Качество - это совокупность свойств, характеризующих способность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением

Проблема качества имеет две стороны: с одной стороны снижение качества ведет к росту себестоимости, снижению прибыли; с другой стороны повышение качества - это, как правило, дополнительные вложения, что ведет к росту цены и потере конкурентоспособности продукции.

Для того чтобы оценить качество рассчитывают показатели качества, которые анализируются в динамике за ряд лет. Показатели качества делятся на специфические и общие.

1.Специфические показатели качества - показатели присущие данному конкретному изделию. Для различных видов продукции могут быть использованы следующие специфические показатели:

-показатели назначения

-надежности и долговечности

-технологичности

-эстетичности

-экономичности

-унификации и т.д.

При помощи специфических показателей качества рассчитывают уровень качества:

Уровень качества =

где   :

- весомость каждого специфического показателя качества для данного изделия

П i - специфические показатели качества данного изделия,

Пбаз - специфические показатели качества базового образца.

Уровень качества используют при сертификации продукции. Сертификация введена для подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов. Различают 2 вида сертификации: обязательную и добровольную.

Обязательная - чтобы выявить соответствие изделия требованиям безопасности использования продукции.

Добровольная - для подтверждения соответствия изделия определенным показателям качества или по контракту с потребителем.

По результатам оценки в динамике анализируются показатели:

-удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме продаж

-удельный вес экспортной продукции в общем объеме продаж

-удельный вес новой продукции в общем выпуске

 

2.Общие показатели качества - применяются для всех видов продукции:

-Брак (общий % брака, потери от брака, % потерь от брака)

-Количество рекламаций

Брак - это продукция не соответствующая действующим нормам и стандартам.

Различают внешний брак - выявленный у потребителя. Такой брак характеризуется наличием рекламаций. Рекламация – это официальная претензия, жалоба, штраф в связи с поставкой некачественной продукции. Этот показатель не планируется, а при анализе оценивается динамика фактических данных о наличии рекламаций в течение года по кварталам и за ряд лет.

Внутренний брак – выявленный на самом предприятии - характеризуется показателями, которые анализируются в динамике:

1.Общий процент брака = %                             

2.Потери от брака = а+б – в

3.Процент потерь от брака = %

где:

а - себестоимость неисправимого брака

б - стоимость исправления исправимого брака

в - удержания с виновников брака и стоимость неисправимого брака по цене возможного использования (в качестве запчастей, материалов и т.д.)

с/с - себестоимость всей продукции

 

Задача: Определить общий процент брака, потери от брака и процент потерь от брака .

Показатель № строки Пред. год Отч. год
Производственная с/с продукции, тыс. руб. 01 50450 51200
с/с неисправимого брак, тыс. руб. 02 505 563
Расходы на исправление брака тыс. руб. 03   21 16
Стоимость брака по цене возможного использования тыс.руб. 04 215 205
Сумма взысканий с виновников брака, тыс. руб.   05 190 210

1. Общий процент брака = 505+21 * 100% = 1,04%

предыдущий год               50450

 

Общий процент брака = 563+16 * 100% = 1,13%

отчетный год             51200

 

2. Потери от брака = 505+21-190-215=121 тыс. руб.

предыдущий год                   

 

Потери от брака = 563+16-210-205=164 тыс. руб.

  отчетный год               

 

3. Процент потерь от брака = 121 * 100% = 0,24%

 предыдущий год                    50450

Процент потерь от брака = 164 * 100% = 0,32 %

  отчетный год                               51200

Вывод: В отчетном году по сравнению с предыдущим годом произошло увеличение общих показателей брака, следовательно, качество продукции снизилось.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 73.