ежегодный отчет о проделанной работе.

Список литературы:

[2, 3, 4, 5, 7, 9, 19, 21]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями».

Тема II. 3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи Кол-во часов: 2 ДО План: 1. Принципы комплектование логопедических групп. 2. Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи. Противопоказания к зачислению. 3. Рекомендации к комплектованию логопедических пунктов при общеобразовательных дошкольных организациях. Список литературы: [2, 3, 4, 5, 8, 9, 18, 22] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи».

Тема II .3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи

Кол-во часов: 2 ДО, 2 ОЗО

Форма проведения:

устные доклады с последующим обсуждением Изучаемые вопросы:

1. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Положение о ПМПК. Документы, представляющиеся на комиссию.

2. Особенности организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Список литературы:

[2, 3, 4, 5, 8, 9, 18, 22]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи».

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ОПК-3: З.1

знать

специфику логопедической работы в образовательных организациях, в различных типах учреждений здравоохранения для детей с нарушениями речи

ПК-6: З.2

знать

систему логопедической помощи детям с нарушениями речи

знать

ПК-8: З.3

знать

организацию, специфику и содержание коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения

1. Участие в коллоквиуме. 2. Контрольная работа по разделу 2. 3. Сравнительная таблица «Специфика логопедической работы в образовательных организациях для детей с нарушениями речи». 4. Сравнительные таблицы «Специфика логопедической работы в учреждениях здравоохранения для детей с нарушениями речи».

ОПК-3: У.1

уметь

осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами

ПК-6: У.2

уметь

проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образовательных учреждений для детей с нарушениями речи

ПК-8: У.3

уметь

отбирать адекватные методы и приемы осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения

1. Участие в коллоквиуме. 2. Таблица «Принципы комплектования логопедических групп». 3. Контрольная работа по разделу 2.

ОПК-3:

В.1

владеть

навыками отбора методов и приемов логопедического воздействия

ПК-6: В.2

владеть

навыками планирования коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

ПК-8: В.3

владеть методами осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения

1. Решение практической задачи. 2. Контрольная работа по разделу 2.
     

 

 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа по дисциплине ДО

Раздел Тема для самостоятельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Кол-во часов Методи-ческое обеспече-ние Форма отчетности

Дата: 2018-12-28, просмотров: 208.