Система управления качеством продукции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.

Система управления качеством продукции — это реализация комплекса нормативных, организационно-технических и экономических мер по обеспечению необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, эксплуатации или потреблении.

Принципы построения системы управления качеством:

- инновационный подход к решению проблем качества;

- предупреждение проблем качества и предотвращение дефектов;

- установление требований к качеству продукции, нормирование и контроль за выполнением установленных норм;

- наличие собственной стратегической и тактической программы всеобщего управления качеством;

- учет неустойчивого характера объекта управления, потребностей рынка и успехов конкурентов;

- учет системного характера качества изделий, где только совокупность целого (полного) ряда свойств обеспечивает основу построения системы управления;

- продуктовый подход к управлению качеством, который предполагает разработку системы применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию;

- охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»).

С переходом на международные стандарты система управления качеством подменяется понятием «система менеджмента качества».

Она создается на предприятии как средство проведения политики и достижения поставленных целей в области качества.

Система разрабатывается с учетом следующих принципов:

- ориентация на потребителя, т.е. на удовлетворение определенным требованиям потребителя;

- лидерство руководителя, который обеспечивает единство цели и направлений деятельности предприятия;

- вовлечение всех работников в решение проблем системы;

- процессный подход к управлению качеством продукции;

- системный подход к менеджменту как к системе взаимосвязанных процессов;

- постоянное улучшение качества;

- принятие решений, основанных на фактах;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Комплексная система управления качеством продукции (КСУПК) -

часть системы управления производством. Представляет собой комплекс взаимосвязанных технических, экономических, социальных организационных мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение, поддержание и восстановление необходимого уровня качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Объектами управления в КСУКП являются:

- персонал;

- средства труда (оборудование, документация, энергоносители и т.д.);

- предметы труда (материалы, комплектующие, заготовки т.д.).

Главная цель КСУКП - обеспечение постоянного роста качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов.

Организационно-методической базой КСУ КП являются стандарты предприятия (СТП), регламентирующие деятельность по управлению качеством всех подразделений предприятия. Комплекс СТП содержит шесть блоков:

Первый блок включает основной СТП системы и общие СТП.

Основной СТП содержит:

- общее описание КСУКП, основные цели системы и критерии эффективности;

- схему организационной структуры управления и распределение функций управления между ее звеньями;

- состав, методы и средства обеспечения функционирования системы на всех стадиях жизненного цикла продукции;

- перечень нормативной документации по управлению качеством на предприятии.

Общие СТП распространяются на все подразделения и регламентируют:

- информационное обеспечение системы;

- порядок разработки, утверждения и внедрения СТП;

- порядок проведения различных организационных мероприятий и др.

Второй блок содержит СТП, в которых устанавливаются требования к показателям качества процессов организационного и технического управления.

Третий блок составляют СТП на функционирование звеньев организационной структуры управления (включая подразделения службы управления качеством), определяющие:

- количество и общее содержание функций по управлению качеством;

- порядок их выполнения и связи по выполняемым функциям между подразделениями одного уровня управления, выше и нижестоящими.

СТП второго и третьего блоков упорядочены:

- по контурам горизонтов функционирования – стратегического, тактического и оперативного;

- по стадиям жизненного цикла продукции – разработке, изготовлению, поставке, эксплуатации;

- по фазам процесса управления – анализ информации, принятие решения, выработка управляющих воздействий.

Четвертый блок содержит СТП на функционирование звеньев производственно-исполнительской структуры основного, вспомогательного и обслуживающего производства. В указанных СТП регламентируется порядок выполнения данными звеньями специализированных функций по управлению качеством.

Пятый блок составляют СТП на показатели качества производственных процессов и их составляющих (труд исполнителей, предметы и средства труда, функционирование средств труда и др.).

Шестой блок объединяет СТП на показатели качества выпускаемой продукции и ее элементов.

Типовой состав специальных функций по управлению качеством в КС УКП представлен в таблице 10.1. Содержание функций, их распределение между подразделениями предприятия и порядок выполнения рассматриваются в соответствующих СТП третьего блока.

Таблица 10.1

Сопоставление функций КСУКП и элементов систем качества по МС ИСО 9001.

  Специальные функции управления качеством в КСУКП Элементы СК по МС ИСО 9001:94 Степень соответствия  
         
  (Планирование повышения качества) 1 Ответственность руководства +, н  
  - 2 Система качества +  
  - 3 Анализ контракта -  
  Разработка и постановка продукции на производство 4 Управление проектированием в  
  Информационное обеспечение системы 5 Управление документацией и данными 16 Управление регистрацией данных о качестве в н  
  Материально-техническое обеспечение системы 6 Закупки в  
  - 7 Управление продукцией, поставляемой потребителем -  
  - 8 Идентификация продукции -  
         
  Технологическая подготовка производства 9 Управление процессами в  
  Обеспечение стабильности уровня качества продукции (14 Корректирующие и предупреждающие воздействия) н  
  Ведомственный и государственный контроль качества и испытания продукции 10 Контроль и проведение испытаний 13 Управление несоответствующей продукцией в в  
  Метрологическое обеспечение 11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием в  
  Госнадзор за соблюдением стандартов, ТУ и состоянием СИ (12 Статус контроля и испытаний) н  
  Стимулирование повышения качества (18 Подготовка кадров) н  
  Организация хранения, транспортирования, эксплуатации 15 Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка 19 Техническое обслуживание в в  
  - 17 Внутренние проверки качества н, +  
  Специальная подготовка и обучение кадров 18 Подготовка кадров н  
  - 20 Статистические методы +, в  
  - Экономика качества +, н  
  - Безопасность продукции -  
  Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции Маркетинг н  
  Нормирование требований к качеству -    
  Аттестация продукции -    
  Правовое обеспечение управления качеством -    
Обозначения: в – высокая степень соответствия; – - элемент (функция) отсутствует; н – невысокая степень соответствия; + - рассматривается в основном СТП КСУКП.        

Функции КСУКП в значительной степени соответствуют элементам систем качества по стандарту ИСО-9001 (см. таблицу 1). В целом основные положения КСУКП совпадают с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 (считается, что КС УКП – это 70% СК по ИСО).

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.