►В датчике температуры на основе биметаллического чувствительного элемента (рис. А.12) используется свойство различных металлов по-разному изменять свои линейные размеры в зависимости от температуры. Изгиб (перемещение) пластины используется для замыкания или размыкания контактов или перемещения движка потенциометра. В первом случае получается дискретный, а во втором — аналоговый датчик температуры.
► В датчиках температуры, реализованных на р-п-переходе, используется свойство перехода изменять падение напряжения в зависимости от температуры при постоянном токе. Например, в качестве датчика используется переход база-эмиттер кремниевого транзистора с малым током коллектора (около 0,ГмА) для предотвращения саморазогрева.
Рисунок А.12 – Биметаллический чувствительный элемент
В диапазоне температур -40...+150 °С напряжение на переходе изменяется от 730 до 300 мВ с нелинейностью ±3 мВ. Подобные датчики размещаются непосредственно в микросхемах силовых преобразователей и стабилизаторов.
► Термостат — это механический датчик температуры. Расширяющийся элемент приводит в действие клапан, перенаправляющий поток охлаждающей жидкости в радиаторе.
► Термоиндикаторы — материалы, температура плавления которых калибруется с точностью до ±1 °С, при этом меняется цвет. Используются в виде краски или аппликаций, которые наносятся на поверяемую поверхность во время испытаний автомобиля.
► Инфракрасные термометры (пирометры) определяют температуру тел по их тепловому излучению. Метод бесконтактный.
А.2.5 Датчики влажности
Этот тип датчиков интенсивно используется во время климатических испытаний автомобиля. На серийных автомобилях пока не устанавливаются.
В основном используются датчики относительной влажности — резистивные и емкостные. В емкостных влажность изменяет диэлектрические свойства изолятора (полимерной пленки). Такие датчики стабильны, работают до 180º С. В резистивных датчиках меняется сопротивление объемного полимера в зависимости от относительной влажности. Например, при изменении относительной влажности в пределах 10... 100% сопротивление датчика меняется в диапазоне 2 -107...2 -103 Ом.
А.3 Датчики расхода жидкостей и газов
А.3.1 Общие сведения
Датчики расхода необходимы для оптимальной реализации основных функций управления двигателем. Например, в системах управления впрыском количество подаваемого в двигатель топлива рассчитывается по массе воздуха, подаваемого в цилиндры. Масса воздуха МА измеряется непосредственно или косвенно, по объемному расходу:
N — число оборотов, V — объем двигателя (литраж), ή — коэффициент использования объема двигателя (ή =f (N)), Р — разрежение во впускном коллекторе, RA — конструктивная постоянная, ТА — температура воздуха во впускном коллекторе.
При косвенном измерении массы МА воздуха следует учитывать зависимость объема V от коксования, а также запаздывание изменений Р по отношению к изменениям MA. Такой способ получается более дешевым по отношению к непосредственному измерению массы воздуха, но менее точным.
Современные автомобили оснащаются в основном датчиками для непосредственного измерения массы МА всасываемого в цилиндры воздуха. Выходной сигнал таких датчиков аналоговый (0...4 В) или частотный.
Помимо измерения массы поступающего в двигатель воздуха датчики расхода уже сегодня находят применение на мобильных машинах в следующих случаях:
• при определении расхода топлива для информационной системы водителя. Расход определяется по разности между количеством топлива, поступившим в рампу форсунок и возвращенным в бак;
• при определении расхода газа через клапан рециркуляции выхлопных газов (EGR). При определенных условиях выхлопные газы через клапан EGR охлаждают камеру сгорания, что понижает содержание NOX в выхлопе. Контроль расхода газа через клапан — один из способов проверки правильности его функционирования. В соответствии с требованиями OBD-II, ЭБУ должен осуществлять постоянный мониторинг систем, неисправность которых приведет к увеличению загрязнения окружающей среды;
• при определении расхода дополнительного воздуха в каталитическом нейтрализаторе. В некоторых типах нейтрализаторов для минимизации токсичных веществ СО и СН применяется подача дополнительного воздуха при прогреве двигателя, когда рабочая смесь богатая. Исправность насоса контролируется по расходу воздуха. Непосредственный контроль за составом выхлопных газов не применяется из-за высокой стоимости измерительного оборудования.
В табл. А.9 приведены сведения о параметрах современных датчиков расхода жидкостей и газов.
Таблица А.9 – Параметры современных датчиков расхода жидкостей и газов
Назначение | Что измеряется | Диапазон, [кг/час] | Допустимая погрешность, [%] |
Воздух, поступающий в двигатель | Масса | 10...1000 | ±4 |
Расход топлива | Масса/объем | 1...66 | ±4 |
Выхлопные газы | Масса | 30...100 | +10 |
Доп. воздух в нейтрализаторе | Объем | 50 м3/час | ±20 |
Датчики расхода имеют принцип действия, основанный на измерении одного из следующих параметров: угла отклонения парусной заслонки или скорости вращения турбины, находящихся в потоке среды (жидкости или газа); частоты вращения вихревых потоков за рассекателем; падения давления среды после прохождения ею препятствия (дросселя); изменения температуры находящегося в потоке среды нагретого тела.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 465.