А.2.1 Узлы мобильных машин, в которых производится измерение температуры
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Во многих узлах необходимо производить измерение температуры на этапе доводки опытного образца. На серийных машинах датчики темпера­туры необходимы для обеспечения штатной работы двигателя, систем управления и диагностики. В табл. А.6 перечислены основные системы мобильных машин, в компо­нентах которых производится измерение температуры и возможно будет произво­диться измерение влажности в ближайшее время.

 

Таблица А.6 – Основные системы мобильных машин, в компо­нентах которых производится измерение температуры

 

Узел/система Параметр

Система

управления двигателем

Температура воздуха во впускном коллекторе
Температура охлаждающей жидкости в двигателе
Влажность воздуха во впускном коллекторе
Температура забортного воздуха
Температура топлива
Система управления трансмиссией   Температура масла
Система управления рабочим оборудованием   Температура масла

Система

управления климатом

в салоне

Влажность воздуха в салоне
Температура воздуха в салоне
Температура забортного воздуха
Температура охлаждающей жидкости в двигателе
Температура тормозной жидкости в колесных
тормозных цилиндрах
Температура забортного воздуха

Информационная система водителя

Температура воздуха в салоне
Температура воздуха в шинах
Температура электролита
Наличие дождя (осадков)
Интенсивность солнечной радиации

 

Методы и средства измерения температуры могут различаться для серийных и опытных образцов машин. Для серийных наиболее важны эксплуатационные характе­ристики, надежность, стоимость. Для опытных — совместимость со сложным из­мерительным и регистрирующим оборудованием, доступность такого оборудова­ния в данное время.

► Температура жидкостных сред. Это обычно охлаждающая жидкость (охлади­тель ДВС), масло двигателя, в коробке передач, гидросистеме рулевого управления и гидросистеме навесного механизма, топливо, тормозная жидкость, электролит в аккумуляторе. Температура указанных жидкостей из­меряется в пределах -40...+200 °С.

► Температура электролита в аккумуляторах должна учитываться для установки оптимального зарядного напряжения на генераторе. Это делается обычно на этапе испытаний. Используются стеклянные термометры или остекленные термопары.

На электромобилях могут использоваться аккумуляторы с рабочей температу­рой электролита 300...350 °С или твердые топливные элементы с рабочей температурой до 1000 °С, при этом система управления и диагностики должна постоянно контролировать эту температуру.

► Температура воздуха на серийных мобильных машинах контролируется на входе в двигатель, за бортом, в салоне. При испытаниях измеряется температура воздуха вблизи электронных компонентов, верхний предел обычно 85... 125 °С.

►Температура в каталитическом нейтрализаторе ранее контролировалась лишь на этапе испытаний, т. к. ее высокие рабочие значения (>350 °С) не должны оказывать отрицательного воздействия на близко расположенные узлы автомоби­ля. Сегодня есть необходимость ускоренного разогрева нейтрализатора при пуске двигателя для скорейшего его приведения в рабочее состояние и уменьшения ток­сичности выхлопа. Разогрев производят или бензиновой горелкой или электриче­ски, при этом осуществляется контроль за температурой нейтрализатора. Измере­ние температуры производится также с диагностической целью.

► Температура датчика кислорода (>350 °С) контролируется на этапе испыта­ний автомобиля и двигателя.

► Температура воздуха в шинах, наряду с давлением, измеряется на опытных и гоночных моделях автомобилей. Например, система Michelin для гоночных авто­мобилей Peugot Proxima имеет датчики в каждом колесе, сигналы передаются на радиочастоте приемнику и затем в информационную систему водителя. При t > 85 °С данная система рекомендует снизить скорость до 240 км/час, при t > 90 °С до 160 км/час, при t > 100 °С – остановиться.

► Температура в силовых электронных и интегральных схемах контролируется автоматически. Это сохраняет дорогостоящие компоненты в аварийных режимах, например, при коротком замыкании.

Ясно, что датчики температуры на технике разнятся по назначению и име­ют различные рабочие диапазоны.

В табл. А.7 приведены типы датчиков. Тип Р — используется на серийных мо­делях; тип D — на опытных мобильных средствах при их испытаниях; тип F — возможно использование в будущем.

 

Таблица А.7 – Типы датчиков

Тип датчика Диапазон температур, °С Использование
Термистор 0...500 Р
Термопара -200...+3000 D
Биметаллическая пластина -50...+450 Р
Потенциометрический -40...+125 Р
Резистор(платиновый) -200...+850 Р
р-п-переход -40...+200 Р
Термостат -50...+500 Р
Волоконная оптика 0...+1800 D/F
Термоиндикаторы -40...+1350 D
Инфракрасный термометр -200...+1000 D

 

А.2.2 Термисторы

Термисторы наиболее часто используются для измерения температуры на авто­мобилях. При изменении температуры меняется электрическое сопротивление термистора и выходной сигнал датчика в виде тока или напряжения.

В основном термисторы имеют отрицательный температурный коэффициент сопротивления. Термисторы, используемые в автомобильной промышленности, имеют сопротивление от нескольких килоом при 0ºС до сотен ом при 100ºС. Такой динамический диапазон изменения сопротивления считается удовлетворительным для всех нужд в мобильных машинах.

Термисторы изготавливаются из полупроводников, например, окиси никеля или окиси кобальта. При увеличении температуры в полупроводнике растет коли­чество свободных электронов и уменьшается электрическое сопротивление. Сис­тема измерения температуры на основе термистора имеет высокую чувствитель­ность, так как относительно небольшие изменения температуры приводят к зна­чительным изменениям сопротивления.

На рис. А.10 показана простейшая схема преобра­зователя температуры в напряжение. Напряжение питания должно быть стабильным, рабочий ток не должен нагревать термистор, иначе возникают до­полнительные погрешности. Температура термистора увеличивается на 1 °С на каждые 1,3 мВт рассеивае­мой мощности.

Типичный пример применения термисторов на ав­томобиле — датчик температуры охлаждающей жидко­сти (рис. А.11). Датчик ввернут в выпускной патрубок охлаждающей жидкости, закрепленный на головке блока цилиндров или непосредственно в головку бло­ка, т. е. находится в потоке охлаждающей жидкости.

 

Рисунок А.10 – Схема включения термистора RT

 

Рисунок А.11 – Датчик температуры охлаждающей жидкости

 

При низкой температуре охлаждающей жидкости датчик имеет высокое сопро­тивление (100 кОм при – 40 °С), а при высокой температуре - низкое (70 Ом при 130 °С). Электронный блок управления подает к датчику через сопротивление определенной величины напряжение 5 В (образуя таким образом делитель напря­жения) и измеряет падение напряжения на датчике. Оно будет высоким на холод­ном двигателе и низким, когда двигатель прогрет. По падению напряжения блок управления определяет температуру охлаждающей жидкости. Эта температура влияет на работу большинства систем, которыми управляет электронный блок управления.

► Термисторный датчик температуры воздуха имеет аналогичную конструк­цию. Размещен в системе подачи и очистки воздуха. Рабочий диапазон темпера­тур – 40... 120º С.

В некоторых случаях, с целью повышения чувствительности, предусматривает­ся шунтирование добавочного сопротивления R в схеме показаний на рис. А.10. При этом характеристики термисторного датчика изменяются в соответствии с табл. А.8.

 

А.2.3 Термопары

Термопара представляет собой устройство, состоящее из двух проводников из разнородных металлов или сплавов со сварным контактом на одном из концов. На другом конце два проводника соединяют друг с другом, так что образуется замкнутая цепь. Если температуры, при которых находятся два противоположных контакта, различны, то в замкнутой цепи будет протекать ток.

 

Таблица А.8 – Характеристики термисторного датчика

  Температура, °С Сопротивление термистора, Ом Выходное напряжение, В

Шунт выключен

-40 > 100000 5,00 -8 3260 3,93  0 2940 3,56 10 2445 2,98 20 1956 2,41         30 1493 1,86 40 1115 1,40

Шунт включен

50 786 3,69 60 566 3,27 70 426 2,87     80 308 2,44   90 226 2,05    100 170 1,70       110 128 1,39       120 98 1,15

 

Этот ток существу­ет в цепи до тех пор, пока существует разница температур. Электродвижущая сила, вызывающая наблюдаемый ток, называется термоЭДС Зеебека. Если зам­кнутую цепь разорвать посередине, то напряжение между ее разомкнутой сво­бодными концами будет функцией разности между температурой сварного кон­такта и температурой свободных концов и будет зависеть от конкретной комбина­ции материалов в термопаре.

Термопары используются обычно для измерения высоких температур. Напри­мер, термопара, выполненная из сплава 70% платины и 30% родия или 94% пла­тины и 6% родия, работает в диапазоне температур 0...1500 °С. Такой датчик уста­навливается в выпускном трубопроводе.

Термопары используются на этапе испытаний мобильной техники.

 

Дата: 2018-11-18, просмотров: 458.