Система качества — это совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего управления качеством продукции.
Система управления качеством продукции — это реализация комплекса нормативных, организационно-технических и экономических мер по обеспечению необходимого уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, эксплуатации или потреблении.
Принципы построения системы управления качеством:
- инновационный подход к решению проблем качества;
- предупреждение проблем качества и предотвращение дефектов;
- установление требований к качеству продукции, нормирование и контроль за выполнением установленных норм;
- наличие собственной стратегической и тактической программы всеобщего управления качеством;
- учет неустойчивого характера объекта управления, потребностей рынка и успехов конкурентов;
- учет системного характера качества изделий, где только совокупность целого (полного) ряда свойств обеспечивает основу построения системы управления;
- продуктовый подход к управлению качеством, который предполагает разработку системы применительно к конкретным видам продукции, а не в целом по предприятию;
- охват всех стадий жизненного цикла продукции (принцип «петли качества»).
С переходом на международные стандарты система управления качеством подменяется понятием «система менеджмента качества».
Она создается на предприятии как средство проведения политики и достижения поставленных целей в области качества.
Система разрабатывается с учетом следующих принципов:
- ориентация на потребителя, т.е. на удовлетворение определенным требованиям потребителя;
- лидерство руководителя, который обеспечивает единство цели и направлений деятельности предприятия;
- вовлечение всех работников в решение проблем системы;
- процессный подход к управлению качеством продукции;
- системный подход к менеджменту как к системе взаимосвязанных процессов;
- постоянное улучшение качества;
- принятие решений, основанных на фактах;
- взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Комплексная система управления качеством продукции (КСУПК) -
часть системы управления производством. Представляет собой комплекс взаимосвязанных технических, экономических, социальных организационных мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение, поддержание и восстановление необходимого уровня качества продукции на всех этапах ее жизненного цикла. Объектами управления в КСУКП являются:
- персонал;
- средства труда (оборудование, документация, энергоносители и т.д.);
- предметы труда (материалы, комплектующие, заготовки т.д.).
Главная цель КСУКП - обеспечение постоянного роста качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов.
Организационно-методической базой КСУ КП являются стандарты предприятия (СТП), регламентирующие деятельность по управлению качеством всех подразделений предприятия. Комплекс СТП содержит шесть блоков:
Первый блок включает основной СТП системы и общие СТП.
Основной СТП содержит:
- общее описание КСУКП, основные цели системы и критерии эффективности;
- схему организационной структуры управления и распределение функций управления между ее звеньями;
- состав, методы и средства обеспечения функционирования системы на всех стадиях жизненного цикла продукции;
- перечень нормативной документации по управлению качеством на предприятии.
Общие СТП распространяются на все подразделения и регламентируют:
- информационное обеспечение системы;
- порядок разработки, утверждения и внедрения СТП;
- порядок проведения различных организационных мероприятий и др.
Второй блок содержит СТП, в которых устанавливаются требования к показателям качества процессов организационного и технического управления.
Третий блок составляют СТП на функционирование звеньев организационной структуры управления (включая подразделения службы управления качеством), определяющие:
- количество и общее содержание функций по управлению качеством;
- порядок их выполнения и связи по выполняемым функциям между подразделениями одного уровня управления, выше и нижестоящими.
СТП второго и третьего блоков упорядочены:
- по контурам горизонтов функционирования – стратегического, тактического и оперативного;
- по стадиям жизненного цикла продукции – разработке, изготовлению, поставке, эксплуатации;
- по фазам процесса управления – анализ информации, принятие решения, выработка управляющих воздействий.
Четвертый блок содержит СТП на функционирование звеньев производственно-исполнительской структуры основного, вспомогательного и обслуживающего производства. В указанных СТП регламентируется порядок выполнения данными звеньями специализированных функций по управлению качеством.
Пятый блок составляют СТП на показатели качества производственных процессов и их составляющих (труд исполнителей, предметы и средства труда, функционирование средств труда и др.).
Шестой блок объединяет СТП на показатели качества выпускаемой продукции и ее элементов.
Типовой состав специальных функций по управлению качеством в КС УКП представлен в таблице 10.1. Содержание функций, их распределение между подразделениями предприятия и порядок выполнения рассматриваются в соответствующих СТП третьего блока.
Таблица 10.1
Сопоставление функций КСУКП и элементов систем качества по МС ИСО 9001.
Специальные функции управления качеством в КСУКП | Элементы СК по МС ИСО 9001:94 | Степень соответствия | ||
(Планирование повышения качества) | 1 Ответственность руководства | +, н | ||
- | 2 Система качества | + | ||
- | 3 Анализ контракта | - | ||
Разработка и постановка продукции на производство | 4 Управление проектированием | в | ||
Информационное обеспечение системы | 5 Управление документацией и данными 16 Управление регистрацией данных о качестве | в н | ||
Материально-техническое обеспечение системы | 6 Закупки | в | ||
- | 7 Управление продукцией, поставляемой потребителем | - | ||
- | 8 Идентификация продукции | - | ||
Технологическая подготовка производства | 9 Управление процессами | в | ||
Обеспечение стабильности уровня качества продукции | (14 Корректирующие и предупреждающие воздействия) | н | ||
Ведомственный и государственный контроль качества и испытания продукции | 10 Контроль и проведение испытаний 13 Управление несоответствующей продукцией | в в | ||
Метрологическое обеспечение | 11 Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием | в | ||
Госнадзор за соблюдением стандартов, ТУ и состоянием СИ | (12 Статус контроля и испытаний) | н | ||
Стимулирование повышения качества | (18 Подготовка кадров) | н | ||
Организация хранения, транспортирования, эксплуатации | 15 Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка 19 Техническое обслуживание | в в | ||
- | 17 Внутренние проверки качества | н, + | ||
Специальная подготовка и обучение кадров | 18 Подготовка кадров | н | ||
- | 20 Статистические методы | +, в | ||
- | Экономика качества | +, н | ||
- | Безопасность продукции | - | ||
Прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции | Маркетинг | н | ||
Нормирование требований к качеству | - | |||
Аттестация продукции | - | |||
Правовое обеспечение управления качеством | - | |||
Обозначения: в – высокая степень соответствия; – - элемент (функция) отсутствует; н – невысокая степень соответствия; + - рассматривается в основном СТП КСУКП. |
Функции КСУКП в значительной степени соответствуют элементам систем качества по стандарту ИСО-9001 (см. таблицу 1). В целом основные положения КСУКП совпадают с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 (считается, что КС УКП – это 70% СК по ИСО).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.