Раздел I. Теоретические и практические основы дошкольной логопедии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИИ

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Логопедия

 

Челябинск, 2014

 

 

 

 



 

Оглавление

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………..…5

2. Содержание дисциплины………………………………………………………7

3. Содержание самостоятельной работы………………………………………..16

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины   ………17

5. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине   ………………………………………..20

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……..26

7. Перечень информационных технологий………………………………………27

8. Описание материально-технической базы……………………………………..27

9. Иные сведения и (или) материалы………………………………………….27

 







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Основы дошкольной логопедии» (Б1.Б.30) является обязательной дисциплиной ОПОП, содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия».

Дисциплина «Основы дошкольной логопедии» на дневном отделении имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них 36 часов аудиторная работа: 18 часов лекционных занятий и 18 часов практических занятий, самостоятельная работа студентов (36 часов). Дисциплина изучается в 3 семестре. Промежуточный контроль – зачет.

Дисциплина «Основы дошкольной логопедии» на заочном отделении (ОЗО 5 лет, 3,5 года) имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них 8 часов аудиторная работа: 4 часа лекционных занятий и 4 часа практических занятий, самостоятельная работа студентов (60 часов). Дисциплина изучается в 3 семестре. Промежуточный контроль – зачет.

 

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Изучение данного курса опирается на такие ранее изученные обязательные дисциплины базовой части как «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Воспитание и обучение лиц с нарушениями речи», «Педагогика и психология», «Специальная психология», «Специальная педагогика»; обязательную дисциплину вариативной части: «Введение в логопедическую специальность».

Для освоения дисциплины студентам необходимо знать теоретические основы анатомии, физиологии и психологии человека, основные закономерности развития ребенка, иметь представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов изучаемой дисциплины. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

В результате изучения курса студент должен знать теоретико-методологические основы и основные понятия дошкольной логопедии, структуру построения системы дошкольной логопедии, специфику, основные направления и содержание логопедической работы в различных типах учреждений образования и здравоохранения для детей с нарушениями речи с целью повышения эффективности коррекционного процесса; должен уметь использовать современные методы и приёмы логопедического воздействия; владеть навыками отбора средств логопедической работы в соответствие со спецификой типов образовательных организаций и учреждений здравоохранения.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для освоения обязательной дисциплины вариативной части «Логопедические практикумы»; дисциплин по выбору вариативной части: «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Проектирование индивидуальной коррекционной программы»; для последующего прохождения производственной практики в ДОУ для детей с нарушениями речи, на школьном логопункте ОУ и в С(К)ОУ для детей с ТНР.

1.4. Цели дисциплины:

– Формирование у студентов теоретических и практических представлений о системе логопедической помощи детям с нарушениями речи, позволяющих отобрать соответствующие методы и приемы логопедического воздействия.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1. ОПК-3 – способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся З.1 – специфику логопедической работы в образовательных организациях, в различных типах учреждений здравоохранения для детей с нарушениями речи У.1 – осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами   В.1 – навыками отбора методов и приемов логопедического воздействия
2. ПК-6 – способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы З.2 – систему логопедической помощи детям с нарушениями речи У.2 – проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образовательных учреждений для детей с нарушениями речи В.2 – навыками планирования коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
3. ПК-8 – способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности З.3 – организацию, специфику и содержание коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения У.3 – отбирать адекватные методы и приемы осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения В.3 – методами осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для ДО

 

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел I . Теоретические и практические основы дошкольной логопедии 10 - 10 20 40
I.1 Дошкольная логопедия как наука 2 - - 2 4
I.2. Принципы, методы и приёмы дошкольной логопедии 2 - 2 4 8
I.3 Логопедическое воздействие как педагогический процесс 2 - 2 4 8
I.4 Логопедическое занятие как основная форма организации обучения в дошкольной логопедии 2 - 4 6 12
I.5 Информационно-коммуникационные технологии в дошкольной логопедии 2 - 2 4 8
II Раздел II. Система логопедической помощи в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для детей с нарушениями речи 8 - 8 16 32
II.1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией 4 - 4 8 16
II.2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями 2 - 2 4 8
II.3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи 2 - 2 4 8
  ВСЕГО 18 - 18 36 72

 

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для ОЗО

 

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел I . Теоретические и практические основы дошкольной логопедии 4 - - 37 41
I.1 Дошкольная логопедия как наука 2 - - 7 9
I.2. Принципы, методы и приёмы дошкольной логопедии - - - 8 8
I.3 Логопедическое воздействие как педагогический процесс - - - 8 8
I.4 Логопедическое занятие как основная форма организации обучения в дошкольной логопедии 2 - - 7 9
I.5 Информационно-коммуникационные технологии в дошкольной логопедии - - - 7 7
II Раздел II. Система логопедической помощи в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для детей с нарушениями речи - - 4 23 27
II.1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией - - 2 8 10
II.2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями - - - 8 8
II.3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи - - 2 7 9
  ВСЕГО 4 - 4 60 68
  Контроль 4
  ИТОГО 72

 

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Содержание раздела

Тема II.1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией

Организация логопедической работы в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи. Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса. Задачи логопедической работы в зависимости от структуры речевого дефекта и степени его выраженности. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группе) для детей с нарушениями речи. Общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса: учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, заведующей, старшего воспитателя и родителей. Этапы коррекционно-образовательного процесса (организационный, основной, заключительный).

Организация логопедической работы в условиях логопункта при ДОУ общеразвивающего типа. Нормативно-правовые документы организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп. Распределение рабочего времени учителя-логопеда. Оборудование логопедического кабинета. Документация и ее ведение. Должностная инструкция учителя-логопеда. Планирование работы: годовой план работы логопеда на логопункте, перспективный план проведения логопедических занятий, индивидуальный план коррекционной работы, примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени, Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год.

Тема II.2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями

Организация логопедической работы при логопедическом кабинете детской поликлиники, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи; специализированном доме ребенка; детском психоневрологическом санатории. Методические рекомендации по работе логопеда в условиях детской поликлиники. Оборудование логопедического кабинета. Расписание работы логопеда. Организация первичного приема населения. Организация диспансеризации (профприема). Документация логопеда: амбулаторная карта больного, журнал первичного приема, журнал диспансеризации в детских садах, индивидуальные речевые карты, журнал учета логопедических занятий, ежегодный отчет о проделанной работе.

Тема II.3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи

Принципы комплектование логопедических групп:

1. Принцип отграничения детей с нарушениями речи от других аномалий.

2. Возрастной принцип.

3. Принцип дифференцированного обучения детей с разными по тяжести речевыми дефектами.

Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи. Противопоказания к зачислению.

Рекомендации к комплектованию логопедических пунктов при общеобразовательных дошкольных организациях.

Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Положение о ПМПК. Документы, представляющиеся на комиссию.

Особенности организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

План лекций

План семинарских занятий

Тема II .1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией Кол-во часов: 4 ДО План: 1. Организация логопедической работы в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в ДОУ (группе) для детей с нарушениями речи. 2. Этапы коррекционно-образовательного процесса (организационный, основной, заключительный). 3. Организация логопедической работы в условиях логопункта при ДОУ общеразвивающего типа. Список литературы: [1, 2, 3, 5; 11, 15, 16, 17, 19, 21, 26, 31] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией».

Тема II .1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией

Кол-во часов: 4 ДО, 2 ОЗО

Форма проведения:

семинар

Изучаемые вопросы:

1. Программно-методическое обеспечение коррекционного процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушениями речи.

2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп.

Список литературы:

[1, 2, 3; 5, 11, 15, 16, 17, 19, 21, 26, 31]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией».

Тема II .2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями Кол-во часов: 2 ДО План: Организация логопедической работы при логопедическом кабинете детской поликлиники, в специализированных яслях для детей с нарушениями речи; специализированном доме ребенка; детском психоневрологическом санатории. Список литературы: [2, 3, 4, 5, 7, 9, 19, 21] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями».

Тема II .2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями

Кол-во часов: 2 ДО

Форма проведения:

коллоквиум

Изучаемые вопросы:

– Методические рекомендации по работе логопеда в условиях детской поликлиники.

– Оборудование логопедического кабинета.

– Расписание работы логопеда.

– Организация первичного приема населения.

– Организация диспансеризации (профприема).

– Документация логопеда: амбулаторная карта больного, журнал первичного приема, журнал диспансеризации в детских садах, индивидуальные речевые карты, журнал учета логопедических занятий, ежегодный отчет о проделанной работе.

Список литературы:

[2, 3, 4, 5, 7, 9, 19, 21]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями».

Тема II. 3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи Кол-во часов: 2 ДО План: 1. Принципы комплектование логопедических групп. 2. Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи. Противопоказания к зачислению. 3. Рекомендации к комплектованию логопедических пунктов при общеобразовательных дошкольных организациях. Список литературы: [2, 3, 4, 5, 8, 9, 18, 22] Информационное сопровождение: Мультимедийная презентация «Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи».

Тема II .3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи

Кол-во часов: 2 ДО, 2 ОЗО

Форма проведения:

устные доклады с последующим обсуждением Изучаемые вопросы:

1. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Положение о ПМПК. Документы, представляющиеся на комиссию.

2. Особенности организации деятельности психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.

Список литературы:

[2, 3, 4, 5, 8, 9, 18, 22]

Информационное сопровождение:

Мультимедийная презентация «Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи».

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

наименование оценочного средства

ОПК-3: З.1

знать

специфику логопедической работы в образовательных организациях, в различных типах учреждений здравоохранения для детей с нарушениями речи

ПК-6: З.2

знать

систему логопедической помощи детям с нарушениями речи

знать

ПК-8: З.3

знать

организацию, специфику и содержание коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения

1. Участие в коллоквиуме. 2. Контрольная работа по разделу 2. 3. Сравнительная таблица «Специфика логопедической работы в образовательных организациях для детей с нарушениями речи». 4. Сравнительные таблицы «Специфика логопедической работы в учреждениях здравоохранения для детей с нарушениями речи».

ОПК-3: У.1

уметь

осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами

ПК-6: У.2

уметь

проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образовательных учреждений для детей с нарушениями речи

ПК-8: У.3

уметь

отбирать адекватные методы и приемы осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения

1. Участие в коллоквиуме. 2. Таблица «Принципы комплектования логопедических групп». 3. Контрольная работа по разделу 2.

ОПК-3:

В.1

владеть

навыками отбора методов и приемов логопедического воздействия

ПК-6: В.2

владеть

навыками планирования коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

ПК-8: В.3

владеть методами осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения

1. Решение практической задачи. 2. Контрольная работа по разделу 2.      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа по дисциплине ДО

Раздел Тема для самостоятельного изучения Задание для самостоятельного выполнения студентом Кол-во часов Методи-ческое обеспече-ние Форма отчетности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи /Автор-составитель сборника Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008. – 272 с.

2. Филичева, Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации/ Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2010. – 189 с.

Дополнительная литература

3. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2009. – 287 с.

4. Белякова, Л.И. Заикание: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003. – 208 с.

5. Кирьянова, Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида / Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2007. – 64 с.

6. Коррекция речевых нарушений у детей 5-7 лет: игровые методы и приемы: пальчиковый тренинг, сопряженная гимнастика / авт.-сост. С.И. Токарева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 171 с.

7. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высших учебных заведений /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 680 с.

8. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учебное пособие /Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд-во СОЮЗ, 2004.

9. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нищева. – СПб., 2001.

10. О специализированной помощи больным при нарушениях речи и других высших психических функций. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. № 383 // Логопед. – 2004. – №2. –С. 90-127.

11. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений: /Т.В. Волосовец, Н.В. Горина, Н.И. Зверева и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – 200 с.

12. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Академический Проект, 2004. – 480 с.

13. Пятница, Т.В. Справочник дошкольного логопеда / Т.В. Пятница, Т.В. Солоухина-Башинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 479 с.: ил. + CD.

14. Работникова, Т.П. Организация работы логопеда в детской поликлинике / Т.П. Работникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.

15. Степанова, О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.

16. Степанова, О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: справочное пособие / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

17. Степанова, О.А. Справочник учителя-логопеда ДОУ / О.А. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224 с. – (Справочники).

18. Степанова, О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание / О.А. Степанова. – М.: Форум, 2009. – 126 с.

19. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. – М., 2000. – 80 с.

20. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 212 с.

21. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений /Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Изд. центр Академия, 2003. – 240 с.

4.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

22. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. – М, 1968.

23. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. – 2-е изд., перераб. / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.

24. Ермакова, И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков /И.И. Ермакова. – М., 1984.

25. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова – М., 1998. – 280 с.

26. Коноваленко, В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 1998. – 136 с.

27. Коноваленко, В.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 1998.

28. Коноваленко, В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М., 1998. – 128 с.

29. Коноваленко, В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.

30. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Секачев В.Ю., ООО Центр Гуманитарной Литературы РОН, 2001. – 157 с.

31. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., 1991.

32. Новоторцева, Н.В. Рабочие тетради по развитию речи на звуки / Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Академия Развития. Академия, К 0, 1996.

33. Парамонова, Л.Г. Логопедия для всех / Л.Г. Парамонова. – М.: ООО Издательство АСТ, 1997. – 464 с.

34. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – Воронеж, 1997.

35. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1999. – 87 с.

36. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М., 1987.

37. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 1991. – 44 с.

38. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – 384 с.

4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

39. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Электрон. ст. – Режим доступа к ст.: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПК-3

Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

З.1 знать специфику логопедической работы в образовательных организациях, в различных типах учреждений здравоохранения для детей с нарушениями речи У.1 уметь осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами В.1 владеть навыками отбора методов и приемов логопедического воздействия Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельных заданий (таблиц, схем), презентаций, терминологического словаря; контрольные работы по 1, 2 разделам. Промежуточная аттестация: зачёт

ПК-6

Способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы

З.2 знать систему логопедической помощи детям с нарушениями речи У.2 уметь проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образовательных учреждений для детей с нарушениями речи В.2 владеть навыками планирования коррекционной работы с детьми с нарушениями речи Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельных заданий (таблиц, схем), терминологического словаря, презентаций; коллоквиум, контрольные работы по 1, 2 разделам. Промежуточная аттестация: зачёт

ПК-8

Шкалы оценивания

Порядка Наименования Отношения Интервалов Знать I II III Распознание запоминание понимание

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

I : II : III : IV : V

1 : 3 : 5 : 7 : 9

4:12: 20 : 28:36

Уметь IV Применение Владеть V Владение

 

Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации:

1.    Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

5.5. Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции:

1.    Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа

Кy=n/m;

Кy – коэффициент успешности; n – количество выполненных операции (заданий) студентом;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить студент.

 

2.    Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий (промежуточная аттестация)

       Успешность выполнения разноуровневых заданий с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в промежуточный контроль включено четыре разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в промежуточный контроль включено три разноуровневых задания, то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

       Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что студент у которого коэффициент сформированности компетенций составляет 0,7-0,5 готов и способен осуществлять её в своей профессиональной деятельности в частности на педагогической практике

Первый этап допуск к зачету

Студент допущен к зачету если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).

1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2.    Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3.    Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

Компетенции Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения Коэффициент успешности Коэффициент сформиро-ванности компетенции

ОПК-3 – способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся

Знать

Кy1=n/3;

 

 

Уком=(0,36* К y 1)+(0,28* К y 2)+(0,36* К y 3)

З.1 – специфику логопедической работы в образовательных организациях, в различных типах учреждений здравоохранения для детей с нарушениями речи 1. Перечислите принципы дошкольной логопедии. 2. Назовите авторов программы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. 3. Перечислите типы образовательных организаций для детей с нарушениями речи.  

Уметь

 

 

Кy2=n/3;

 

У.1 – осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами 4. Раскройте содержание заключительного этапа логопедической работы в дошкольных образовательных организациях (max – 3 балла).

Владеть

Кy3=n/3

 

В.1 – навыками отбора методов и приемов логопедического воздействия 5. Подберите практические методы для проведения фронтального логопедического занятия с детьми с ФФН.

Второй этап - зачёт.

Вопросы к зачёту

1. Объект, предмет, цели и задачи дошкольной логопедии.

2. Этапы развития дошкольной логопедии.

3. Общие и специфические задачи воспитания и обучения детей с нарушениями речи.

4. Признаки нарушения речевого развития в раннем возрасте?

5. Ключевые положения психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

6. Роль положений психолого-педагогической классификации речевых нарушений в организации логопедического воздействия и разработке необходимых методов.

7. Основные задачи специальных программ развития речи дошкольника.

8. Система дошкольной логопедической помощи детям с нарушениями речи.

9. Специфика познавательной сферы ребенка с нарушением.

10. Методы логопедического воздействия для устранения различных форм речевого нарушения.

11. Определение понятия «Методы обучения». Группы методов логопедической работы: практические, наглядные и словесные.

12. Фронтальное, подгрупповое, индивидуальное занятие. Цели и задачи логопедических занятий.

13. Программно-методическое обеспечение логопедических занятий.

14. Структуры фронтального, подгруппового и индивидуального логопедических занятий.

15. Принципы отбора и структурирование речевого и дидактического материала для логопедических занятий.

16. Основные задачи ПМПК по отбору детей в специальные дошкольные учреждения.

17. Состав ПМПК и организация ее работы.

18. Основные положения анализа результатов обследования детей на ПМПК.

19. Противопоказания (показания) к зачислению детей в специальные дошкольные учреждения, логопедические пункты.

20. Необходимая документация, предъявляемая на ПМПК.

5.7. Примерные критерии оценивания знаний студентов на зачете

зачтено - дается комплексная оценка предложенной ситуации; - демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; - умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
зачтено - дается комплексная оценка предложенной ситуации; - демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; - возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; - умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
 зачтено - затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; - неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; - выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов.
не зачтено - неправильная оценка предложенной ситуации; - отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Методические указания к организации деятельности студентов

Таблица 9

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям: воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация, принципы, методы, приемы и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы. Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/ индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Коллоквиум Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Подготовка к зачету При подготовке к зачету необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

 



ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД ____ ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИИ

 

утверждена «_27__»__июня______20_14_г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
  1 С 27.04.2016 на титульном листе и в тексте РПД «Основы дошкольной логопедии», утвержденном Ученым советом ЧГПУ 30.10.2014 г, протокол № 4, вместо слов «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)» читать «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО «ЧГПУ»)» На основании Приказа от 12.04.2016 № 376 «О мероприятиях в связи с переименованием университета и утверждением новой редакции устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Челябинский государственный педагогический университет"   № 1 от 14.09.16    
2 С 30.08.2016 на титульном листе и в тексте РПД «Основы дошкольной логопедии», утвержденном Ученым советом ЧГПУ 30.10.2014 г, протокол № 4, вместо слов «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ЧГПУ»)» читать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»). На основании Приказа от 22.08.2016 г. № 657 "О мероприятиях в связи с переименованием университета и внесением изменений в Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Челябинский государственный педагогический университет".     № 1 от 14.09.16    
3 В список литературы внесены изменения из ЭБС  
4 Актуализировано содержание лекций  
5 Актуализировано содержание практических занятий  
6 Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы  
7 Дополнен фонд оценочных средств  
8 Обновлены вопросы и задания к экзаменам  
9 И т. д.  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИИ

 

Направление: 44.03.03

Специальное (дефектологическое) образование

 

 

Уровень образования: бакалавриат

Профильная направленность: Логопедия

 

Челябинск, 2014

 

 

 

 



 

Оглавление

 

1. Пояснительная записка…………………………………………………..…5

2. Содержание дисциплины………………………………………………………7

3. Содержание самостоятельной работы………………………………………..16

4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины   ………17

5. Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине   ………………………………………..20

6. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины……..26

7. Перечень информационных технологий………………………………………27

8. Описание материально-технической базы……………………………………..27

9. Иные сведения и (или) материалы………………………………………….27

 







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «Основы дошкольной логопедии» (Б1.Б.30) является обязательной дисциплиной ОПОП, содержание разработано в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия».

Дисциплина «Основы дошкольной логопедии» на дневном отделении имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них 36 часов аудиторная работа: 18 часов лекционных занятий и 18 часов практических занятий, самостоятельная работа студентов (36 часов). Дисциплина изучается в 3 семестре. Промежуточный контроль – зачет.

Дисциплина «Основы дошкольной логопедии» на заочном отделении (ОЗО 5 лет, 3,5 года) имеет общий объём 2 ЗЕТ (72 часа), из них 8 часов аудиторная работа: 4 часа лекционных занятий и 4 часа практических занятий, самостоятельная работа студентов (60 часов). Дисциплина изучается в 3 семестре. Промежуточный контроль – зачет.

 

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Изучение данного курса опирается на такие ранее изученные обязательные дисциплины базовой части как «Анатомо-физиологические основы сопровождения лиц с нарушениями речи», «Воспитание и обучение лиц с нарушениями речи», «Педагогика и психология», «Специальная психология», «Специальная педагогика»; обязательную дисциплину вариативной части: «Введение в логопедическую специальность».

Для освоения дисциплины студентам необходимо знать теоретические основы анатомии, физиологии и психологии человека, основные закономерности развития ребенка, иметь представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социогуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов изучаемой дисциплины. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

В результате изучения курса студент должен знать теоретико-методологические основы и основные понятия дошкольной логопедии, структуру построения системы дошкольной логопедии, специфику, основные направления и содержание логопедической работы в различных типах учреждений образования и здравоохранения для детей с нарушениями речи с целью повышения эффективности коррекционного процесса; должен уметь использовать современные методы и приёмы логопедического воздействия; владеть навыками отбора средств логопедической работы в соответствие со спецификой типов образовательных организаций и учреждений здравоохранения.

Изучение и освоение данной дисциплины является основой для освоения обязательной дисциплины вариативной части «Логопедические практикумы»; дисциплин по выбору вариативной части: «Проектирование коррекционно-образовательного процесса», «Проектирование индивидуальной коррекционной программы»; для последующего прохождения производственной практики в ДОУ для детей с нарушениями речи, на школьном логопункте ОУ и в С(К)ОУ для детей с ТНР.

1.4. Цели дисциплины:

– Формирование у студентов теоретических и практических представлений о системе логопедической помощи детям с нарушениями речи, позволяющих отобрать соответствующие методы и приемы логопедического воздействия.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

знать уметь владеть
1. ОПК-3 – способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся З.1 – специфику логопедической работы в образовательных организациях, в различных типах учреждений здравоохранения для детей с нарушениями речи У.1 – осуществлять коррекционное обучение и воспитание детей с нарушениями речи в соответствии с образовательными и коррекционными программами   В.1 – навыками отбора методов и приемов логопедического воздействия
2. ПК-6 – способен осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы З.2 – систему логопедической помощи детям с нарушениями речи У.2 – проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач образовательных учреждений для детей с нарушениями речи В.2 – навыками планирования коррекционной работы с детьми с нарушениями речи
3. ПК-8 – способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности З.3 – организацию, специфику и содержание коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения У.3 – отбирать адекватные методы и приемы осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения В.3 – методами осуществления коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования и учреждениях здравоохранения

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для ДО

 

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел I . Теоретические и практические основы дошкольной логопедии 10 - 10 20 40
I.1 Дошкольная логопедия как наука 2 - - 2 4
I.2. Принципы, методы и приёмы дошкольной логопедии 2 - 2 4 8
I.3 Логопедическое воздействие как педагогический процесс 2 - 2 4 8
I.4 Логопедическое занятие как основная форма организации обучения в дошкольной логопедии 2 - 4 6 12
I.5 Информационно-коммуникационные технологии в дошкольной логопедии 2 - 2 4 8
II Раздел II. Система логопедической помощи в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для детей с нарушениями речи 8 - 8 16 32
II.1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией 4 - 4 8 16
II.2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями 2 - 2 4 8
II.3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи 2 - 2 4 8
  ВСЕГО 18 - 18 36 72

 

 

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности для ОЗО

 

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
1 Раздел I . Теоретические и практические основы дошкольной логопедии 4 - - 37 41
I.1 Дошкольная логопедия как наука 2 - - 7 9
I.2. Принципы, методы и приёмы дошкольной логопедии - - - 8 8
I.3 Логопедическое воздействие как педагогический процесс - - - 8 8
I.4 Логопедическое занятие как основная форма организации обучения в дошкольной логопедии 2 - - 7 9
I.5 Информационно-коммуникационные технологии в дошкольной логопедии - - - 7 7
II Раздел II. Система логопедической помощи в образовательных организациях и учреждениях здравоохранения для детей с нарушениями речи - - 4 23 27
II.1 Специфика логопедической помощи в образовательных организациях для детей с речевой патологией - - 2 8 10
II.2 Специфика логопедической помощи в учреждениях системы здравоохранения для детей и подростков с речевыми нарушениями - - - 8 8
II.3 Отбор в специальные учреждения для детей с нарушениями речи - - 2 7 9
  ВСЕГО 4 - 4 60 68
  Контроль 4
  ИТОГО 72

 

 

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I. Теоретические и практические основы дошкольной логопедии

(40 часов ДО, 41 час ОЗО)

Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть

(код контролируемой компетенции)

ОПК-3: У.1; В.1;

ПК-6: З.2; У.2; В.2

Содержание раздела

Дата: 2018-12-28, просмотров: 350.