Для того, чтобы проанализировать и понять какие критерии влияют на акустику зала, необходимо рассмотреть некоторые из них и определить причину неудач в акустике. В таблице 5.1 приведена оценка лекционных залов и аудиторий.
Таблица 5.1 - Оценка лекционных залов и аудиторий
Зал | Вместимость, чел. | Объем, м3 | Удельный объем м3/чел | Максимальное удаление от лектора, м | Оценка |
Типовая аудитория МГУ | 209 | 1048 | 5,0 | 14 | Отл. |
Лекционный зал Дворца культуры и науки в Варшаве | 400 | 1800 | 4,5 | 17 | Отл. |
Большая аудитория МГУ | 520 | 3144 | 6,0 | 24 | Уд. |
Конференц-зал МИД (высотка на Смоленской площади) | 520 | 5000 | 9,6 | 20 | Неуд. |
Для лекционных залов рекомендуется оптимальный удельный объем 4-5 м3 /чел. Первые два зала не вызывают никаких замечаний.
Большая аудитория МГУ - объем завышен, время реверберации: на частоте 500 Гц- 2,3, на частоте 2000 Гц - 1,9 с при норме 1,0-1,1 с. Помещение несколько «гулкое», страдает разборчивость речи. Из-за большой высоты потолка велико запаздывание первых отражений в передней части аудитории.
Конференц-зал МИД - все недостатки предыдущего зала резко усугубляются, акустические условия неудовлетворительны.
Далее в таблице 5.2 приведена оценка залов драматических театров.
Таблица 5.2- Оценка залов драматических театров
Театры | Вместимость, чел. | Объем, м3 | Удельный объем м3 /чел | Максимальное удаление от сцены, м | Оценка |
Центральный театр Российской Армии | 1500 | 17900 | 11,9 | 32 | Неуд. |
МХАТ (Камергерский) | 1160 | 4850 | 4,2 | 23 | Хор. |
Театр им. Вахтангова | 1050 | 4600 | 4,4 | 26 | Отл. |
Театр им. Пушкина | 950 | 4400 | 4,6 | 22 | Хор. |
Центральный театр Российской армии - целый набор ошибок:
- удельный объем 11,9 м3 /чел при оптимальном 4-5 м3 /чел.
Результат - завышенное время реверберации 1,5-1,6 с на f= 500-1000 Гц (норма 1,2 с), зал «гулкий».
- высокий потолок 18,3 м - большое запаздывание отражений, в центре зала 60 миллисекунд.
- угол раскрытия стен 18° вместо 10-12° - отражения от стен не попадают в партер.
- отношение l / b = 0,76, рекомендуемое 1,3-1,6, результат - плохая разборчивость на боковых местах.
- задняя стенка - цилиндрическая форма - фокусирование звука, эхо в первых рядах партера.
- глубина под балконом 2,6 h (должно быть не более 1,5 h), плохая слышимость.
В таблице 5.3 приведена оценка залов театра оперы и балеты.
Таблица 5.3- Оценка залов театра оперы и балета
Театры | Вместимость, чел. | Объем, м3 | Удельный объем м3/чел | Максимальное удаление от сцены, м | Оценка |
Большой (Москва) | 2300 | 13800 | 6 | 24 | Хор. |
Новый филиал | 970 | 7900 | 8,1 | 25 | Хор. |
Оперы и балета (Минск) | 1145 | 11410 | 10 | 25 | Неуд. |
Оперы и балета (Волгоград) | 1100 | 5440 | 4,9 | 22 | Неуд. |
Детский музыкальный (Москва) | 1250 | 8250 | 6,6 | 24 | Хор. |
Новая опера (Москва) | 790 | 5500 | 7,0 | Хор. | |
Ла Скала (Милан) | 2289 | 11250 | 4,9 | 22 | Уд. |
Оперный (Одесса) | 1728 | 9000 | 5,2 | 23 | Уд. |
Ковент-Г арден (Лондон) | 2150 | 12250 | 5,7 | 25 | Уд. |
Национальная Опера (Париж) 1875 | 2130 | 10000 | 4,7 | 25 | Хор. |
Опера «Бастилья» (Париж) 1989 | 2700 | 21000 | 7,8 | 34 | Неуд. |
Театр Колон (Буэнос-Айрес) 1908 | 2487 | 20570 | 8,3 | 30 | Отл. |
Большой театр в городе Москва - в целом акустика хорошая, несколько сухо звучит музыка. Удельный объем на нижнем пределе оптимального 6-8 м3 /чел.
Оперный театр в Минске - завышен объем, большая реверберация, гулко, плохая разборчивость. Форма в плане - полукруглая, фокусирование звука, отражения от стен не поступают в средину партера. Пространство под балконом l= 2,2 h, должно быть не более 1,5 h, плохо слышно в задних рядах под балконом.
В Волгограде объем занижен, музыка звучит сухо, нет объемного звучания.
Детский музыкальный театр имени Н. Сац оценивается на 4. Для устранения «театрального эха» пришлось обработать звукопоглощающим материалом примыкание потолка к задней стене и барьер балкона.
Широкое раскрытие боковых стен привело к дефициту отражений (от стен) в партер, что компенсируется отражениями от козырька. Кривизна задней стены создавала опасность фокусирования звука, для исправления этого принято сложное членение задней стены.
Знаменитые театры Ла Скала в Милане и Национальная Опера в Париже имеют заниженные объемы (4,9 и 4,7 м3 /чел). Музыка в них звучит очень сухо и только психологический настрой публики под влиянием огромного многолетнего авторитета этих театров не позволяет оценить их акустику как неудовлетворительную. Время реверберации в этих залах на средних частотах одинаково 1,25 с, в то время как оптимальное 1,6 с.
Вместе с тем новый оперный театр в Париже «Бастилья» большей частью публики оценивается как неудовлетворительный с точки зрения акустики. По общему мнению специалистов лучшей акустикой обладает оперный театр Колон в Буэнос-Айресе.
В таблице 5.4 приведена оценка концертных залов.
В больших концертных залах для симфонической музыки оптимальный удельный объем 8-10 м3 /чел, при органной музыке желательно его увеличить до 10-12 м3/чел. Обычно принято считать максимальной границей вместимости 2000 человек.
Однако, удельный объем, от которого зависит величина времени реверберации, еще не всецело определяет акустические качества зала. Огромное значение имеет структура отражений. А это уже зависит от формы зала.
Старые залы - прямоугольная форма, небольшая ширина при относительно большой высоте, колонны, полуколонны, пилястры, лепнина - отражения от стен приходят раньше, чем от потолка, направления отраженного звука отличаются от направления прямого, это создает пространственное впечатление.
Этим объясняются отличные акустические качества таких залов, как Бостонский симфонический, Карнеги Холл в Нью-Йорке, театра Колон в Буэнос-Айресе, хотя в них вместимость больше 2000 мест.
Таблица 5.4- Оценка концертных залов
Зал | Вместимость, чел. | Объем, м3 | Удельный объем м3/чел | Т (500Гц) Измер. | Т(500Гц) Оптим. |
Роял Альберт Холл (Лондон) 1871 | 5220 | 86650 | 16,6 | 2,4 | 2,2 |
Барбикан (Лондон) 1982 | 2026 | 17750 | 8,8 | 1,7 | 1,9 |
Зал музыкального общества (Вена) 1870 | 1680 | 15000 | 8,9 | 2,0 | 1,9 |
Бостонский симфонический 1900 | 2625 | 18740 | 7,1 | 1,9 | 1,9 |
Карнеги Холл (Нью-Йорк) 1891 | 2800 | 24270 | 8,7 | 1,8 | 2,0 |
Колонный зал Дома Союзов (Москва) 1814 | 1600 | 12500 | 7,8 | 1,8 | 1,85 |
Большой зал Консерватории (Москва) 1901 | 2150 | 17000 | 7,9 | 1,8 | 1,9 |
Концертный зал им. Чайковского 1930 | 1560 | 17630 | 11,2 | 2,0 | 1,9 |
Светлановский зал ММДМ (Москва) 2002 | 1800 | 17000 (19000) орг. | 9,4 (10,5) | 1,9 (2.1) | 1,9 (2,35) |
Гос. филармония (С.- Петербург) | 1400 | 16380 | 11,7 | 1,8 | 1,9 |
Бетховен - Халле (Бонн) 1959 | 1420 | 16000 | 11,2 | 1,8 | 1,9 |
Практически все зарубежные залы, приведенные в таблице, имеют хорошие акустические качества. Только Лондонский Роял Альберт Холл отличается повышенной гулкостью.
Из московских залов хорошая акустика в Колонном Зале Дома Союзов и в Большом зале консерватории (причины - выше). Неудачен в акустическом плане Концертный зал им. Чайковского. Хотя время реверберации очень близко к оптимальному, но не все оно определяет. Зал в плане имеет форму эллипса, зрители располагаются на амфитеатре с большим подъемом. При таких условиях в зал не поступают отражения от стен, они идут только от потолка и приходят с большой задержкой из-за высокого потолка.
Интересное решение большого Светлановского зала Московского международного дома музыки, 2002 года строительства. При вместимости 1800 человек в обычном варианте его объем 17000 м3 (удельный объем 9,4 м3 /чел), время реверберации на средних частотах соответствует оптимуму. При исполнении органной музыки в звукоотражающем козырьке открываются окна (25% площади) и объем увеличивается до 19000 м3 (удельный - 10,5 м3/чел), время реверберации увеличивается до 2,1 с.
Чтобы избежать отрицательных последствий купола (фокусирования) на его внутренней поверхности сделаны специальные отражатели, разбивающие его сферическую форму и обеспечивающие «перемешивание» звуков для повышения диффузности поля.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АРХИТЕКТУРА ГРАЖДАНСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ЗДАНИЙ» РАЗДЕЛ 1 «АРХИТЕКТУРА ГРАЖДАНСКИХ ЗДАНИЙ»
1) Гражданские здания и их классификация (жилые и общественные, специализированные и универсальные).
2) Влияние градостроительных и климатических факторов на объёмно-планировочное решение гражданских зданий.
3) Современный этап гражданского строительства; перспективные типы гражданских зданий.
4) Общественные здания массового типа и уникальные; их объёмно-планировочные решения.
5) Физико-технические основы проектирования гражданских зданий (инсоляция и солнцезащита).
6) Конструкция гражданских зданий. Конструктивные схемы и системы.
7) Приемы композиции помещений общественных зданий. Привести примеры.
8) Функциональные основы проектирования общественных зданий и сооружений. Функционально-технологические процессы.
9) Группировка помещений общественного здания. Привести шесть основных схем.
10) Структурные узлы и ядро общественных зданий.
11) Коммуникационные связи общественных зданий и комплексов. Горизонтальные коммуникации (тамбуры, вестибюли, коридоры, проходы, галереи, переходы).
12) Вертикальные коммуникации общественных зданий (лестницы, лифты, пандусы).
13) Безраспорные плоскостные конструкции.
14) Распорные плоскостные конструкции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 А.Л.Гельфонд. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебное пособие. – М.: Архитектура – С, 2006 – 280 с.;
2 ТСН 31-317-99 «Культурно-зрелищные учреждения» г.Москва, 1998;
3 Н.В. Оболенский. Архитектурная физика. Учебник для вузов. Коллектив авторов под ред. Оболенского Н. В. М., 2005.
4 Макриненко Л.И. Акустика помещений общественных зданий. М., 1986;
5 Ковригин С.Д., Крышов С.П. Архитектурно-строительная акустика. М., 1986.;
6 Соловьев А.К. Физика среды. М., 2009.
Дата: 2018-11-18, просмотров: 745.