ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОРЯДОК ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОРЯДОК ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

 

Учебное пособие для студентов

 

Иркутск – 2016



УДК 614.2:364.6(075.8)

ББК 51.1(2Рос)кя73

Г14

Авторы:

Гайдаров Г.М. – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, д.м.н., профессор;

Макаров С. В. – доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, к.м.н.

Алексеева Н.Ю. – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, д.м.н.

 

Абашин Н.Н. – заместитель директора ГУ ТФОМС граждан Иркутской области по организации обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области, к.м.н., доцент;

Смирнов С.Н. – заместитель главного врача Клиник ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ по экономическим вопросам, к.м.н., доцент.

 

Гайдаров, Г. М.

Г14 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, порядок ее формирования и реализации / Г. М. Гайдаров, С. В. Макаров, Н. Ю. Алексеева. – ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск : ИГМУ, 2016. – 83 с.

 

Учебное пособие посвящено вопросам формирования и реализации важнейших документов в сфере охраны здоровья населения – Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) и Территориальной программы государственных гарантий. В пособии рассмотрены история развития и актуальные проблемы реализации ПГГ в современных условиях. Детально изложено нормативно-правовое обеспечение программ, их структура и содержание. Также представлены методика разработки, порядок согласования и утверждения Территориальной программы государственных гарантий.   

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» и «стоматология» при изучении дисциплины «экономика здравоохранения».

 

УДК 614.2:364.6(075.8)

ББК 51.1(2Рос)кя73

© Гайдаров Г.М., Макаров С.В., Алексеева Н.Ю., 2016

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2016



Оглавление

Список сокращений................................................................................................. 4

Введение................................................................................................................... 5

Глава 1. История развития и актуальные проблемы реализации программ государственных гарантий...................................................................................... 6

Глава 2. Правовые основы разработки, утверждения и реализации Программ государственных гарантий.................................................................................... 19

Глава 3. Цели, принципы формирования и структура Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий................................... 38

Глава 4. Порядок формирования, согласования и утверждения Территориальной программы государственных гарантий............................................................... 49

Контрольные вопросы.......................................................................................... 57

Тестовые задания................................................................................................... 59

Эталоны ответов к тестовым заданиям................................................................. 61

Рекомендуемая литература................................................................................... 64

Приложения........................................................................................................... 66

Приложение 1  Глава 10 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»................................................... 66

Приложение 2  Глава 7 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».......................................... 70

Приложение 3  Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ, ст. 69.2. «Государственное задание»........................................................................... 74

Приложение 4 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.02.2015 г. №51н «Об утверждении формы соглашения Минздрава РФ, ФФОМС и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о реализации ТПГГ, в том числе Территориальной программы ОМС»........................... 77

Приложение 5 Приказ ФФОМС от 18.11.2014 г. №200 «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения»............... 80



Список сокращений

БК – Бюджетный Кодекс РФ

ДМС – добровольное медицинское страхование

ИГМУ – Иркутский государственный медицинский университет

КПГ – клинико-профильная группа

КСГ – клинико-статистическая группа

Минздрав – Министерство здравоохранения

Минздравсоцразвития – Министерство здравоохранения и социального развития

МКБ-10 – Международная классификация болезней десятого пересмотра

ОМС – обязательное медицинское страхование

ПГГ – Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (федеральная Программа)

ПМСП – первичная медико-санитарная помощь

РФ – Российская Федерация

СМО – страховая медицинская организация

ТПГГ – Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

ТФОМС – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

УЕТ – условная единица трудоемкости

ФЗ – федеральный закон

ФФОМС – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 



Введение

В любом государстве с развитой экономикой гражданам предоставляется определенный пакет медицинских услуг вне зависимости от степени их участия в их финансировании. Конституция РФ в ст. 41 гарантирует каждому право на получение бесплатной медицинской помощи. Однако в условиях рыночной экономики ресурсы, которые государство может направить на социальные нужды, ограничены. Одной из мер повышения эффективности использо­вания ресурсов является переход от содержания государством сети бюджетных организаций к финансированию пакетов государственных услуг. При этом государство сохраняет за собой функцию социальной защиты населения, предоставляя ему социальные гарантии.

Социальные гарантии – это предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные государственные социальные стандарты.

Минимальный государственный социальный стандарт – это пакет государственных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется государством на всей территории РФ, за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Минимальные государственные социальные стандарты представляют собой установленные законодательством нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, не соблюсти который нельзя.

Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в разных сферах, важнейшей из которых является система охраны здоровья населения.

В здравоохранении роль минимального государственного социального стандарта выполняет Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая принимается Правительством РФ, субъектов РФ и финансируется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.

Глава 3. Цели, принципы формирования и структура Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) представляет собой пакет документов, определяющих перечень заболеваний, видов, форм и условий предоставления и финансирования медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.

Программа является одним из основных инструментов государственной политики и финансирования в сфере здравоохранения России. Она включает в себя практически все виды медицинской помощи, оказываемые на территории России, и строится на смешанной системе финансирования, включающей средства бюджетов различных уровней и средства ОМС.

Основной целью ПГГ является реализация конституционного права граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Основные принципы формирования ПГГ:

1) соответствие утверждаемых объемов медицинской помощи структуре и уровню заболеваемости населения;

2) соответствие финансовых средств, выделяемых на основе утвержденного подушевого норматива, затратам, необходимым для оказания населению гарантированной бесплатной медицинской помощи;

3) соблюдение ответственности органов исполнительной власти всех уровней за реализацию Программы.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ТПГГ) в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Целями разработки федеральной ПГГ являются:

1) создание единого правового и экономического механиз­ма реализации конституционных прав граждан на полу­чение гарантированной бесплатной медицинской по­мощи;

2) создание единой системы планирования и финансиро­вания медицинской помощи;

3) обеспечение баланса между обязательствами государства по предоставлению населению гарантированной бес­платной медицинской помощи и выделяемых для этого ресурсов.

Структура федеральной ПГГ включает в себя 9 разделов:

I. Общие положения.

II. Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.

III. Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

 IV. Базовая программа ОМС.

V. Финансовое обеспечение Программы.

 VI. Средние нормативы объема медицинской помощи.

VII. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.

VIII. Требования к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

 IX. Критерии доступности и качества медицинской помощи.

Приложением к ПГГ является «Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащий в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи», включающий два раздела:

I. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМСов.

II. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств, предоставляемых федеральному бюджету из бюджета ФФОМС в виде иных межбюджетных трансфертов.

На основе ПГГ органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают ТПГГ, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов бесплатной медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ТПГГ) устанавливает перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории Иркутской области бесплатно за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и средств обязательного медицинского страхования.

Целями разработки ТПГГ являются:

1) создание единого правового и экономического механиз­ма реализации конституционных прав граждан на полу­чение гарантированной бесплатной медицинской по­мощи в пределах субъекта РФ;

2) создание системы планирования и финансиро­вания медицинской помощи в субъекте РФ;

3) повышение эффективности использования ресурсов, имеющихся в распоряжении региональной системы здравоохранения.

Основные задачи разработки ТПГГ:

1) консолидация государственных источников финансирования для обеспечения населения гарантированной бесплатной медицинской помощью;

2) обеспечение сбалансированности обязательств государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и выделяемых для этого финансовых средств;

3) повышение эффективности использования имеющихся ресурсов здравоохранения.
Основные принципы формирования ТПГГ:

1) обоснование потребности населения территории в медицинской помощи, с учетом особенностей демографического состава, уровня и структуры заболеваемости населения;

2) обеспечение соответствия гарантируемых объемов медицинской помощи нормативам и стандартам оказания медицинской помощи, предусмотренных ТПГГ;

3) научное обоснование необходимых материальных и финансовых затрат на соответствующую единицу объема медицинской помощи;

4) обеспечение сбалансированности объемов и структуры гарантируемой медицинской помощи и финансовых средств, необходимых для ее реализации;

5) повышение эффективности использования ресурсной базы здравоохранения за счет оптимизации структуры и мощности территориальной сети медицинских организаций и внедрения ресурсосберегающих медицинских технологий.

Структура ТПГГ:

Раздел 1. Общие положения.

Раздел 2. Перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно.

Раздел 3. Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно.

Раздел 4. Территориальная программа обязательного медицинского страхования.

Раздел 5. Финансовое обеспечение программы.

Раздел 6. Средние нормативы объема медицинской помощи.

Раздел 7. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.

Раздел 8. Порядок и условия предоставления бесплатной медицинской помощи при реализации программы, включающий в себя 14 глав:

I. общие положения;

II. условия реализации установленного законодательством РФ права на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача);

III. порядок реализации установленного законодательством РФ права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта РФ;

IV. перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50% скидкой;

V. порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами, а также медицинскими изделиями, включенными в утверждаемый Правительством РФ перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, по назначению врача, а также донорской кровью и ее компонентами по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи с учетом видов, условий и форм оказания медицинской помощи, за исключением лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по желанию пациента;

VI. перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках Территориальной программы;

VII. условия и сроки диспансеризации населения для отдельных категорий населения;

VIII. перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе Территориальной программы ОМС;

IX. сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, в том числе сроки ожидания оказания медицинской помощи в стационарных условиях, проведения отдельных диагностических обследований, а также консультаций врачей-специалистов;

X. условия пребывания в медицинских организациях при оказании медицинской помощи в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше указанного возраста – при наличии медицинских показаний;

XI. условия размещения пациентов в маломестных палатах (боксах) по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным министерством здравоохранения российской федерации;

XII. условия предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае выявления у них заболеваний медицинской помощи всех видов, включая специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь;

XIII. порядок предоставления транспортных услуг при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований – при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь пациенту;

XIV. порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, не участвующей в реализации программы.

Раздел 9. Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи

В структуре ТПГГ также содержится 16 приложений:

1. Перечень медицинских организаций (обособленных подразделений), участвующих в реализации ТПГГ в субъекте РФ, в том числе программы ОМС в текущем году.

2. Перечень медицинских организаций оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь.

3. Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащий в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, включающий 2 раздела:

раздел I. перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМСов;

раздел II. перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств, предоставляемых федеральному бюджету из бюджета ФФОМС в виде иных межбюджетных трансфертов.

4. Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению бесплатно в соответствии с законом «О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медицинской помощи».

5. Перечень лекарственных препаратов для назначения при амбулаторном лечении детям первых 3-х лет жизни из малоимущих семей, семей одиноких родителей, для детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей.

6. Медицинские организации государственной системы здравоохранения, на базе которых работают центры здоровья, занимающиеся повышением приверженности населения к здоровому образу жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

7. Целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.

8. Объем амбулаторной стоматологической помощи, оказываемой взрослому населению в рамках ТПГГ в субъекте РФ на текущий год.

9. Объем амбулаторной стоматологической помощи, оказываемой детскому населению в рамках ТПГГ в субъекте РФ на текущий год.

10. Перечень медицинских организаций, на базе которых проводится плановый амбулаторный гемодиализ в системе ОМС.

11. Перечень медицинских организаций, на базе которых проводится перитонеальный диализ в системе ОМС.

12. Плановые объемы медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в стационарных условиях, скорой медицинской помощи вне медицинской организации, медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров всех типов в медицинских организациях, участвующих в реализации ТПГГ в субъекте РФ на текущий год.

13. Объемы медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в стационарных условиях, скорой медицинской помощи вне медицинской организации, медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров всех типов на 1 жителя в год по уровням оказания медицинской помощи в медицинских организациях, участвующих в реализации ТПГГ в в субъекте РФ в текущем году.

14. Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам на лекарственные препараты для медицинского  применения с 50% скидкой со свободных цен.

15. Утвержденная стоимость ТПГГ в субъекте РФ по источникам финансового обеспечения на текущий год.

16. Утвержденная стоимость ТПГГ в субъекте РФ по условиям ее оказания на текущий год.

 

В рамках Программы (ПГГ и ТПГГ) бесплатно предоставляются:

Ø первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

Ø специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

Ø скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

Ø паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.

Программа выделяет следующие формы медицинской помощи:

Ø экстренная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

Ø неотложная – медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

Ø плановая – медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Как указывалось выше, базовая программа ОМС является составной частью ПГГ и регламентирует оказание тех видов помощи, которые оказываются за счет средств ОМС: первичная медико-санитарная помощь, включая мероприятия по профилактике, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная, в т.ч. высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая за счет средств ОМС, мероприятия по диспансеризации и профилактическим медицинским осмотрам отдельных категорий граждан, по медицинской реабилитации, осуществляемой в медицинских организациях, аудиологическому скринингу, а также по применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение). В базовую программу ОМС не входит помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, ВИЧ и СПИД, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения.

Территориальная программа ОМС является составной частью ТПГГ. Являясь аналогом Базовой программы ОМС, входящей в структуру ПГГ, она так же, как и Базовая программа, регламентирует оказание тех видов помощи, которые оказываются за счет средств ОМС. Важный момент – утвержденный объем Территориальной программы ОМС не должен быть ниже объема Базовой программы ОМС, в то время как к объему бюджетной составляющей ТПГГ таких требований не предъявляется.

В рамках Программы устанавливаются нормативы объемов медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, которые используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения.

Средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по Программе рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год, по Программе ОМС – на 1 застрахованное лицо.

Единицей объема скорой медицинской помощи является вызов, медицинской помощи в амбулаторных условиях – посещение и обращение по поводу заболевания (законченный случай лечения заболевания, кратность посещений по поводу одного заболевания – не менее 2), медицинской помощи в стационарных условиях – случай госпитализации (законченный случай лечения в стационарных условиях), медицинской помощи в условиях дневного стационара – случай лечения (законченный случай лечения в условиях дневного стационара); медицинской реабилитации – койко-день.

Единицей объема стоматологической помощи является как посещение, так и условные единицы трудоемкости (УЕТ).

В случае оказания медицинской помощи в приемном отделении, консультативно-диагностических услуг в диагностических и лечебных отделениях стационара больницы, не требующих госпитализации и наблюдения за состоянием здоровья пациентов длительностью до 6 часов после проведенных лечебно-диагностических мероприятий, единицей объема является посещение.

При формировании ТПГГ нормативы объемов медицинской помощи корректируются с учетом особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъектов РФ.

Кроме того, для анализа всех средств, идущих на компенсацию затрат по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи (в расчете на 1 человека в год), устанавливаются подушевые нормативы финансирования Программы.

На основании территориальных программ разрабатываются государственные задания по обеспечению населения субъекта РФ бесплатной медицинской помощью.

Основным принципом финансового планирования системы здравоохранения субъекта РФ является соответствие объема предоставляемой населению государством бесплатной медицинской помощи и финансовых ресурсов, выделяемых для ее обеспечения. Достижение такого соответствия является единственным приемлемым в современных условиях механизмом реализации конституционного права граждан на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.

Наряду с оказанием медицинской помощи населению бесплатно в рамках ТПГГ государственные медицинские организации могут оказывать платные услуги населению. При этом медицинские организации обязаны обеспечивать соответствие предоставляемых населению платных медицинских услуг требованиям порядков и стандартов медицинской помощи.

Медицинские организации также обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении организации (месте ее государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Предоставление платных медицинских услуг (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи) оформляется договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в банках или в медицинской организации. Медицинские организации обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию соответствующего документа, подтверждающие прием наличных денег.

Пациенты, пользующиеся платными медицинскими услугами (сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи), вправе требовать предоставления информации о наличии лицензии, сертификатов специалистов, методики расчета стоимости оказанной услуги и т.п.

 

 




Приложения

Приложение 1

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12 февраля 2015 г. №51н               «Об утверждении формы соглашения Министерства здравоохранения РФ, ФФОМС и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе территориальной программы ОМС»

 

СОГЛАШЕНИЕ

Министерства здравоохранения Российской Федерации,

Федерального фонда обязательного медицинского страхования

и ___________________________________________________________,

(наименование высшего органа исполнительной власти субъекта

Российской Федерации)

о реализации территориальной программы государственных гарантий

бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе

территориальной программы обязательного медицинского страхования,

______________________________________________________,

(наименование субъекта Российской Федерации)

                      на __________________________ год и на плановый

(очередной финансовый год)

период _________ и _________ годов

(плановый период)

г. Москва "__" ________________ 20__ г.

 

Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее - Министерство) в лице Министра здравоохранения Российской Федерации ______________________________________, действующего на основании Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) в лице председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхования ____________________________________, действующего на основании устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, и ______________________________________________________

(наименование высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации)

(далее - высший орган исполнительной власти), в лице _____________________, действующего на основании _________________________, именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии со статьей 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", заключили настоящее Соглашение о нижеследующем:

 

I. Предмет Соглашения

Предметом настоящего Соглашения являются условия реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальная программа), в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования, ___________________________________________________________________________

 (наименование субъекта Российской Федерации) на ____ год и на плановый период ____ и ____ годов.

 

II. Права и обязательства Сторон по реализации

территориальной программы, в том числе территориальной

программы обязательного медицинского страхования

1. Министерство:

1.1. Обеспечивает организационное и методическое руководство, представление необходимых разъяснений по вопросам реализации территориальной программы.

1.2. Осуществляет оценку реализации территориальной программы на очередной финансовый год и на плановый период, в том числе в части исполнения плана мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении Министерства о результатах мониторинга формирования и экономического обоснования территориальной программы (далее - заключение), согласно приложению к настоящему Соглашению.

1.3. Информирует высший орган исполнительной власти субъекта о случаях несоблюдения условий настоящего Соглашения, а также при наличии плана мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении, - о неисполнении указанных мероприятий.

 

2. Фонд:

2.1. Обеспечивает предоставление необходимых разъяснений по вопросам реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

2.2. Осуществляет оценку реализации территориальной программы на очередной финансовый год и на плановый период, в том числе в части исполнения плана мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении.

2.3. Информирует Министерство о случаях несоблюдения условий настоящего Соглашения, а также при наличии плана мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении, - о неисполнении указанных мероприятий.

2.4. Предоставляет субвенции бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

 

3. Высший орган исполнительный власти:

3.1. Реализует территориальную программу в соответствии законодательством в сфере охраны здоровья и Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и на плановый период (далее - Программа), утвержденной Правительством Российской Федерации.

3.2. Реализует план мероприятий по устранению замечаний, содержащихся в заключении.

3.3. Вносит изменения в территориальную программу в соответствии с заключением и представляет ее в Министерство и Фонд.

3.4. Устанавливает в территориальной программе значения нормативов объема медицинской помощи, в том числе скорректированные с учетом заключения:

количество случаев госпитализации: в целом по территориальной программе ____ на 1 жителя, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования _____ на 1 застрахованное лицо;

количество пациенто-дней в условиях дневных стационаров: в целом по территориальной программе _____ на 1 жителя, в том числе в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования ______ на 1 застрахованное лицо;

количество посещений по неотложной медицинской помощи _____ на 1 застрахованное лицо в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования;

количество койко-дней по медицинской реабилитации в стационарных условиях _____ на 1 застрахованное лицо в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

3.5. Осуществляет финансовое обеспечение оказания медицинской помощи в рамках территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинской страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.6. Осуществляет финансовое обеспечение дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, в сумме _____ путем перечисления платежей из бюджета субъекта Российской Федерации в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования ежемесячно в размере ___ с указанием в территориальной программе перечня направлений использования средств обязательного медицинского страхования.

3.7. Осуществляет финансовое обеспечение перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования в сумме _____ путем перечисления платежей из бюджета субъекта Российской Федерации в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования ежемесячно в размере _____________ при соблюдении следующих условий:

выполнение требований, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования;

указание в территориальной программе перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования; значений нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо; значений нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на 1 застрахованное лицо не ниже утвержденных Программой; значения норматива финансового обеспечения в расчете на 1 застрахованное лицо; способов оплаты медицинской помощи, оказываемой по обязательному медицинскому страхованию застрахованным лицам; структуры тарифа на оплату медицинской помощи; реестра медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования; условий оказания медицинской помощи в таких медицинских организациях.

 

III. Срок действия Соглашения

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания и действует до ________ 201_ года.

 

IV. Заключительные положения

4.1. Стороны имеют право вносить изменения в настоящее Соглашение или прекращать его действие в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4.2. Все споры, вытекающие из настоящего Соглашения или возникающие по поводу настоящего Соглашения, Стороны разрешают путем переговоров.

4.3. Взаимоотношения Сторон, не урегулированные настоящим Соглашением, регламентируются законодательством Российской Федерации.

 

V. Реквизиты Сторон

Министерство здравоохранения Российской Федерации Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Адрес: Рахмановский пер., д. 3, Москва, 127994   Адрес: ул. Новослободская, д. 37, Москва, 101481
______________________ (наименование, адрес) _______________________ (наименование, адрес) ____________________ (наименование, адрес)
________________________ подпись должностного лица, Ф.И.О. ________________________ подпись должностного лица, Ф.И.О. ______________________ подпись должностного лица, Ф.И.О.

 

 

Приложение 5

Приказ ФФОМС от 18.11.2014 г. №200 (в ред. Приказа ФФОМС от 14.04.2015 г. №64)             «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения»

Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения, заключаемого между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 23, ст. 2930) и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями) (далее - тарифное соглашение), включенными в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - тарифная комиссия) (далее - требования), устанавливаются в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

2. Способы оплаты медицинской помощи в субъекте Российской Федерации, размер и структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливаются в зависимости от условий оказания медицинской помощи, определенных частью 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

3. Размер и структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливаются дифференцированно для групп медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций:

1) оказывающих населению первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медико-санитарную помощь, а также специализированную медицинскую помощь в пределах муниципального района, а также внутригородского района;

2) оказывающих населению первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медико-санитарную помощь, а также специализированную медицинскую помощь в пределах нескольких муниципальных районов и в городских округах, в том числе городских округах с внутригородским делением;

3) оказывающих населению первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медико-санитарную помощь, а также специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь в пределах субъекта Российской Федерации, а также в пределах нескольких субъектов Российской Федерации.

4. При установлении размера и структуры тарифов на оплату медицинской помощи в субъекте Российской Федерации допускается дифференциация тарифов на оплату медицинской помощи в части их размера и структуры, устанавливаемых в соответствии с пунктом 3 настоящих требований, по группам медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций с учетом объективных критериев: вида медицинской помощи, среднего радиуса территории обслуживания, количества фельдшерско-акушерских пунктов, уровня расходов на содержание имущества на единицу объема медицинской помощи, достижения целевых показателей уровня заработной платы медицинских работников, установленных "дорожными картами" развития здравоохранения в субъекте Российской Федерации.

5. При установлении размера и структуры тарифов на оплату медицинской помощи в субъекте Российской Федерации применяется коэффициент дифференциации, рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 года N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 20, ст. 2559; N 37, ст. 5002; 2013, N 45, ст. 5821).

6. В случае, если для территории субъекта Российской Федерации установлено несколько районных коэффициентов к заработной плате и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за работу в местностях с особыми климатическими условиями, которые установлены для территории субъекта Российской Федерации или г. Байконура законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Союза ССР или расчетных уровней индекса бюджетных расходов, при установлении размера и структуры тарифов на оплату медицинской помощи для медицинских организаций учитываются значения вышеперечисленных показателей, установленные для территории, на которой расположена медицинская организация.

7. При установлении размера и структуры подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц при оплате медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, а также подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации в субъекте Российской Федерации применяются половозрастные коэффициенты дифференциации. Для определения половозрастных коэффициентов дифференциации численность застрахованных лиц в субъекте Российской Федерации распределяется на следующие половозрастные группы (далее - половозрастные группы):

ноль - один год мужчины/женщины;

один год - четыре года мужчины/женщины;

пять лет - семнадцать лет мужчины/женщины;

восемнадцать лет - пятьдесят девять лет мужчины;

восемнадцать лет - пятьдесят четыре года женщины;

шестьдесят лет и старше мужчины;

пятьдесят пять лет и старше женщины.

8. При определении половозрастных коэффициентов дифференциации в субъекте Российской Федерации допустимо использовать распределение численности застрахованных лиц на иные половозрастные подгруппы с учетом дифференциации в оказании медицинской помощи.

 

II. Структура тарифного соглашения

9. Структура тарифного соглашения включает следующие разделы:

1) общие положения;

2) способы оплаты медицинской помощи, применяемые в субъекте Российской Федерации;

3) размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи;

4) размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества;

5) заключительные положения.

 

III. Содержание тарифного соглашения

10. Раздел "Общие положения" содержит сведения об основаниях заключения тарифного соглашения (нормативные правовые акты, в соответствии с которыми разрабатывалось и заключалось тарифное соглашение), предмете тарифного соглашения, представителях сторон, заключивших тарифное соглашение (перечень представителей указывается в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"), а также иную информацию в части общих положений (основные термины, определения и прочее).

11. Раздел "Способы оплаты медицинской помощи" содержит сведения о применении способов оплаты медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, утверждаемой в составе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии со статьей 35 Федерального закона 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

11.1. Сведения о применении способов оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, в том числе включают:

1) перечень медицинских организаций (структурных подразделений медицинских организаций), оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, включающий следующие разделы:

1.1) медицинские организации (структурные подразделения медицинских организаций), имеющие прикрепившихся лиц, оплата медицинской помощи в которых осуществляется по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (далее - подушевой норматив);

1.2) медицинские организации (структурные подразделения медицинских организаций), не имеющие прикрепившихся лиц, оплата медицинской помощи в которых осуществляется за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);

2) перечень видов медицинской помощи, форм оказания медицинской помощи, единиц объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется по подушевому нормативу;

3) перечень показателей результативности деятельности медицинских организаций (при их использовании) и критерии их оценки (включая целевые значения), а также порядок осуществления выплат медицинским организациям, имеющим прикрепившихся лиц, за достижение соответствующих показателей.

11.2. Сведения о применении способов оплаты медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, в том числе включают:

1) перечень медицинских организаций (структурных подразделений медицинских организаций), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях;

2) порядок оплаты прерванных случаев лечения, в том числе при переводах пациентов из одного структурного подразделения в другое в рамках одной медицинской организации либо между медицинскими организациями.

11.3. Сведения о применении способов оплаты медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара, в том числе включают:

1) перечень медицинских организаций (структурных подразделений медицинских организаций), оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара;

2) порядок оплаты прерванных случаев лечения, в том числе при переводах пациентов из одного структурного подразделения в другое в рамках одной медицинской организации либо между медицинскими организациями.

11.4. Сведения о применении способов оплаты скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации, включают:

1) перечень медицинских организаций (структурных подразделений медицинских организаций), оказывающих скорую медицинскую помощь вне медицинских организаций, в том числе перечень медицинских организаций (структурных подразделений медицинских организаций), оплата медицинской помощи в которых осуществляется по подушевому нормативу финансирования скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации (далее - подушевой норматив финансирования скорой медицинской помощи);

2) перечень медицинских услуг, оплачиваемых по отдельным тарифам.

11.5. Перечни медицинских организаций (структурных подразделений медицинских организаций), устанавливаемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11.1, подпунктом 1 пункта 11.2, подпунктом 1 пункта 11.3, подпунктом 1 пункта 11.4 настоящих Требований, формируются в разрезе групп медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Требований.

(п. 11.5 введен Приказом ФФОМС от 14.04.2015 N 64)

12. Раздел "Размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи" включает в себя тарифы на оплату медицинской помощи и их структуру.

12.1. Размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи определяется в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленной разделом XI Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011 года, регистрационный N 19998), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 марта 2013 года N 160н "О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 мая 2013 года, регистрационный N 28480), от 20 ноября 2013 года N 859ан "О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 года N 158н" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 29 ноября 2013 года, регистрационный N 30489).

12.2. Установление тарифов на отдельные медицинские услуги осуществляется в соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 января 2012 года, регистрационный N 23010), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 794н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1664н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 декабря 2013 года, регистрационный N 30977).

12.3. В части медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, устанавливаются:

1) средний размер финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования данного субъекта Российской Федерации, в расчете на одно застрахованное лицо, определенный на основе нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования;

2) размер подушевого норматива финансирования в соответствии с перечнем видов медицинской помощи, форм оказания медицинской помощи, единиц объема медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется по подушевому нормативу;

3) тарифы на оплату единиц объема медицинской помощи (медицинская услуга, посещение, обращение (законченный случай)), мероприятий по диспансеризации и профилактическим осмотрам отдельных категорий граждан, применяемые в том числе для осуществления межтерриториальных расчетов;

4) половозрастные коэффициенты дифференциации подушевого норматива.

12.4. В части медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, устанавливаются:

1) средний размер финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования данного субъекта Российской Федерации, в расчете на одно застрахованное лицо, определенный на основе нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования;

2) перечень групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) или клинико-профильных групп (КПГ) с указанием коэффициентов относительной затратоемкости КСГ или КПГ;

3) размер средней стоимости законченного случая лечения, включенного в КСГ или КПГ;

4) поправочные коэффициенты оплаты КСГ или КПГ, установленные в субъекте Российской Федерации (при наличии):

- управленческий коэффициент;

- коэффициент уровня оказания медицинской помощи;

- коэффициент сложности лечения пациента;

5) тарифы (коэффициенты), применяемые для оплаты прерванных случаев лечения (при наличии);

6) тарифы на оплату законченных случаев лечения заболеваний в стационарных условиях с применением методов высокотехнологичной медицинской помощи.

12.5. В части медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, устанавливаются:

1) средний размер финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования данного субъекта Российской Федерации, в расчете на одно застрахованное лицо, определенный на основе нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования;

2) перечень групп заболеваний, в том числе КСГ или КПГ с указанием коэффициентов относительной затратоемкости КСГ или КПГ;

3) размер средней стоимости законченного случая лечения, включенного в КСГ или КПГ;

4) поправочные коэффициенты оплаты КСГ или КПГ, установленные в субъекте Российской Федерации (при наличии):

- управленческий коэффициент;

- коэффициент уровня оказания медицинской помощи;

- коэффициент сложности лечения пациента;

5) тарифы на оплату медицинской помощи, применяемые для оплаты прерванных случаев лечения (при наличии).

12.6. В части скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации, устанавливаются:

1) средний размер финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования данного субъекта Российской Федерации, в расчете на одно застрахованное лицо, определенный на основе нормативов объемов медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования;

2) размер подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи;

3) тарифы на оплату единиц объема медицинской помощи (вызов скорой медицинской помощи, медицинская услуга), применяемые в том числе для осуществления межтерриториальных расчетов;

4) половозрастные коэффициенты дифференциации подушевого норматива финансирования скорой медицинской помощи.

13. Структура тарифов на оплату медицинской помощи устанавливается в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации и в части базовой программы обязательного медицинского страхования включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

(п. 13 в ред. Приказа ФФОМС от 14.04.2015 N 64)

14. Раздел "Размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества" содержит применяемые к медицинским организациям, участвующим в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, санкции за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

15. Раздел "Заключительные положения" устанавливает срок действия Тарифного соглашения, порядок его изменения, порядок индексации тарифов, а также иные аспекты оплаты медицинской помощи и взаимодействия участников системы обязательного медицинского страхования. Тарифное соглашение считается действующим при условии подписания его представителями всех сторон, включенных в состав тарифной комиссии.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОРЯДОК ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

 

Учебное пособие для студентов

 

Иркутск – 2016



УДК 614.2:364.6(075.8)

ББК 51.1(2Рос)кя73

Г14

Авторы:

Гайдаров Г.М. – заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, д.м.н., профессор;

Макаров С. В. – доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, к.м.н.

Алексеева Н.Ю. – профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, д.м.н.

 

Абашин Н.Н. – заместитель директора ГУ ТФОМС граждан Иркутской области по организации обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области, к.м.н., доцент;

Смирнов С.Н. – заместитель главного врача Клиник ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ по экономическим вопросам, к.м.н., доцент.

 

Гайдаров, Г. М.

Г14 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, порядок ее формирования и реализации / Г. М. Гайдаров, С. В. Макаров, Н. Ю. Алексеева. – ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск : ИГМУ, 2016. – 83 с.

 

Учебное пособие посвящено вопросам формирования и реализации важнейших документов в сфере охраны здоровья населения – Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ПГГ) и Территориальной программы государственных гарантий. В пособии рассмотрены история развития и актуальные проблемы реализации ПГГ в современных условиях. Детально изложено нормативно-правовое обеспечение программ, их структура и содержание. Также представлены методика разработки, порядок согласования и утверждения Территориальной программы государственных гарантий.   

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям «лечебное дело», «педиатрия», «медико-профилактическое дело» и «стоматология» при изучении дисциплины «экономика здравоохранения».

 

УДК 614.2:364.6(075.8)

ББК 51.1(2Рос)кя73

© Гайдаров Г.М., Макаров С.В., Алексеева Н.Ю., 2016

© ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, 2016



Оглавление

Список сокращений................................................................................................. 4

Введение................................................................................................................... 5

Глава 1. История развития и актуальные проблемы реализации программ государственных гарантий...................................................................................... 6

Глава 2. Правовые основы разработки, утверждения и реализации Программ государственных гарантий.................................................................................... 19

Глава 3. Цели, принципы формирования и структура Федеральной и Территориальной программ государственных гарантий................................... 38

Глава 4. Порядок формирования, согласования и утверждения Территориальной программы государственных гарантий............................................................... 49

Контрольные вопросы.......................................................................................... 57

Тестовые задания................................................................................................... 59

Эталоны ответов к тестовым заданиям................................................................. 61

Рекомендуемая литература................................................................................... 64

Приложения........................................................................................................... 66

Приложение 1  Глава 10 Федерального закона от 21.11.2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»................................................... 66

Приложение 2  Глава 7 Федерального закона от 29.11.2010 г. №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ».......................................... 70

Приложение 3  Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ, ст. 69.2. «Государственное задание»........................................................................... 74

Приложение 4 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 12.02.2015 г. №51н «Об утверждении формы соглашения Минздрава РФ, ФФОМС и высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о реализации ТПГГ, в том числе Территориальной программы ОМС»........................... 77

Приложение 5 Приказ ФФОМС от 18.11.2014 г. №200 «Об установлении Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения»............... 80



Список сокращений

БК – Бюджетный Кодекс РФ

ДМС – добровольное медицинское страхование

ИГМУ – Иркутский государственный медицинский университет

КПГ – клинико-профильная группа

КСГ – клинико-статистическая группа

Минздрав – Министерство здравоохранения

Минздравсоцразвития – Министерство здравоохранения и социального развития

МКБ-10 – Международная классификация болезней десятого пересмотра

ОМС – обязательное медицинское страхование

ПГГ – Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (федеральная Программа)

ПМСП – первичная медико-санитарная помощь

РФ – Российская Федерация

СМО – страховая медицинская организация

ТПГГ – Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

ТФОМС – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

УЕТ – условная единица трудоемкости

ФЗ – федеральный закон

ФФОМС – Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 



Введение

В любом государстве с развитой экономикой гражданам предоставляется определенный пакет медицинских услуг вне зависимости от степени их участия в их финансировании. Конституция РФ в ст. 41 гарантирует каждому право на получение бесплатной медицинской помощи. Однако в условиях рыночной экономики ресурсы, которые государство может направить на социальные нужды, ограничены. Одной из мер повышения эффективности использо­вания ресурсов является переход от содержания государством сети бюджетных организаций к финансированию пакетов государственных услуг. При этом государство сохраняет за собой функцию социальной защиты населения, предоставляя ему социальные гарантии.

Социальные гарантии – это предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные государственные социальные стандарты.

Минимальный государственный социальный стандарт – это пакет государственных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется государством на всей территории РФ, за счет финансирования из бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Минимальные государственные социальные стандарты представляют собой установленные законодательством нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, не соблюсти который нельзя.

Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в разных сферах, важнейшей из которых является система охраны здоровья населения.

В здравоохранении роль минимального государственного социального стандарта выполняет Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая принимается Правительством РФ, субъектов РФ и финансируется за счет бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.

Дата: 2018-11-18, просмотров: 299.